Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 553790-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за невыполнение требований или воспрепятствование осуществлению деятельности должностного лица, осуществляющего федеральный государственный пробирный надзор, а также о наделении такого лица полномочиями по составлению протоколов и рассмотрению соответствующих административных дел), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Настоящим проектом федерального закона предлагается дополнить статью 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) новой частью 8, выделив в специальный состав административного правонарушения ответственность за невыполнение законного требования или воспрепятствование осуществлению деятельности должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный пробирный надзор.
Привлекать к ответственности за совершение проектируемого правонарушения предлагается должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В настоящее время виновные лица, которые не выполняют соответствующие требования должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный пробирный надзор, привлекаются по общей части 1 статьи 19.4 Кодекса с наложением штрафа для граждан в размере от 500 до 1 тысячи рублей и на должностных лиц - от 2 до 4 тысяч рублей.
При этом в пояснительной записке отмечено, что названные размеры штрафов существенно ниже тех размеров штрафов, которые установлены за правонарушения при производстве, обращении, использовании драгоценных металлов и драгоценных камней.
Вместе с тем, Федеральная пробирная палата, являющаяся федеральным государственным органом исполнительной власти, которая осуществляет федеральный государственный пробирный надзор, в настоящее время не наделена полномочиями по привлечению к административной ответственности за неповиновение законному распоряжению должностного лица именно Федеральной пробирной палаты.
В этой связи, с учетом специфики рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, для наиболее эффективного контролирования деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, законопроектом и предлагается установить специальный состав правонарушения и предоставить должностным лицам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный пробирный надзор, возможность рассматривать административные дела и составлять протоколы в соответствии с проектируемым специальным составом правонарушения.
Одновременно законопроектом предлагается наделить должностных лиц вышеназванного органа полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частям 1 и 2 статьи 15.12 Кодекса ("Производство, ввод в оборот или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке или нанесению информации"), а также части 1 статьи 19.4 ("Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)").
Данное проектное предложение повлечет внесение изменений в приказ Федеральной пробирной палаты от 10 июля 2023 года N 137н "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной пробирной палаты и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях".
Между тем, принятие проектируемых положений законопроекта о наделении соответствующих должностных лиц полномочиями по составлению протоколов и рассмотрению административных дел по составам правонарушений, предусмотренных частью 1 и новой частью 8 статьи 19.4 Кодекса, повлечет неоднозначное правоприменение в силу отсутствия четких критериев при разграничении данных составов.
При этом важно, что размеры штрафов по части 1 статьи 19.4 для граждан составляют от 500 до 1 тысячи рублей, а для должностных лиц - от 2 до 4 тысяч рублей.
Тогда как для должностных лиц по новой части 8 статьи 19.4 штраф составит от 30 до 40 тысяч, для индивидуальных предпринимателей - от 40 до 50 тысяч и для юридических лиц - от 80 до 100 тысяч рублей.
Учитывая социально-экономический характер рынка драгоценных камней и драгоценных металлов предлагаемый в законопроекте подход по составлению протоколов и рассмотрению дел как по части 1, так и по части 8 статьи 19.4 Кодекса, на практике при выявлении соответствиях правонарушений может способствовать созданию условий для единоличного усмотрения и принятия должностными лицами заинтересованного решения о квалификации деяния либо по части 1 либо по части 8 статьи 19.4, что представляется недопустимым.
Полагаем, что обозначенное замечание требует дополнительного пояснения.
Также при рассмотрении законопроекта необходимо обратить внимание на проектируемые размеры штрафов: для должностных лиц - от 30 до 40 тысяч, для индивидуальных предпринимателей - от 40 до 50 тысяч, для юридических лиц - от 80 до 100 тысяч рублей.
Вместе с тем, в пояснительной записке авторами не приводятся ни обоснования, ни критерии предлагаемых размеров штрафов.
Надо отметить, что уполномоченные должностные лица, согласно пункту 36 Положения о Федеральном государственном пробирном надзоре, вправе требовать, в частности, беспрепятственного посещения производственных контролируемых объектов, знакомиться с документацией, касающейся соблюдения обязательных требований, с технической документацией, а также выдавать предписания об устранении выявленных нарушений и некоторые другие.
Представляется, что характер и степень возможных последствий перечисленных нарушений являются не более общественно значимыми, чем, например, невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, где для должностных лиц штраф составляет от 1 до 2 тысяч рублей, а для юридических лиц - от 10 до 20 тысяч рублей (часть 1 статьи 19.5 Кодекса).
Полагаем, что подход авторов законопроекта по проектируемым размерам административных штрафов заслуживает дополнительного пояснения и обоснования.
Концептуально предлагаемые изменения в Кодекс поддерживаются, поскольку позволят обеспечить надлежащее рассмотрение отдельных категорий дел об административных правонарушениях.
Комитет отмечает, что представленный законопроект соответствует Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов.
На основании изложенного, Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе законопроект N 553790-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.