Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 10 декабря 2003 г. N КА-А40/9636-03
Открытое акционерное общество "Аэрофлот-российские авиалинии" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции МНС России N 40 по г. Москве от 08.04.2003 N 07-06/4267, а также об обязании Инспекции произвести возврат излишне уплаченных сумм налога на пользователей автомобильных дорог в размере 290067697 руб. за 1999 г. и 362615140 руб. за 2000 г.
Решением от 28.07.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.10.2003, Арбитражный суд города Москвы удовлетворил требования Общества, правомерно заявившего о возврате суммы налога на пользователей автодорог в указанном размере в связи со снижением в спорный период ставки налога на пользователей автодорог, перечисляемого в территориальный дорожный фонд г. Москвы, до 1 процента от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг) в силу Закона города Москвы от 31.05.2000 N 14 "О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды" в редакции Закона города Москвы от 15.11.2000 N 38 "О внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 31.05.2000 N 14 "О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды" со ссылкой на п. 4 ст. 5, ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Межрайонной Инспекции МНС России N 40, в которой налоговый орган просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении требований Общества отказать, поскольку в спорный период с учетом положений ст. 5 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 27.06.1998 N 93-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" налог на пользователей автодорог, зачисляемый в территориальные дорожные фонды, следует исчислять, исходя из ставки 2 процента, при этом Закон города Москвы от 15.11.2000 N 38 "О внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 31.05.2000 N 14 "О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды" не подлежит применению к спорному периоду.
В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании кассационной инстанции Общество возражает против удовлетворения требований Инспекции по мотивам, изложенным в судебных актах.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанций, Общество является плательщиком налога на пользователей автодорог, в спорный период 1999-2000 г. исчисляло и уплачивало в налог, применяя ставку 2%.
Факт излишней уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в размере 290067697 руб. за 1999 г. и 362615140 руб. за 2000 г. установлен арбитражным судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается Инспекцией.
Факт излишней уплаты налога Общество связывает с применением иной, по сравнению с законно уставленной в спорный период ставкой налога, подлежащего уплате в территориальный дорожный фонд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона РФ от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в РФ" по состоянию на 01.04.98, действовавшего в редакции Закона от 26.05.97, ставка налога на пользователей автодорог устанавливалась в размере 2,5% от выручки, полученной от реализации продукции (товаров, работ, услуг). При этом средства налога подлежали зачислению в федеральный дорожный и в территориальный дорожный фонды по одинаковым ставкам - 1,25%. Одновременно законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации предоставлялось право повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50% от ставки налога.
На основании Федерального закона от 26.05.97 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" Законом города Москвы от 09.07.97 в Закон города Москвы от 19.03.97 "О ставке налогов, взыскиваемых в дорожные фонды" внесены изменения, в соответствии с которыми ставка федерального налога на пользователей автодорог, зачисляемого в территориальный дорожный фонд г. Москвы, устанавливалась в размере 1,25% (ст. 1). Эта ставка распространялась на правоотношения, возникшие со дня официального опубликования Федерального закона от 26.05.97, то есть с 29.05.97. С апреля 1998 года размер отчислений в федеральный дорожный фонд сократился до 0,5%, а в территориальные дорожные фонды - возрос до 2%.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в п. 4 мотивировочной части Определения от 10.04.02 N 83-О, принимая такое решение, федеральный законодатель не отменил, а напротив, подтвердил право субъектов Российской Федерации как применять новую ставку (2 процента), так и изменить ее.
Довод налогового органа о том, что законодатель субъекта Российской Федерации превысил полномочия по установлению размера ставки, поскольку Закон г. Москвы от 15.11.2000 вступает в силу 01.01.2001 г., а с 31.12.2000 субъект РФ - г. Москва утрачивает право регулировать ставку, является неправомерным. Внося изменения в Закон г. Москвы N 14, представительный орган г. Москвы действовал в соответствии с действовавшим в этот период законодательством и не превысил в связи с этим своих полномочий. Как следует из самого Закона от 15.11.2000 г. N 38, данный Закон вносит изменения в Закон г. Москвы от 31.05.2000 N 14 "О ставках налога, взимаемых в дорожные фонды" в соответствии с Законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые акты РФ о налогах". Таким образом, данные изменения были направлены на приведение Закона г. Москвы N 14 в соответствие с федеральным законодательством.
Довод налогового органа о том, что ставка 1% не может иметь обратную силу, необоснован. Как следует из п. 4 ст. 5 Налогового кодекса РФ, акты законодательства о налогах и сборах, снижающие размеры ставок налогов (сборов) или иным образом улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Законом г. Москвы N 38 от 15.11.2000 были внесены изменения в ст. 1 Закона г. Москвы N 14, установившие ставку налога в размере 1%. При этом было сохранено положение ст. 3 Закона N 14, предусматривающее, что ст. 1 "распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 1998 года".
В п. 5 Определения от 10.04.2002 N 83-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в Законе города Москвы от 3 февраля 1999 года "О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды" в редакции от 15.11.2000 г. сохранено положение, распространяющее новую, пониженную ставку на правоотношения, возникшие с 1 апреля 1998 г., что дает основание истолковывать оспариваемые нормы в пользу налогоплательщиков и тем самым - восстанавливать их права и законные интересы в общем порядке.
Судом апелляционной инстанции правомерно применены положения п. 4 ст. 5 НК РФ, в соответствии с которыми акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Таким образом, вывод арбитражного суда о наличии у налогоплательщика переплаты по налогу на пользователей автодорог, возникшей в результате исчисления налога по завышенной ставке за период с 01.04.98 по 31.12.2000 является обоснованным.
При этом суд кассационной инстанции полагает необходимым исходить из положений п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора).
При таких обстоятельствах оснований к отмене или изменению судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст. 284-287, 289 АПК РФ, суд постановил:
решение от 28.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 06.10.2003 по делу N А40-21786/03-111-300 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС России N 40 по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 декабря 2003 г. N КА-А40/9636-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании