Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Раздел "Стратегические приоритеты"
I. Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального образования Поронайский городской округ
Муниципальная программа развития торговли и услуг на территории муниципального образования Поронайский городской округ (далее - Муниципальная программа) определяет цели, задачи и основные направления развития и регулирования сферы торговли и услуг, финансовое обеспечение, механизмы реализации мероприятий, а также предусматривает комплексный подход по развитию данных секторов экономики.
Потребительский рынок является одной из основных отраслей экономики Поронайского городского округа. Именно торговля является важнейшим индикатором социально-экономического развития района, в котором отражается динамика потребления и платежеспособного спроса населения, эффективность государственной политики в области занятости, поддержки местных товаропроизводителей и малого бизнеса.
Сектор торговли является конечным звеном в цепи поставок товара от производителя к потребителю. От эффективности организации торговой деятельности (географической доступности товаров для населения, минимизации издержек системы торговли, оптимизации процесса продаж в торговых точках) напрямую зависит объем продаж производителей товаров. Развитие сектора торговли определяет долю местных товаров в ассортименте торговых предприятий, что напрямую влияет на величину налоговых поступлений в местный бюджет.
Кроме того, сферы торговли и услуг занимают одну из лидирующих позиций по вкладу в доходную часть бюджетов всех уровней и характеризуются высокой конкуренцией, предпринимательской активностью, благоприятным инвестиционным климатом, достаточно развитой инфраструктурой. Более того, данные сегменты оказывают значительное влияние на качество жизни населения Поронайского городского округа, что очень важно в условиях трансформирующейся экономики.
По сравнению с другими отраслями экономики сфера потребления по количеству малых и средних предприятий занимает в муниципальной отраслевой структуре субъектов малого и среднего предпринимательства лидирующие позиции - более 50%.
В последние годы отмечается отрицательная динамика развития отдельных отраслей потребительского рынка как в целом по стране, так и в ее субъектах, и Поронайский городской округ не исключение, что в первую очередь связано с санкционным давлением со стороны недружественных государств в отношении Российский Федерации. Кроме того, кардинально изменила многие социально-экономические процессы как на мировом, так и региональном уровне, и оказала существенное влияние на сектор потребления неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка, связанная с глобальным распространением коронавирусной инфекции COVID-19 в 2020 - 2021 годах. Однако несмотря на это, пандемия и карантинные меры, связанные с ее распространением, стали вектором ускорения по внедрению технологических инноваций в сфере торговли и услуг, таких как онлайн-торговля, экспресс-доставка.
В 2023 году в районе наблюдалась умеренная потребительская активность населения, оборот розничной торговли в Поронайском городском округе составил 7332,1 млн рублей. Сфера торговли относится к одному из наиболее динамично развивающихся рынков. Об этом свидетельствует фактическая обеспеченность населения площадью стационарных торговых объектов, которая превышает установленный минимальный норматив в 1,6 раза.
Динамично развивающаяся инфраструктура торговли позволяет через механизм конкуренции сдерживать рост потребительских цен, стимулировать потребительский спрос и, как следствие, положительно влияет на уровень благосостояния населения, однако механизм конкуренции работает в случае развития всех форматов торговли. Развитая многоформатность торговой инфраструктуры отвечает интересам потребителей, повышает уровень комфорта потребительской среды. Основным параметром успешной реализации муниципальной политики признается адаптация в новых рамках более жесткого конкурентного окружения и социального контроля.
Из-за географической обособленности Сахалинской области основная часть товаров завозится с материка, в связи, с чем проводником по поставке товаров и сохранению продовольственной безопасности является оптовая торговля. Основная масса организаций и предприятий оптовой торговли размещена в областном центре - более 80% от общего количества предприятий и организаций, на территории Поронайского городского округа функционирует 3 оптовых базы.
Существенные изменения последние годы претерпевает рынок общественного питания, который также является составной частью потребительского рынка Поронайского городского округа. Увеличение форматов и концептуальных вариантов предприятий, новый уровень ведения бизнеса с использованием новейшего оборудования и технологий подтверждают тенденцию развития отрасли общественного питания. По итогам 2023 года оборот общественного питания составил 264,13 млн рублей.
Сфера бытового обслуживания населения является также немаловажной отраслью экономики, которая формирует комфортную потребительскую среду и имеет социально-экономическую значимость. Ежегодно увеличивается количество объектов бытового обслуживания. Большая часть (более 90%) бытовых услуг оказывается организациями малого бизнеса (индивидуальными предпринимателями), которые гибко реагируют на потребности населения, создают благоприятную конкурентную среду.
В сфере бытового обслуживания развивается модель предоставления услуг самозанятыми гражданами в таких видах деятельности как услуги маникюра, парикмахерские услуги, ремонт аппаратуры, ремонт и пошив швейных изделий. Спрос на данные виды услуг способствует увеличению количества самозанятых.
По объему оказанных бытовых услуг на одного жителя в месяц Сахалинская область в 2023 году заняла 1 место среди Дальневосточных регионов.
Несмотря на сложившиеся положительные тенденции в сфере торговли и в сфере обслуживания в муниципальном образовании Поронайский городской округ, присутствует ряд проблем, таких как:
- недостаточный уровень подготовки персонала для организаций торговли и услуг, дефицит квалифицированных кадров среднего звена;
- слаборазвитая инфраструктура оптового звена;
- недостаточная привлекательность для бизнеса развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах. Наличие сельских населенных пунктов, где население испытывает дефицит торговых объектов и объектов (услуг) сферы бытового обслуживания, вплоть до полного их отсутствия.
В целях решения указанных экономических вызовов и рисков предусмотрена реализация комплекса процессных мероприятий, входящих в структуру Муниципальной программы.
II. Описание стратегических приоритетов и целей в сфере реализации муниципальной программы
Муниципальная политика в сфере торговли и услуг в первую очередь влияет на достижение национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" и показателей "Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн чел. к 2030 году", "Обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности", обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474).
Для достижения национальной цели и показателей Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 N 20, Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Стандартом развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российский Федерации от 17.04.2019 N 768-р, Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Сахалинской области от 24.12.2019 N 618, государственной программой Сахалинской области "Развитие торговли и услуг на территории Сахалинской области", утвержденной постановлением Сахалинской области от 30.06.2023 N 341, постановлением Администрации Поронайского городского округа от 15.12.2021 N 1225 "Об утверждении Стратегии социально - экономического развития Поронайского городского округа на период до 2025 года и на перспективу до 2035 года" одними из основных приоритетов в отраслях потребительского рынка определены:
- увеличение количества торговых объектов, реализующих продовольственные товары, в том числе сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, которые соответствуют установленным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, ветеринарным и иным требованиям (магазинов, рынков, ярмарок, нестационарных торговых объектов), и объектов общественного питания, функционирующих на конкурентной основе;
- обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков;
- разработка и реализация мероприятий, содействующих развитию торговли и услуг;
- создание стимулов и содействие формированию условий для развития, поддержки и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, повышения уровня конкурентоспособности их продукции, а также содействие устранению административных барьеров;
- развитие современного оптового продовольственного звена;
- повышение привлекательности осуществления торговой деятельности и предоставления бытовых услуг в малочисленных, труднодоступных и отдаленных населенных пунктах, в том числе за счет мобильной торговли и организации выездного обслуживания жителей.
Определенные приоритеты муниципальной политики в сфере развития торговли и услуг направлены на достижение следующих целей Муниципальной программы:
- увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, осуществляющих деятельность в сфере торговли и услуг, к 2030 году до 1032 тыс чел.
- достижение уровня среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников торговли и услуг к 2030 году до 52,3 тыс. руб.;
- достижение индекса физического объема оборота розничной торговли в 2030 году 104,7% по отношению к базовому значению.
III. Задачи муниципального управления, способы их эффективного решения в сфере реализации Муниципальной программы
В Поронайском городском округе развитие сферы торговли и услуг оказывает непосредственное влияние на устойчивое социально-экономическое развитие района, способствует решению проблем продовольственной безопасности и является одним из сегментов формирования комфортной потребительской среды, в том числе за счет мер муниципальной поддержки.
Дальнейшее динамичное развитие отраслей потребительского рынка в долгосрочной перспективе является одной из основных задач, для достижения которой установлены цели в рамках Муниципальной программы.
Достижение целей Муниципальной программы планируется за счет реализации мероприятий по развитию и поддержке отраслей потребительского рынка посредством обеспечения равного доступа хозяйствующих субъектов к получению муниципальной поддержки, достижению установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, в соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 03.08.2023 N 410, а также проведения отраслевых мероприятий.
Кроме того, немаловажную роль в дальнейшем развитии товаропроводящей сети играет государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, которая позволит обеспечить законный оборот товаров, защитить права потребителей, обеспечить охрану жизни и здоровья человека, окружающей среды, животных и растений, культурных ценностей, выполнение международных обязательств и (или) обеспечить оборону страны и безопасности государства.
IV. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями
Реализация Муниципальной программы оказывает влияние на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", определенной Указом N 474, в том числе на следующие целевые показатели:
- обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности;
- увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых до 25 млн человек;
- обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции.
Достижение целевых показателей обеспечивается в рамках комплекса процессных мероприятий "Реализация муниципальной политики в сфере торговли и услуг на территории Поронайского городского округа".
Основной задачей комплекса процессных мероприятий, направленных на достижение национальной цели развития Российской Федерации, определенной Указом N 474, является создание условий для бесперебойного снабжения населения социально значимыми продовольственными товарами.
V. Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития муниципального образования Поронайский городской округ, в том числе предусмотренных Национальной программой социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, Планом социального развития центров экономического роста Сахалинской области и Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года, государственной программой, Стратегии социально - экономического развития Поронайского городского округа период до 2025 года и на перспективу до 2035 года
Показатели, на которые влияет развитие сферы торговли и услуг:
- Количество субъектов малого и среднего предпринимательства;
- Среднегодовая численность занятых в экономике;
- Количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия, ИП и самозанятых;
- Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций.
Для достижения указанных показателей необходимо решение первоочередных задач, направленных на:
- стимулирование развития отраслей потребительского рынка, в том числе за счет совершенствования инструментов муниципальной финансовой поддержки субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- поддержку и развитие товаропроводящей сети, в том числе сети эконом-формата;
- стимулирование повышения уровня квалификации кадров сектора потребительского рынка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.