Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 10 декабря 2003 г. N КА-А40/9983-03
Территориальная община "Крымчане" обратилась в Арбитражный суд г. Москвы к Правительству г. Москвы с заявлением о признании недействующим постановления от 21.06.1994 г. N 494 и об обязании ответчика восстановить дворовую территорию.
Определением от 23 июля 2003 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02 октября 2003 г. Арбитражного суда г. Москвы, производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Не согласившись с судебным актом, Община в кассационной жалобе просит о его отмене как вынесенного с нарушением норм материального права, поскольку вывод арбитражного суда о неподведомственности данного спора арбитражному суду противоречит действующему законодательству.
В судебное заседание кассационной инстанции представители ТО "Крымчане", Правительства г. Москвы не явились, о дне и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом.
Представители ООО "Санраш", СК "Дружба", ООО "Новая Ливадия" в судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции возражали против доводов, изложенных в кассационной жалобе, просили судебные акты оставить без изменения как правомерные.
Проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права в порядке ст. 286 АПК РФ, кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Московского округа не находит оснований для отмены судебных актов.
Прекращая производство по делу, арбитражный суд исходил из того, что заявленные требования не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с п. 2 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке арбитражного судопроизводства дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, затрагивающие права и законные интересы заявителя вгфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Другие дела, если федеральным законом это прямо отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" при принятии исковых и иных заявлений и рассмотрении дел необходимо исходить из того, что арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, а также все дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием иностранных лиц, дела об оспаривании решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение таких решений, дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
Участниками спорных правоотношений могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели, а в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица образования, не имеющие статуса юридического лица, и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.
При применении статьи 29 Кодекса необходимо обратить внимание на то, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. (п. 3 Постановления).
В связи с этим указанные дела, в том числе отнесенные к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 34, а также названные в статье 192 Кодекса, подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума N 11 в соответствии со статьей 53 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Следовательно, заявитель должен указать федеральный закон прямого действия, в силу которого он вправе был обратиться с иском в арбитражный суд, но этого не сделал, хотя именно на нем лежала такая обязанность.
Согласно ст. 46 ФЗ от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.
В силу п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.08.1992 г. N 12/12 "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам" подведомственность заявленного требования суду или арбитражному суду определяется в соответствии с их компетенцией, установленной Законом Российской Федерации "Об арбитражном суде" и АПК РФ.
В случаях, когда в законодательном акте подведомственность определена альтернативно (суду или арбитражному суду) либо когда имеется указание о рассмотрении требования в судебном порядке, следует руководствоваться тем же правилом, исходя при этом из субъектного состава участников и характера правоотношений, если иное не предусмотрено законом.
Рассматриваемые правоотношения не связаны с осуществлением заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности, и не затрагивают его права в указанной области.
Следовательно, арбитражный суд пришел к правильному выводу о неподведомственности спора арбитражному суду.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Московского округа постановил:
определение от 23.07.2003 года и постановление апелляционной инстанции от 02.10.2003 г. по делу N А40-24940/03-92-289 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу ТО "Крымчане" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 декабря 2003 г. N КА-А40/9983-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании