Настоящий отчет подготовлен отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Администрации губернатора Пермского края в соответствии с Порядком проведения антикоррупционного мониторинга в Пермском крае, утвержденным указом губернатора Пермского края от 05 мая 2016 г. N 67, указом губернатора Пермского края от 30 сентября 2021 г. N 126 "Об утверждении Программы противодействия коррупции в Пермском крае на 2021 - 2024 годы" и Планом противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы в Администрации губернатора Пермского края, утвержденным распоряжением руководителя Администрации губернатора от 01 ноября 2021 г. N 01-37-ра-153, на основании сведений, представленных подразделениями (должностными лицами) по профилактике коррупционных и иных правонарушений органов государственной власти Пермского края, иных государственных органов Пермского края, а также органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края за отчетный 2023 год.
Применяемые сокращения:
| |
РФ |
Российская Федерация |
край |
Пермский край |
государственные органы или ГО |
органы государственной власти Пермского края, иные государственные органы Пермского края |
ИОГВ |
исполнительные органы государственной власти Пермского края |
Администрация губернатора |
Администрация губернатора Пермского края |
муниципальные органы или ОМСУ |
органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края |
гражданская служба |
государственная гражданская служба Пермского края |
гражданский служащий |
государственный гражданский служащий Пермского края |
муниципальный служащий |
муниципальный служащий в Пермском крае |
ОПКиИП |
отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений Администрации губернатора Пермского края |
Сведения о доходах |
сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера |
Обязанные лица |
лица, в чьи обязанности входит представление сведений о доходах |
1. Организационное и нормативное сопровождение антикоррупционной деятельности
Во исполнение требований Указа Президента РФ от 15 июля 2015 г. N 364 "О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции" и в соответствии с указом губернатора Пермского края от 25 декабря 2020 г. N 176 "О внесении изменений в отдельные указы губернатора Пермского края в части совершенствования организации деятельности органа Пермского края по профилактике коррупционных и иных правонарушений" функции органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений возложены с 28 декабря 2020 г. на отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений Администрации губернатора.
1.1. Нормативное правовое регулирование вопросов проведения антикоррупционной политики в Пермском крае
В отчетном периоде обеспечено нормативное регулирование мероприятий в сфере профилактики коррупции, в том числе путем приведения региональных нормативных правовых актов в соответствие федеральному законодательству.
Обеспечено внесение изменений в закон Пермского края от 10 октября 2017 г. N 130-ПК "О порядке представления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о порядке проверки достоверности и полноты таких сведений и о внесении изменений в отдельные законы Пермского края" в части особенностей представления сведений о доходах муниципальными депутатами, осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе (закон Пермского края от 02 мая 2023 г. N 180-ПК).
Закон Пермского края от 30 декабря 2008 г. N 382-ПК "О противодействии коррупции в Пермском крае" дополнен статьей 13.1.3, устанавливающей порядок уведомления лицами, замещающими государственные должности Пермского края, обо всех фактах обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений (закон Пермского края от 03 июля 2023 г. N 201-ПК).
Внесены изменения в Закон Пермского края от 07 декабря 2006 г. N 34-КЗ "О государственной гражданской службе Пермского края" в виде урегулирования участия гражданского служащего в управлении коммерческой организацией, являющейся организацией государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, более 50 процентов акций (долей) которой находится в собственности государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, в качестве члена коллегиального органа управления этой организации (закон Пермского края от 10 ноября 2023 г. N 244-ПК).
Всего подготовлено 3 проекта закона края и 3 проекта указа губернатора края.
1.2. Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Пермском крае
Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Пермском крае (далее - Комиссия по координации) является постоянно действующим координационным органом при губернаторе края и осуществляет свою деятельность в соответствии с указом губернатора края от 21 сентября 2015 г. N 133 "О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции" и указом губернатора края от 12 октября 2015 г. N 142 "Об утверждении Порядка рассмотрения Комиссией по координации работы по противодействию коррупции в Пермском крае вопросов, касающихся соблюдения лицами, замещающими государственные должности Пермского края, для которых федеральными законами не предусмотрено иное, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции".
В текущем году проведено 3 заседания Комиссии по координации, по результатам которых, помимо прочего, стала реализация следующих мероприятий.
Проведение мониторинга деятельности по профилактике коррупционных правонарушений в 22 ОМСУ и подведомственных им муниципальных организациях и учреждениях в Кудымкарском муниципальном округе, Юсьвинском муниципальном округе и Горнозаводском городском округе (далее - мониторинг).
Завершение организационно-правовой подготовки к использованию ГИС "Посейдон" - оборудовано рабочее место, приняты нормативные и иные правовые акты, регламентирующие порядок использования системы и технические вопросы.
Проведение анализа сведений о доходах, представленных муниципальными служащими (далее - анализ расходов), по результатам которого инициированы и проведены 37 контролей за расходами.
Направление в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ письма с предложением принять федеральный стандарт оценки изымаемых жилых помещений, предусматривающий:
расчет стоимости помещения с учетом состояния, рыночной стоимости земельного участка, расходов на снос;
требования к порядку расчета компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
Проведение семинара для государственных гражданских служащих и работников подведомственных учреждений в сфере лесного хозяйства и природопользования по вопросам соблюдения антикоррупционных требований, в том числе касающихся конфликта интересов.
Проведение анализа результативности применения государственными лесными инспекторами видеорегистраторов при осуществлении надзорной деятельности, по результатам которого подтверждена эффективность их использования, которая исключает искажение фиксируемой информации, а также запланирована закупка 30 видеорегистраторов в 2024 г.
Кроме того, обеспечено организационно-правовое сопровождение деятельности Комиссии по координации, в том числе в части актуализации ее состава.
Информация о результатах работы Комиссии по координации размещается на официальном сайте губернатора и Правительства края (раздел "Противодействие коррупции" подраздел "Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Пермском крае") и в специальных сообществах в социальных сетях.
1.3. Программа противодействия коррупции в Пермском крае и планы по противодействию коррупции государственных и муниципальных органов
Во исполнение Указа Президента РФ от 16 августа 2021 г. N 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы" (далее - Национальный план) указом губернатора Пермского края от 30 сентября 2021 г. N 126 утверждена Программа противодействия коррупции в Пермском крае на 2021 - 2024 годы (далее - Программа), а также приняты планы противодействия коррупции во всех ИОГВ и ОМСУ, в том числе подготовлен и утвержден распоряжением руководителя Администрации губернатора от 01 ноября 2021 г. N 01-37-ра-153 план противодействия коррупции в Администрации губернатора на 2021 - 2024 годы (далее - План).
В отчетном периоде выполнены все основные целевые индикаторы и показатели Программы и Плана.
Так, доля антикоррупционных проверок, основанием для которых послужила информация, представленная структурными подразделениями (должностными лицами) Администрации губернатора, ГО, ОМСУ, осуществляющими в соответствующих органах функции по профилактике коррупционных и иных правонарушений, по итогам анализа сведений, представленных гражданскими служащими, от общего числа указанных проверок составила 90% (при показателе не менее 78%).
Проведены в рамках контроля исполнения законодательства о противодействии коррупции 3 мероприятия по наблюдению в ИОГВ, что составило 100% от общего числа запланированных мероприятий.
Подготовлено 4 отчета о результатах антикоррупционного мониторинга.
Проведено 4 межведомственных семинара-совещания по вопросам реализации антикоррупционного законодательства для уполномоченных лиц Администрации губернатора, ГО и ОМСУ.
В информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (на специальных страницах в социальных сетях и в разделе "Противодействие коррупции" официального сайта Администрации губернатора) размещено 130 информационных материалов антикоррупционной направленности, в том числе ежеквартальные обзоры изменений антикоррупционного законодательства, информация о каждом проведенном заседании Комиссии по координации, отчет о реализации антикоррупционной политики за 2022 г.
Более подробная информация о выполнении мероприятий Программы в 2023 г. отражена в соответствующих разделах настоящего отчета.
2. Контроль за соблюдением антикоррупционных требований
2.1. Сведения о доходах, представляемые в установленном порядке
Работа со сведениями о доходах осуществляется в несколько этапов.
1. Прием сведений уполномоченными должностными лицами (диаграмма 1).
Диаграмма 1. Количество отдельных обязанных лиц, представивших сведения о доходах
Одновременно сократилось количество лиц, замещающих муниципальные должности, представивших сведения о доходах - 139 человек (за отчетный период 2021 г. сведения представили 1045 лиц).
Снижение связано, в первую очередь, с изменением антикоррупционного законодательства, которым закреплена обязанность представлять сведения о доходах лицами, замещающими муниципальные должности депутатов представительных органов и осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, только в случае совершения в отчетном периоде сделок, предусмотренных Федеральным законом от 03 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
При не совершении таких сделок муниципальными депутатами представительных органов, осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе, представляются соответствующие сообщения. Так, в 2023 г. указанные сообщения представлены 748 лицами.
2. Проведение анализа указанных сведений, который включает в себя проверку правильности оформления (соответствие форме, сверка со сведениями за предыдущий период) и анализ на предмет выявления рисков совершения нарушений соблюдения запретов, ограничений, требований о предотвращении (урегулировании) конфликта интересов, а также ненадлежащего исполнения обязанности по предоставлению полных и достоверных сведений о доходах.
На данном этапе выявляются основания для проведения антикоррупционных проверок, порядки проведения которых утверждены, в том числе законом Пермского края от 10 октября 2017 г. N 130-ПК (в отношении лиц, замещающих муниципальные должности), указами губернатора Пермского края от 18 марта 2010 г. N 12 (в отношении гражданских служащих), от 19 июля 2012 г. N 44 (в отношении муниципальных служащих), или контроля за расходами.
Информация о результатах проведенного в 2023 г. анализа сведений о доходах, представленных гражданскими и муниципальными служащими, а также лицами, замещающими муниципальные должности (далее - ЛЗМД), отражена в нижеприведенной таблице.
Таблица 1
|
Всего |
Гражданские служащие |
Муниципальные служащие |
ЛЗМД |
Количество обязанных лиц, сведения о доходах которых проанализированы |
7576 |
2428 |
4919 |
129 |
Количество проверочных мероприятий, инициированных по результатам анализа, из них |
112 |
50 |
45 |
17 |
Контролей за расходами |
47 |
3 |
37 |
7 |
Проверок полноты и достоверности сведений о доходах |
65 |
47 |
8 |
10 |
Выявлены факты представления недостоверных и (или) неполных сведений |
53 |
33 |
10 |
10 |
Привлечены к ответственности |
33 |
20 |
7 |
6 |
3. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах осуществляется путем сверки информации, полученной от государственных органов и иных организаций, осуществляющих учет (регистрацию) доходов (объектов), подлежащих декларированию, с декларируемой информацией. Сведения о количестве проведенных проверок отражены на диаграмме 2.
Диаграмма 2. Сведения о количестве проведенных проверок
Снижение количества проверок, проводимых по муниципальным служащим, связано с распространением практики рассмотрения информации о нарушениях и принятия решения о привлечении к ответственности без проведения проверок, в большинстве случаев при рассмотрении представлений органов прокуратуры.
Кроме того, на данном этапе происходит анализ и оценка информации, в том числе находящейся в открытом доступе, с целью выявления признаков конфликта интересов и (или) совершения коррупционных правонарушений.
Также во исполнение требований Федерального закона от 03 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и закона края от 11 ноября 2013 г. N 239-ПК "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности Пермского края, лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальных образованиях Пермского края, государственных гражданских служащих Пермского края, муниципальных служащих в Пермском крае и иных лиц их доходам" проведен многоэтапный анализ сведений о доходах, представленных муниципальными служащими, в рамках которого изучены сведения в отношении 479 муниципальных служащих, поступившие из 124 ОМСУ. По результатам анализа проведены 37 процедур контроля за расходами, из них в отчетном периоде завершены 32.
По результатам проведенных контролей за расходами установлено, что во всех случаях расходы соответствуют доходам, по 17 муниципальным служащим выявлены нарушения полноты и достоверности сведений о доходах, материалы направлены в ОМСУ.
2.2. Соблюдение гражданскими и муниципальными служащими ограничений, запретов, выполнение обязанностей, предусмотренных антикоррупционным законодательством
Сведения о проверках соблюдения гражданскими и муниципальными служащими установленных ограничений и запретов, а также требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов представлены в нижеприведенной таблице.
Таблица 2
1. |
Всего проведено проверок |
17 |
2. |
Выявлено нарушений, из которых |
13 |
2.1. |
несоблюдение запретов и ограничений |
1 |
2.2. |
несоблюдение требований об урегулировании конфликта интересов |
12 |
3. |
Применено взысканий |
5 |
Одним из положительных результатов профилактических антикоррупционных мероприятий является стабильное увеличение поданных гражданскими служащими категории "руководители", а также главами муниципальных образований уведомлений о возникновении конфликта интересов или его возможности (диаграмма 3).
Диаграмма 3. Информация о представленных уведомлениях о конфликте интересов
В соответствии с требованиями указа губернатора края от 18 августа 2022 г. N 81 был проведен контроль исполнения законодательства о противодействии коррупции:
- в 3 ИОГВ (Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии, Министерстве информационного развития и связи, Министерстве экономического развития и инвестиций) в форме наблюдения;
- в 22 ОМСУ и подведомственных им муниципальных организациях и учреждениях в Кудымкарском муниципальном округе, Юсьвинском муниципальном округе и Горнозаводском городском округе в форме мониторинга.
По итогам указанных мероприятий даны рекомендации по устранению выявленных замечаний, проделана работа по их устранению.
Во исполнение Комплексного плана мероприятий по профилактике правонарушений при реализации национальных и федеральных проектов в Пермском крае на 2020 - 2024 годы, утвержденного 05 июня 2020 г. временно исполняющим обязанности губернатора края (далее - Комплексный план), в отчетном периоде реализованы следующие мероприятия.
Проведен анализа информации, в том числе из дополнений к анкете и открытых источников, об участниках государственных и муниципальных закупок на предмет установления их аффилированных связей с государственными, муниципальными служащими, лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, в том числе членами комиссий по осуществлению закупок, участвующими в закупочной деятельности в рамках реализации национальных проектов. Фактов аффилированности не выявлено.
В рамках ежегодного методического семинара-совещания для уполномоченных государственных гражданских и муниципальных служащих, состоявшегося 08 февраля 2023 г., была доведена информация о практике, используемой Управлением по профилактике коррупционных правонарушений Правительства Вологодской области, для проведения анализа сведений о доходах, в том числе на предмет аффилированности.
Дополнительно вопросы аффилированности при осуществлении закупок, в том числе в рамках реализации национальных проектов, были обсуждены в рамках методических семинаров для гражданских служащих Министерства экономического развития и инвестиций, Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок и Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
2.3. Деятельность комиссий государственных и муниципальных органов по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
Порядки деятельности комиссий, образованных в государственных и муниципальных органах и уполномоченных на рассмотрение вопросов соблюдения требований антикоррупционного законодательства (далее - комиссии), утверждены указами губернатора края:
- от 24 августа 2010 г. N 59 для гражданских служащих;
- от 19 июля 2012 г. N 44 для муниципальных служащих;
- от 28 февраля 2019 г. N 26 для ЛЗМД.
В рамках заседаний комиссий в обязательном порядке исследуются все обстоятельства совершенного коррупционного правонарушения, решение принимается с учетом Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение запретов, ограничений, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнении обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, разработанного Министерством труда и социальной защиты РФ.
Всего в государственных и муниципальных органах проведено 122 заседания комиссий (в 2022 г. - 179 заседаний).
Главным отличием деятельности комиссий по сравнению с предыдущими отчетными периодами является перенаправленность на рассмотрение вопросов, касающихся соблюдения требований об урегулировании конфликта интересов (см. диаграммы 4 - 6).
Диаграмма 4. Информация о рассмотренных комиссиями вопросах
Диаграмма 5. Информация об установленных комиссиями нарушениях
Диаграмма 6. Сведения о применении взысканий по итогам рассмотрения информации на заседаниях комиссий
В целях обеспечения контроля за применением мер юридической ответственности за совершение гражданскими и муниципальными служащими коррупционных правонарушений представитель ОПКиИП входит в состав комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, образованных в государственных органах и администрациях муниципальных и городских округов.
За отчетный период с участием гражданских служащих ОПКиИП было проведено 66 заседаний комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских и муниципальных служащих.
3. Антикоррупционные просвещение и пропаганда
3.1. Обучение по вопросам применения антикоррупционного законодательства
Ежегодно обеспечивается выполнение государственного заказа по повышению квалификации гражданских и муниципальных служащих, в том числе по учебным программам в сфере противодействия коррупции. Так, в отчетном периоде во исполнение положений Национального плана повышение квалификации по антикоррупционной тематике всего прошли 401 гражданский служащий и 182 муниципальных служащих (диаграмма 7).
Диаграмма 7. Количество обучившихся служащих
Администрацией губернатора организовано проведение межведомственных методических семинаров для должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений в ГО и ОМСУ, в которых приняли участие в общей сложности 609 служащих и иных лиц.
Так, в феврале 2023 г. проведены 3 семинара для различных категорий обязанных лиц по вопросам представления сведений о доходах за отчетный период 2022 года (рассмотрены новеллы соответствующих методических рекомендаций Минтруда и практика в крае), в которых приняли участие 306 гражданских и муниципальных служащих и 183 лица, замещающих муниципальные должности.
В октябре 2023 г. совместно с департаментом государственной службы Администрации губернатора проведен семинар-совещание для уполномоченных гражданских и муниципальных служащих, на котором, помимо прочего рассмотрены актуальные вопросы применения антикоррупционного законодательства (новые изменения в антикоррупционном законодательстве, информационная работа в социальных сетях, о результатах мониторинга, о практике прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, о разъяснении отдельных норм антикоррупционного законодательства (на основе методических материалов Министерства труда и социальной защиты РФ), в качестве докладчиков выступили представители Центра управления регионом, прокуратуры края, а также Министерства труда и социальной защиты РФ, в семинаре приняли участие 120 гражданских и муниципальных служащих.
Кроме того, совместно с ИОГВ проведены семинары по вопросам соблюдения требований антикоррупционного законодательства для гражданских служащих Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок, Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии, Министерства экономического развития и инвестиций и Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края.
3.2. Иные просветительские мероприятия
Одним из значимых и наиболее эффективных просветительских мероприятий стало проведение 10 семинаров в формате "круглый стол" для уполномоченных муниципальных служащих, в которых приняли участие 77 служащих из 40 муниципальных образований.
В рамках семинаров обсуждены вопросы рассмотрения уведомлений:
- о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
- о выполнении иной оплачиваемой работы;
- работодателя о заключении с гражданином, замещавшим в должность гражданской (муниципальной) службы трудового договора или гражданско-правового договора;
- о возникновении не зависящих от гражданского (муниципального) служащего обстоятельств, препятствующих соблюдению ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнению обязанностей, установленных законодательством РФ в целях противодействия коррупции.
Подготовлено 5 видеороликов по вопросам профилактики коррупции, которые размещены в социальных сетях ИОГВ, ОМСУ, в том числе на официальных страницах указанных органов, кроме того, организована их трансляция в местах оказания услуг, приема граждан и т.п.
Также в отчетном периоде была продолжена практика направления информационных писем в ГО, ОМСУ с оперативным разъяснением актуальных изменений антикоррупционного законодательства.
Проведена работа по размещению на специально созданных группах в 2 социальных сетях 105 информационных сообщений (постов) антикоррупционной направленности, в том числе об изменениях законодательства, о проводимых профилактических мероприятиях. Также в рамках государственной программы "Общество и власть" реализованы мероприятия по продвижению постов путем таргетированной рекламы (распространение для определенной целевой аудитории), общее количество просмотров размещенных информационных сообщений составило 1 060 840 единиц.
Рис. 1. Изображения постов со страницы "Профилактика коррупции в Пермском крае" в социальной сети
4. Направления совершенствования реализации антикоррупционной политики в Пермском крае в 2024 году
Приоритетными мероприятиями по совершенствованию реализации антикоррупционной политики в Пермском крае определены:
- эффективное использование государственной информационной системы в области противодействия коррупции "Посейдон";
- проведение мониторинга деятельности по профилактике коррупционных правонарушений в ОМСУ;
- проведение анализа сведений о доходах, представленных муниципальными служащими, в целях возможного инициирования контроля за расходами;
- продолжение работы по проведению просветительских мероприятий, в том числе направленных на информирование населения о проводимых антикоррупционных мероприятиях в социальных сетях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отчет Администрации Губернатора Пермского края "О реализации мер антикоррупционной политики в Пермском крае за отчетный 2023 год"
Опубликование:
-