Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, C.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.В. Гуськова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин А.В. Гуськов оспаривает конституционность пунктов 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающих полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по формированию перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также предусматривающих, в том числе для целей включения конкретных объектов в такие перечни, критерии их отнесения к подлежащим налогообложению по кадастровой стоимости административно-деловым и торговым центрам (комплексам).
Как следует из представленных материалов, вступившими в законную силу актами судов общей юрисдикции отказано в удовлетворении административного искового заявления А.В. Гуськова о признании недействующими перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 и 2021 годы в части включения в них принадлежащего ему нежилого помещения. При этом суды исходили из характеристик данного помещения как самостоятельного объекта недвижимости и отклонили довод заявителя о незаконности применения к этому помещению кадастровой стоимости, поскольку оно находится в здании, не включенном в соответствующий перечень.
По мнению А.В. Гуськова, оспариваемые законоположения не соответствуют Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 18, 19 (часть 1), 55 (часть 3) и 57, ввиду того, что они позволяют облагать налогом на имущество по кадастровой стоимости нежилые помещения, расположенные в здании, которое не относится к перечню объектов недвижимости, предусмотренному статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В силу пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество формирует на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Виды таких объектов указаны в пункте 1 данной статьи. В частности, к ним отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1), а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
Конституционный Суд Российской Федерации ранее неоднократно указывал, что положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, принятые федеральным законодателем в пределах его дискреции в сфере налогообложения, устанавливают необходимые и достаточные законодательные критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость (определения от 19 декабря 2019 года N 3525-О, от 30 января 2020 года N 8-О, от 30 ноября 2023 года N 3024-О и др.). При этом Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что обложение налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости нежилых помещений, расположенных в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах), не обусловлено одновременным признанием таких центров объектами налогообложения (Определение от 11 марта 2021 года N 374-О).
Таким образом, оспариваемые законоположения, предполагающие определение налоговой базы по налогу на имущество исходя из кадастровой стоимости в отношении нежилых помещений, являющихся самостоятельными объектами недвижимого имущества и обладающих соответствующими характеристиками, действуют с учетом названных позиций Конституционного Суда Российской Федерации и, следовательно, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права А.В. Гуськова в указанном им аспекте.
Проверка же обоснованности судебных актов, в том числе в части установления фактических характеристик конкретного нежилого помещения, принадлежащего заявителю, или здания, в котором такое помещение расположено, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гуськова Андрея Владимировича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2024 г. N 1109-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гуськова Андрея Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктами 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда Российской Федерации (ksrf.ru)
-