Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 июля 2016 г. N 23056-АЧ/04
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело обращение от 22 июля 2016 г. N ВНС-4/200 (вх. Минстроя России от 23 июня 2016 г. N 55331/МС) и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
По пункту 1.1.1-1.1.4 Минстрой России считает целесообразным совместно с Минприроды России проработать данный вопрос и предоставить предложения в рамках своей компетенции.
По пункту 3.2.2 сообщаем, что Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии совместно с экспертным сообществом разработан и утвержден приказ от 15 декабря 2015 г. N 1580 "Об утверждении информационно-технического справочника по наилучшим доступных технологиям "Очистка сточных вод с использованием централизованных систем поселений, городских округов". По мнению Минстроя России, указанный справочник способствует внедрению наилучших доступных технологий в сфере водоснабжения и водоотведения.
По пункту 6.1.1 сообщаем следующее.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Данное определение введено Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) с 1 января 2016 года.
До указанной даты использовалось понятие твердые бытовые отходы - отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения.
Исходя из норм действующего законодательства Российской Федерации необходимо внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты, в части изменения термина "твердые бытовые отходы" на термин "твердые коммунальные отходы".
По пунктам 6.1.2 и 6.1.5 Минстрой России поддерживает необходимость корректировки Федерального классификационного каталога отходов, формируемого Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. N 792, с учетом изменения понятия твердые бытовые отходы на твердые коммунальные отходы, которые образуются не только у населения, но и у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
По пункту 6.1.3 сообщаем следующее.
Во исполнение пункта 4 раздела I протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 26 января 2016 г. N ДК-П9-11пр и в целях устранения проблем правоприменения Закона N 89-ФЗ Минстроем России разработан проект Федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами", который проходит согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации (далее - законопроект, размещен на сайте www.regulation.gov.ru.).
Поправки в статью 1 Закона N 89-ФЗ уточняют понятие "оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сортировке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, включенных в территориальную схему обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема).
По пункту 6.2.1 сообщаем следующее.
Разработка и утверждение территориальной схемы относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Закона N 89-ФЗ.
Требования к составу и содержанию территориальных схем утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2016 г. N 197, согласно которым территориальная схема, в том числе, должна содержать данные о ежегодном образовании отходов, систематизированные по видам отходов согласно федеральному классификационному каталогу отходов и их классам опасности от I до V, а также по источникам образования отходов.
Минстрой России в рамках своих полномочий создал систему мониторинга за реализацией в субъектах Российской Федерации полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Так, в соответствии с пунктом 3.2 протокола всероссийского совещания от 7 июня 2016 г. N 429-ПРМ-АЧ под председательством Заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса (далее - протокол), высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации поручено обеспечить предоставление дважды в месяц 16-го и 30-го числа отчетного месяца информации о ходе работы по запуску региональных систем обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с формой, указанной в Приложении N 2 к протоколу.
По пунктам 6.2.2 и 6.2.9 сообщаем следующее.
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ установлено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Согласно положениям статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора, обязуются оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, из действующего законодательства Российской Федерации следует обязательность для собственников твердых коммунальных отходов (население, проживающее в многоквартирных домах, владельцы частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы) заключения договоров на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.
Кроме того, статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено требование, согласно которому собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором.
Вместе с этим, в целях более корректного закрепления обязанности собственников твердых коммунальных отходов заключать договор с региональным оператором, необходимо внесение соответствующих изменений в Закон N 89-ФЗ, направленных на императивное закрепление такой обязанности.
Так, Минстроем России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами", направленный на исключение внутренних противоречий Закона N 89-ФЗ, а также предусматривающий более корректное закрепление обязанности собственников твердых коммунальных отходов заключать договор с региональным оператором. Согласно указанному законопроекту часть 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ предлагается изложить в следующей редакции:
"4. Все собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключать договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Собственники твердых коммунальных отходов вправе заключать договоры на оказание услуг по утилизации твердых коммунальных отходов с региональными операторами в соответствии с гражданским законодательством.".
Установление ответственности собственников твердых коммунальных отходов повысит их заинтересованность в заключении договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Также в настоящее время Минстрой России совместно с федеральными органами исполнительной власти ведет работу по подготовке официального отзыва на проект федерального закона N 1074210-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Советом народных депутатов Кемеровской области в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, предусматривающий дополнение Главы 8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях статьей 8 2-1 о привлечении к административной ответственности граждан, должностных лиц, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц за невыполнение обязанности по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
По пунктам 6.2.6 и 6.2.7 сообщаем, что Минстроем России подготовлен законопроект, в соответствии с которым предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по утверждению порядка разработки, согласования, утверждения и корректировки территориальных схем.
По пунктам 6.3.1, 6.3.2, 6.3.3 сообщаем следующее.
1 января 2016 года вступили в силу положения Закона N 89-ФЗ, которые определяют новые требования в части организации и регулирования деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В целях реализации Закона N 89-ФЗ субъектам Российской Федерации необходимо принять нормативные правовые акты в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, согласно полномочиям, определенным статьей 6 Закона N 89-ФЗ. В указанных актах, в том числе должна быть установлена (определена) степень участия органов местного самоуправления в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, вопрос участия органов местного самоуправления в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесен к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые устанавливают (определяют) степень участия органов местного самоуправления в организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Вместе с этим сообщаем, что во исполнение пункта 4 раздела I протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 26 января 2016 г. N ДК-П9-11пр и в целях устранения проблем правоприменения Закона N 89-ФЗ Минстроем России разработан законопроект.
Поправки в статью 8 Закона N 89-ФЗ уточняют положение о том, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий в соответствии с Законом N 89-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации осуществляют участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Таким образом, данное положение законопроекта предусматривает полномочие органов власти субъектов Российской Федерации по правовому регулированию отношений на региональном уровне в части определения формы и механизма участия органов местного самоуправления в организации деятельности, связанной с обращением с твердыми коммунальными отходами.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 протокола главам субъектов Российской Федерации дано поручение о предоставлении конкретных предложений по перераспределению полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. В настоящее время ведется оценка направленных предложений в адрес Минстроя России.
По пункту 6.3.4 сообщаем следующее.
Надлежащее исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде" контролируется в рамках государственного жилищного надзора.
В компетенцию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор (государственные жилищные инспекции) входит полномочие по привлечению к административной ответственности за нарушение Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, подпунктом "д(1))" пункта 11 которых установлено, что организация мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передача в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, относится к содержанию общего имущества многоквартирного дома и обеспечивается управляющими компаниями и ТСЖ.
Тем самым нет необходимости передачи данных полномочий органам местного самоуправления.
По пункту 6.3.5 сообщаем следующее.
В настоящее время Минстроем России совместно с Минэкономразвития России, ФАС России, Минприроды России рассматриваются вопросы об актуализации СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
По пункту 6.3.6 сообщаем следующее.
Правительством Российской Федерации утверждено постановление от 4 апреля 2016 г. N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (далее - постановление-269).
Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные постановлением-269, содержат положение, что нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Во исполнение пункта 2 постановления-269 Минстроем России утвержден приказ от 6 июня 2016 г. N 402/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
По пункту 6.3.8 сообщаем следующее.
Минстроем России разработан и внесен в Правительство Российской Федерации письмом от 26 ноября 2015 года проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" (далее - проект акта), которым, в том числе, установлены обязательные требования к участникам конкурсного отбора регионального оператора.
Проектом акта также установлено, что в качестве преимущественного права при получении статуса регионального оператора рассматривается такой критерий как обладание объектом по обработке и (или) обезвреживанию твердых коммунальных отходов. Тем самым, приоритет отдается хозяйствующему субъекту, обладающему объектом по обработке и (или) обезвреживанию твердых коммунальных отходов, в целях стимулирования развития отрасли переработки твердых коммунальных отходов, а не их захоронения, а также инвестирующему денежные средства в развитие инфраструктуры по переработке твердых коммунальных отходов.
Вместе с тем обработка, утилизация и обезвреживание отходов являются приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами.
Предложения по включение в проект акта такого критерия как наличие хотя бы одного объекта размещения твердых коммунальных отходов в государственном реестре объектов размещения отходов для проведения конкурсного отбора регионального оператора Минстроем России не поддерживаются по следующим основаниям.
В случае невыбора регионального оператора в отсутствии объекта размещения твердых коммунальных отходов в государственном реестре объектов размещения отходов создастся ситуация отсутствия ответственного лица за обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации, что приведет к отсутствию вывоза твердых коммунальных отходов и их дальнейшего обращения и нарушениям санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства Российской Федерации (захламление территории отходами, возникновение мест несанкционированного размещения отходов), так как сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обеспечиваются только региональным оператором.
По пункту 6.5 сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219, Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления.
Таким образом, вопросы, изложенные в пункте 6.5, относятся к компетенции Минприроды России.
По пунктам 6.6.12 и 6.8.14 сообщаем следующее.
В развитие положений Закона N 458-ФЗ в части регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами Минстроем России подготовлены и внесены в Правительство Российской Федерации следующие проекты постановлений Правительства Российской Федерации:
"Об утверждении порядка проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами",
"Об утверждении правил обращения с твердыми коммунальными отходами и формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами",
"Об утверждении порядка проведения торгов на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов" (размещены на официальном сайте Минстроя России в сети "Интернет" в разделе "документы" и на сайте www.regulation.gov.ru.).
По всем проектам постановлений проведены согласительные процедуры, в настоящее время проекты постановлений проработаны в Правительстве Российской Федерации и готовятся к изданию (планируемый срок - июль 2016 г.).
Утверждены постановления Правительства Российской Федерации:
от 17 октября 2015 г. N 1112 "О внесении изменений в требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг",
от 17 октября 2015 г. N 1113 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 2014 г. N 603",
от 4 апреля 2016 г. N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов",
от 16 мая 2016 г. N 424 "Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов",
от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальными отходов".
Утвержден приказ Минстроя России от 6 июня 2016 г. N 402/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
Необходимо отметить, что утвержденные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации позволяют органам государственной власти субъектов Российской Федерации начать реализовывать полномочия в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные Законом N 89-ФЗ, по:
разработке и утверждению территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
разработке, утверждению и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов;
организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;
утверждению порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора).
Дополнительно сообщаем о том, что в связи с изменением системы обращения с твердыми коммунальными отходами и введением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, Минстроем России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами", который вносит изменения в жилищное законодательство, в том числе в постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (размещен на сайте www.regulation.gov.ru.).
Также, во исполнение пункта 4 раздела I протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 26 января 2016 г. N ДК-П9-11пр и в целях устранения проблем правоприменения Закона N 89-ФЗ, Минстроем России разработан проект Федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами", который проходит согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации (размещен на сайте www.regulation.gov.ru.).
По пункту 6.8.5 сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по принятию нормативных правовых актов и контролю в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
Таким образом, вопросы, изложенные в пункте 6.8.5, по установлению дифференцированного тарифа в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся к компетенции ФАС России.
|
А.В. Чибис |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 июля 2016 г. N 23056-АЧ/04
Опубликование:
-