Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 3 декабря 2003 г. N КА-А41/8875-03
Открытое акционерное общество "Воскресенские минеральные удобрения" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции МНС РФ по г. Воскресенску Московской области N 366/1765 от 27.12.2002 г. о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в неполной уплате земельного налога за период 1999-2001 гг. и требования N 2642 от 27.12.2002 г. об уплате земельного налога в сумме 43 443 588 руб.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечена Межрайонная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам Московской области.
Решением от 12.05.2003 г., оставленным без изменения постановлением от 28.07.2003 г. Арбитражного суда Московской области, заявленные требования удовлетворены.
При этом суд исходил из того, что Обществом правомерно не применены повышающие коэффициенты при проведении перерасчета земельного налога.
Не согласившись с судебными актами, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление суда отменить, отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неприменение ОАО "Воскресенские минеральные удобрения" при исчислении земельного налога за 1999 г. - 2001 г. коэффициентов, установленных Законом Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.1991 г. "О плате за землю", Законом Московской области N 9/54 от 01.06.1995 г. "О плате за землю в Московской области", постановлениями Правительства РФ N 562 от 07.06.1995 г., N 370 от 03.04.1996 г., Федеральными законами N 29-ФЗ от 26.02.1997 г. "О федеральном бюджете на 1997 год", N 42-ФЗ от 26.03.1998 г. "О федеральном бюджете на 1998 год", N 36-ФЗ от 22.02.1999 г. "О федеральном бюджете на 1999 год", N 227-ФЗ от 31.12.1999 г. "О федеральном бюджете на 2000 год".
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы. Представитель МИ МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Московской области в заседание суда не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства в соответствии с п. 1 ст. 122 АПК РФ, по определению суда дело рассмотрено в порядке п. 3 ст. 284 АПК РФ в его отсутствие.
Представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в судебных актах и в отзыве на кассационную жалобу.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в связи с перерасчетом ставок земельного налога ОАО "Воскресенские минеральные удобрения" представило в Налоговую инспекцию уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 1999-2001 гг.
По итогам камеральной проверки представленных деклараций Инспекцией МНС РФ по г. Воскресенск Московской области вынесено решение N 366/1765 от 27.12.2002 г. о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в неполной уплате земельного налога за период 1999-2001 гг. и выставлено требование N 2642 от 27.12.2002 г. об уплате земельного налога в сумме 43 443 588 руб.
По мнению Общества, применение коэффициентов 1,5 и 3,5, установленных Законом Московской области N 9/54 от 01.06.1995 "О плате за землю в Московской области" (ст. 9 Закона, Приложения N 1, N 7), при расчете земельного налога, неправомерно, и противоречит Закону Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю".
Инспекция ссылается на отсутствие противоречий между вышеназванными законами, поскольку Закон субъекта Российской Федерации при установлении размера ставок земельного налога содержит отсылку к Закону РФ "О плате за землю", в соответствии с которым (Таблица 2 Закона РФ "О плате за землю"), Московская область отнесена к зоне отдыха г. Москвы, следовательно, по мнению ответчика, при расчете земельного налога должен применяться коэффициент, установленный Федеральным законом.
Судом кассационной инстанции заявителя жалобы признаются несостоятельными и отклоняются в связи со следующим. Закон РФ "О плате за землю" имеет большую юридическую силу, чем закон субъекта Российской Федерации, и применяется в первую очередь. Закон субъекта Российской Федерации применяется лишь в том случае, если он не противоречит закону Российской Федерации.
В соответствии с Законом РФ "О плате за землю" ставки налога, установленные данным Законом, уточняются субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления лишь в случаях, оговоренных данным Законом (ст.ст. 3, 5, 6, 8 Закона). В остальных случаях плата за землю устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3). Из таблицы N 2 усматривается, что коэффициент 2,5 применяется для земель Московской области, относящихся к зоне отдыха г. Москвы. Таким образом, Законом Московской области "О плате за землю в Московской области", устанавливающий такой же коэффициент, не противоречит Закону РФ "О плате за землю" лишь в указанной части.
На основании положений ч. 2 ст. 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному, имеющему большую юридическую силу, нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Налоговым органом не представлено доказательств того, что земли, занимаемые ОАО "Воскресенские Mинеральные удобрения", относятся к зоне отдыха г. Москвы, и не опровергнуто, что заявитель занимает земли, относящиеся к категории земель промышленности. Закон РФ "О плате за землю" имеет приоритет перед Законом Московской области "О плате за землю в Московской области".
Таким образом, судом первой и апелляционной инстанции сделан законный и обоснованный вывод о том, что применение повышающего коэффициента 2,5, установленного Законом Московской области, в отношении земель промышленности, расположенных вне населенных пунктов, является неправомерным.
Кассационная инстанция также поддерживает позицию суда о том, что ОАО "Воскресенские минеральные удобрения" правомерно не применен повышающий коэффициент 3,5, установленный в Приложении 1 к Закону Московской области "О плате за землю в Московской области", поскольку Законом РФ "О плате за землю" не предусмотрено применение коэффициентов увеличения средних ставок земельного налога на земли вне городской черты, и не предоставлено право субъектам Российской Федерации устанавливать такие коэффициенты.
Согласно ст. 9 Закона РФ "О плате за землю", налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, устанавливается в размере 20 процентов от средних ставок земельного налога, установленных в соответствии с Приложением 2 (таблица 1) к настоящему Закону для поселений численностью до 20 тысяч человек.
Кассационная коллегия считает обоснованным вывод судебных инстанций о том, что повышающий коэффициент 1,5, установленный в Приложении N 7 "Коэффициенты увеличения средних ставок земельного налога за счет статуса, социально-культурного потенциала и месторасположения городов и поселков" к Закону "О плате за землю в Московской области", правомерно не применен ОАО "Воскресенские минеральные удобрения", поскольку коэффициенты, установленные в таблице N 3 "Коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, социально-культурного потенциала" Приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю", применяются в отношении земель городов с численностью населения от 100 тысяч человек, в то время как численность населения г. Воскресенск в соответствии со справкой отдела переписи населения и демографической статистики Мособлклимстата (т.1 л.д.17) составляет около 80 тысяч человек.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает правильным вывод судебных инстанций о том, что Обществом правомерно произведен перерасчет земельного налога с неприменением повышающих коэффициентов, в связи с чем решение Инспекции, которым налогоплательщик привлечен к ответственности и с него взыскан неуплаченный земельный налог в сумме 43 443 588 руб. и требование об уплате данной суммы налога правомерно признаны судом недействительными.
Не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов довод ответчика о том, что при разрешении спора суд должен был исследовать вопрос о недействительности положений нормативных правовых актов, поскольку данный вопрос не являлся предметом настоящего спора.
Решение и постановление суда являются законными и обоснованными, вынесенными на основании полного и всестороннего исследования материалов дела и с соблюдением норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 12 мая 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 28 июля 2003 года Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-585/03 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Воскресенску - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 декабря 2003 г. N КА-А41/8875-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании