Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 11 декабря 2003 г. N КА-А40/9963-03
ООО "Квинта-М" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным Требования N 6916 от 27.12.02 ИМНС РФ N 36 по ЮЗАО г. Москвы (далее - инспекция, налоговый орган) в части требования об уплате суммы консолидированного НДС в размере 32.032,28 руб., а также пени за просрочку уплаты, консолидированного НДС в полном объеме; признании незаконным действий Инспекции по направлению в Сбербанк РФ инкассовых поручений NN 1877 и 1878 на списание указанных в требовании сумм НДС и пени на общую сумму 124.999,66 руб., а также об обязании налогового органа отозвать из Сбербанка РФ вышеуказанные инкассовые поручения и признании недействительными Решений NN 01/471 от 17.02.03 и 01/472 от 17.02.03 о приостановлении операций по счетам в банке.
Решением от 10.06.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.08.03, заявленные Обществом требования удовлетворены в части признания недействительным, как несоответствущие нормам НК РФ; требования N 6916 об уплате налога по состоянию на 27.12.02, выставленного ИМНС РФ N 36 по ЮЗАО г. Москвы ООО "Квинта-М" в части уплаты НДС в размере 32.032,028 руб. и пени 11.441,38 руб.; решений налогового органа NN 01/471 и 01/472 от 17.02.03 о приостановлении операций по счетам ООО "Квинта-М".
Признаны незаконными действия Инспекции по направлению в Сбербанк РФ инкассовых поручений N 1877 от 17.02.03 на сумму 32.032,28 руб. и N 1878 от 17.02.03 на сумму 11.441,38 руб.
Инспекцию обязана отозвать из Сбербанка РФ вышеуказанные инкассовые поручения.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
При этом судебные инстанции исходили из того, что согласно п. 3 ст. 75 налоговый орган не имел права начислять Обществу пени за указанный в Требовании период, так как налогоплательщик не имел возможности погасить недоимку в силу того, что были приостановлены операции по его счетам в банке, а также из того, что инкассовые поручения NN 1877 и 1878 направлены в Сбербанк РФ без предварительного решения о взыскании налога (сбора) и пени за счет денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банках и из того, что Решения налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 3 ст. 75 НК РФ
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст. 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой ИМНС РФ N 36 по ЮЗАО г. Москвы, в которой ставится вопрос об их отмене в связи с нарушением норм процессуального права.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в письменном отзыве на жалобу.
Представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, по мотивам, изложенным в ней и в судебных актах.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и письменного отзыва на нее, заслушав доводы сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно п. 2 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличия у него недоимки.
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех требованиях должны содержаться подробные данные об основаниях взимания налога, а также должны быть ссылки на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика.
Согласно ст. 46 НК РФ взыскание налога, сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации в банках, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно, путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента в банках.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах день.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
В соответствии со ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи. Приостановление операций по счетам налогоплательщика - организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, в случае неисполнения налогоплательщиком - организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога. В этом случае решение о приостановлении операций налогоплательщика - организации по его счетам в банке может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога.
В кассационной жалобе ИМНС РФ N 10 по ЦАО г. Москвы в качестве основания к отмене судебных актов и отказу в заявленном требовании приводит доводы, бывшие предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций.
Суд кассационной инстанции не может принять доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе в связи с тем, что довод налогового органа о том, что судебными инстанциями сделан неверный вывод о том, что включение Налоговым органом в Требование N 6916 об уплате налога по состоянию на 27.12.02 (далее - Требование) суммы НДС в размере 32.032,28 руб., а также пени за несвоевременную уплату налога в размере 11.441,38 руб., необоснованно, поскольку указанная в Требовании сумма подлежащего уплате НДС в размере 113.558,28 руб. включает в себя помимо суммы подлежащего уплате НДС за ноябрь 2002 года в размере 81.526 руб., сумму НДС, неуплаченного Заявителем за октябрь 2002 года в размере 32.032,28 руб.
В силу п. 1 ст. 45 и п. 2 ст. 69 НК РФ основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога является наличие у налогоплательщика недоимки вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Довод налогового органа о том, что на момент направления Заявителю Требования, у него отсутствовала переплата по НДС, а следовательно отсутствовали денежные средства, которые могли быть зачтены в счет сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет за октябрь и ноябрь 2002 года также является необоснованным, так как п. 4 ст. 69 НК РФ установлены обязательные положения которые должны содержаться в требовании об уплате налога, наличие которых позволяет налогоплательщику определить законность требований налогового органа и исполнить их надлежащим образом. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с Требованием, консолидированный НДС в размере 113.558,28 руб. подлежал уплате в бюджет в срок не позднее 20.12.02 (то есть данная дата явилась сроком уплаты НДС, установленным законодательством о налогах и сборах).
Согласно ст. 174 НК РФ подлежит уплате в бюджет по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 163 НК РФ налоговый период для уплаты налога на добавленную стоимость устанавливается как календарный месяц, указанный в Требовании срок для уплаты в бюджет консолидированного НДС означает срок уплаты в бюджет НДС за ноябрь 2002 года.
Однако, согласно налоговой декларации по НДС за ноябрь 2002 года, представленной заявителем в налоговый орган 17.12.02, сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет за отчетный период составила 81.526 руб.
Правильность исчисления Обществом суммы НДС за ноябрь 2002 Налоговым органом не оспаривается.
Учитывая вышеизложенное, указанная в Требовании сумма НДС, подлежащая уплате 20.12.02, не могла превышать указанной в налоговой декларации суммы - 81.526 руб.
Кроме того, на момент направления налоговым органом Требования у Заявителя имелась переплата налога на прибыль в размере 62.049,58 руб., подлежащего уплате в федеральный бюджет как и НДС, что подтверждается актом сверки расчетов между Заявителем и Инспекцией за период с 01.01.02 по 08.08.02.
Согласно п. 4 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
18.11.02 в Инспекцию направлено письмо Заявителя с просьбой от зачете излишне уплаченной в федеральный бюджет суммы налога на прибыль в счет уплаты в федеральный бюджет НДС в размере 46.476 руб., однако Налоговый орган зачета не произвел.
При принятии решения суд первой инстанции правильно указал, что лицевые счета не могут служить доказательством наличия недоимки в силу того, что не являются первичными документами, подтверждающими исчисление и уплату налогов.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что Требование ИМНС N 36 по ЮЗАО г. Москвы N 6916 от 237.12.02 об уплате НДС в размере 32.032,28 руб. не соответствует законодательству о налогах и сборах.
При таких обстоятельствах, судебные инстанции пришли к правильному выводу об обоснованности заявленных обществом требований. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, и оснований для их переоценки, на что направлены доводы жалобы у кассационной инстанции не имеется.
Учитывая вышеизложенное, судебные акты являются законными и обоснованными, вынесенными с соблюдением норм материального и процессуального права, а потому отмене и изменению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 10 июня 2003 года и постановление Арбитражного суда г. Москвы от 25 августа 2003 года по делу N А40-14127/03-114-175 остановить без изменения, кассационную жалобу ИМНС РФ N 36 по ЮЗАО г. Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 декабря 2003 г. N КА-А40/9963-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании