Решение Самарского областного суда от 8 апреля 2024 г. N 3а-612/2024
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-612/2024 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Т." об оспаривании в части нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установил:
приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 3 ноября 2023 года N 2365 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2024 год" (далее по тексту - Перечень на 2024 год) опубликован и размещен 03.11.2023 на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и 07.11.2023 на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Пунктом N в Приложение N 2 Перечня на 2024 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N.
Общество с ограниченной ответственностью "Т." (далее по тексту - ООО "Т.") обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия нормативного правового акта в части указанного пункта Перечня на 2024 год, обосновывая свою позицию тем, что является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N по адресу: <адрес> Помещение в текущем состоянии эксплуатировать и использовать в каких-либо коммерческих целях невозможно. Мероприятия по определению фактического использования нежилого помещения на момент формирования и утверждения Перечня на 2024 год административным ответчиком не проводилось. По сведениям ЕГРН, документам технического учета наименование и назначение нежилого помещения, здания, в котором оно расположено, а также вид разрешенного использования земельного участка не соответствуют критериям применения положений пп. 1, 2 п. 1 и п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение объекта в Перечень на 2024 год нарушает права административного истца, поскольку незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца Х.Е.М., действующая на основании доверенности, заявленные административные исковые требования поддержала и просила удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске, дополнив, что часть нежилого помещения используется арендатором ТЦ "П." под склад просроченной продукции и хранения ТБО, часть - не используется. Размер арендного платежа ниже коммерческой ставки.
Представитель административного ответчика М.М.С., действующий по доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск. При этом, дополнил, что исходя из представленных фотоматериалов, рассматриваемое помещение является вспомогательным помещением и используется для осуществления торговой деятельности магазина. Акт осмотра помещения административным истцом не может быть принят в качестве доказательства, поскольку составлен неуполномоченными лицами и после периода формирования и утверждения Перечня на 2024 год. Объект правомерно включен в оспариваемый нормативный правовой акт по заявлению администрации Ленинского внутригородского района г.о. Самара на основании акта осмотра помещения и дополнительных сведений из ЕГРН об аренде помещения в целях торговой деятельности.
В письменных возражениях на административный иск административный ответчик также указал, что помещение включено в оспариваемый Перечень на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), причины неявки суду не сообщили.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы настоящего дела и материалы инвентарного дела, заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшей об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах,
- не превышающих 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат (подпункт 1),
- 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (подпункт 2).
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (пункт 1).
Пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ определены условия, при которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) в целях данной статьи признается административно-деловым центром; торговым центром (комплексом); одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом).
В соответствии с пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ в целях данной статьи:
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствие со статьей 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года N 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
На основании постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 03.11.2023 N 2365 утвержден оспариваемый в части административным истцом Перечень на 2024 год.
Административным истцом не оспариваются полномочия административного ответчика, порядок принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта.
Анализируя положения пункта 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" во взаимодействии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, суд считает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка опубликования.
Под пунктом N в Приложение N 2 Перечня на 2024 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, принадлежащий на праве собственности административному истцу ООО "Т.".
Согласно выпискам из ЕГРН рассматриваемый объект - помещение с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>, площадью 561,6 кв. м, назначение - нежилое, наименование - помещение, подвал N 1, расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером N - здание, назначение и наименование - многоквартирный дом, не имеющее правообладателя, находящееся в пределах объектов с кадастровым номером N - земельный участок с видом разрешенного использования "магазин" и с кадастровым номером N - земельный участок с видом разрешенного использования "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (фактически занимаемый многоквартирным жилым домом)".
В сведениях ЕГРН в отношении рассматриваемого объекта с кадастровым номером N внесены сведения о регистрации 20.11.2018 аренды в пользу АО "Т." ИНН N на основании договора аренды нежилого помещения N 7 от 31.05.2018 и дополнительного соглашения N 4 от 15.02.2023.
Из договора аренды нежилого помещения N 7 от 31.05.2018, поступившего по запросу суда в порядке электронного взаимодействия из ППК "Р.", следует, что арендодатель ООО "Т." передал, а арендатор АО "Т." принял во временное возмездное владение и пользование (аренду) недвижимое имущество: часть нежилого помещения с кадастровым номером N, подвал, по адресу: <адрес>, общей площадью 253,9 кв. м. По договору аренды стороны согласовали, что целевое назначение арендуемого помещения: торговля продовольственными, непродовольственными и иными товарами, в том числе алкогольной продукцией, производство хлебобулочных и кондитерских изделий, мясных, рыбных и иных полуфабрикатов и готовой кулинарной продукции: помещения может быть также использовано для оказания услуг в том числе: телекоммуникационных, страховых и банковских, прием платежей по оплате услуг третьих лиц, размещение платежных терминалов и другое (пункт 1.3 договора аренды).
Факт исполнения сторонами обязательств по договору аренды представителем административного истца в судебном заседании не оспаривался.
По запросу суда из ППК Р. в порядке электронного взаимодействия поступила техническая документация на жилой дом с кадастровым номером N. По экспликации к плану строения по состоянию на 18.11.1998 в состав здания входил подвал, состоящие из частей помещения торгового назначения:
- общей площадью 522,4 кв. м - склад (6), холодный цех (5), лестничная клетка, коридор (6), тамбур, машинное отделение (3), мясной цех, подсобная, вентиляционная, склад-холодильник (2), щитовая,
- общей площадью 515,3 кв. м - вентиляционная камера (2), коридор (7), склад (15), лестничная клетка (2), машинное отделение, подсобная,
и производственного назначения:
- общей площадью 41,8 кв. м - кладовая, коридор, электрощитовая,
- общей площадью 38,1 кв. м - лестничная клетка.
Аналогичные сведения содержатся в технической документации материалов инвентарного дела, поступивших по запросу суда из ППК "Р.".
Кроме того, в материалах реестрового дела объекта с кадастровым номером N содержится решение Арбитражного суда Самарской области от 02.06.2021 по делу N А55-12981/2020 по заявлению ООО "Т." о сохранении нежилого помещения N Н3 общей площадью 561,6 кв. м, с кадастровым номером N, по адресу: <адрес> этаж: подвал N 1 в переустроенном, перепланированном виде. На основании декларации сведения об изменении характеристик объекта внесены в ЕГРН. При этом, технический план с назначением частей помещений, после переустройства и перепланирования в реестровом деле объекта отсутствуют.
Таким образом, из вышеуказанных документов следует, что наименование рассматриваемого помещения и здания, в котором оно расположено, а также их назначение, бесспорно не свидетельствуют о размещении в нем офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Правительством Самарской области постановлением от 25 июля 2016 N 402 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее Порядок), согласно которому вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется министерством имущественных отношений Самарской области (далее - уполномоченный орган) с учетом положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2). Для определения вида фактического использования объектов недвижимости для целей налогообложения используются:
сведения из ЕГРН;
документы технического учета (инвентаризации);
акты осмотра объектов недвижимого имущества, указанные в пунктах 5 и 9 данного Порядка и свидетельствующие о фактическом использовании объектов недвижимости (пункт 3).
Судом установлено, что включению в Перечень на 2024 год рассматриваемого объекта предшествовало определение вида его фактического использования в качестве торгового магазином "П." по акту администрации Ленинского внутригородского района г.о. Самара.
Данное обстоятельство нашло свое подтверждение также сведениями из ЕГРН о передаче собственником по договору аренды, действующему на дату принятия оспариваемого Перечня, часть помещения с кадастровым номером N площадью 253,9 кв. м (более 20% от общей площади 561,6 кв. м) арендатору АО "Т." для использования в коммерческих целях, в том числе в торговле, что соответствует критериям статьи 378.2 НК РФ.
По сведениям ЕГРЮЛ основным видом деятельности АО "Т." по ОКВЭД ОК 47.11 является "торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах".
Судом не принимается во внимание акт осмотра объекта недвижимого имущества от 08.04.2024, подготовленный представителями ООО "Т." и ООО "П.", о фактическом использовании рассматриваемого объекта, и фотоматериалы, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 N 402 не являются доказательствами по настоящему делу.
Доводы представителя административного истца о частичном не использовании помещения, невозможности использования из-за состояния объекта, низкой ставке арендного платежа, суд во внимание не принимает, как не имеющие правового значения для разрешения дела.
Вид разрешенного использования одного из двух земельных участков под зданием "магазин" позволяет отнести земельный участок под помещением к категории, предназначенной для размещения торговых объектов. Позиция представителя административного истца о технической ошибки в ЕГРН в части вида разрешенного использования земельного участка "магазин" во внимание не принимается как ничем не подтвержденная.
С учетом установленных обстоятельств, а именно сведений из ЕГРН, фактического использования рассматриваемого объекта, нежилое помещение с кадастровым номером N предназначено для размещения торговых объектов и правомерно в соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ включено в оспариваемый Перечень на 2024 год, оснований для удовлетворения заявленных требований судом не усматривается.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
отказать в удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Т." об оспаривании приказа министерства имущественных отношений Самарской области от 3 ноября 2023 года N 2365 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2024 год" в части включения в Приложение N 2 под пунктом N объекта с кадастровым номером N.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Самарский областной суд.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 19.04.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 8 апреля 2024 г. N 3а-612/2024
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании