Решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2024 г. N АКПИ23-1020
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.
при секретаре Елшиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о приостановлении деятельности Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА",
установил:
Всероссийская политическая партия "ПАРТИЯ ДЕЛА" (далее также - Партия) создана на учредительном съезде 31 октября 2012 г. Решение о государственной регистрации Партии принято Министерством юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 5 декабря 2012 г., учетный номер 0012060091.
Сведения о Партии внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее также - ЕГРЮЛ) 14 декабря 2012 г. за государственным регистрационным номером 1127799026079.
Устав Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" (далее - Устав) принят на учредительном съезде 31 октября 2012 г. На V и VI съездах Партии 13 ноября 2021 г. и 19 февраля 2022 г. в Устав внесены изменения и дополнения.
Лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ, является председатель Федерального Совета Партии Бабкин Константин Анатольевич.
Министерство юстиции Российской Федерации обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о приостановлении деятельности Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" на срок два месяца по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон о политических партиях), ссылаясь на то, что при осуществлении текущего контроля соблюдения Партией действующего законодательства были выявлены нарушения. Несмотря на вынесенное в адрес административного ответчика предупреждение, до настоящего времени Партией в полном объеме допущенные нарушения не устранены.
Партия в письменных возражениях на административное исковое заявление указала, что ею устранены все приведенные в предупреждении недостатки, соответствующие документы направлены в Минюст России 29 августа 2023 г. вместе с заявлением об устранении нарушений, ответ на которое Партия не получила, в связи с чем полагала, что претензии сняты. Проведение VII Съезда Партии, на котором сформированы и избраны на новый срок полномочий руководящие и контрольно-ревизионные органы Партии, свидетельствует об устранении нарушений.
В судебном заседании представители Минюста России Грушина Е.В. и Нисин И.А. поддержали заявленное требование.
Представители Партии Курпач А.А., Митин Г.Н. и Сидоров Ю.Б. в судебном заседании поддержали изложенную в письменных возражениях позицию, просили отказать в удовлетворении заявленного требования и дополнительно пояснили, что 10 февраля 2024 г. Партией проведен VIII Съезд, на котором принят новый устав, 14 февраля 2024 г. в Минюст России направлено заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, по форме N Р13014. 5 марта 2024 г. распоряжением Минюста России N 262-р Партии отказано в государственной регистрации изменений, о чем 6 марта 2024 г. направлено соответствующее уведомление.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленное требование подлежащим удовлетворению.
Федеральный закон о политических партиях возлагает на политическую партию обязанность соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии (подпункт "а" пункта 1 статьи 27).
В ходе текущего контроля, осуществляемого Минюстом России в соответствии с полномочиями, предусмотренными пунктом 1 статьи 38 Федерального закона о политических партиях, в деятельности Партии были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, в связи с чем в адрес Партии 27 июня 2023 г. вынесено предупреждение N 10/75227-ОС, в котором предоставлен срок для устранения нарушений до 1 сентября 2023 г. В установленном законом порядке данное предупреждение Партией не обжаловано.
На дату подачи административного искового заявления Партией не устранены следующие нарушения.
Пунктом 3 статьи 24 Федерального закона о политических партиях определено, что избрание руководящих органов политической партии должно осуществляться не реже одного раза в пять лет.
В силу статьи 19 Устава коллегиальным постоянно действующим руководящим органом Партии является Федеральный Совет, высшим выборным должностным лицом Партии является Председатель Федерального Совета, контрольно-ревизионным органом Партии является Ревизионная комиссия (пункты 19.2-19.4).
Члены Федерального Совета, Председатель Федерального Совета и Ревизионная комиссия избираются тайным голосованием Съездом Партии сроком на пять лет (пункт 22.2 статьи 22, пункт 24.2 статьи 24, пункт 27.1 статьи 27 Устава).
Срок полномочий Федерального Совета, Председателя Федерального Совета и Ревизионной комиссии, избранных 27 ноября 2017 г. IV Съездом Партии, истек.
В нарушение приведенных норм Федерального закона о политических партиях, а также Устава Федеральный Совет, Председатель Федерального Совета и Ревизионная комиссия не избраны.
Таким образом, Партией не устранены нарушения, указанные в пунктах 1-3 предупреждения от 27 июня 2023 г. N 10/75227-ОС.
Не устранены Партией нарушения, указанные в пункте 4 предупреждения от 27 июня 2023 г. N 10/75227-ОС, из которого следует, что вопреки статье 27 Федерального закона о политических партиях и пунктам 14.5-14.9 статьи 14 Устава Партия не ведет должным образом учет своих членов, Партией представлены недостоверные сведения о членах Партии.
В силу статьи 23 Федерального закона о политических партиях гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания (пункт 6).
В нарушение пункта 6 статьи 23 Федерального закона о политических партиях членом Партии согласно списку членов регионального отделения Пензенской области является гражданка, проживающая в Пермском крае, согласно списку членов регионального отделения Партии в Республике Ингушетия членами Партии являются граждане, проживающие в г. Москве и в Республике Северная Осетия - Алания.
Не устранены Партией нарушения, указанные в пункте 7 предупреждения от 27 июня 2023 г. N 10/75227-ОС.
Под региональным отделением политической партии в пункте 3 статьи 3 Федерального закона о политических партиях понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.
Общественные объединения в силу части первой статьи 18 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц.
Уставом Партии предусмотрено, что Совет регионального отделения является коллегиальным постоянно действующим руководящим органом регионального отделения (пункт 31.1 статьи 31), Председатель регионального отделения является выборным должностным лицом регионального отделения (пункт 32.1 статьи 32), контрольно-ревизионным органом регионального отделения Партии является ревизионная комиссия (ревизор) регионального отделения (пункт 33.1 статьи 33).
В нарушение приведенных норм закона и Устава Партии в региональном отделении Партии в Ставропольском крае состоят 2 члена.
Также Партией не устранено нарушение, приведенное в пункте 9 предупреждения от 27 июня 2023 г. N 10/75227-ОС, согласно которому Устав Партии не соответствует законодательству Российской Федерации, в частности подпункту "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона о политических партиях.
Согласно данной норме закона политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, органах публичной власти федеральных территорий и органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Закрепленное в данной норме предписание отражено в пункте 9.1 статьи 9 Устава, но не в полном объеме, в частности, в нем отсутствует указание об обязанности извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах публичной власти федеральных территорий.
28 и 29 августа 2023 г. Партией в Минюст России были представлены документы об устранении нарушений и для государственной регистрации изменений в ее Устав, принятых 17 августа 2023 г. на VII Съезде Партии, в регистрации которых распоряжением Минюста России от 15 сентября 2023 г. N 1253-р на основании подпунктов "а", "в" и "г" пункта 1 статьи 20 Федерального закона о политических партиях отказано.
15 сентября 2023 г. в адрес Партии (в том числе по электронной почте info@partyadela.ru) направлено уведомление об отказе в государственной регистрации Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в связи с внесением изменений в учредительные документы.
Основанием для отказа в этом послужило нарушение Партией порядка принятия решения о проведении и подготовке к VII Съезду Партии, повлекшее признание ничтожными принятых на этом съезде решений.
27 сентября 2023 г. Минюст России в ответ на обращение от 29 августа 2023 г. (входящий N 129035/23) направил в адрес Партии на имя Бабкина К.А. письмо N 10-115935-23, в котором сообщено о том, что Партией не устранены нарушения, указанные в пунктах 1-4, 7 и 9 предупреждения от 27 июня 2023 г. N 10/75227-ОС.
14 февраля 2024 г. Партией в Минюст России были представлены документы об устранении нарушений и для государственной регистрации изменений в ее Устав, принятых 10 февраля 2024 г. на VIII Съезде Партии, в регистрации которых распоряжением Минюста России от 5 марта 2024 г. N 262-р на основании подпунктов "а" и "г" пункта 1 статьи 20 Федерального закона о политических партиях отказано.
6 марта 2024 г. в адрес Партии (в том числе по электронной почте info@partyadela.ru) направлено уведомление об отказе в государственной регистрации Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в связи с внесением изменений в учредительные документы.
Основанием для отказа в государственной регистрации также послужило нарушение Партией порядка принятия решения о проведении и подготовке к съезду и выявление нарушений Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" в Уставе, утвержденном 10 февраля 2024 г. на VIII Съезде Партии.
Так, в статье 25 Устава, утвержденного на VIII Съезде Партии, предусмотрено, что секретарь Федерального Совета содействует региональным отделениям Партии в организации работы по подбору кандидатур для выдвижения кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в то время как в Федеральном законе от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" не предусмотрено понятие "руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации".
В нарушение пункта 20 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подпунктом "г" пункта 21.1.2 статьи 21 Устава предусмотрено, что Съезд Партии делегирует Федеральному Совету полномочия по назначению и досрочному прекращению полномочий члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом совещательного голоса, также членов с правом совещательного голоса в каждую нижестоящую избирательную комиссию.
Отказы в государственной регистрации изменений в учредительные документы в установленном порядке не обжаловались.
Доводы административного ответчика о том, что Партией не получено уведомление от 15 сентября 2023 г. об отказе в государственной регистрации Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА", не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Как установлено материалами дела, 15 сентября 2023 г. данное уведомление направлено на электронную почту Партии info@partyadela.ru, 27 сентября 2023 г. Партии направлено письмо в ответ на обращение от 29 августа 2023 г., в котором содержалась указанная в уведомлении информация.
Распоряжение Минюста России от 15 сентября 2023 г. N 1253-р и уведомление также получены Партией вместе с документами, приложенными к административному исковому заявлению в ноябре 2023 г., что не отрицалось представителями Партии в судебном заседании.
В период приостановления производства по делу и до настоящего времени данное распоряжение Партией не оспорено.
Выявленные нарушения законодательства Российской Федерации, указанные в пунктах 1-4, 7 и 9 предупреждения, на дату рассмотрения дела в суде не устранены.
Представленные Партией в судебное заседание заявления членов регионального отделения Партии в Республике Ингушетия об их постоянном проживании в указанном регионе не свидетельствуют об устранении нарушений, приведенных в пункте 4 предупреждения.
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", определяя в статье 2 понятия "место жительства" и "место пребывания" (абзацы седьмой и восьмой), вводит регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в целях обеспечения необходимых условий для реализации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (часть первая статьи 3).
Исходя из буквального смысла приведенных норм адрес места постоянного или преимущественного проживания для целей партийного учета должен приниматься в том виде, в котором зафиксирован в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства, а именно в паспорте гражданина Российской Федерации или свидетельстве о регистрации по месту жительства.
Положения Устава в редакции изменений, внесенных VI Съездом Партии 19 февраля 2022 г., относительно возможности продления срока полномочий Федерального Совета не соответствуют Федеральному закону о политических партиях, в связи с чем доводы о легитимности созыва указанным органом управления последующих съездов Партии судом отклоняются.
Пунктом 1 статьи 39 Федерального закона о политических партиях закреплено, что в случае, если политической партией в установленный предупреждением срок выявленные нарушения не были устранены и предупреждение федерального уполномоченного органа не было обжаловано в суд, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного Суда Российской Федерации на основании заявления федерального уполномоченного органа.
При наличии не обжалованного в установленном порядке решения об отказе в государственной регистрации Партии в связи с внесением изменений в учредительные документы оснований для выводов об устранении всех перечисленных в предупреждении нарушений законодательства не имеется.
Поскольку Партией в установленный предупреждением срок выявленные нарушения не устранены, ее деятельность подлежит приостановлению.
Из статьи 28 Устава следует, что структурными подразделениями Партии являются региональные, местные и первичные отделения; региональное отделение Партии создается и действует в пределах субъекта Российской Федерации; местное отделение - на территории одного и (или) нескольких муниципальных образований на территории того субъекта Российской Федерации, где либо существует региональное отделение Партии, в таком случае местное отделение входит в состав регионального отделения Партии, осуществляющего деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, либо на территории субъекта Российской Федерации, где нет регионального отделения Партии; первичные отделения Партии создаются по месту жительства членов Партии, действуют по территориальному признаку и входят в состав соответствующих местных отделений Партии.
Пунктом 1 статьи 40 Федерального закона о политических партиях предусмотрено, что в случае приостановления деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения на срок, установленный решением суда, приостанавливаются права политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения как учредителя средств массовой информации, им запрещается пользоваться государственными и муниципальными средствами массовой информации, организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия, принимать участие в выборах и референдумах, использовать банковские вклады, за исключением осуществления расчетов, связанных с хозяйственной деятельностью политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, возмещением причиненных их действиями убытков (ущерба), уплатой налогов и штрафов, и расчетов по трудовым договорам (контрактам).
Учитывая, что региональные и местные отделения партии являются структурными подразделениями партии, действующими на основании устава партии и обладающими в соответствии с ним правом принимать участие в выборах на территории Российской Федерации, в случае приостановления деятельности партии деятельность ее региональных и иных структурных подразделений приостанавливается на срок приостановления деятельности партии.
Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
административное исковое заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить.
Приостановить деятельность Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" (ОГРН 1127799026079), ее региональных отделений и иных структурных подразделений на срок два месяца.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
О.Н. Нефедов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2024 г. N АКПИ23-1020
Опубликование:
-
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 16 июля 2024 г. N АПЛ24-249 настоящее решение оставлено без изменения