В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 15 апреля 2004 г. 132-З N 267-III "О науке и государственной научно-технической политике", в целях сохранения и развития ведущих научных школ Республики Саха (Якутия), гарантии воспроизводства научного потенциала и преемственности научных знаний:
1. Утвердить Концепцию сохранения и развития ведущих научных школ Республики Саха (Якутия) согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Правительству Республики Саха (Якутия) (Бычков К.Е.) утвердить план мероприятий по реализации Концепции сохранения и развития ведущих научных школ Республики Саха (Якутия) в трехмесячный срок со дня утверждения настоящего распоряжения.
3. Координатором по реализации Концепции сохранения и развития ведущих научных школ Республики Саха (Якутия) определить Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия).
4. Уполномоченной организацией Республики Саха (Якутия), ответственной за реализацию Концепции сохранения и развития ведущих научных школ Республики Саха (Якутия), определить государственное бюджетное учреждение "Академия наук Республики Саха (Якутия)".
5. Контроль исполнения настоящего распоряжения оставляю за собой.
Глава Республики Саха (Якутия) |
А. Николаев |
16 апреля 2024 г.
N 185-РГ
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Главы
республики Саха (Якутия)
от 16 апреля 2024 г. N 185-РГ
Концепция
сохранения и развития ведущих научных школ Республики Саха (Якутия)
1. Определения, используемые в Концепции
Научная школа - профессиональная группа исследователей, созданная для развития сформированного научного направления (направлений) общепризнанным научным руководителем, объединенная единой идеей, научными интересами и имеющая общий долговременный план выполнения научных фундаментальных задач и вытекающих из них прикладных разработок, технологий актуальных для социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).
Научный руководитель - признанный в научном коллективе исследователь, который по своим деловым и личностным качествам является ведущим в развитии сформированного научного направления своих предшественников или вновь созданного нового научного направления и имеет своих непосредственных единомышленников, учеников и последователей.
НИОКР - научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские разработки.
Иные термины и понятия Концепции используются в значениях, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
2. Общие положения
Концепция сохранения и развития ведущих научных школ Республики Саха (Якутия) (далее - Концепция) устанавливает цель, задачи и основные направления государственной политики по сохранению и развитию ведущих научных школ Республики Саха (Якутия) как уникальных научных коллективов, развивающих актуальные научные направления исследований, обеспечивающих научное сопровождение устойчивого социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).
Концепция разработана в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечнем критических технологий Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 899, Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 2024 г. N 145, Стратегией социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года, утвержденной Законом Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 2018 г. 2077-З N 45-VI, и направлена на создание благоприятных условий развития научной деятельности за счёт создания действенных механизмов ее поддержки, прежде всего, подготовки научных кадров, обеспечивающих преемственность в области науки.
3. Характеристика текущей ситуации
Республика Саха (Якутия) по праву может гордиться собственными научными школами. Достижения этих школ известны не только в России, но имеют и мировое признание. Это научные школы Н.В. Черского, П.И. Мельникова, Ю.Г. Шафера, Г.Ф. Крымского, В.П. Ларионова, В.В. Ковальского, Ю.С. Уржумцева, В.Т. Балобаева, Н.Г. Соломонова, В.Л. Яковлева, М.Д. Новопашина, А.Ф. Сафронова, Е.Г. Бережко, В.В. Филиппова, Л.М. Парфенова, Е.Г. Егорова и др.
Данные научные школы за многие годы развили и сформировали следующие направления научной деятельности:
арктическое (северное) материаловедение, в том числе материаловедение функциональных наноматериалов;
астрофизика космических лучей, генерации распространения космических лучей (широких атмосферных ливней) в гелиосфере;
мерзлотоведение и изучение особенностей распространения и параметров мерзлых толщ;
геологическое строение месторождений полезных ископаемых Северо-Востока Азии;
тектоника, геодинамика и металлогения Северо-Востока Азии;
особенности добычи полезных ископаемых в условиях криолитозоны;
механика и математическое моделирование природных и техногенных процессов;
региональная экономика Севера;
экология Севера;
генетика, физиологические и медицинские аспекты здоровья населения различных групп населения в Республике Саха (Якутия);
генная инженерия, селекция сельскохозяйственных животных и переработка сельскохозяйственной продукции;
система многоуровневого профессионального обучения и т.д.
Характерными признаками сформированности научной школы являются:
1) наличие научного руководителя с ученой степенью доктора наук с высокими международными и российскими индексами научного цитирования не менее 10;
2) наличие кандидатов и докторов наук, подготовленных и защитившихся под его научным руководством, при его научном консультировании;
3) подготовка специалистов высшей квалификации, кандидатов и докторов наук (количество кандидатов и докторов наук в научной школе не менее 10);
4) наличие публикаций коллектива, входящих в российские базы данных с высокими международными и российскими индексами научного цитирования. Наличие подготовленных в коллективе кандидатов и докторов наук.
По вышеприведенным признакам в научно-образовательной системе Республики Саха (Якутия) зарегистрированы 56 научных школ, в том числе порядка 21 ведущей научной школы, осуществляющих активную научно-исследовательскую деятельность, объединяющих более 456 исследователей, в том числе 113 докторов наук и 302 кандидата наук.
В настоящее время состояние и развитие кадрового потенциала науки Республики Саха (Якутия) характеризуются показателями, приведенными в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
|
2010 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Численность персонала - всего |
2249 |
2250 |
2279 |
2147 |
2122 |
2114 |
2140 |
2142 |
2515 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
исследователи |
1176 |
1183 |
1260 |
1163 |
1156 |
1192 |
1181 |
1160 |
1528 |
техники |
431 |
413 |
415 |
410 |
416 |
392 |
408 |
449 |
430 |
вспомогательный персонал |
248 |
322 |
288 |
294 |
272 |
262 |
279 |
178 |
212 |
прочий персонал |
394 |
332 |
316 |
280 |
278 |
268 |
272 |
355 |
345 |
Таблица 2
|
2010 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Исследователи - всего |
1176 |
1183 |
1260 |
1163 |
1156 |
1192 |
1181 |
1160 |
1528 |
Из них имеют ученую степень |
623 |
691 |
755 |
702 |
700 |
708 |
706 |
673 |
936 |
Доктора наук |
148 |
172 |
177 |
175 |
165 |
166 |
156 |
153 |
201 |
Кандидаты наук |
475 |
519 |
578 |
527 |
535 |
542 |
550 |
520 |
735 |
Доля молодых исследователей (в возрасте до 39 лет) от общей численности исследователей в Республике Саха (Якутия) претерпевает стабильное снижение с 2015 года (таблица 3).
Таблица 3
Доля исследователей в возрасте до 39 лет от общей численности исследователей, (процент) |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
39,3 |
38,6 |
36,9 |
34,8 |
37,5 |
38,4 |
37,3 |
34,7 |
Представленная информация свидетельствует о существовании устойчивого отрицательного курса в области подготовки научных кадров.
Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, испытывало стабильное сокращение до 2021 года, в основном, за счет сокращения численности исследователей.
В Российской Федерации в настоящее время возрастное соотношение исследователей также представляет собой определенную угрозу. В последние десятилетия резко сократилось количество исследователей среднего возраста (40-59 лет), но прибавилось количество молодых исследователей (до 39 лет) и исследователей старшего возраста (от 60 лет).
Данные изменения являются следствием сокращения численности работников науки в 1990-е годы за счёт усиленного оттока кадров, в том числе молодых, и падения авторитета науки в целом.
За последние 30 лет в Республике Саха (Якутия) фактически утрачена или ослаблена деятельность целого ряда выдающихся научных школ, в том числе имеющих мировое значение, внесших значительный вклад в отечественную науку и социально-экономическое развитие страны.
Среди основных причин, повлекших снижение авторитета и ослабление деятельности научных школ, можно выделить:
финансирование научных исследований без привязки к существующим научным школам и отсутствие государственных механизмов целевой (адресной) поддержки научных школ;
неэффективность системы подготовки и воспроизводства научных кадров вследствие чего происходит процесс старения и ухода из жизни ведущих научных руководителей при отсутствии их идейных последователей, наследников;
существенное снижение качества подготовки выпускников высших учебных заведений и уровня их мотивации к деятельности в области науки;
низкий уровень поддержки результатов научной деятельности.
Указанные проблемы сохраняют свою актуальность и являются серьезным вызовом при решении вопросов развития научного потенциала Республики Саха (Якутия).
На данном этапе Республика Саха (Якутия) нуждается в создании и реализации комплексной системы взаимоувязанных мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих целенаправленное развитие действующих и формирующихся научных школ Республики Саха (Якутия), как основы развития науки и научной деятельности.
Следует также подчеркнуть, что на современном этапе развития общества одним из важнейших критериев ведущей научной школы является реальный вклад соответствующей части научного сообщества в социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.
4. Современные критерии, цель и задачи
Будущее национальной науки и технологий формируется в условиях острой международной конкуренции за талантливых ученых и инженеров, способных создавать прорывные технологии и высокотехнологичную продукцию.
Актуальной задачей науки в современном обществе, наряду с получением новых знаний о природе и социуме, является научное и технологическое обеспечение ускоренного социально-экономического развития страны, особенно в региональном аспекте. Соответственно, первостепенной задачей государства, особенно региональных органов власти, по отношению к науке становится задача целевой поддержки тех направлений науки, тех научных школ, результаты деятельности которых являются научно-технологическим обеспечением решения наиболее актуальных задач развития общества.
Это позволяет сформулировать следующие критерии региональных научных школ:
1) наличие сформированного научного направления деятельности научной школы, его развитие (древо научных направлений школы с формулировками). Современное название школы. Соответствие направления деятельности научной школы задачам социально-экономического развития региона;
2) личные показатели действующего руководителя научной школы (количество публикаций, патентов, монографий, учебников, защищенных под его непосредственным руководством кандидатов и докторов наук за последние пять лет);
3) кадровый потенциал научной школы (молодые научные кадры, подготовка научных кадров (докторов и кандидатов наук), новые лаборатории в рамках научной школы);
4) результативность прикладных исследований научной школы (патенты, технологии и т.д.) в целях научного обеспечения социально-экономического развития региона: внедрение результатов научной деятельности в реальные сектора экономики и социальной сферы, вклад в технологическое социально-экономическое развитие региона и России. Эффективность взаимодействия с индустриальными партнерами и пользователями разработок;
5) общий вклад в фундаментальную науку - публикации, монографии, учебники, модели, теории и т.д.
Основной целью региональной государственной политики по сохранению и развитию научных школ является повышение конкурентоспособности научных коллективов за счет усиления качества подготовки и воспроизводства научных кадров, результативности научной деятельности, ее роли в развитии социально-экономических процессов региона.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
организация постоянного и рационального обновления исследовательских и профессорско-преподавательских составов научных и образовательных организаций, обеспечивающих стабильное формирование научных взглядов с соблюдением принципа преемственности науки, где основное внимание отводится выявлению талантливой молодежи и построению схемы успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций;
совершенствование механизмов государственной поддержки научной и научно-технической деятельности, долгосрочного планирования и регулярной актуализации приоритетных научных, научно-технических проектов, позволяющих формировать конкурентоспособные коллективы, объединяющие исследователей, разработчиков и предпринимателей;
создание конкурентной среды, открытой для привлечения к работе в России ученых мирового класса и молодых талантливых исследователей, имеющих научные результаты высокого уровня, а также создание новых исследовательских групп, ориентированных в том числе на объединение областей знаний и сфер деятельности;
формирование благоприятной среды для профессионального, творческого и личностного роста молодых исследователей, усиление роли репутационных механизмов в признании научной квалификации и заслуг исследователей, повышение авторитета ученых в обществе, развитие современной системы научно-технического творчества детей и молодежи;
проведение НИОКР для нужд Республики Саха (Якутия) в соответствии с современными принципами организации научной и научно-технической деятельности, в том числе с привлечением средств федерального, регионального и местных бюджетов, частных партнеров - заинтересованных хозяйствующих субъектов и промышленных предприятий;
разработка и реализация инновационных проектов по созданию при ведущих научных и образовательных организациях социальной, в том числе жилищной, инфраструктуры, необходимой для обеспечения целевой мобильности участников научно-технологического развития.
5. Основные направления государственной политики по сохранению и развитию ведущих научных школ Республики Саха (Якутия)
В целях решения обусловленных задач требуется реализация следующих направлений государственной политики по сохранению и развитию ведущих научных школ Республики Саха (Якутия):
1) в области обеспечения стабильного притока научных и научно-педагогических кадров, соответствующих кадровым потребностям существующих и формирующихся научных школ:
совершенствование существующей системы целевого обучения граждан;
осуществление постоянного мониторинга и прогнозирования кадровой потребности научных школ Республики Саха (Якутия);
организация подготовки высококвалифицированных специалистов на условиях целевого обучения и последующего трудоустройства их в научные школы по профилю;
2) в области формирования логически обусловленной цепочки взаимосвязанных механизмов государственной поддержки научной и научно-технической деятельности:
создание и развитие мер поощрения творческой активности и поддержки научно-исследовательской деятельности подрастающего поколения - учащихся и студентов;
усиление и повышение эффективности мер государственной поддержки научной и научно-технической деятельности соискателей и молодых ученых;
создание и развитие мер государственной поддержки ведущих научных школ Республики Саха (Якутия), обеспечивающих поддержку научно-наставнической деятельности;
3) в области создания эффективной системы координации и проведения НИОКР для нужд Республики Саха (Якутия):
создание и развитие мер государственной поддержки ведущих научных школ Республики Саха (Якутия), ведущих активную внедренческую деятельность в интересах социально-экономического развития Республики;
совершенствование системы общественного заказа Республики Саха (Якутия) на приоритетные научные исследования и разработки в целях повышения эффективности выполнения НИОКР;
обеспечение привлечения к выполнению научно-исследовательских работ временных творческих коллективов с участием ведущих ученых и молодых перспективных исследователей;
поддержка издания научных журналов, входящих в перечень Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и в российские рецензируемые базы научных журналов;
4) в области создания и развития благоприятного научного климата для прогрессивного и всестороннего развития исследователей:
разработка и внедрение новых коммуникативных технологий, обеспечивающих объединение в цифровом пространстве талантов, компетенций и идей (концентрацию интеллектуального потенциала) в интересах социально-экономического развития Республики Саха (Якутия);
внедрение новых форм социального взаимодействия подрастающего поколения, молодых исследователей и ведущих ученых, обеспечивающих ранний рост научных компетенций.
6. Механизмы реализации Концепции
Механизмами реализации настоящей Концепции выступают:
1) разработка и совершенствование нормативно-правовой базы в сфере реализации государственной научно-технической политики;
2) объединение усилий научных и образовательных организаций, направленных на эффективную реализацию основных направлений государственной политики по сохранению и развитию ведущих научных школ Республики Саха (Якутия);
3) совершенствование и эффективная реализация региональной программы научно-технологического развития;
5) постоянный мониторинг и анализ изменения кадровой обеспеченности науки в Республике Саха (Якутия);
6) содействие созданию и развитию диссертационных советов в Республике Саха (Якутия);
7) развитие постдокторских программ и программ визит-профессоров в вузах и научных организациях республики.
7. Ожидаемые результаты
Реализация настоящей Концепции должна усилить роль системы образования в научно-технологическом развитии республики и обеспечить:
1) стабильный приток научных и научно-педагогических кадров в научно-образовательную сферу Республики Саха (Якутия);
2) обновление научных коллективов и профессорско-преподавательских составов;
3) усиление интеграции науки и образования в части подготовки кадров по научным специальностям;
4) реализация программы деятельности межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня "Север: территория устойчивого развития" по направлениям деятельности центра;
5) создание эффективной системы организации исследований и разработок, обеспечивающей высокую результативность в решении следующих вопросов социально-экономического развития Республики Саха (Якутия):
повышение качества жизни населения Якутии;
прогнозирование, разработка мер и технологий по минимизации, вплоть до предотвращения, ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также изменений климата;
обеспечение экономического и социального развития;
обеспечение промышленного и энергетического развития;
обеспечение продовольственной безопасности населения.
В результате реализации настоящей Концепции к 2033 году должны быть достигнуты следующие целевые показатели:
N |
Индикатор |
Ед. изм. |
Целевой показатель |
1. |
Количество подготовленных научных и научно-педагогических кадров |
чел. |
1000 |
2. |
Достижение доли исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей в Республике Саха (Якутия) |
% |
45 |
3. |
Увеличение численности исследователей |
чел. |
2000 |
4. |
Количество публикаций, индексируемых в российских информационно-аналитических системах научного цитирования в расчете на 100 исследователей |
ед. |
83 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Главы Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2024 г. N 185-РГ "Об утверждении Концепции сохранения и развития ведущих научных школ Республики Саха (Якутия)"
Опубликование:
-