Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, C.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.И. Гилязетдинова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин В.И. Гилязетдинов оспаривает конституционность положений пункта 17 Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий (далее также - Правила; утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2021 года N 604), согласно которым в целях формирования единого реестра контрольные (надзорные) органы определяют уполномоченных должностных лиц, которым необходимо обеспечить доступ к единому реестру, их полномочия по формированию и заполнению единого реестра (подпункт "а"); определяют должностное лицо, ответственное за надлежащее и своевременное формирование и заполнение единого реестра уполномоченными должностными лицами, указанными в подпункте "а" данного пункта; перечни ответственных лиц подлежат утверждению руководителем контрольного (надзорного) органа (подпункт "б").
Как следует из представленных материалов, постановлением мирового судьи, оставленным без изменения судьями вышестоящих судов, заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в невнесении в Федеральную государственную информационную систему (ФГИС) "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" необходимых сведений о проведении профилактических мероприятий (часть 3 статьи 19.6.1 "Несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, публично-правовых компаний, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле" КоАП Российской Федерации), и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы позволяют привлекать к административной ответственности за установленное частью 3 статьи 19.6.1 КоАП Российской Федерации административное правонарушение должностных лиц, которые не являются ответственными за надлежащее и своевременное заполнение ФГИС "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий", а потому противоречат статьям 2, 18, 45 и 46 Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Регулирование отношений по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении такого контроля осуществляется в соответствии с положениями федеральных законов от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (данный Федеральный закон применяется до 31 декабря 2024 года с учетом установленных особенностей переходного периода). Названные федеральные законы устанавливают, что Правила формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 19 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ и часть 2 статьи 13.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ).
Оспариваемые положения Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2021 года N 604, наделяют контрольные (надзорные) органы полномочиями по установлению должностных лиц, в том числе ответственных за ведение ФГИС "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" (пункт 17). Данные нормы направлены на обеспечение учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора) проверок и не могут рассматриваться как нарушающие права заявителя, в деле которого суды установили, что поскольку именно он является ответственным уполномоченным лицом за проведение профилактических мероприятий и внесение сведений о мероприятиях в указанную государственную информационную систему, то на него возложена обязанность по надлежащему отражению в ней необходимой информации.
Установление же и оценка фактических обстоятельств конкретного дела, а также проверка обоснованности сделанных на основе их исследования выводов судов по вопросу о полномочиях В.И. Гилязетдинова, с которыми он, по существу, выражает несогласие, не относятся к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, установленной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гилязетдинова Василя Ильгисовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2024 г. N 1093-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гилязетдинова Василя Ильгисовича на нарушение его конституционных прав подпунктами "а", "б" пункта 17 Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда Российской Федерации (ksrf.ru)
-