В соответствии с абзацем третьим пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления внутреннего финансового аудита группой внутреннего финансового аудита администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области.
2. Признать утратившими силу приказы администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области:
от 11 марта 2020 года N 100-пр "Об утверждении Положения об осуществлении внутреннего финансового аудита группой внутреннего финансового аудита администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области";
от 18 марта 2021 года N 132-пр "О внесении изменений в Положение об осуществлении внутреннего финансового аудита группой внутреннего финансового аудита администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области";
от 15 марта 2022 года N 130-пр "О внесении изменений в Положение об осуществлении внутреннего финансового аудита группой внутреннего финансового аудита администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области";
от 26 октября 2022 года N 536-пр "О внесении изменения в Положение об осуществлении внутреннего финансового аудита группой внутреннего финансового аудита администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области";
от 19 января 2023 года N 26-пр "О внесении изменений в Положение об осуществлении внутреннего финансового аудита группой внутреннего финансового аудита администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области";
от 9 ноября 2023 года N 547-пр "О внесении изменений в Положение об осуществлении внутреннего финансового аудита группой внутреннего финансового аудита администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области".
3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Заместитель Губернатора |
Ю.В. Филипенко |
Зарегистрировано в Правовом Управлении администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области 15 марта 2024 г.
Регистрационный N 20240003001
Утвержден
приказом администрации
Губернатора Брянской области и
Правительства Брянской области
от 14 марта 2024 г. N 123-пр
Порядок
осуществления внутреннего финансового аудита группой внутреннего финансового аудита администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области
I. Общие положения
1.1. Порядок осуществления внутреннего финансового аудита группой внутреннего финансового аудита администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области (далее - Порядок) разработан в целях установления общих правил осуществления деятельности по организации и проведению внутреннего финансового аудита в администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области (далее - администрация).
Порядок разработан с учетом положений:
статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 года N 195н (далее - федеральный стандарт N 195н);
федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 года N 196н (далее - федеральный стандарт N 196н);
федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2019 года N 237н (далее - федеральный стандарт N 237н);
федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 91н (далее - федеральный стандарт N 91н);
федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 августа 2020 года N 160н (далее - федеральный стандарт N 160н);
федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2021 года N 120н (далее - федеральный стандарт N 120н).
1.2. Настоящий Порядок содержит положения, определяющие особенности применения федеральных стандартов внутреннего финансового аудита при организации и осуществлении внутреннего финансового аудита в администрации.
1.3. Термины, определения которым даны в федеральных стандартах внутреннего финансового аудита, используются в настоящем Порядке в том же значении, в каком они используются в таких нормативных правовых актах.
II. Организация внутреннего финансового аудита
2.1. Объектом внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры и (или) составляющие эти процедуры операции (действия) по выполнению бюджетных процедур в структурных подразделениях администрации и подведомственных администрации учреждениях (далее - объект аудита).
Субъекты бюджетных процедур - руководитель (заместители руководителя) и работники структурных подразделений администрации и подведомственных администрации учреждений, которые организуют (обеспечивают выполнение), выполняют бюджетные процедуры.
2.2. Субъектом внутреннего финансового аудита является группа внутреннего финансового аудита, которая осуществляет внутренний финансовый аудит с учетом соблюдения требований, установленных пунктом 4 федерального стандарта N 237н.
Группа внутреннего финансового аудита в своей деятельности подконтрольна заместителю Губернатора Брянской области, возглавляющему администрацию.
Должностные лица группы внутреннего финансового аудита наделены полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита в соответствии с должностными регламентами и осуществляют внутренний финансовый аудит в соответствии с правами и обязанностями, определенными федеральным стандартом N 195н.
Деятельность группы внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, системности, эффективности, ответственности и стандартизации.
2.3. Целями внутреннего финансового аудита являются:
а) оценка надежности внутреннего процесса, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению бюджетных полномочий, и подготовка предложений об организации внутреннего финансового контроля;
б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
в) повышение качества финансового менеджмента.
2.4. В зависимости от целей внутреннего финансового аудита деятельность группы внутреннего финансового аудита осуществляется в соответствии с задачами, определенными положениями федерального стандарта N 196н.
III. Планирование внутреннего финансового аудита
3.1. Планирование внутреннего финансового аудита представляет собой процесс составления и обеспечения утверждения плана проведения аудиторских мероприятий (далее - план), окончание которых приходится на очередной финансовый год или период с начала года, следующего за очередным финансовым годом, до наиболее позднего из установленных сроков представления годовой бюджетной отчетности за очередной финансовый год, полномочия по составлению которой осуществляет администрация.
3.2. План должен включать перечень аудиторских мероприятий, проводимых в совокупности для достижения всех без исключения целей осуществления внутреннего финансового аудита, в том числе содержать тему и дату (месяц) окончания каждого аудиторского мероприятия.
3.3. План утверждается заместителем Губернатора Брянской области, возглавляющим администрацию, не позднее 25 декабря текущего финансового года.
3.4. В утвержденный план могут вноситься изменения в случае:
а) принятия решения заместителем Губернатора Брянской области, возглавляющим администрацию, о необходимости внесения изменений в текущий план;
б) направления группой внутреннего финансового аудита в адрес заместителя Губернатора Брянской области, возглавляющего администрацию, обоснованных предложений о внесении изменений в текущий план, в том числе по причине невозможности проведения плановых аудиторских мероприятий в связи с:
наступлением обстоятельств непреодолимой силы;
недостаточностью временных и (или) трудовых ресурсов при необходимости проведения внеплановых мероприятий;
внесением изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные акты субъектов Российской Федерации, в том числе регулирующие осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
выявлением в ходе подготовки аудиторского мероприятия существенных обстоятельств (необходимость изменения темы и (или) даты (месяца) окончания аудиторского мероприятия).
Изменения вносятся путем подготовки проекта плана в новой редакции и его утверждения заместителем Губернатора Брянской области, возглавляющим администрацию.
3.5. Внеплановое аудиторское мероприятие проводится на основании решения заместителя Губернатора Брянской области, возглавляющего администрацию, принятого в том числе на основании служебной записки, представленной группой внутреннего финансового аудита и содержащей тему, обоснование проведения и сроки проведения внепланового аудиторского мероприятия.
3.6. В целях планирования аудиторского мероприятия должностными лицами группы внутреннего финансового аудита формируется программа аудиторского мероприятия.
Требования к содержанию программы аудиторского мероприятия установлены федеральным стандартом N 160н.
Программа аудиторского мероприятия утверждается должностным лицом, осуществляющим полномочия руководителя группы внутреннего финансового аудита, до даты начала проведения аудиторского мероприятия.
3.7. При необходимости программа аудиторского мероприятия может быть изменена в связи с актуализацией оценки бюджетных рисков, в том числе на основании полученной информации об организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетной процедуры.
Изменения в программу аудиторского мероприятия вносятся путем утверждения должностным лицом, осуществляющим полномочия руководителя группы внутреннего финансового аудита, программы аудиторского мероприятия в новой редакции.
IV. Формирование и ведение (актуализация) реестра бюджетных рисков
4.1. В целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков группа внутреннего финансового аудита проводит оценку бюджетных рисков, в том числе при планировании деятельности, планировании и проведении аудиторских мероприятий и формировании информации о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
4.2. Бюджетный риск оценивается согласно приложению 1 к федеральному стандарту N 160н с применением критериев:
"вероятность" - степень возможности наступления выявленного бюджетного риска исходя из результатов анализа причин и условий (обстоятельств) его реализации;
"степень влияния" - уровень потенциального негативного воздействия выявленного бюджетного риска на результат выполнения бюджетной процедуры исходя из результатов анализа возможных последствий его реализации (для рисков искажения бюджетной отчетности - исходя из уровня потенциального искажения бюджетной отчетности, при определении которого учитывается существенность ошибки, оцениваемая в соответствии с приложением 1 к федеральному стандарту N 120н).
Значение каждого из указанных критериев оценивается как "низкое", "среднее" или "высокое".
Бюджетный риск оценивается как значимый, если значение хотя бы одного из критериев его оценки - "вероятность" или "степень влияния" - оценивается как "высокое" либо при одновременной оценке значений обоих критериев бюджетного риска как "среднее", а также по решению заместителя Губернатора Брянской области, возглавляющего администрацию.
В иных случаях бюджетный риск оценивается как незначимый.
4.3. Должностные лица группы внутреннего финансового аудита обеспечивают ведение реестра бюджетных рисков, который должен включать обязательную информацию в отношении каждого выявленного бюджетного риска, определенную приложением 1 к федеральному стандарту N 160н.
Актуализация реестра бюджетных рисков проводится перед составлением проекта плана проведения аудиторских мероприятий.
V. Проведение внутреннего финансового аудита
5.1. Основанием проведения аудиторского мероприятия является пункт плана проведения аудиторских мероприятий, утвержденного заместителем Губернатора Брянской области, возглавляющим администрацию.
Предельные сроки проведения аудиторских мероприятий определяются исходя из количества проверяемых бюджетных процедур, специфики деятельности субъекта бюджетных процедур, объемов финансирования, но не должны превышать 45 календарных дней. Исключение может составлять аудиторское мероприятие, проводимое в целях подтверждения достоверности годовой бюджетной отчетности (срок начала - в году, за который составляется бюджетная отчетность, и окончания - до наиболее позднего из установленных сроков представления годовой бюджетной отчетности).
5.2. Аудиторское мероприятие может быть неоднократно приостановлено. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления или продления аудиторского мероприятия, должностное лицо, осуществляющее полномочия руководителя группы внутреннего финансового аудита, направляет заместителю Губернатора Брянской области, возглавляющему администрацию, служебную записку с изложением обстоятельств и срока предлагаемого приостановления (продления) аудиторского мероприятия.
Основания для приостановления или продления аудиторского мероприятия определены федеральным стандартом N 160н.
Решение о приостановлении (продлении) аудиторского мероприятия, принимается заместителем Губернатора Брянской области, возглавляющим администрацию.
Приостановление (продление) аудиторского мероприятия оформляется приказом администрации, в котором указывается тема аудиторского мероприятия, перечень объекта(ов) внутреннего финансового аудита, основание и срок, на который приостанавливается (продлевается) проведение аудиторского мероприятия, а также срок завершения аудиторского мероприятия.
Срок приостановления (продления) аудиторского мероприятия определяется в каждом конкретном случае исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления (продления) аудиторского мероприятия. Общий срок приостановлений аудиторского мероприятия не может составлять более одного года. На время приостановления аудиторского мероприятия течение его срока прерывается.
После устранения причин приостановления аудиторского мероприятия группа внутреннего финансового аудита возобновляет проведение аудиторского мероприятия в сроки, установленные приказом администрации.
В случае приостановления (продления) аудиторского мероприятия изменения в план проведения аудиторских мероприятий и (или) программу аудиторского мероприятия не вносятся.
5.3. Аудиторское мероприятие проводится в соответствии с утвержденной программой аудиторского мероприятия путем выполнения группой внутреннего финансового аудита профессиональных действий, в том числе по сбору аудиторских доказательств, формированию выводов, предложений и рекомендаций, с применением методов внутреннего финансового аудита.
Применение методов при проведении аудиторского мероприятия осуществляется группой внутреннего финансового аудита в соответствии с положениями федерального стандарта N 196н.
5.4. Аудиторское мероприятие, целью которого является подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, проводится группой внутреннего финансового аудита в соответствии с требованиями федерального стандарта N 120н.
5.5. При проведении аудиторского мероприятия должны быть получены аудиторские доказательства, которые должны быть обоснованными, надежными и достаточными для формирования выводов, предложений (рекомендаций) по результатам аудиторского мероприятия.
Сбор аудиторских доказательств осуществляется путем изучения объектов внутреннего финансового аудита. Изучение объектов внутреннего финансового аудита может осуществляться сплошным или выборочным способом с учетом соблюдения требований федерального стандарта N 160н.
5.6. Ответственность за полноту и достоверность предоставленных для изучения документов и информации, копий баз данных прикладных программных средств и иных информационных ресурсов несет субъект бюджетных процедур.
5.7. Выявленные в ходе аудиторского мероприятия нарушения (недостатки) подтверждаются копиями соответствующих документов, заверенными оттиском штампа "Копия верна" и подписью руководителя субъекта бюджетных процедур (иного уполномоченного лица).
5.8. При проведении аудиторского мероприятия формируется рабочая документация аудиторского мероприятия.
Содержание рабочей документации и требования к ее оформлению определены положениями федерального стандарта N 160н.
Группа внутреннего финансового аудита обеспечивает формирование и хранение рабочей документации по всем проведенным аудиторским мероприятиям не менее трех лет.
VI. Реализация результатов аудиторских мероприятий
6.1. По окончании проведения аудиторского мероприятия группой внутреннего финансового аудита формируется заключение по результатам аудиторского мероприятия (далее - заключение).
Заключение содержит краткое изложение результатов аудиторского мероприятия в разрезе исследуемых вопросов со ссылкой на документы, прилагаемые к заключению, и на заключения экспертов (в случае привлечения экспертов для проведения экспертизы).
Требования к содержанию заключения установлены федеральным стандартом N 91н.
6.2. Формулировка нарушения должна начинаться со слов "В нарушение", после чего должны указываться конкретные пункты, части, статьи нормативных правовых актов Российской Федерации, Брянской области, требования которых нарушены.
Не допускается включение в заключение предположений и сведений, не подтвержденных документами.
Для подтверждения нарушений (недостатков), выявленных в ходе аудиторского мероприятия, необходимо приложить к заключению копии соответствующих документов и (или) справочные (аналитические) таблицы, подписанные должностными лицами группы внутреннего финансового аудита, осуществлявшими аудиторское мероприятие по соответствующему вопросу программы аудиторского мероприятия, и (или) субъектом бюджетных процедур.
Кроме того, в заключении отражаются наименования вопросов программы аудиторского мероприятия, по которым в ходе аудиторского мероприятия нарушений (недостатков) не установлено, с проставлением отметки "нарушений (недостатков) не выявлено".
6.3. Если в ходе аудиторского мероприятия установлено, что субъектом бюджетных процедур не выполнены какие-либо предложения (рекомендации), сформулированные по результатам предыдущих аудиторских мероприятий, данный факт подлежит отражению в заключении.
6.4. Должностные лица группы внутреннего финансового аудита имеют право направить проект заключения руководителю структурного подразделения администрации (подведомственного администрации учреждения) в целях информирования о предварительных результатах аудиторского мероприятия.
6.5. Заключение составляется по завершении аудиторского мероприятия в двух экземплярах, каждый из которых подписывается должностным лицом, осуществляющим полномочия руководителя группы внутреннего финансового аудита. Один экземпляр заключения передается представителю структурного подразделения администрации (подведомственного администрации учреждения), уполномоченному на получение заключения.
О получении заключения руководитель структурного подразделения администрации (подведомственного администрации учреждения) (уполномоченное им лицо) делает запись в экземпляре заключения, который остается в группе внутреннего финансового аудита, содержащую дату получения заключения, подпись и расшифровку этой подписи.
Дата подписания заключения является датой окончания аудиторского мероприятия.
6.6. Группа внутреннего финансового аудита устанавливает срок для ознакомления руководителя структурного подразделения администрации (подведомственного администрации учреждения) (уполномоченного им лица) с заключением до пяти рабочих дней со дня получения заключения.
6.7. Письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур, поступившие по результатам проведенного аудиторского мероприятия и после представления заключения заместителю Губернатора Брянской области, возглавляющему администрацию, рассматриваются должностными лицами группы внутреннего финансового аудита и при необходимости учитываются, в том числе в целях ведения реестра бюджетных рисков.
6.8. В случае если в подписанном заключении содержится существенная ошибка или искажение, а также если после подписания заключения группой внутреннего финансового аудита получена информация, которая не была доступна на дату окончания аудиторского мероприятия и существенно влияет на выводы, предложения и рекомендации по его результатам, то дополнение к заключению доводится до сведения всех сторон, получивших первоначальный вариант заключения, в течение трех рабочих дней со дня принятия заместителем Губернатора Брянской области, возглавляющим администрацию, решения по результатам рассмотрения дополнения к заключению.
6.9. По результатам рассмотрения заключения заместитель Губернатора Брянской области, возглавляющий администрацию, принимает одно или несколько решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, с указанием сроков их выполнения.
Указанные решения утверждаются письменным поручением заместителя Губернатора Брянской области, возглавляющим администрацию (в том числе в форме резолюций), а также устными указаниями.
6.10. Субъекты бюджетных процедур, являющиеся руководителями структурных подразделений администрации (подведомственных администрации учреждений), в целях выполнения решений заместителя Губернатора Брянской области, возглавляющего администрацию, а также на основании информации о проведении и результатах аудиторского мероприятия вправе самостоятельно принимать решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента.
6.11. В случае если заместитель Губернатора Брянской области, возглавляющий администрацию, по результатам рассмотрения заключения примет решение о разработке и выполнении перечня (плана) мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры (далее - перечень мероприятий), то субъект бюджетных процедур в срок до пяти рабочих дней формирует и утверждает перечень мероприятий с указанием сроков выполнения каждого мероприятия.
Субъект бюджетных процедур обеспечивает выполнение перечня мероприятий и в установленный срок представляет группе внутреннего финансового аудита информацию о выполненных мероприятиях, в том числе о принятых мерах по минимизации (устранению) выявленных бюджетных рисков с приложением копий подтверждающих документов.
6.12. Должностные лица группы внутреннего финансового аудита регулярно (не реже одного раза в год) проводят мониторинг реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, в рамках которого формируют информацию о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
Мониторинг реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков проводится в сроки и с периодичностью, определяемые должностным лицом, осуществляющим полномочия руководителя группы внутреннего финансового аудита, в следующем порядке:
использование одного или нескольких способов в соответствии с пунктом 24 федерального стандарта N 91н;
актуализация данных о мерах по минимизации (устранению) бюджетных рисков в реестре бюджетных рисков;
актуализация оценки бюджетных рисков в реестре бюджетных рисков.
6.13. В случае, если при проведении мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков группой внутреннего финансового аудита выявлена необходимость проведения дополнительных мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, то должностные лица группы внутреннего финансового аудита информируют об этом заместителя Губернатора Брянской области, возглавляющего администрацию.
6.14. Проведение аудиторских мероприятий, в том числе повторных, с целью анализа исполнения направленных на повышение качества финансового менеджмента решений может проводиться не ранее чем через шесть месяцев после окончания аудиторского мероприятия.
6.15. Обобщенная информация о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков отражается в годовой отчетности о результатах деятельности группы внутреннего финансового аудита (далее - годовая отчетность).
Требования к составу годовой отчетности установлены федеральным стандартом N 91н.
Годовая отчетность подписывается должностным лицом, осуществляющим полномочия руководителя группы внутреннего финансового аудита, и представляется заместителю Губернатора Брянской области, возглавляющему администрацию, не позднее 20 рабочих дней после наиболее позднего из установленных сроков представления годовой бюджетной отчетности за отчетный финансовый год, полномочия по составлению которой осуществляет администрация.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области от 14 марта 2024 г. N 123-пр "Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового аудита группой внутреннего финансового аудита администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области"
Зарегистрировано в Правовом Управлении администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области 15 марта 2024 г.
Регистрационный N 20240003001
Вступает в силу с 14 марта 2024 г.
Опубликование:
-