В соответствии со статьями 9.2, 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Положением о государственной службе охраны объектов культурного наследия Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства области от 17.06.2015 N 659-п "О государственной службе охраны объектов культурного наследия Ярославской области",
Государственная служба охраны объектов культурного наследия Ярославской области приказывает:
1. Утвердить прилагаемые предметы охраны:
- объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) "Храмовый ансамбль", 1797 г., конец XIX в. (Ярославская область, Даниловский район, с. Середа, ул. Дзержинского, д. 4, д. 4а);
- объекта культурного наследия регионального значения (памятника) "Церковь Смоленской Богоматери", 1797 г. (Ярославская область, Даниловский район, с. Середа, ул. Дзержинского, д. 4а), в составе объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) "Храмовый ансамбль", 1797 г., конец XIX в. (Ярославская область, Даниловский район, с. Середа, ул. Дзержинского, д. 4, д. 4а).
2. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника отдела разрешительной документации и учета объектов культурного наследия службы Крылову Н.Н.
3. Приказ вступает в силу со дня его подписания.
Заместитель руководителя службы |
Е.Н. Субботина |
Утвержден
приказом государственной службы охраны объектов
культурного наследия Ярославской области
от 15.05.2024 N 86
Предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) "Храмовый ансамбль", 1797 г., конец XIX в. (Ярославская область, Даниловский район, с. Середа, ул. Дзержинского, д. 4, д. 4а)
Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) "Храмовый ансамбль", 1797 г., конец XIX в. (Ярославская область, Даниловский район, с. Середа, ул. Дзержинского, д. 4, д. 4а), являются:
- местоположение и градостроительная роль ансамбля, являющегося высотной градостроительной доминантой, композиционным ядром села Середа и окружающего ландшафта;
- объемно-пространственная композиция и силуэтные характеристики объектов культурного наследия, входящих в состав ансамбля: пятиглавой церкви Смоленской Богоматери с колокольней и Святых ворот;
- архитектурно-стилевое единство элементов ансамбля (архитектурно-художественное оформление фасадов, характер обработки фасадной поверхности стен, колористическое решение фасадов и крыш);
- осевое расположение элементов ансамбля относительно друг друга.
Утвержден
приказом государственной службы охраны объектов
культурного наследия Ярославской области
от 15.05.2024 N 86
Предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения (памятника) "Церковь Смоленской Богоматери", 1797 г. (Ярославская область, Даниловский район, с. Середа, ул. Дзержинского, д. 4а), в составе объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) "Храмовый ансамбль", 1797 г., конец XIX в. (Ярославская область, Даниловский район, с. Середа, ул. Дзержинского, д. 4, д. 4а)
Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения (памятника) "Церковь Смоленской Богоматери", 1797 г. (Ярославская область, Даниловский район, с. Середа, ул. Дзержинского, д. 4а), в составе объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) "Храмовый ансамбль", 1797 г., конец XIX в. (Ярославская область, Даниловский район, с. Середа, ул. Дзержинского, д. 4, д. 4а), являются:
- местоположение в структуре исторической застройки села Середа, градостроительная роль объекта культурного наследия, являющегося высотной доминантой и композиционным акцентом села Середа и окрестного ландшафта;
- объемно-пространственная продольно-осевая композиция бесстолпного пятиглавого храма с колокольней, вытянутого по оси запад - восток, включающая: полукруглую апсиду; двусветный квадратный в плане четверик, увенчанный пятью главами (центральный световой барабан); одноэтажный прямоугольный объем трапезной с пристройками начала XX в. с западной стороны (пристройки расположены с южного и северного фасадов колокольни); трехъярусная шатровая колокольня (типа "восьмерик на четверике"); прямоугольная в плане двухсветная пристройка для входа на лестницу со стороны северного фасада (начало XX в.);
- капитальные стены; столбы трапезной; прямоугольные, арочные и лучковые перемычки оконных и входных проемов апсиды, четверика, трапезной, колокольни и пристройки для входа на лестницу; барабаны на граненых стилобатах, сложенные из красного глиняного кирпича;
- характер обработки фасадной поверхности стены - оштукатуренные, окрашенные поверхности (колористическое решение уточняется методами научной реставрации);
- металлические внутристенные и воздушные связи;
- рельефно выступающий из плоскости стены цоколь с продухами, оштукатуренный, окрашенный;
- кирпичные сводчатые перекрытия: конха апсиды; сомкнутый свод на ступенчатых тромпах со световым барабаном четверика; вспарушенные на подпружных арках своды трапезной; крестовый свод первого яруса колокольни;
- пространственно-планировочная структура в капитальных стенах и перекрытиях;
- форма, конструкции и габариты крыш исторических объемов храма: четырехскатная крыша четверика; скатная крыша трапезной, западных пристроек и апсиды; характер исторического кровельного покрытия апсиды, четверика, трапезной - металлический лист на фальцевом соединении; шатровая крыша колокольни со звонами; характер исторического кровельного покрытия крыши колокольни: металлический лист в диагональную шашку; цилиндрические барабаны четверика на граненых стилобатах с луковичными главками; пристройка для входа на лестницу с луковичными главками; характер покрытия главок - металл в косую шашку;
- форма, габариты, местоположение и оформление печных труб трапезной;
- форма, габариты и местоположение исторических проемов: арочных проемов звонов колокольни; небольших оконных проемов с лучковыми перемычками на фасаде восьмигранного яруса колокольни; прямоугольных оконных проемов трапезной, четверика и апсиды (в том числе заложенных); прямоугольных оконных проемов светового барабана; арочных оконных проемов пристройки для входа на лестницу и западных пристроек трапезной; квадратного оконного проема первого света южного фасада четверика;
- характер исторических столярных заполнений и расстекловки заполнений оконных проемов;
- форма, габариты и местоположение исторических входных проемов: проем с арочной перемычкой в северной стене четверика; арочный проем в западной стене колокольни; арочный проем в западной стене северной пристройки к трапезной;
- художественный металл: металлическая решетка дверного проема на северном фасаде четверика; металлические ставни оконного проема первого яруса света южной стены четверика; волнисто-ромбические решетки оконных проемов;
- композиция и архитектурно-художественное оформление колокольни, в том числе профилированный карниз с рядом дентикул в завершении западного фасада первого яруса колокольни; контрфорсы, фланкирующие дверной проем;
- архитектурно-художественное оформление второго яруса колокольни: антаблемент в завершении яруса в виде узкого уступчатого архитрава; фриза; декорированного прямоугольными нишами; венчающего уступчатого карниза, декорированного поясом дентикул; сдвоенные угловые лопатки; форма, габариты, местоположение и конфигурация арочных проемов на фасадах (заложенных), оформленных гладким архивольтом на профилированных импостах и гладкими боковинами; угловые откосы, покрытые металлом;
- архитектурно-художественное оформление третьего восьмигранного яруса колокольни: угловые огибающие лопатки, раскрепованные промежуточным подоконным карнизом, венчающим карнизом, прямоугольные ниши в простенках граней с профилированными узкими тягами по периметру; промежуточный подоконный карниз, венчающий профилированный карниз с рядом дентикул; антревольты арочных звонов; профилированные импосты под пятами арок;
- архитектурно-художественное оформление северной пристройки к трапезной: архивольт с каннелюрами оконного проема первого света; перспективные наличники оконных проемов второго света (в том числе заложенных) с завершениями в виде кокошников, боковинами с расширенными капительками и фигурными базами-консолями; профилированный венчающий карниз, раскрепованный кокошниками; узкий валик, отделяющий гладкий фриз;
- архитектурно-художественное оформление западных пристроек трапезной: рельефно выделенный цоколь; широкие угловые лопатки, увенчанные профилированными кокошниками и декорированные арочными нишами-киотами; профилированный венчающий карниз, раскрепованный кокошниками; архивольты оконных проемов с каннелюрами на прямоугольных импостах, декорированных "бриллиантовыми" квадрами;
- архитектурно-художественное оформление трапезной: рельефно выделенный цоколь; ступенчатый венчающий карниз с рядом дентикул, раскрепованный лопатками; гладкий фриз, ограниченный двумя узкими валиками на северном фасаде; парные угловые лопатки восточных углов трапезной; прямоугольные и полуциркульные ниши над оконными проемами; прямоугольные ниши под оконными проемами;
- архитектурно-художественное оформление апсиды: рельефно выделенный цоколь; ступенчатый венчающий карниз с рядом дентикул; гладкий фриз, ограниченный валиками; полуциркульные и прямоугольные ниши над оконными проемами; прямоугольные ниши под оконными проемами;
- композиция и архитектурно-художественное оформление четверика:
трехъярусная композиция фасадов, включающая два световых яруса и аттиковый ярус, разделенные между собой промежуточными карнизами - профилированным (между первым и вторым ярусом) и ступенчатым (между вторым и третьим - аттиковым), увенчанная пятиглавием;
рельефно выделенный цоколь;
венчающий профилированный карниз с рядом дентикул;
промежуточный профилированный карниз между оконными проемами первого и второго света; ступенчатый карниз между оконными проемами второго света и аттиковым ярусом;
полуциркульные ниши в аттиковом ярусе фасадов;
сдвоенные угловые лопатки на профилированных базах в уровне цоколя;
оформление первого светового яруса: полуциркульные ниши с замковыми камнями над проемами первого света; прямоугольные ниши под оконными проемами первого света;
оформление второго яруса: пластические выступы стен, образующие прямоугольные ниши вокруг оконных проемов; профилированные рамочные наличники оконных проемов второго света с треугольными и полуциркульными профилированными сандриками;
оформление светового центрального барабана: цилиндрическая шея на граненом барабане, декорированном профилированным венчающим карнизом, раскрепованным лопатками, гладкими лопатками на стыках граней барабана, с прямоугольными нишами и проемами на гранях барабана;
оформление глухих угловых барабанов: цилиндрическая шея на граненом барабане, декорированном профилированными карнизами и гладкими фризами, ограниченными тонкими валиками;
- архитектурно-художественное оформление внутренних элементов апсиды: оштукатуренные стены и свод, покрытые живописным слоем (темперная живопись) рубежа XVIII - XIX вв., форма и габариты откосов и распалубок оконных проемов; ниши с лучковыми перемычками; сохранившиеся фрагменты темперной живописи стен апсиды рубежа XVIII - XIX вв. (технология исполнения, колористическое решение) в виде библейских сюжетов, орнаментальных композиций на стенах, своде, откосах оконных и входных проемов; покрытие пола апсиды - чугунная плитка с растительным орнаментом;
- архитектурно-художественное оформление внутренних элементов четверика: оштукатуренные стены и свод, покрытые живописным слоем (темперная живопись) рубежа XVIII - XIX вв., форма, габариты откосов оконных проемов второго яруса; лепной профилированный карниз в завершении стен с рядом мелких дентикул; монументальная живопись стен (середина XIX в.) и свода (начало XX в.) в виде сюжетных библейских композиций, размещенных преимущественно ярусами в рамках, орнаментальных композиций, а также изображений элементов классической ордерной системы (пилястры, карнизы с дентикулами); исторический, фрагментарно сохранившийся резной иконостас; покрытие пола четверика - чугунная плитка с растительным орнаментом;
- архитектурно-художественное оформление внутренних элементов трапезной: оштукатуренные стены и своды; полуциркульные ниши и ниши с лучковыми перемычками; изразцовая печь в северо-западном углу трапезной; печь в юго-западном углу трапезной; лепные тяги потолка юго-западной пристройки трапезной; фрагменты монументальной живописи в виде сюжетных библейских композиций, размещенных в рамках, расположенных на сводах и стенах трапезной; покрытие пола трапезной - метлахская плитка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ государственной службы охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 15 мая 2024 г. N 86 "Об утверждении предметов охраны объектов культурного наследия регионального значения"
Вступает в силу с 15 мая 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 16 мая 2024 г. N 7601202405160007