Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 11 декабря 2003 г. N КА-А41/9848-03
Предприниматель без образования юридического лица Ракшеева Е.Ю. (далее - ПБОЮЛ Ракшеева Е.Ю.) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам N 2 по Московской области (далее - МРИ МНС N 2) от 24.07.03 N 09-344.
Решением суда первой инстанции от 12.08.03 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, налоговый орган подал кассационную жалобу, в которой просит его отменить как незаконный.
При этом сослался на доказанность нарушения предпринимателем требований Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
В отзыве на жалобу предприниматель возражал против ее удовлетворения, считая обжалованное решение суда соответствующим законодательству.
В судебном заседании представитель ПБОЮЛ Ракшеевой Е.Ю. настаивал на отклонении жалобы по мотивам, приведенным в представленном отзыве. МРИ МНС N 2 извещена о месте и времени судебного разбирательства по жалобе в установленном порядке, ее представитель на заседание не явился.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены принятого по делу судебного решения.
Постановлением от 24.07.02 N 09-344 МРИ МНС N 2 признала ПБОЮЛ Ракшееву Е.Ю. виновным в совершении административного правонарушения и на основании ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) назначила наказание в виде административного штрафа в размере 3.500 руб. В качестве правонарушения признан установленный в ходе проверки факт реализации товара без применения контрольно-кассовой машины (далее - ККМ). В составленных по результатам проверки акте от 29.05.03 N 003075 и протоколе об административном правонарушении зафиксировано, что торговля велась на открытом рынке с лотка.
Предприниматель не согласился с привлечением его к административной ответственности и оспорил постановление налоговой инспекции в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд Московской области исходил из того, что на момент привлечения к ответственности торговля с лотка без применения ККМ не признавалась правонарушением.
Данный вывод первой судебной инстанции является правильным.
В ст. 3 Федерального закона от 22.05.03 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием пластиковых карт", вступившего в действие с 27.06.03, предусмотрено, что торговля на рынках, ярмарочных комплексах и других территориях, отведенных для осуществления торговли, и разносная мелкорозничная торговля с лотков не требуют применения контрольно-кассовой техники.
В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Постановление о назначении ПБОЮЛ Ракшеевой И.Ю. административного наказания вынесено 24.07.03, т.е. после вступления в силу вышеупомянутого Федерального закона.
В связи с чем при решении вопроса о законности привлечения предпринимателя к административной ответственности первая инстанция Арбитражного суда Московской области правомерно руководствовалась положениями ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ административным правонарушением признается продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
Учитывая, что с введением в действие Федерального закона от 22.05.03 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием пластиковых карт" на всей территории Российской Федерации не требуется применение ККМ при торговле на рынках с лотка. Арбитражный суд Московской области правомерно признал незаконным применение к предпринимателю мер административного наказания, т.к. на момент вынесения оспариваемого по делу постановления совершенное обществом правонарушение таковым не признавалось.
Предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для отмены принятого по делу судебного решения суд кассационной инстанции не усматривает. Ссылка в жалобе на то, что предприниматель нарушил требования Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", отклоняется. Вопрос административной ответственности урегулирован не названным законом, а КоАП РФ, который устанавливает обратную силу закона, улучшающего положение лица, привлеченного к ответственности.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 12.08.03 по делу N А41-К2-12599/03 оставить без изменения, кассационную жалобу МРИ МНС России N 2 по Московской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 декабря 2003 г. N КА-А41/9848-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании