Обсудив доклады президента РАН академика РАН Красникова Г.Я., главного ученого секретаря президиума РАН академика РАН Дубины М.В., председателей региональных отделений РАН - академика РАН Кульчина Ю.Н., академика РАН Пармона В.Н., академика РАН Руденко В.Н., вице-президентов РАН - академика РАН Алдошина С.М., академика РАН Панченко В.Я., академика РАН Калмыкова С.Н., академика РАН Чернышева С.Л., академика РАН Пирадова М.А., академика РАН Макарова Н.А., общее собрание членов РАН отмечает, что деятельность Академии в отчетный период осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ), уставом РАН и была нацелена на реализацию стратегических направлений развития страны, определенных в посланиях Президента Российской Федерации В.В. Путина 2018-2021, 2023 годов, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", а также на развитие науки в Российской Федерации, повышение потенциала, эффективности и результативности научных исследований, в том числе с учетом масштабных санкций в отношении России.
РАН являлась активным участником реализации положений Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642.
Основное внимание уделялось проведению и развитию фундаментальных и поисковых научных исследований, направленных на получение новых научных знаний, способствующих технологическому, экономическому, социальному и инновационному развитию страны, вопросам научной поддержки импортозамещения, а также экспертному обеспечению деятельности органов государственной власти Российской Федерации, достижению целей и реализации задач, поставленных руководством страны.
Российскими учеными за отчетный период получены новые знания и выдающиеся научные результаты по многим областям и направлениям науки, по ряду из них достигнуты лидирующие позиции в мире.
Работа президиума РАН была сосредоточена на реализации возложенных на Академию задач и формирование предложений по научным исследованиям и разработкам по приоритетным направлениям экономики страны.
На общем собрании членов РАН 19, 20 и 22 сентября 2022 г. состоялись выборы президента РАН, вице-президентов РАН, главного ученого секретаря президиума РАН и состава президиума РАН. Избраны академики-секретари отделений РАН. Президентом РАН избран академик РАН Красников Г.Я. Утвержден списочный состав отделений РАН и секций, входящих в состав отделений РАН, одобрена деятельность президиума РАН в 2017-2022 гг., одобрено создание регионального отделения РАН в г. Санкт-Петербурге, приняты изменения в устав РАН.
Особое внимание в отчетный период уделялось работе по созданию Санкт-Петербургского отделения Российской академии наук (исполнение поручений Президента Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N Пр-2542 и от 26 февраля 2022 г. N Пр-399). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2022 г. N 4035-р в оперативное управление РАН передан имущественный комплекс по адресу: г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, дом 5.
17 мая 2023 г. распоряжением Правительства Российской Федерации N 1260-р создано федеральное государственное бюджетное учреждение "Санкт-Петербургское отделение Российской академии наук" (г. Санкт-Петербург), определены основные цели деятельности учреждения. Росимуществу предписано совместно с федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" закрепить за учреждением на праве оперативного управления недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, подлежащее передаче учреждению.
В 2022-2023 годах Российская Федерация столкнулась с еще более сильными, чем в пандемийный период, внешними вызовами из-за введенных политических, экономических и других ограничений, что кардинально повлияло на изменение условий реализации государственной научно-технической политики.
Сложившаяся ситуация и возникшие риски свидетельствуют о необходимости ускоренного осуществления комплекса мер, направленных на самообеспечение отечественного производства высокотехнологичными решениями и научными разработками, на обеспечение технологического суверенитета Российской Федерации. Особое значение имеет участие РАН в реализации приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации. Среди 13 приоритетных направлений - авиационная промышленность, автомобилестроение, железнодорожное машиностроение, медицинская промышленность, нефтегазовое машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, специализированное машиностроение, станкоинструментальная промышленность, судостроение, фармацевтика, химическая промышленность, электроника и энергетика. Приоритетные направления проектов структурной адаптации экономики к сегодняшним реалиям необходимы для создания или модернизации инфраструктуры, позволяющей переориентировать транспортно-логистические потоки в дружественные страны юга и востока.
Президиум РАН провел запланированные заседания по ряду приоритетных научных направлений - рассмотрел вопросы цифровизации в нефтегазовой отрасли и науках о Земле, состояния и перспектив развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации, молекулярно-генетического мониторинга и технологий цифровой трансформации с участием представителей органов законодательной и исполнительной власти, субъектов Российской Федерации. Выработаны конкретные предложения по решению обсуждаемых вопросов. Необходимо отметить глубокую научную проработку рассматриваемых вопросов, их взаимоувязанность с решением конкретных задач социально-экономического развития страны. Состоялись совместное заседание президиума РАН с Советом Российского Союза ректоров, посвященное 30-летию Общероссийской общественной организации "Российский Союз ректоров", и совместное заседание с Ученым советом НИЦ "Курчатовский институт", посвященное вопросам обеспечения безопасности, приуроченное к празднованию 80-летия НИЦ "Курчатовский институт" и 120-летия со дня рождения академиков И.В. Курчатова и А.П. Александрова. В ходе заседаний подписаны соглашение о сотрудничестве между Общероссийской общественной организацией "Российский Союз ректоров" и Российской академией наук и Совместное распоряжение президента Российской академии наук и президента НИЦ "Курчатовский институт" об оперативном совещании при руководителях РАН и НИЦ "Курчатовский институт".
В ряде заседаний президиума РАН приняли участие представители органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, научных организаций. Были выработаны конкретные предложения по решению обсуждаемых вопросов.
Представлен доклад "О реализации государственной научно-технической политики в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными".
Подготовлены рекомендации об объеме и видах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на 2024 год на финансовое обеспечение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, проводимых научными организациями и образовательными организациями высшего образования, и о направлениях их расходования.
РАН считает, что в существующей геополитической ситуации необходимо обеспечить устойчивое развитие фундаментальной и прикладной науки. В соответствии с проведенными расчетами разработаны рекомендации, предусматривающие, что в 2024 году объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение фундаментальных и поисковых научных исследований должен составить 415 млрд рублей или 0,26% от валового внутреннего продукта (ВВП), в том числе:
общий объем финансирования государственного задания на проведение фундаментальных исследований необходимо увеличить до 200 млрд рублей;
общий объем конкурсного финансирования фундаментальных и поисковых исследований должен быть увеличен до 140 млрд рублей, что предполагает заметный рост объемов по сравнению с утвержденным финансированием;
объем финансирования "инфраструктурной" части должен быть увеличен до 75 млрд рублей.
Для обеспечения успешной научно-технологической конкуренции с другими государствами требуется в трехлетней перспективе выйти на уровень доли ВВП, расходуемой на фундаментальные исследования в 30 развитых странах мира и крупнейших странах с формирующимися рынками. По данным Организации экономического сотрудничества и развития медианное значение этого показателя для 30 лидирующих по данному показателю стран составляет 0,44% от ВВП. Это предполагает выход на уровень 0,26% от ВВП в 2024 году, 0,35% от ВВП в 2025 году и 0,44% от ВВП в 2026 году.
Президиум РАН выполнил основные плановые показатели, установленные государственным заданием, последовательно работал над выполнением задач, определенных Федеральным законом от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ.
В отчетный период велась работа по выполнению поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Члены РАН участвовали в деятельности совещательных, консультативных и экспертных органов при Президенте Российской Федерации, Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, при Правительстве Российской Федерации, Совете Безопасности Российской Федерации, других государственных органах.
В отчетный период РАН заключила соглашения о сотрудничестве с органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, научными и образовательными организациями высшего образования, коммерческими и другими организациями. Среди них соглашения с Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатентом), ФГБУ "Российская академия архитектуры и строительных наук", Правительством Республики Татарстан, ООО "Научно-исследовательский проектный Институт нефти и газа "Петон", ООО "Газпром энергохолдинг", ПАО "Федеральная сетевая компания Россети", ОАО "Российские железные дороги". Указанные соглашения направлены на организацию взаимодействия в пределах компетенции сторон в области научной, а в ряде случаев научно-технической и инновационной деятельности, а также в части экспертной и информационно-аналитической работы. Продолжилось активное взаимодействие Академии с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в рамках подписанного в 2018 году соглашения и с федеральными органами исполнительной власти - Минвостокразвития России, Минсельхозом России, Росрыболовством, ФАС России, Росгидрометом и другими, с рядом субъектов Российской Федерации, коммерческими организациями. Осуществлялась реализация ряда ранее заключенных соглашений.
РАН, являясь координатором Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы), вела работу по выделению приоритетных научных задач и осуществляла взаимосвязь действий исполнителей и участников Программы, научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение ее реализации, а также организационно-техническое и методическое сопровождение работы Координационного совета Программы.
Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2022 г. N 231 2022-2031 годы объявлены в России Десятилетием науки и технологий. Основополагающим пунктом выполнения Указа Президента Российской Федерации явилось распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 июля 2022 г. N 2036-р "Об утверждении плана проведения в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий".
Члены РАН принимали активное участие в мероприятиях, приуроченных к Десятилетию науки и технологий в Российской Федерации. 2022 год стал первым годом Десятилетия науки и технологий в России. Во всех российских регионах запущены 18 инициатив, охватывающих разные направления развития и популяризации науки от мер поддержки ученых и создания исследовательской инфраструктуры до научного волонтерства и научно-популярного туризма. Промежуточные итоги первого года подвели на II Конгрессе молодых ученых в декабре 2022 г. в Парке науки и искусства "Сириус" на федеральной территории "Сириус". Президент РАН академик РАН Красников Г.Я. участвовал и выступал на этом Конгрессе.
Продолжалась работа по расширению корпуса экспертов РАН. По состоянию на 1 мая 2023 г. в корпус экспертов РАН включены 5 296 ведущих ученых страны, представляющих научные организации, образовательные организации высшего образования, государственные академии наук, государственные корпорации, другие организации.
В рамках деятельности по экспертному научному обеспечению деятельности органов государственной власти Российской Федерации в отчетном периоде РАН взаимодействовала с 36 федеральными органами исполнительной власти - главными распорядителями бюджетных средств на науку и 4 организациями, функции и полномочия учредителя которых исполняет Правительство Российской Федерации.
РАН осуществила большой объем экспертной работы, в том числе научно-технические программы и проекты, нормативные правовые акты в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, охраны интеллектуальной собственности, проекты тем и планов научных работ организаций и образовательных организаций высшего образования, включая темы в рамках реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030", отчеты научных организаций и образовательных организаций высшего образования о проведенных научных исследованиях. Среди важнейших направлений научных исследований, имеющих стратегическое значение для научно-технологического и экономического развития Российской Федерации, РАН выполнена экспертиза 41 крупного научного проекта по приоритетным направлениям научно-технического развития ("Стомиллионники"), 2 научно-технических работ в рамках программной деятельности Союзного государства - итоговый отчет о выполнении в 2017-2021 годах научно-технической программы Союзного государства "Разработка инновационных географических и геномных технологий идентификации личности и индивидуальных особенностей человека на основе изучения генофондов регионов Союзного государства" ("ДНК-идентификация") и проект концепции научно-технической программы Союзного государства "Создание нового поколения компонентов солнечных энергетических систем". В том числе в рамках реализации важнейших инновационных проектов государственного значения (ВИП ГЗ) РАН провела экспертизу 6 детализированных технических заданий инновационного проекта "Единая национальная система мониторинга климатически активных веществ", синхронизированного с Федеральной научно-технической программой в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021-2030 годы.
Ключевое значение в осуществлении основных функций РАН имеют научные, экспертные, координационные советы, комитеты и комиссии.
В настоящее время при президиуме РАН функционируют 42 совета, включая 37 научных, координационных, межведомственных и экспертных органов РАН, работа которых направлена на выполнение функций Академии как высшей экспертной организации страны. Еще 3 совета ведут работу по закрытым тематикам. При президиуме РАН работают 24 комиссии, в том числе созданная в 2022 году Межведомственная научно-техническая комиссия по гелиогеофизике, и 9 комитетов. В отчетном периоде продолжалась работа по актуализации составов советов, комитетов, комиссий и положений о них, осуществлялся мониторинг их деятельности, создавались новые советы. Так, созданы Совет РАН по персонализированной медицине, Межведомственный совет РАН по развитию минерально-сырьевой базы и ее рационального использования и Координационный совет Южной ассоциации научных организаций под научно-методическим руководством РАН.
Являясь авторитетными экспертными площадками, советы, комитеты и комиссии РАН проводили работу, направленную на координацию исследований и экспертное научное обеспечение в разных областях экономики страны, обеспечение поддержки принятия решений, формирование предложений и рекомендаций для органов государственной власти Российской Федерации, научных организаций и образовательных организаций высшего образования, иных заинтересованных организаций.
В марте 2023 года решением Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России на научные советы РАН возложена работа по проведению научно-технической экспертизы результатов реализации соглашений о намерениях между Правительством Российской Федерации и заинтересованными организациями в целях развития отдельных высокотехнологичных направлений. Президиумом РАН 16 мая 2023 г. утвержден порядок проведения экспертизы "дорожных карт" и мониторинга выполнения проектов, проводимых по 10 высокотехнологичным направлениям.
РАН - крупнейший издатель научной периодики, учредитель (или соучредитель) 170 научных журналов, самостоятельно издает в печатном или электронном виде 139 журналов, 103 журнала РАН переводятся на английский язык.
В печатном и электронном виде в 2022 году издано 1042 номера 139 научных журналов РАН, в том числе 122 естественнонаучных журнала, 17 социогуманитарных журналов, 32 монографии, сборники и иные издания, в которых опубликованы результаты научных исследований, проводимых российскими учеными.
Постановлением президиума РАН от 16 мая 2023 г. N 96 актуализирован состав Научно-издательского совета РАН.
В соответствии с подпунктом "п" пункта 82 устава РАН президиум РАН согласовывает кандидатуры, а президент РАН утверждает главных редакторов и составы редакционных коллегий научных журналов РАН. В течение отчетного периода распоряжениями РАН утверждены согласованные главные редакторы ряда научных журналов РАН.
Члены Академии участвовали в организации и проведении мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики, направленных на популяризацию и пропаганду науки: лекции в школах, научных организациях и организациях высшего образования, учебные курсы в рамках проведения зимних и летних школ для одаренных школьников, конкурсы школьных работ, доклады на конференциях, круглых столах, интервью о научных достижениях, наиболее значимых результатах в сфере научной и научно-технической деятельности.
Проведены конкурсы на соискание премии РАН за лучшие работы по популяризации науки 2022 года и золотой медали за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний 2022 года.
Корпус профессоров РАН к настоящему времени включает 715 ученых. В марте 2023 года проведено общее собрание профессоров РАН. Функционирует Координационный совет профессоров РАН. Приоритетными задачами профессорского корпуса являются прежде всего участие в реализации основных задач и функций Академии, определенных ее уставом, содействие развитию и осуществлению научно-исследовательской деятельности в научных организациях и образовательных организациях высшего образования Российской Федерации с привлечением к работе студентов, аспирантов и молодых ученых, участие в подготовке научных кадров. Профессора РАН активно участвуют в работе научных советов РАН, проводят экспертную работу, участвуют в международной научной деятельности.
Развивается проект "Базовые школы РАН". Количество базовых школ РАН - 108 учреждений, расположенных в 32 регионах - участниках проекта. В целях популяризации и пропаганды науки и научных достижений в октябре-декабре 2022 г. Академия организовала проведение в базовых школах РАН свыше 200 научно-популярных лекций, семинаров, мастер-классов, а также тематических модулей с участием членов РАН и профессоров РАН.
В рамках международного научного и научно-технического сотрудничества проведены мероприятия по укреплению международных связей, подписан ряд международных соглашений, подготовлены аналитические отчеты по международной деятельности. РАН участвовала в деятельности международных научных организаций, содействовала развитию научных, образовательных, культурных, экономических, информационных и иных гуманитарных связей с государственными и негосударственными структурами ряда иностранных государств.
Динамично развивалось сотрудничество с Национальной академией наук Беларуси (НАНБ), укреплялись научные связи двух стран. Представители РАН и НАНБ принимали участие в подготовке Межправительственных соглашений России и Беларуси, в совместных заседаниях коллегий Минобрнауки России, Минпросвещения России, Министерства образования Республики Беларусь и Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, заседаниях Комиссии по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства, Межакадемического совета по проблемам развития Союзного государства. Делегация РАН в марте 2023 г. приняла участие в Конгрессе молодых ученых России и Беларуси в г. Минске, приуроченном ко Дню единения народов России и Беларуси, объединившим на своей площадке более 500 молодых исследователей и представителей научных организаций и высших учебных заведений двух стран.
Обеспечено участие РАН в заседаниях межправительственных комиссий и комитетов с Бангладеш, Вьетнамом, Казахстаном, Киргизией, Эфиопией, Таджикистаном, Узбекистаном. Предложения РАН включены в соответствующие протоколы заседаний и утверждены на уровне Заместителей Председателя Правительства Российской Федерации.
Академия во взаимодействии с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и соответствующими организациями осуществляла реализацию Плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 300-летия Российской академии наук от 11 ноября 2020 г. N 10514п-П8. Решением от 19 мая 2022 г. N 5031п-П8 Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, председателем организационного комитета по подготовке и проведению празднования 300-летия Российской академии наук Д.Н. Чернышенко утверждена новая версия Плана.
РАН выдвинула инициативу учреждения юбилейной медали к 300-летию Российской академии наук. Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2022 г. N 874 учреждена юбилейная медаль "300 лет Российской академии наук", утверждено Положение о юбилейной медали, описание и ее рисунок.
В целях организации и проведения российских и региональных фестивалей науки, конференций, конкурсов, конгрессов, выставок, конкурсов работ молодых ученых, аспирантов, студентов и обучающихся общеобразовательных организаций, мероприятий по популяризации науки и научных достижений, в том числе результатов, полученных в рамках национальных проектов в сфере науки и образования, среди детей и молодежи, посвященных 300-летию Российской академии наук, совместно с отделениями РАН, региональными отделениями РАН, заинтересованными организациями разработан перечень значимых мероприятий, составлен план-график их проведения.
Продолжалась подготовка к запланированному на 2024 год и включенному в План крупнейшему международному событию - Всемирному научно-образовательному форуму "Наука - обществу и миру" (далее - Форум). Форум призван показать преемственность выдающихся традиций российской науки и продемонстрировать ее решающий вклад во многие отрасли знания, как в исторической перспективе, так и на современном этапе. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2022 г. N 4223-р утвержден организационный комитет по подготовке и его проведению.
Проводимые под эгидой 300-летия РАН мероприятия активно освещались в академических информационных ресурсах и в средствах массовой информации, в том числе государственных.
Для объединения усилий в целях практической реализации результатов научных исследований и их коммерциализации необходимы межведомственная координация федеральных органов исполнительной власти и РАН, координация документов стратегического планирования по срокам, исполнителям, задачам и ресурсам, внесение изменений в нормативные правовые акты для реализации комплексных научно-технических программ и проектов, которые являются основным инструментом реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642.
Современная геополитическая ситуация требует пересмотра государственной научно-технической политики, стратегических целей научно-технологического и инновационного развития для обеспечения выпуска собственными силами всей номенклатуры продукции, необходимой для гарантии нормальной жизнедеятельности, суверенитета и безопасности государства. Требуется также серьезная модернизация системы управления российской наукой.
На предстоящий период основными ориентирами для научно-технологического развития России могут стать четыре стратегические цели, сформулированные на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 18 июля 2022 г.: достижение "технологического суверенитета", "экономизация технологий", превращение их в фактор роста ВВП, технологическое обеспечение восстановления целостной системы производственных и технологических связей, нарушенных в результате санкционных ограничений, формирование "техноэкономики" - реинжиниринг функций рыночных институтов в форме цифровых платформ, где операции выполняются в бездокументарной форме без участия человека и не привязаны к одному центру принятия решений.
Корректировку технологической повестки планируется осуществить через формирование стратегического документа - Концепции технологического развития Российской Федерации до 2030 года.
В переводе страны на новые инновационные рельсы необходимо повысить роль и значимость РАН в научной, научно-технической и социально-экономической жизни страны. Нужно решение, в первую очередь, двух важнейших задач - восстановление целостной системы фундаментальных исследований и налаживание научного сопровождения стратегического планирования.
Принципиальным является формирование региональной научно-технической политики, в рамках которой должны решаться вопросы развития научно-технического потенциала регионов, а также инновационного развития территорий, не обладающих высокой концентрацией научно-технического потенциала.
В области международного научно-технического сотрудничества акцент должен быть сделан на развитие научной дипломатии, на использование лучших международных научно-технологических практик в интересах развития России.
Для предотвращения "утечки мозгов" необходимо значительно увеличить базовую часть зарплаты ученых России.
В современных условиях особое внимание должно быть уделено комплексным исследованиям проблем безопасности, на основании которых будет вырабатываться стратегия развития страны и будут формироваться требования к обеспечению национальной безопасности.
Таким образом, актуальным сегодня остается вопрос формирования единой государственной научно-технической политики с учетом существующих реалий.
Особое значение имеет выполнение поручений Президента Российской Федерации, содержащихся в пункте 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию от 8 февраля 2023 г. N Пр-800, ответственными за которые являются Правительство Российской Федерации совместно с федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук".
Общее собрание членов РАН постановляет:
1. Одобрить деятельность президиума РАН за отчетный период. Утвердить доклад о работе президиума РАН за отчетный период.
2. Утвердить и представить Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации доклад "О реализации государственной научно-технической политики в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными".
3. Принять и представить в Правительство Российской Федерации рекомендации об объеме и видах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на 2024 год финансовое обеспечение фундаментальных научных и поисковых научных исследований, проводимых научными организациями и образовательными организациями высшего образования, и о направлениях их расходования.
4. Президиуму РАН обратиться в Правительство Российской Федерации с предложениями:
4.1. Разработать мероприятия, направленные на восстановление целостной системы фундаментальных исследований и эффективное научное сопровождение стратегического планирования. Продолжить и расширить практику поддержки крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технического развития, крупных интеграционных проектов.
4.2. Рассмотреть вопрос о мерах, необходимых для обеспечения формирования и реализации региональной научно-технической политики, в рамках которой должны решаться вопросы развития научно-технического потенциала регионов. Считать целесообразным возвращение территориальных управлений Министерства науки и высшего образования Российской Федерации для оперативного решения текущих вопросов и передачу в региональные отделения РАН функций по координации исследований в интересах обороны страны и международного сотрудничества.
4.3. Обратить особое внимание на необходимость создания и развития конкурентной среды для издания и распространения российской научной периодики, в том числе внедрение современных цифровых технологий, электронных систем и платформ, обеспечивающих доступ к актуальному контенту ведущих изданий, включая их переводные версии. Считать целесообразным пересмотр критериев оценки научной деятельности, опирающихся на положение периодического издания в рейтингах зарубежных баз научного цитирования, смещение акцентов в пользу развития отечественных журналов, отмены наметившегося тренда на унификацию и персонализацию публикуемого научного результата.
5. Поручить президиуму РАН:
5.1. Подготовить и представить в Правительство Российской Федерации предложения:
5.1.1. по проведению оптимизации экспертных советов, действующих при федеральных органах исполнительной власти и государственных корпорациях, в том числе с учетом необходимости привлечения к их работе представителей высокотехнологичных государственных и частных компаний, в целях формирования единой системы экспертизы научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
5.1.2. о приоритетном порядке финансирования научных исследований, тематика которых непосредственно связана с реализацией стратегических инициатив Президента Российской Федерации в научно-технологической сфере и которые имеют критическое значение для обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации, а также о внесении, при необходимости, изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации в части, касающейся уточнения требований к формированию государственного задания на выполнение работ по проведению научных исследований.
5.2. Активизировать работу по подготовке предложений, направленных на расширение представительства членов РАН в совещательных, консультативных и экспертных органах при Президенте Российской Федерации, Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, при Правительстве Российской Федерации, Государственном Совете Российской Федерации, Совете Безопасности Российской Федерации.
5.3. Обратить особое внимание Правительства Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на возрастающую проблему научной миграции, необходимость реализации комплекса мер по закреплению талантливой молодежи в отечественных научно-исследовательских центрах. В числе наиболее важных факторов, которые могли бы способствовать решению этой задачи: обеспечение молодых ученых арендным жильем, создание благоприятных условий для реализации собственных научных программ, включая доступ к современной аппаратурной базе, упрощение процедур закупки необходимых реактивов и расходных материалов, увеличение заработной платы научных сотрудников до конкурентного уровня.
5.4. Продолжить осуществление мероприятий по подготовке к празднованию 300-летия Российской академии наук.
5.5. Продолжить работу по формированию и обеспечению функционирования федерального государственного бюджетного учреждения "Санкт-Петербургское отделение Российской академии наук".
Президент РАН |
Г.Я. Красников |
Главный ученый секретарь |
М.В. Дубина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление общего собрания Российской академии наук от 23 мая 2023 г. N 17 "Об основных результатах работы РАН в отчетном периоде и о приоритетных направлениях ее деятельности"
Опубликование:
-