Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2024 г. N 309-ЭС23-30257 по делу N А07-26960/2021
Резолютивная часть определения объявлена 16.05.2024
Полный текст определения изготовлен 29.05.2024
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Чучуновой Н.С.,
судей Хатыповой Р.А., Якимова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Региональный оператор "Эко-Сити" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.04.2023, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.11.2023 по делу N А07-26960/2021,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
общества с ограниченной ответственностью "Кремень" - Абубакировой Н.Н.,
общества с ограниченной ответственностью Региональный оператор "Эко-Сити" - Мухамадеевой Г.А.,
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Кремень" (далее - ООО "Кремень", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к обществу с ограниченной ответственностью Региональный оператор "Эко-Сити" (далее - ООО РО "Эко-Сити", Региональный оператор, ответчик, заявитель) с исковым заявлением об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - договор), об обязании заключить договор в редакции, предложенной истцом.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.03.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции Общество неоднократно уточняло исковые требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании от 07.04.2023 истец просил удовлетворить исковые требования в соответствии с уточненным заявлением от 03.04.2023: урегулировать разногласия по договору от 11.08.2021 в редакции типового договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - постановление Правительства РФ N 1156); изложить пункт 15, приложения N 1, N 2 в редакции истца.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.04.2023, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 17.11.2023, исковые требования удовлетворены в части.
Урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора от 11.08.2021. Договор между Региональным оператором и Обществом утвержден в редакции типового договора по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ N 1156.
Пункт 15 договора изложен в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - ТКО, отходы) в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
Пункт 3 договора изложен в следующей редакции:
"Способ складирования ТКО: Контейнеры 1,1 м 3, расположенные на контейнерных площадках потребителя.
Приложение 1 к договору изложено в следующей редакции:
Информация по предмету договора.
I. Объем и место (площадка) накопления ТКО:
- наименование объекта - ТЦ "Громада" (ООО "Кремень");
- место (площадка) накопления ТКО - г. Стерлитамак, ул. Гоголя, д. 122;
- объем контейнера - 1,1 м 3
- объем принимаемых ТКО в год - в соответствии с п. 15 договора;
- периодичность вывоза ТКО - в соответствии с п. 11 СанПиН 2.1.3684-21.
II. Информация в графическом виде о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов):
- адрес: г. Стерлитамак, ул. Гоголя, д. 122,
- географические координаты: с.ш. 53.5949199 и в.д. 55.9310253.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ООО РО "Эко-Сити", ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением от 15.04.2024 судьи Верховного Суда Российской Федерации жалоба Регионального оператора вместе с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель ООО РО "Эко-Сити" поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Представитель Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 291.10 АПК РФ неявка указанного лица не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 АПК РФ).
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО РО "Эко-Сити" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Башкортостан на основании Соглашения, заключенного с Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан по результатам конкурсного отбора на присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Республики Башкортостан в зоне N 3.
Общество 25.08.2021 получило от Регионального оператора проект договора от 11.08.2021 N 0268-007195.
Не согласившись с условиями договора в редакции, предложенной Региональным оператором, Общество направило в адрес ответчика протокол разногласий от 06.09.2021, в том числе в части определения способа учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), который влияет на расчет платы за услугу по обращению с ТКО.
Истец считает, что имеет право производить учет объема и (или) массы отходов расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров, а согласно позиции ответчика - исходя из нормативов образования отходов, так как истец не осуществляет их раздельный сбор.
Поскольку стороны не достигли согласия относительно условий договора, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, с выводами которых согласился суд округа, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 9, 65, 68, 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 8, 421-422, 431, 445-446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами N 505, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", удовлетворили требования истца в части.
При этом суды указали, что согласно пунктам 5, 6 Правил N 505, в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Правилами N 505 коммерческий учет ТКО для собственников ТКО предусмотрен с применением альтернативных способов учета объема ТКО.
Согласно пункту 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров. Данный пункт лишь регулирует вопрос осуществления расчетов при организованном раздельном накоплении отходов и не содержит ограничений по способу коммерческого учета для других видов накопления ТКО.
Сославшись на правовую позицию, изложенную в решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2021 N АКПИ20-956, суды отметили, что в случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления ТКО коммерческий учет ТКО может осуществляться расчетным путем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 одним из альтернативных способов расчета, право выбора которого принадлежит собственнику ТКО.
Делая вывод о возможности производить расчет объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, суды указали, что ответчик не привел надлежащих доводов, опровергающих возможность согласования пунктов 3 и 15 договора в редакции истца, которая не противоречит нормам закона и не нарушает права Регионального оператора и третьих лиц.
Между тем суды не учли следующее.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Законом N 89-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (пункт 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, форма которого утверждена Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Разделом I(1) Правил N 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 8(11) названных правил потребитель (собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо) в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Как установлено судами, Общество 25.08.2021 получило от Регионального оператора проект договора от 11.08.2021 N 0268-007195.
Общество, не согласившись с условиями договора в редакции, предложенной Региональным оператором, направило в его адрес протокол разногласий от 06.09.2021, в том числе в части определения способа учета объема и (или) массы ТКО.
Общество 15.09.2021 получило от ответчика протокол согласования разногласий к договору от 11.08.2021 N 0268-007195, с которым истец не согласился, и направил ответчику проект договора с приложением N 1 в своей редакции. Ответчик в течение тридцати дней со дня получения подписанного с протоколами разногласий договора не известил истца о принятии договора в предложенной редакции либо об отклонении разногласий.
В связи с возникшими между сторонами разногласиями при заключении договора Общество обратилось в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 ГК РФ, когда заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно пункту 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Одним из существенных условий договора об оказании услуг по транспортированию ТКО является способ коммерческого учета количества ТКО (пункт 25 Правил N 1156).
Как следует из материалов дела, при заключении договора между сторонами возникли разногласия по способу коммерческого учета количества ТКО.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил N 1156 предусмотрено, что потребитель обязан обеспечивать учет объема (или) и массы ТКО в соответствии с Правилами N 505.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт "б" пункта 13 Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Согласно пункту 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
В силу статьи 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления относится среди прочего утверждение порядка накопления ТКО, в том числе их раздельного накопления.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 11 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023 (далее - Обзор от 13.12.2023), при отсутствии на территории субъекта Российской Федерации организованного раздельного накопления ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из расчетных способов осуществления коммерческого учета таких отходов: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, или исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Если в субъекте Российской Федерации реализована программа раздельного накопления ТКО и потребитель осуществляет накопление ТКО в соответствии с установленными правилами, он вправе производить коммерческий учет отходов исходя из количества и объема контейнеров (пункт 12 Обзора от 13.12.2023).
Раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (пункт 2 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае фактического выполнения потребителем разделения ТКО по установленным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования ТКО в отдельных контейнерах для существующих видов ТКО (пункт 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Согласно открытым источникам, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.01.2018 N 25 в соответствии со статьей 6 Закона N 89-ФЗ утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Башкортостан (далее - Порядок N 25).
Подпунктом "б" пункта 2.1 Порядка N 25 установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (на площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями в контейнеры, расположенные на местах (площадках) накопления.
Количество и объем контейнеров, необходимых для накопления ТКО юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, определяются исходя из установленных нормативов накопления ТКО и в соответствии с условиями договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 2.13 Порядка N 25).
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка N 25 раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО потребителями по установленным видам отходов и складирование отсортированных ТКО в контейнеры для соответствующих видов отходов для дальнейшего направления на утилизацию.
Согласно пунктам 3.4-3.11 Порядка N 25 для накопления утилизируемых компонентов ТКО на контейнерных площадках устанавливаются специальные емкости, обеспечивающие размещение в них только определенного вида отходов.
При осуществлении раздельного накопления отходов с установкой специальных контейнеров для селективного накопления должны использоваться контейнеры со следующей цветовой индикацией и письменными обозначениями: "бумага" - синий цвет; "несортированные коммунальные отходы" - зеленый цвет; "пластик" - желтый цвет; "опасные ртутьсодержащие отходы и источники питания" - оранжевый цвет; "стекло" - красный цвет; "электронное и электрическое оборудование, утратившее потребительские свойства" - серый цвет.
Как следует из материалов дела, Общество в исковом заявлении и в ходатайстве об уточнении исковых требований от 17.10.2022 просило урегулировать разногласия по договору с учетом осуществления им раздельного накопления ТКО, изложив пункт 3 в следующей редакции: способ складирования ТКО - собственный контейнер потребителя. Контейнер для твердых коммунальных отходов - 1,1м 3, синий контейнер для сбора картона и бумаги - 0,240м 3, желтый контейнер для сбора пластика - 0,240м 3, красный контейнер для стекла - 0,240м 3.
В ходатайстве об уточнении требований от 11.12.2022 и от 07.04.2023 истец изменил позицию и просил урегулировать разногласия по пункту 15 договора, указав, что стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами N 505 следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, в соответствии с приложением N 1 к договору в редакции Общества, в котором указано количество контейнеров для сбора ТКО - 1 шт.
Суд первой инстанции, излагая пункт 3 договора в следующей редакции: "Способ складирования ТКО: Контейнеры 1,1 м 3, расположенные на контейнерных площадках потребителя", не указал конкретное количество контейнеров, расположенных на месте (площадке) накопления Обществом ТКО.
Несмотря на противоречивость требований истца, изложенных в заявлениях об уточнении иска, суды надлежащим образом не выяснили, в какой конкретно редакции Общество просило принять условия договора по каждому его пункту.
Урегулировав разногласия сторон при заключении договора, суды определили способ учета объема и (или) массы ТКО расчетным путем исходя из количества и объема вывезенных контейнеров. Однако при этом суды не проверили, осуществляет ли Общество фактическое раздельное накопление ТКО в соответствии с утвержденным на территории Республики Башкортостан Порядком N 25, а также соответствие иных условий договора при выборе такого способа учета названному Порядку.
Между тем установление указанных обстоятельств имело существенное значение для разрешения спора, поскольку несоблюдение потребителем утвержденного на территории Республики Башкортостан порядка раздельного накопления ТКО исключает возможность включения в договор условия о способе учета ТКО расчетным путем исходя из количества и объема вывезенных контейнеров.
Принимая во внимание изложенное, решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.04.2023, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.11.2023 подлежат отмене на основании части 1 статьи 291.11 АПК РФ, как принятые при неправильном применении и толковании норм материального права и процессуального права, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, исследовать все обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, предложить истцу уточнить исковые требования, правильно применив нормы материального и процессуального права, принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 291.11-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.04.2023, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.11.2023 по делу N А07-26960/2021 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации в трехмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.С. Чучунова |
Судья |
Р.А. Хатыпова |
Судья |
А.А. Якимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2024 г. N 309-ЭС23-30257 по делу N А07-26960/2021
Опубликование:
-