Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 346.27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
С 1 января 2003 года в соответствии с Федеральными законами N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" и N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" на территории Московской области введена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для всех видов деятельности, установленных в статье 346.26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В случае определения законом субъекта Российской Федерации розничной торговли среди видов предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, действие статьи 346.27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации распространяется также на аптечные организации (аптеки, аптечные пункты, аптечные киоски, аптечные магазины), так как они в соответствии с Федеральным законом от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" осуществляют розничную реализацию лекарственных средств и медицинских изделий.
Однако согласно действующему законодательству аптечные организации признаются налогоплательщиками единого налога на вмененный доход только в части деятельности, связанной с реализацией лекарственных средств, а также сопутствующих товаров аптечного ассортимента, разрешенных к отпуску через аптечные организации, за наличный расчет.
В то же время, в соответствии с лицензией на фармацевтическую деятельность, аптечные организации осуществляют розничную реализацию лекарственных средств населению по бесплатным и льготным рецептам, оплата за которые осуществляется в соответствии с установленной практикой по безналичному расчету. Доходы, полученные от реализации указанных средств по безналичному расчету, подлежат налогообложению по общей системе налогообложения. Таким образом, аптечные организации вынуждены вести раздельный учет имущества и хозяйственных операций при осуществлении розничной реализации лекарственных средств по бесплатным и льготным рецептам.
В п.7 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривается ведение раздельного учета и уплаты налогов в соответствии с иными режимами для налогоплательщиков, осуществляющих разные виды деятельности. Аптечные организации фактически осуществляют один вид экономической деятельности, оплата которого производится по разным формам.
В соответствии с Федеральным законом от 22.06.98 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (статья 4 глава 1) аптечное учреждение определено как организация, осуществляющая наряду с розничной реализацией лекарственных средств населению также изготовление лекарственных средств. В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОКА 029-2001, введенным в действие с 1 января 2003 года (код 53.31), услуги по изготовлению аптеками лекарственных форм отнесены к розничной торговле. В то же время в Федеральном законе "О лекарственных средствах" понятия "производство лекарственных средств" и "изготовление лекарственных средств" различаются. Под производством лекарственных средств понимается серийное получение лекарственных средств, а под изготовлением - получение лекарственных средств по рецептам врачей. При этом на право производства лекарственных средств Министерством здравоохранения Российской Федерации выдается отдельная лицензия предприятиям производителям, а изготовление лекарственных средств осуществляется в соответствии с лицензией на фармацевтическую деятельность.
Таким образом, в настоящее время аптечные организации, осуществляющие социальные функции (внутриаптечное изготовление лекарств, отпуск лекарств по бесплатным и льготным рецептам населению) несут дополнительные затраты по раздельному ведению учета и дополнительное налоговое бремя.
Сложившаяся ситуация приводит к отказу аптечных организаций осуществлять внутриаптечное изготовление лекарств, отпуск лекарственных средств по бесплатным и льготным рецептам населению.
В связи с вышеизложенным, в представленном законопроекте предлагается все операции по изготовлению и последующей реализации аптечными организациями лекарственных средств населению, в том числе по бесплатным и льготным рецептам, независимо от формы денежных расчетов (в наличной или безналичной форме) отнести к деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 346.27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении дополнения в статью 346.27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении дополнения в статью 346.27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении дополнения в статью 346.27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" потребует внесения дополнений в Методические рекомендации по применению главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" и не потребует принятия, отмены и изменения каких-либо нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.