Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 9 декабря 2003 г. N КА-А41/10003-03
Инспекция МНС России по г. Реутов Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением о взыскании штрафных санкций в сумме 19201 рубль с Государственного унитарного предприятия "Управление малой механизации" Спецстроя России.
Определением от 01.09.2003 Арбитражный суд Московской области оставил заявление Инспекции без рассмотрения на основании п. 4 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в порядке ст. 283 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Инспекции МНС России по г. Реутов, в которой налоговый орган просит отменить определение и передать дело на рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда, поскольку на момент обращения Инспекции в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Предприятия штрафных санкций не было принято решения Арбитражного суда Московской обл. от 22.07.2003 по делу А41-К2-9686/03 о признании налогоплательщика несостоятельным (банкротом) и об открытии в отношении последнего конкурсного производства.
В соответствии с п. 4 ст. 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
Как усматривается из материалов дела, после обращения Инспекции с исковым заявлением от 26.06.2003 Арбитражным судом Московской области принято решение от 22.07.2003 по делу А41-К2-9686/03, которым арбитражный суд признал налогоплательщика несостоятельным (банкротом) и открыл в отношении Предприятия конкурсное производство.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1999 N 1200 принято решение о ликвидации Государственного унитарного предприятия "Управление малой механизации" Спецстроя России.
Решением от 22.07.2003 по делу А41-К2-9686/03 установлено, что сообщение о ликвидации Предприятия опубликовано в "Регистрационной газете" N 17 (92), сентябрь 2000 года, стр. 16, как этого требует ч. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод налогового органа о том, что на момент принятия искового заявления Инспекции в отношении Предприятия не было открыто конкурсное производство, не может быть принят во внимание, поскольку определение о принятии заявления ликвидационной комиссии Предприятия о банкротстве принято 23.06.2003, то есть до обращения Инспекции в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Предприятия штрафных санкций по настоящему делу, при этом Инспекция была вправе после публикации о его ликвидации заявить требования о взыскании штрафных санкций для включения их в промежуточный ликвидационный баланс в соответствии со ст. 63 ГК РФ.
Решением от 22.07.2003 по делу А41-К2-9686/03 установлено, что кредиторская задолженность Предприятия превышает дебиторскую задолженность на 4917485 руб. 59 коп., что не позволяет удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 224 Закона о несостоятельности (банкротстве) в случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Особенности рассмотрения дела о банкротстве ликвидируемого должника предусмотрены статьей 225 Закона о несостоятельности (банкротстве), согласно которой кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом (ч. 2 ст. 225 Закона).
Из статей 224, 225 Закона о несостоятельности (банкротстве) следует, что кредиторы не вправе в случае возбужденного процесса банкротства обращаться к должнику с исковыми заявлениями об уплате обязательных платежей в рамках отдельного производства. Исковые заявления об уплате обязательных платежей должны быть заявлены только в рамках дела о банкротстве с тем, чтобы требования кредитора были включены в реестр требований кредиторов и удовлетворены в установленной Законом о несостоятельности (банкротстве) очередности.
Таким образом, у суда не имелось оснований для рассмотрения искового заявления Инспекции по существу заявленных требований.
Кроме того, решение Арбитражного суда Московской обл. от 22.07.2003 по делу А41-К2-9686/03 о признании налогоплательщика несостоятельным (банкротом) и об открытии в отношении последнего конкурсного производства принято до вынесения определения по настоящему делу об оставлении искового заявления Инспекции без рассмотрения от 01.09.2003.
При таких обстоятельствах не имеется оснований к отмене или изменению судебного акта.
Руководствуясь ст. 284-287, 289 АПК РФ, суд постановил:
определение от 01.09.2003 по делу N А41-10372/03 Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС России по г. Реутов Московской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 декабря 2003 г. N КА-А41/10003-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Текст постановления в извлечениях и тезиса к нему опубликован в журнале "Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", 2004 г., N 1