Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением администрации
муниципального образования
городской округ
город-курорт Сочи
Краснодарского края
от 20.11.2023 N 3556
Основные направления
бюджетной и налоговой политики муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
1. Общие положения
1.1. Основные направления бюджетной и налоговой политики (далее по тексту - основные направления) муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее по тексту - город Сочи) на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, решением Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 24 декабря 2020 года N 74 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края", постановлением администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 1 июня 2021 года N 987 "О порядке составления проекта бюджета города Сочи на очередной финансовый год и на плановый период" с учетом итогов реализации налоговой и бюджетной политики в 2022 - 2023 годах.
При подготовке основных направлений были учтены положения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, муниципальные программы города Сочи, основные направления бюджетной и налоговой политики Краснодарского края на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, а также прогноз социально-экономического развития города Сочи до 2035 года.
1.2. Бюджетная и налоговая политика сохраняет преемственность приоритетов предыдущего бюджетного цикла, целью которых являются принципы сохранения бюджетной стабильности и сбалансированности бюджета города Сочи, своевременного и безусловного исполнения социальных обязательств, эффективного решения текущих задач и задач дальнейшего развития города Сочи.
1.3. Целью основных направлений является сохранение преемственности реализуемых мер, направленных на обеспечение сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета города Сочи, развитие программно-целевых методов управления, повышение эффективности бюджетных расходов, нацеленность на реализацию национальных проектов в интересах горожан, рост уровня собираемости налогов и эффективности налогового администрирования, повышение качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ), обеспечение прозрачности (открытости) бюджетного процесса, осуществляемого на муниципальном уровне.
2. Итоги реализации бюджетной и налоговой политики муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в 2022 году и за 9 месяцев 2023 года
2.1. Бюджетная и налоговая политика, как и в предыдущие годы, ориентирована на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города Сочи, выполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации.
Реализации бюджетной и налоговой политики в 2022 году и за 9 месяцев 2023 года способствовали принятые меры по наполняемости бюджета города Сочи, проведение ответственной бюджетной политики, направленной на оптимизацию расходов бюджета города Сочи и эффективное использование бюджетных средств, проведение взвешенной долговой политики.
Приоритетом бюджетной и налоговой политики города Сочи стало снижение рисков неисполнения первоочередных расходных обязательств, содействие обеспечению сбалансированности бюджета города Сочи.
2.2. Реализация налоговой политики города Сочи основывалась на налоговой политике Российской Федерации и Краснодарского края в этот период с учетом целей и задач, установленных основными направлениями на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.
Налоговая политика в рассматриваемом периоде формировалась под воздействием целого ряда факторов, в том числе введенных экономических и финансовых санкций западных стран.
В условиях внешнего санкционного давления на территории города Сочи в 2023 году утвержден план обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности, предусматривающий социально-экономические меры поддержки бизнеса.
В рамках исполнения мероприятий, утвержденных распоряжением администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 13 марта 2023 года N 58-р "О мерах по наполнению доходной части консолидированного бюджета Краснодарского края по муниципальному образованию городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края и бюджета муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в 2023 году" проводятся мероприятия, направленные на выявление неформальной (теневой) занятости, легализацию трудовых отношений, выявление фактов нелегальной сдачи жилья в аренду физическим лицам. Проводится информационно-разъяснительная работа налоговыми органами и органами местного самоуправления о необходимости своевременной уплаты налогов, а также комплекс мероприятий, направленных на обеспечение поступлений неналоговых доходов.
С 1 января 2023 года на всех налогоплательщиков распространен инструмент единого налогового платежа, предполагающего уплату налоговых платежей одним платёжным поручением (без уточнения реквизитов и других параметров) с последующим зачетом в счёт имеющихся у плательщика обязательств, проводится мониторинг результатов внедрения данного инструмента с целью его совершенствования и донастройки.
2.3. В целях осуществления координации деятельности органов местного самоуправления, а также организации взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Краснодарского края по выполнению мероприятий, реализация которых позволит вовлечь в бюджет города Сочи дополнительные источники доходов, продолжает работу межведомственная комиссия по мобилизации доходов в бюджет города Сочи (постановление администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 27 апреля 2021 года N 707), которая координирует работу следующих рабочих групп:
а) рабочей группы по наполнению доходной части бюджета города Сочи;
б) рабочей группы по проведению мониторинга исполнения законодательства Российской Федерации правообладателями гостиниц и иных средств размещения, расположенных в городе Сочи, а также по увеличению доходной части бюджета города Сочи;
в) рабочей группы по принятию мер, направленных на сокращение неформальной занятости и легализации трудовых отношений.
2.4. За период 9 месяцев 2023 года проводились рабочие встречи, заседания рабочих групп, межведомственные совещания по вопросам увеличения доходного потенциала бюджета города Сочи и разработки предложений по внедрению новых источников доходов.
В результате проведенной работы в бюджет города Сочи за 9 месяцев 2023 года вовлечено доходов в сумме 254,0 млн. рублей, в том числе за счет:
а) проведения работы по постановке на налоговый учет иногородних организаций, реализующих муниципальные контракты на поставку товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд и (или) реализующих инвестиционные проекты на сумму 98,0 млн. рублей;
б) работы по погашению задолженности по налоговым и арендным платежам в сумме 156,0 млн. рублей. В рамках проводимой работы по уменьшению задолженности по арендной плате за землю с начала текущего года проведено 33 комиссии по работе с должниками, заслушано 3400 арендаторов земельных участков, на общую сумму 166,3 млн. рублей. По результатам работы таких комиссий с начала 2023 года в бюджет города Сочи поступило 133,1 млн. рублей. С начала 2023 года направлено 1162 претензии арендаторам. Задолженность по арендной плате снижается по отношению к уровню задолженности предыдущего года.
Также совместно со службой судебных приставов города Сочи проведено 128 мероприятий по принудительному взысканию задолженности с использованием программного комплекса "Дорожный пристав". Мобилизовано доходов в сумме 491,7 тыс. рублей.
Проведено 152 рейда по выявлению фактов нелегальной сдачи жилья в аренду физическим лицам, выявлено 39 фактов нарушений, вся информация передана в налоговые органы города Сочи.
Каждое рейдовое мероприятие освещается в средствах массовой информации, интернет-каналах, социальных сетях.
Количество самозанятых в городе Сочи увеличилось на 21 тыс. человек и составило 51 тыс. человек.
Мониторинговыми группами проводится разъяснительная работа по соблюдению трудовых прав и снижению "неформальной занятости", что приводит к росту дополнительных доходов, поступающих в бюджет города Сочи.
По итогам работы, проведенной в 2022 году по наращиванию доходного потенциала, динамика налоговых доходов, поступивших в бюджет города Сочи в 2022 году относительно 2021 года составила 108,2%, или 652,8 млн. рублей в абсолютном выражении. А динамика неналоговых доходов, поступивших в бюджет города Сочи в 2022 году относительно 2021 года составила 134,4%, или 1 111,7 млн. рублей.
Продолжают свою работу 4 горячие линии:
а) по вопросам отсутствия контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), в том числе о предложениях оплаты за товары и услуги онлайн на банковскою карту физического лица, минуя ККТ;
б) по вопросам нарушений в сфере трудовых отношений, неформальной занятости;
в) по вопросам исчисления и уплаты местных налогов и сборов, допущенных нарушениях в сфере налогообложения.
2.5. Проводятся агитационные компании по своевременной и в полном объеме уплате имущественных налогов физических лиц по сроку 1 декабря 2023 года.
С использованием программного продукта "Ангел: Административная комиссия" увеличена эффективность работы административных комиссий, сокращено время обработки документов, увеличено количества фиксируемых правонарушений, а также наблюдается рост поступлений в бюджет города Сочи от штрафных санкций. Поступления от штрафных санкций за 9 месяцев 2023 года составили 15,5 млн. рублей.
2.6. Проведены конкурсные отборы инициативных проектов в городе Сочи, по итогам которых определены победители (постановление администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 13 марта 2023 года N 606 "Об итогах конкурсного отбора инициативных проектов в муниципальном образовании городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в 2023 году").
Проводится комплекс мероприятий по установлению минимальной цены контракта при проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) в размере оценочной стоимости, что позволит как показывает анализ, в среднем увеличить окончательную цену договора на право размещения НТО по сравнению с первоначальной более чем в 5 раз.
Постановлением администрации города Сочи от 24 января 2023 года N 202 "О порядке проведения электронных аукционов или конкурсов в электронной форме на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности города Сочи или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности города Сочи" установлен порядок определения начального размера ежегодной платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции исходя из рыночной оценки.
2.7. В 2022 году завершился период нормализации и восстановления экономической активности после борьбы с пандемией.
На реализацию бюджетной политики города Сочи и Краснодарского края в 2022 - 2023 годах оказала влияние необходимость осуществления дополнительных расходов по обеспечению мероприятий, направленных на устойчивое развитие экономики и социальной стабильности в условиях внешнего санкционного давления.
2.8. В этой связи:
а) оптимизированы параметры муниципального долга и расходы на его обслуживание, в том числе в результате частичной реструктуризации обязательств по бюджетным кредитам. По состоянию на 1 января текущего года муниципальный долг погашен полностью. На обслуживание муниципального долга в 2022 году направлено 0,2 млн. рублей, что на 2,6 млн. рублей ниже уровня 2021 года;
б) реализованы мероприятия по оптимизации, экономии средств бюджета города Сочи;
в) продолжено осуществление муниципального финансового контроля в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также контроля в сфере закупок в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В целях повышения эффективности бюджетных расходов и прозрачности закупок все муниципальные заказчики города Сочи продолжают работать в региональной информационной системе в сфере закупок Краснодарского края (далее - РИССЗ КК);
г) продолжена реализация системы оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств бюджета города Сочи, представляющая собой анализ всех элементов бюджетного процесса с формированием соответствующего рейтинга;
д) все муниципальные программы города Сочи пересмотрены на предмет целесообразности их реализации с учетом приоритетности обеспечения финансирования наиболее значимых мероприятий;
е) бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства направляются на завершение строительства (реконструкцию) объектов капитального строительства. Доля расходов, направленных на капитальные вложения, в общем объеме расходов бюджета по итогам 2022 года составила 19,5% против 13,8% в 2021 году;
ж) внедрена практика вовлечения граждан в бюджетный процесс города Сочи - инициативное бюджетирование. В 2022 году в городе Сочи проведен конкурсный отбор инициативных проектов, определены 5 победителей. Проекты будут реализованы до конца текущего года. Начиная с 2022 года, также активно набирает обороты практика применения на территории города Сочи механизмов школьного и молодежного инициативного бюджетирования;
з) в 2022 году осуществлен переход на централизованное ведение учета и составление отчетности в муниципальное казенное учреждение "Центр бухгалтерского и экономического обслуживания", который к концу 2024 года обеспечит ведение бухгалтерского учета всех органов исполнительной власти и подведомственных учреждений.
2.9. В результате принимаемых мер расходы бюджета города Сочи за 9 месяцев 2023 года были увеличены на 4 627,8 млн. рублей или 34,5% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.
Принятые меры способствовали стабилизации экономики и позволили в полном объёме исполнять принятые обязательства, создавать условия для реализации задач бюджетной политики в последующие годы.
Работа, направленная на повышение эффективности налогового администрирования, оптимизацию расходов бюджета города Сочи, во многом определила финансовые итоги 2022 года и 9 месяцев 2023 года.
Были решены главные бюджетные задачи, в том числе обеспечено выполнение всех действующих социальных обязательств, оказание населению бюджетных услуг в отраслях социальной сферы. Социальная составляющая бюджета города Сочи в 2023 году - это более 50% всех расходов бюджета.
2.10. К итогам реализации бюджетной политики можно отнести следующее.
Исполнение бюджета города Сочи с учетом реализации 26 муниципальных программ позволяет гарантированно обеспечить финансовыми ресурсами действующие расходные обязательства, прозрачно и конкурентно распределить имеющиеся средства. Охват расходов бюджета города Сочи показателями муниципальных программ за 2022 год составил 92%.
А за 9 месяцев 2023 года расходы на реализацию 26 муниципальных программ города Сочи составили 16 669,9 млн. рублей, что превышает аналогичный период 2022 года на 36,9% или на 4 496,8 млн. рублей.
С целью нового формата подхода к реализации программ, а также для координации исполнения государственных и муниципальных проектов в городе Сочи был создан проектный офис (постановление администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 20 марта 2023 года N 727 "Об утверждении Положения об организации проектной деятельности в администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края").
В 2022 - 2023 годах город Сочи принял участие в реализации 6 национальных проектов, направленных на достижение национальных целей Российской Федерации, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Финансирование в 2022 году составило 4,7 млрд, рублей. Освоение по итогам года составило 95,2%. Средства были направлены на создание благоустройства общественных пространств, поддержку предприятий, ремонт оснащений и модернизацию социальных учреждений и дорожной инфраструктуры, строительство новых школ и детских садов, популяризацию спорта, патриотическое воспитание молодежи.
По состоянию на 1 октября 2023 года просроченная кредиторская задолженность отсутствует. Текущая кредиторская задолженность оплачивается в сроки согласно заключенным контрактам.
Была продолжена работа по повышению открытости и прозрачности бюджета города Сочи:
а) проведены публичные слушания по годовому отчету об исполнении бюджета города Сочи за 2022 год (19 мая 2023 года) и по проекту бюджета города Сочи на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов (2 декабря 2022 года);
б) разработаны и выпущены брошюры: исполнение бюджета города Сочи за 2022 год "Бюджет города Сочи и его жителей", проект решения о бюджете города Сочи на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, бюджет для граждан к утверждённому решению о бюджете города Сочи на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов;
в) обеспечена доступность для внешних пользователей информации о деятельности 257 муниципальных учреждений города Сочи и их филиалов (плановые и фактические показатели деятельности, бухгалтерская отчетность и другая информация) на общероссийском сайте государственных и муниципальных учреждений (bus.gov.ru).
2.11. В 2023 году продолжил работу официальный сайт департамента по финансам и бюджету администрации города Сочи (ufbk.sochi.ru), на котором размещены информационные ресурсы по:
а) ежемесячной бухгалтерской отчетности;
б) объему муниципального долга;
в) ежемесячному исполнению муниципальных программ;
г) актуальным редакциям решений Городского Собрания Сочи о бюджете города Сочи;
д) муниципальным правовым актам города Сочи;
е) материалам для главных распорядителей бюджетных средств города Сочи.
2.12. Проведены организационные мероприятия, направленные на улучшение качества организации бюджетного процесса. Управление финансового контроля объединено с департаментом по финансам и бюджету. Результатом передачи полномочий по исполнению внутреннего финансового контроля стало обеспечение доступа ревизоров к программному продукту по исполнению бюджета города Сочи, что позволило оперативно получать сведения о бюджетных ассигнованиях и освоении бюджетных средств, быстро реагировать на возможные риски. В результате присоединения все этапы бюджетного процесса: планирование, санкционирование расходов, финансовый контроль теперь реализуются одним органом.
2.13. В соответствии с постановлением администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 27 апреля 2021 года N 727 "О создании муниципального центра управления муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края" создан центр, который объединил все цифровые системы города Сочи, такие как, "Инцидент-менеджмент", "Единую систему электронного документооборота", Единую дежурно-диспетчерскую службу и Платформу обратной связи. Муниципальный центр управления обработал за 2022 год более 22 000 обращений граждан через сеть Интернет, из них на Платформе обратной связи - 1706, в системе "Инцидент-менеджмент" - 3750. Еще порядка 4100 сообщений было отработано в социальных сетях вне систем обратной связи.
2.14. Обеспечивается размещение информации о бюджете города Сочи на едином портале бюджетной системы Российской Федерации.
3. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на 2024 - 2026 годы
3.1. Основной целью налоговой политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов остается обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы города Сочи. При этом сохраняется преемственность реализуемых задач налоговой политики, проводимой в предыдущий период, актуализированных с учетом текущей экономической ситуации, прогноза социально-экономического развития города Сочи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, а также исходя из оценки имеющегося доходного потенциала.
3.2. Основными задачами налоговой политики на 2024 - 2026 годы являются:
а) создание условий для дальнейшего развития экономического потенциала города Сочи;
б) обеспечение роста доходной части бюджета Сочи, в том числе за счет повышения собираемости налогов и иных обязательных платежей, развития налогового потенциала, повышения качества администрирования налоговых и неналоговых доходов, снижение уровня задолженности;
в) продолжение работы по внедрению и наполнению единой муниципальной информационной системы на базе геоинформационных технологий города Сочи по учету, анализу и эффективному использованию муниципального имущества.
3.3. Налоговая политика в городе Сочи учитывает факторы и обстоятельства, связанные с негативными процессами, которые сегодня происходят в мировой экономике, изменения федерального и краевого законодательства.
3.4. Для достижения целей и реализации поставленных задач в среднесрочной перспективе необходима предельная концентрация усилий на следующих направлениях:
а) укрепление и дальнейшее развитие доходной базы города Сочи, исполнение доходной части консолидированного бюджета Краснодарского края по городу Сочи в запланированных объемах;
б) поддержка реального сектора экономики, стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории города Сочи;
в) активное развитие патентной системы налогообложения;
г) совершенствование системы администрирования, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов бюджета и выполнение в полном объеме бюджетных назначений по налоговым и неналоговым доходам бюджета города Сочи;
д) проведение систематического мониторинга платежей в разрезе доходных источников и бюджетообразующих хозяйствующих субъектов;
е) проведение оценки эффективности налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам;
ж) организация совместной работы главных администраторов доходов, правоохранительных органов, службы судебных приставов и других соответствующих контрольно-надзорных органов, направленной на повышение эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов бюджета города Сочи.
3.5. Увеличению собираемости платежей в бюджет города Сочи также будут способствовать такие мероприятия, как:
а) проведение целенаправленной работы с налогоплательщиками, находящимися на территории города Сочи, в целях принятия мер по улучшению результатов их финансово-хозяйственной деятельности, сокращению числа убыточных организаций;
б) проведение информационно-разъяснительной работы с руководителями организаций по вопросам снижения неформальной (теневой) занятости и легализации трудовых отношений, снижения налоговой базы, имеющих задолженность по заработной плате, а также выплачивающих заработную плату работникам ниже среднеотраслевого уровня, нарушающим действующее трудовое и налоговое законодательство;
в) выявление и проведение мероприятий по постановке на налоговый учет обособленных подразделений юридических лиц, зарегистрированных за пределами города Сочи и исполняющих работы, услуги на территории города Сочи на основании контрактов для государственных и муниципальных нужд и (или) реализующих инвестиционные проекты.
3.6. В целях обеспечения эффективного управления муниципальной собственностью и увеличения доходов от ее использования сконцентрированы усилия на таких направлениях, как:
а) обеспечение эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью и увеличения поступления доходов от ее использования;
б) инвентаризация имущества, находящегося в муниципальной собственности, инвентаризации договоров аренды земельных участков, имущества, продажи земельных участков, имущества;
в) усиление муниципального земельного контроля;
г) оптимизация системы налогообложения объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости данных объектов, актуализации результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, уточнение площади;
д) организация работы по выявлению земельных участков, не используемых правообладателями, используемых без правоустанавливающих документов или не по целевому назначению;
е) проведение работы по уточнению видов разрешенного использования земельных участков, по установлению категории земельных участков;
ж) оказание содействия в совершенствовании информационных ресурсов налоговых органов, иных федеральных и регистрирующих органов в части актуализации содержащейся в базе данных информации об объектах налогообложения и их правообладателях;
з) проведение информационной кампании, направленной на повышение налоговой грамотности населения, привлечение граждан к предоставлению информации о случаях нарушения земельного законодательства и законодательства о государственной регистрации недвижимости;
и) проведение разъяснительной работы с гражданами о необходимости внесения изменений и уточнений недостающих характеристик в ранее учтенные объекты недвижимости, а также побуждение их к своевременной и в полном объеме уплате обязательных платежей в бюджет города Сочи.
3.7. Основными направлениями по мобилизации доходов в бюджет города Сочи на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 годов являются:
а) вовлечение задолженности по налоговым и неналоговым платежам, усиление претензионно-исковой работы с неплательщиками налогов, сборов и иных обязательных платежей и осуществление мер принудительного взыскания задолженности;
б) создание и дальнейшее использование парковочных мест на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего использования местного значения;
в) развитие муниципальной услуги по присоединению объектов придорожного сервиса к дорогам местного значения;
г) проведение работы:
- по принятию полномочий по организации работ службы эвакуации автотранспорта на местный уровень и осуществление эвакуации муниципальным предприятием;
- по выявлению хозяйствующих субъектов, допускающих оплату посредством онлайн-перевода минуя терминалы для безналичного расчета;
- по содействию выхода местных субъектов малого и среднего предпринимательства на онлайн-платформы (агрегаторы торговли);
- по выявлению фактов нелегальной сдачи в аренду физическими лицами объектов жилой недвижимости и привлечению граждан к уплате налогов от полученных доходов по вышеуказанной деятельности;
д) установление минимальной цены контракта при проведении конкурса на право размещения НТО в размере оценочной стоимости, расширение ассортимента товаров, реализуемых на НТО, с учетом сезонности, территории размещения объекта и потребностей жителей, проведение мониторинга НТО, в том числе на пляжных территориях, с целью выявления несанкционированного размещения НТО, принятие мер по взысканию неосновательного обогащения и демонтажу;
е) принятие мер по обеспечению своевременного и в полном объеме поступления платы за компенсационное озеленение, выявлению лиц, виновных в незаконном уничтожении зеленых насаждений;
ж) проведение мероприятий с целью вовлечения максимально возможного количества хозяйствующих субъектов и других природопользователей по плате за негативное воздействие на окружающую среду;
з) внедрение и развитие муниципальной услуги, предусматривающей платное размещение непрофильных объектов на опорах наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности;
и) внедрение и развитие платной муниципальной услуги по подключению (технологическому присоединению) новых абонентов к централизованным системам водоотведения поверхностных сточных вод.
3.8. Реализация налоговой политики города Сочи в 2024 - 2026 годах должна способствовать достижению стабильного социально-экономического развития города Сочи, высокому уровню его налогового потенциала и повышению уровня жизни населения.
3.9. Несмотря на новые беспрецедентные вызовы, связанные с влиянием геополитических и внешнеэкономических факторов, меры бюджетной политики должны быть направлены на поддержание устойчивости отраслей экономики с обеспечением возможности оперативного реагирования на изменения экономической ситуации.
Ключевыми задачами бюджетной политики в сложившихся условиях должны стать проведение оценки имеющихся ресурсов, необходимых для выполнения принятых расходных обязательств, выполнения в полном объёме социальных обязательств, обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы города Сочи.
Этому будет содействовать проведение бюджетной политики, ориентированной на обеспечение устойчивой и предсказуемой экономической среды, ускорение структурных изменений за счет концентрации ресурсов на наиболее эффективных программах развития.
Направленность на новые возможности финансирования строительства (реконструкции) объектов городской инфраструктуры через внедрение практики вовлечения средств за счёт инфраструктурных бюджетных кредитов, привлечение частного капитала, будет способствовать развитию города Сочи, не отвлекая бюджетные средства.
Максимальное привлечение средств из вышестоящих бюджетов для реализации государственных программ на территории города Сочи является важным решением в бюджетной политике города Сочи.
Проект бюджета города Сочи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов сформирован в разрезе муниципальных программ, что предполагает увязку бюджетных ассигнований и конкретных мероприятий, направленных на достижение приоритетных целей стратегического и социально-экономического развития.
Основным приоритетом бюджетной политики, как и прежде, является обеспечение населения доступными и качественными муниципальными услугами, социальными гарантиями, адресного решения социальных вопросов, создания благоприятных и комфортных условий для проживания.
3.10. Основными задачами бюджетной политики являются:
а) обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города Сочи;
б) повышение качества управления бюджетным процессом главными распорядителями бюджетных средств;
в) ведение эффективной долговой политики;
г) повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе за счет оптимизации закупок, максимально эффективного использования субсидий.
3.11. Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города Сочи будет осуществляться комплекс мер, включающих мероприятия, направленные на рост доходной части бюджета города Сочи, оптимизацию расходов бюджета города Сочи и сохранения умеренной долговой нагрузки.
В трехлетием периоде сохраняется преемственность приоритетного финансового развития социальной сферы.
Отдельное внимание необходимо уделить содействию развития экономики города Сочи, особенно тем направлениям, развитие которых даст экономический эффект, включая перспективные проекты по поддержке малого и среднего бизнеса, санаторно-курортного комплекса, по повышению инвестиционной привлекательности.
3.12. Основным инструментом системного решения экономических и социальных вопросов развития города Сочи, как и в предыдущие годы, будут муниципальные программы.
Приоритетами бюджетных расходов на предстоящий период остаются мероприятия муниципальных программ, внедрение и реализация муниципальных проектов, направленных на развитие социально-культурной сферы, безусловное выполнение социальных обязательств перед гражданами и непосредственно оказывающих влияние на качество жизни населения города Сочи.
3.13. Реализация муниципальных программ города Сочи будет осуществляться на основе взвешенных и обоснованных оценок их выполнения и соответствующего ресурсного обеспечения. При этом достижение максимального результата и обеспечение эффективного расходования бюджетных средств будет осуществляться за счет:
а) приоритизации мероприятий, реализуемых в рамках муниципальных программ города Сочи;
б) совершенствования программно-целевых методов планирования с учетом ориентации на развитие механизма проектного управления.
3.14. Учитывая реализацию в предыдущие годы мероприятий, направленных на оптимизацию и повышение эффективности расходов бюджета города Сочи, в 2024 - 2026 годах данная работа будет продолжена по следующим основным направлениям:
а) развитие программно-целевых методов управления;
б) продолжение работы, направленной на привлечение средств вышестоящих бюджетов на решение вопросов местного значения, в том числе путем участия в федеральных или региональных проектах и программах;
в) внедрение национальных проектов;
г) повышение качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ);
д) оптимизация расходов на муниципальное управление;
е) оптимизация расходов на содержание бюджетной сети;
ж) развитие муниципального частного партнерства, в том числе при реализации социально значимых проектов в социальной сфере и благоустройстве;
з) привлечение к сфере оказания муниципальных услуг социально ориентированных некоммерческих организаций, способных гарантировать своевременность и качество их предоставления;
и) уменьшение объема расходов бюджета города Сочи за счет увеличения доходов муниципальных бюджетных и автономных учреждений города Сочи;
к) совершенствование системы мер социальной поддержки населения;
л) усиление контроля за соблюдением требований к обоснованию закупок, правил нормирования, обоснования начальной максимальной цены контрактов и исполнением контрактов, увеличения проведения количества совместных закупок, заключение контрактов жизненного цикла, проведение централизованных закупок, проведение оценки эффективности осуществления закупок муниципальными заказчиками;
м) повышение эффективности и оптимизация инвестиционных расходов, обращая внимание на необходимость контроля за первоочередным направлением средств на завершение строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, на наличие установленной документации и заключений при подготовке предложений о включении объектов капитального строительства в муниципальные программы города Сочи "Развитие общественной инфраструктуры" и "Комплексное развитие города Сочи;
н) совершенствование организации кассового исполнения бюджета города Сочи;
о) усиление контроля эффективности использования бюджетных средств, достоверности отчетности о результатах реализации муниципальных программ города Сочи;
п) выполнение муниципальных заданий;
р) совершенствование системы оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств города Сочи;
с) повышение надежности и эффективности внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
т) продолжение работы по вовлечению институтов гражданского общества в бюджетный процесс, в том числе обеспечение доступности информации о муниципальных финансах широкому кругу пользователей посредством проведения публичных слушаний по проекту бюджета города Сочи и отчету о его исполнении, а также дальнейшее развитие информационного ресурса "Бюджет для граждан".
у) развитие казначейского сопровождения;
ф) развитие практики применения на территории города Сочи инициативного бюджетирования - школьного и молодежного.
4. Основные характеристики бюджета города Сочи на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов
4.1. Основные характеристики бюджета города Сочи на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития города Сочи и приведены в таблице 1.
Таблица 1
Основные характеристики бюджета города Сочи на 2024 - 2026 годы
(млн. рублей) | ||||||
Показатель |
2022 год (отчет) |
2023 год (план) |
Проект |
|||
2024 год |
2025 год |
2026 год |
||||
Решение о бюджете города Сочи от 22.12.2022 N 186 |
Решение о бюджете города Сочи от 28.09.2023 N 119 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Доходы, всего |
26216,2 |
39 148,2 |
28 958,6 |
50 891,3 |
27 841,4 |
19 508,2 |
Налоговые доходы |
8 586,0 |
8 464,5 |
8 644,3 |
9 249,5 |
9 808,7 |
10 329,7 |
Неналоговые доходы |
4 342,8 |
3 355,5 |
3 685,7 |
3 480,5 |
3 291,3 |
3 300,3 |
Безвозмездные поступления |
13 287,3 |
27 328,2 |
16 628,6 |
38 161,3 |
14 741,4 |
5 878,2 |
Расходы, всего |
26 885,7 |
39 428,2 |
32 520,6 |
52 154,3 |
27 900,6 |
19 508,2 |
Дефицит (-)/профицит |
-669,5 |
-350,0 |
-3 562,0 |
-1 263,0 |
-59,2 |
0,0 |
Источники финансирования дефицита городского бюджета |
669,5 |
350,0 |
3 562,0 |
1 263,0 |
59,2 |
0,0 |
4.2. В основе расчетов формирования доходной базы бюджета города Сочи на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов учтены прогнозные данные по социально-экономическому развитию города Сочи на среднесрочную перспективу, индексы потребительских цен, объем фонда заработной платы и прибыль прибыльных организаций, показатели собираемости налогов в динамике за предшествующие годы, ряд других параметров, влияющих на изменение налогооблагаемой базы.
4.3. При формировании прогнозных характеристик доходной части бюджета города Сочи на 2024 - 2026 годы учтены следующее изменения:
установление дифференцированного норматива отчислений в бюджет города Сочи от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации на 2024 год в размере - 0,4983 (на 2023 год норматив составляет - 0,4993) (письмо министерства финансов Краснодарского края от 27 октября 2023 года N 205-02.03-15-7286/23).
В таблице 2 представлен прогноз по основным видам доходов бюджета города Сочи на 2024 - 2026 годы.
Таблица 2
Прогноз доходов бюджета города Сочи на 2024 - 2026 годы
(млн. рублей) | ||||||
|
2022 год (отчет) |
2023 год (план) |
прогноз |
|||
Решение о бюджете от 22.12.2022 N 186 |
Решение о бюджете от 28.09.2023 N 119 |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
||
Доходы, всего |
26 216,2 |
39 148,2 |
28 958,6 |
50 891,3 |
27 841,4 |
19 508,2 |
Налоговые и неналоговые доходы |
12 928,9 |
11 820,0 |
12 330,0 |
12 730,0 |
13 100,0 |
13 630,0 |
Налог на прибыль организаций |
673,7 |
389,9 |
530,3 |
451,4 |
464,9 |
385,9 |
Доля в налоговых и неналоговых доходах, % |
5,2 |
3,3 |
4,3 |
3,6 |
3,6 |
2,8 |
Налог на доходы физических лиц |
3 217,5 |
3 338,9 |
3 338,9 |
3 530,9 |
3 838,2 |
4 172,1 |
Доля в налоговых и неналоговых доходах, % |
24,9 |
28,2 |
27,1 |
27,7 |
29,3 |
30,7 |
Доходы от акцизов |
126,8 |
116,0 |
116,0 |
126,8 |
133,1 |
138,4 |
Доля в налоговых и неналоговых доходах, % |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Налоги на совокупный доход (единый налог на вмененный доход, налог, взимаемый в связи с применением патентной системы, единый сельскохозяйственный налог, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения) |
2 688,8 |
2 868,3 |
2 868,3 |
3 211,2 |
3 394,1 |
3 627,4 |
Доля в налоговых и неналоговых доходах, % |
20,8 |
24,3 |
23,3 |
25,2 |
25,9 |
26,6 |
Налог на имущество организаций |
339,9 |
320,0 |
350,0 |
353,5 |
357,0 |
360,6 |
Доля в налоговых и неналоговых доходах, % |
2,6 |
2,7 |
2,8 |
2,8 |
2,7 |
2,7 |
Налог на имущество физических лиц |
665,2 |
610,0 |
700,2 |
703,7 |
708,0 |
712,3 |
Доля в налоговых и неналоговых доходах, % |
5,1 |
5,2 |
5,7 |
5,5 |
5,4 |
5,2 |
Земельный налог |
751,4 |
700,0 |
740,6 |
736,5 |
775,1 |
791,4 |
Доля в налоговых и неналоговых доходах, % |
5,8 |
5,9 |
6,0 |
5,8 |
5,9 |
5,8 |
Прочие налоговые доходы |
122,7 |
121,4 |
121,4 |
135,4 |
138,5 |
141,6 |
Доля в налоговых и неналоговых доходах, % |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,1 |
1,1 |
1,0 |
Неналоговые доходы |
4 342,9 |
3 355,5 |
3 564,3 |
3 480,6 |
3291,1 |
3 300,3 |
Доля в налоговых и неналоговых доходах, % |
33,6 |
28,4 |
28,9 |
27,3 |
25,1 |
24,2 |
Безвозмездные поступления |
13 287,3 |
27 328,2 |
16 628,6 |
38 161,3 |
14 741,4 |
5 878,2 |
4.4. Размер безвозмездных поступлений определен законодательством Российской Федерации в части распределения межбюджетных трансфертов из бюджета Краснодарского края. Объем межбюджетных трансфертов из бюджета Краснодарского края может быть уточнен при рассмотрении проекта бюджета Краснодарского края на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, а также в ходе его текущего исполнения в 2024 году.
4.5. Предельные объемы бюджетных ассигнований бюджета города Сочи на реализацию муниципальных программ и направлений деятельности, не входящих в муниципальные программы, на 2024 год сформированы исходя из следующих основных подходов:
1) в качестве "базовых" объемов расходов бюджета города Сочи на 2024 - 2026 годы приняты бюджетные ассигнования, утвержденные в 2023 году;
2) уточнения "базовых" объемов бюджетных ассигнований с учетом:
а) уменьшения объемов бюджетных ассигнований по расходным обязательствам ограниченного срока действия;
б) увеличения размеров должностных окладов лиц, замещающих муниципальные должности города Сочи, с 1 октября 2024 года на 4,0 процента;
в) определения расходов по фонду оплаты труда работников органов местного самоуправления исходя из утвержденной структуры и штатной численности по состоянию на 1 июля текущего года;
г) сокращения расходов на содержание органов местного самоуправления города Сочи в целях недопущения превышения нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления;
д) сокращения расходов на содержание муниципальных учреждений города Сочи путем оптимизации штатной численности (долгосрочных вакантных должностей);
е) сокращения расходов в результате разумного потребления энергосберегающих и коммунальных ресурсов с учетом возможности привлечения средств из внебюджетных источников.
ж) осуществления расходов на аренду и содержание помещений, в которых располагаются работники отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Сочи, соответствующими муниципальными казенными учреждениями города Сочи в целях централизации расходов по аренде и содержанию помещений.
4.6. Сформированные предельные объемы бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ города Сочи доведены до их ответственных исполнителей, которые совместно с главными распорядителями средств бюджета города Сочи - с исполнителями и участниками муниципальных программ на последующих этапах должны осуществить распределение указанных предельных объемов по конкретным мероприятиям муниципальных программ (кодам бюджетной классификации). Таким образом, ответственные исполнители могут уточнять подходы к определению параметров финансового обеспечения конкретных мероприятий, самостоятельно определять расходные приоритеты в рамках соответствующих муниципальных программ города Сочи, неся ответственность за достижение целевых индикаторов и ожидаемых результатов их реализации.
5. Источники финансирования дефицита бюджета города Сочи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
5.1. Долговая политика в 2024 - 2026 годах будет направлена на безусловное выполнение обязательств бюджета города Сочи, соблюдение норм и ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, и нацелена на поддержание долговой нагрузки на бюджет города Сочи на уровне, относящим город Сочи к первой группе муниципальных образований Краснодарского края с высоким уровнем долговой устойчивости.
5.2. Цели долговой политики города Сочи:
а) обеспечение сбалансированности бюджета города Сочи;
б) под держание умеренной долговой нагрузки на бюджет города Сочи;
в) минимизация расходов на обслуживание муниципального долга с учетом ситуации на финансовом рынке;
г) обеспечение прозрачности процессов управления муниципальным долгом и раскрытие информации о нем;
д) развитие рынка субфедеральных (муниципальных) долговых обязательств;
е) проведение эффективной долговой политики, ориентированной на среднесрочные и долгосрочные заимствования, равномерное распределение нагрузки по погашению долговых обязательств, недопущение возникновения просроченной задолженности по погашению и обслуживанию долговых обязательств. Достижение указанных целей будет способствовать социально-экономическому развитию города Сочи.
5.3. Задачи долговой политики города Сочи:
а) соблюдение ограничений по объему муниципального долга и расходов на обслуживание муниципального долга, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, при осуществлении заимствований;
б) исполнение обязательств по погашению и обслуживанию муниципального долга в полном объеме и в установленные сроки;
в) снижение рисков в сфере управления муниципальным долгом;
г) возможность привлечения в бюджет города Сочи кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых;
д) равномерное распределение платежей по долговым обязательствам по годам;
е) оптимизация расходов на обслуживание муниципальных долговых обязательств;
ж) развитие среднесрочного и долгосрочного сегментов рынка субфедеральных (муниципальных) долговых обязательств в национальной валюте;
з) обеспечение высокого уровня долговой устойчивости.
Объем муниципального долга города Сочи
Показатель |
2023 год Решение о бюджете города Сочи от 22.12.2022 N 186 (в редакции от 28.09.2023 N 119) |
Проект |
||
2024 год |
2025 год |
2026 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Объем муниципального долга, всего (на конец периода), в том числе: |
1 186,3 |
2 405,6 |
2 405,6 |
2 405,6 |
Бюджетные кредиты, привлеченные в бюджет города Сочи от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
1 000,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Кредиты, полученные от кредитных организаций |
186,3 |
1 205,6 |
1 205,6 |
1 205,6 |
Муниципальные ценные бумаги |
0,0 |
1 200,0 |
1 200,0 |
1 200,0 |
Обслуживание муниципального долга |
7,5 |
161,9 |
243,3 |
355,9 |
5.4. Основными инструментами реализации долговой политики являются:
а) направление налоговых и неналоговых доходов, полученных в ходе исполнения бюджета города Сочи сверх утвержденного решением о бюджете города Сочи на очередной финансовый год и плановый период объема указанных доходов, на досрочное погашение долговых обязательств;
б) проведение операций по реструктуризации и (или) рефинансированию муниципального долга города Сочи;
в) мониторинг финансовых рынков в целях определения условия муниципальных заимствований;
г) установление и поддержание эффективного диалога с инвестиционным сообществом, содействие развитию национального рынка субфедерального (муниципального) долга;
д) обеспечение своевременного и полного учета долговых обязательств.
5.5. Основной мерой, принимаемой в отношении управления рисками, связанными с реализацией долговой политики города Сочи, является осуществление достоверного прогнозирования доходов бюджета города Сочи и поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета города Сочи, а также мониторинг конъюнктуры долгового рынка, принятие взвешенных и экономически обоснованных решений в части согласования новых расходных и долговых обязательств.
5.6. В целях обеспечения открытости и прозрачности информации об объеме и структуре муниципального долга (по состоянию на первое число каждого месяца) будет продолжена практика ежемесячной публикации информации о структуре муниципального долга, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном портале департамента по финансам и бюджету администрации города Сочи.
Директор департамента |
Е.В. Волошина |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 20 ноября... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.