Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии - Стрижова И.М. - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
члены Комиссии:
Мыльникова В.А. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
Колпакова А.Ю. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
при участии в заседании Комиссии Курганского УФАС России посредством видео-конференц-связи:
представителей Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Курганский областной госпиталь для ветеранов войн" (далее - ГБУ "КОГВВ", Заказчик) Тимошенко С.А., действующего на основании доверенности N б/н от 24.07.2023, Широносова Д.Г., действующего на основании доверенности N б/н от 06.02.2023,
рассмотрев жалобу ООО "ТОПОПТ" на действия Заказчика - ГБУ "КОГВВ" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских перчаток (извещение N 0343200010923000173) и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), подпунктом "а" пункта 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 о "Правилах осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок, товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов" (далее - Правила),
установила:
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение), Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу пункта 3 Положения, Федеральная антимонопольная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Согласно пункту 5.3.1.12 Положения, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 5.3.9 Положения, ФАС России рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки и приостанавливает определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 4 Положения, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно пункту 6.1.7 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
26.10.2023 в Курганское УФАС России поступила жалоба ООО "ТОПОПТ" (вх. N 4591-ЭП/23) на действия Заказчика - ГБУ "КОГВВ" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских перчаток (извещение N 0343200010923000173).
Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, составляющих предмет закупки.
Заявитель просит приостановить проведение закупки для рассмотрения настоящей жалобы по существу; провести проверку извещения о проведении закупки и приложений к нему; признать жалобу обоснованной; выдать Заказчику предписание об устранении указанных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы, по существу.
В соответствии с данной нормой права, Курганским УФАС России у Заказчика были запрошены письменные пояснения с правовым и документальным обоснованием по доводам жалобы Заявителя.
Заказчик в письменных пояснениях указал, что с доводами, изложенными Заявителем в жалобе, не согласен по основаниям, изложенным в возражениях, которые приобщены к материалам дела по рассмотрению данной жалобы.
Руководствуясь статьями 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 19.10.2023 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) опубликовано извещение N 0343200010923000173 о проведении электронного аукциона на поставку медицинских перчаток.
Начальная (максимальная) цена контракта - 500 000,00 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 27.10.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 31.10.2023.
31.10.2023 в ЕИС размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (N 0343200010923000173), согласно которому по результатам рассмотрения заявок комиссией Заказчика принято решение о признании заявки N 179 соответствующей требованиям. Данный участник закупки признан Победителем. Заявки с идентификационными номерами 131, 113, 46 были отклонены по пункту 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в связи с непредоставлением информации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617.
Оценивая доводы Заявителя, изложенные в жалобе, а также документы, представленные Заказчиком и приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно статье 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, гласит что, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 9 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком установлены избыточные требования к закупаемым изделиям, в частности: в пунктах 6-11 Описания объекта закупки необоснованно установлено требование "Класс потенциального риска применения 2а", что, по мнению Заявителя, приводит к ограничению конкуренции и нарушении прав участников закупки.
Комиссией Курганского УФАС России установлено, что в Описании объекта закупки Заказчиком установлены следующие требования к закупаемым изделиям, в частности:
В пунктах 6 - 11 в наименовании характеристик к товару "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные 22.19.60.113-00000001" указан "класс потенциального риска применения 2а":
6 |
Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные 22.19.60.113-00000001 |
Одинарная толщина (в области пальцев), мм |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
для обеспечения тактильной чувствительности |
Внутреннее полимерное (синтетическое) покрытие |
Соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
для легкости надевания и смены усиливает барьерные свойства медицинских перчаток. |
||
Усилие, необходимое для достижения удлинения на 300% (до ускоренного старения),Н |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
в соответствии ГОСТ Р 522382004 |
||
Усилие при разрыве (до ускоренного старения), Н |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
в соответствии с ГОСТ Р 52238-2004 |
||
удлинение при разрыве (до ускоренного старения), % |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
в соответствии с ГОСТ Р 52238-2004 |
||
Длина перчатки, мм |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
для защиты предплечья |
||
Одинарная толщина (в области манжеты),мм |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
для обеспечения механической прочности |
||
Форма перчатки анатомически правильная с расположением большого пальца в направлении ладони |
Соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
для удобства применения и профилактики утомляемости рук. |
||
Текстурный рисунок нанесен по всей наружной поверхности перчаток |
Соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
для улучшенного захвата инструментов. |
||
Упакованы в индивидуальную упаковку парами |
Соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|
||
Класс потенциального риска применения 2а |
Соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
в соответствии с ГОСТ 315082012. |
Согласно письменным пояснениям ГБУ "КОГВВ" следует, что класс потенциального риска применения не ниже 2а установлен Заказчиком в соответствии с ГОСТ 31508-2012, части 2 статьи 38 Закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Приказом Минздрава N 4н от 06.06.2012 "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий".
Кроме того, Заказчик пояснил, что пунктом 4.1 ГОСТ 31508-2012 все медицинские изделия (далее - МИ) подразделяются в зависимости от степени потенциального риска их применения в медицинских целях на четыре класса. Классы имеют обозначения 1, 2а, 2б и 3. Степень потенциального риска применения МИ возрастает в указанном порядке перечисления классов. Каждое МИ может быть отнесено только к одному классу:
- к классу 1 - МИ с низкой степенью риска (некоторые неинвазивные электроды, ряд хирургических инструментов, некоторое медицинское оборудование и т.д.);
- к классу 2а - МИ со средней степенью риска (диагностическое ультразвуковое оборудование, некоторые перевязочные средства, некоторые реагенты крови, физиотерапевтическая аппаратура и т.д.);
- к классу 2б - МИ с повышенной степенью риска (аппараты для анестезии, аппараты для введения лекарства и т.д.;
- к классу 3 - МИ с высокой степенью риска (имплантируемые кардиостимуляторы, искусственные сердечные клапаны, аппаратура для гемодиализа и т.д.).
Кроме этого, Заказчик указал, что согласно правилам 6 и 7 ГОСТ 31508-2012 все хирургические инвазивные МИ относятся к классу 2а и выше, исключение составляет только одноразовые медицинские инструменты.
Также Заказчик пояснил, что указанное ГБУ "КОГВВ" требование в извещении не ограничивает количество участников, поскольку на участие в закупке подано 4 заявки, кроме того, по данным сайта Росздравнадзора зарегистрировано более 65 удостоверений хирургических перчаток из латекса гевеи неопудренных с классом риска 2а.
Заслушав участников, исследовав представленные документы, сведения и информацию в ЕИС, Комиссия Курганского УФАС России пришла к следующему.
В соответствии с пунктом 2.4 методических рекомендаций MP 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях", утверждённых Федеральной службой но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 02.09.2016, медицинские перчатки должны отвечать требованиям, обеспечивающим их защитные (барьерные) и потребительские свойства: непроницаемость для микроорганизмов; герметичность (отсутствие сквозных дефектов); прочность; безопасность для здоровья пациента и медицинского персонала; удобство/комфортность; качественная упаковка и маркировка; простота утилизации; функциональность.
В данном случае речь идет в первую очередь о манипуляциях, связанных с риском заражения и инфицирования персонала и пациентов. И это не только барьерная защита кожи рук персонала, но, в том числе, активное взаимодействие с инфицированной и зараженной средами, которое обусловлено повышенной частотой возникновения опасности, а также усиления степени тяжести состояния от причиненного вреда как пациенту, так и персоналу.
В Решении Евразийской экономической комиссии от 22 декабря 2015 г. N 173 "Об утверждении Правил классификации медицинских изделий в зависимости от потенциального риска применения", которое содержит правила классификации медицинских изделий, установлено, что к классу 2а относятся медицинские изделия со средней степенью потенциального риска применения, которыми и являются медицинские перчатки.
К национальной системе стандартизации относятся ГОСТы.
Требование к использованию медицинских изделий (в том числе медицинских перчаток) с классом риска 2а регламентировано правилами и требованиями ГОСТ 31508-2012 и соответственно не требует дополнительного функционального обоснования при описании объекта закупки.
Тем не менее требование к классу потенциального риска применения обоснованно - "для применения с активными медицинскими изделиями класса 2а, для манипуляций, связанных с риском заражения и инфицирования персонала".
Класс потенциального риска применения не ниже 2а установлен Заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 38 Закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан РФ", ГОСТ 31508-2012 и Приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4 "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий".
Из пояснений представителей Заказчиков на заседании Комиссии следует, что необходимость использования хирургических перчаток с классом риска 2а вызвано риском и особенностями отдельных выполняемых манипуляций.
Требование к применению хирургических перчаток с классом риска 2а обусловлено несколькими правилами ГОСТ 31508-2012:
Здесь и далее по тексту нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5.1.2 Правило 2.
Неинвазивные МИ (к которым относятся медицинские перчатки) относят к классу 2а, в том числе если их используют с активным МИ класса 2а или более высокого класса.
Медицинские перчатки относятся к неинвазивным МИ и являются обязательными при проведении манипуляций, совершаемых врачами офтальмологами и анестезиологами при контактных осмотрах пациентов.
При этом практически все устройства, применяемые в условиях учреждения Заказчика и используемые для введения лекарственных средств и растворов, а также системы для взятия/введения жидкостей из/в организм человека, а также наборы для катетеризации вен, мочевого пузыря, шприцы стерильные, катетеры, инфузоматы и перфузоры, инфузионные насосы и иное оборудование и медицинские изделия, являются активными, имеют класс потенциального риска не ниже 2а.
В соответствии с правилом 2 пункта 5.1.2 (ГОСТ 31508-2012) при перечисленных манипуляциях необходимо использовать медицинские перчатки с классом риска не ниже 2а, т.е. более высоким классом риска/безопасности с учетом особенностей и рисков выполняемых манипуляций и рисков возможных последствий для здоровья пациентов и персонала.
Дополнительное правило:
5.4.3 Правило 15
5.4.3.1 Все МИ, предназначенные для обеззараживания МИ, относят к классу 2а.
Медицинские перчатки с классом риска 2а необходимы для проведения и манипуляций по обеззараживанию помещений, в том числе для обеззараживания многоразового инструментария.
В соответствии с правилами классификации ГОСТ 31508-2012 для этих целей необходимо применять МИ с классом риска 2а.
Требование функционально обосновано действующим ГОСТ 31508-2012, при этом требование не ограничивает количество участников, поскольку на сегодняшний день на сайте Росздравнадзора зарегистрированы хирургические перчатки из латекса с классом потенциального риска применения 2а у более чем 60 производителей.
Наличие неограниченного количества зарегистрированных хирургических перчаток из латекса с классом 2а также подтверждает значимость и обоснованность данного требования.
Исключение требования к классу риска 2а для хирургических перчаток из Описания объекта закупки приведет к необоснованным рискам для здоровья пациентов и персонала.
При классификации медицинского изделия учитываются его функциональное назначение и условия применения, а также следующие критерии:
а) длительность применения медицинского изделия;
б) инвазивность медицинского изделия;
в) наличие контакта медицинского изделия с телом человека или взаимосвязи с ним;
г) способ введения медицинского изделия в тело человека (через отверстие тела или хирургическим путем);
д) применение медицинского изделия для жизненно важных органов и систем (сердце, центральная система кровообращения, центральная нервная система);
е) применение источников энергии.
Согласно пункту 5.1.4 ГОСТ 31508-2012 неинвазивные медицинские изделия, которые соприкасаются с поврежденной кожей:
а) относят к классу 1, если их используют как механические барьеры или для компрессии;
б) относят к классу 2б, если их используют для ран, которые можно залечить только посредством вторичного заживления;
в) во всех иных случаях относят к классу 2а, к ним также относят медицинские изделия, которые предназначены преимущественно для воздействия на микросреду ран.
Таким образом, перчатки с заявленными характеристиками широко представлены на отечественном рынке медицинских изделий, являются обоснованным требованием Заказчика к характеристикам перчаток, продиктованным нормами закона, потребностью Заказчика особенно с учетом проводимых медицинских и уходовых манипуляций исходя из специфики учреждения Заказчика. Любой участник закупки может свободно приобрести и поставить продукцию, соответствующую заявленным параметрам.
На основании изложенного, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу, что Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки при установлении оспариваемого требования характеристики закупаемого товара, в связи с чем у Комиссии отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим положения Закона о контрактной системе.
Довод жалобы в данной части является необоснованным.
В составе жалобы Заявитель также указывает, что в пунктах 1-5 Описания объекта закупки Заказчиком неправомерно установлены требования "Форма перчатки универсальная с повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев" и "Поверхность перчатки в области дистальных фаланг указательного и среднего пальца гладкая, остальная поверхность перчатки текстурированная", поскольку существенно ограничивает круг участников и нарушает права участников закупки.
Относительно данных доводов жалобы Комиссии установлено следующее.
В Описании объекта закупки Заказчиком установлены следующие требования к закупаемым изделиям, в частности:
В пунктах 1 - 5 в наименовании характеристик к товару "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные 22.19.60.119-00000002" указано: "Форма перчатки универсальная с повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев", "Поверхность перчатки в области дистальных фаланг указательного и среднего пальца гладкая, остальная поверхность перчатки текстурированная":
1 |
Перчатки смотровые / процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные 22.19.60.11900000002 |
Одинарная толщина (в области ладони), мм Поверхность перчатки в области дистальных фаланг указательного и среднего пальца гладкая, остальная поверхность перчатки текстурированная |
Соответствие |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
для механической прочности |
для обеспечения высокого уровня тактильной чувствительности при манипуляциях по катетеризации периферических вен, манипуляциях в отделениях реанимации и интенсивной терапии, требующих высокой тактильной чувствительности | |||||
Форма перчатки универсальная с повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев |
Соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
для профилактики утомляемости и снижения нагрузки на пальцы и кисть при продолжительных манипуляциях и манипуляциях, требующих точности движений. |
||
Усилие при разрыве (до ускоренного старения), Н |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004 |
||
Удлинение при разрыве (до ускоренного старения), % |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004 |
||
Длина перчатки, мм |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
для фиксации на предплечье |
||
Размер XS |
Соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|
Из пояснений Заказчика следует, что с учетом специфики применения медицинских изделий у ГБУ "КОГВВ" имелась объективная потребность в приобретении перчаток с указанными характеристиками.
Кроме того, Заказчиком использована позиция КТРУ 22.19.60.119-00000002 в котором в описании товара сведения об вышеуказанных Заявителем характеристиках товара отсутствуют.
В соответствии с пунктом 5 Правил формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуг в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Следовательно, Заказчик вправе был предусмотреть дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены по позиции КТРУ.
В соответствии с пунктом 6 Правил формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Как следует из вышеприведенного описания Объекта закупки, Заказчиком приведено обоснование необходимости использования указанных характеристик, а также требований к их значениям, что в силу прямого указания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе дает право Заказчику устанавливать требования к закупаемому товару, отличные от тех, что определены актами, предусмотренными национальной системы стандартизации.
На основании сказанного Комиссия Курганского УФАС России также не усматривает признаков того, что приведенное в составе извещения Описание объекта закупки каким-либо образом привело к ограничению количества участников закупки.
Так, из содержания протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.10.2023 N 0343200010923000173 следует, что на участие в аукционе было подано 4 заявки, одна из которых признана соответствующей требованиям извещения, остальные отклонены в связи с отсутствием в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров, то есть по причинам, не связанным с несоответствием заявленного товара характеристикам, указанным в Описании объекта закупки.
Частью 4 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих невозможность формирования участниками закупки предложения относительно характеристик предлагаемых к поставке товаров, удовлетворяющих требованиям извещения, равно как не приведено доказательств, подтверждающих факт ограничения количества участников рассматриваемого запроса котировок.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Курганского УФАС России в действиях субъектов контроля нарушений требований законодательства о контрактной системе не установлено.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьями 99, 105,106 Закона о контрактной системе в сфере Комиссией Курганского УФАС России,
решила:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ТОПОПТ" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии: |
И.М. Стрижова |
Члены Комиссии: |
В.А. Мыльникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сведения о статусе документа, его связях с информационным банком и другая полезная аналитическая информация о данном документе будут представлены в одном из ближайших выпусков системы ГАРАНТ
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 1 ноября 2023 г. N 045/06/106-520/2023 "По делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок"
Опубликование:
-