Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки О.А. Коркиной к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка О.А. Коркина оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях":
части 1 статьи 14, определяющей порядок подтверждения страхового стажа до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования";
пункта 2 части 1 статьи 30, устанавливающего условия для досрочного назначения страховой пенсии по старости мужчинам и женщинам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда.
Заявительница также просит признать неконституционным пункт 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516) (в жалобе ошибочно названный пунктом 4 указанного Постановления Правительства Российской Федерации), предусматривающий зачет в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости, периодов работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 года - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации).
По мнению О.А. Коркиной, оспариваемые нормы, примененные в ее деле судами общей юрисдикции, не соответствуют статьям 2, 7, 17, 18, 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1), 45, 46 (части 1 и 2) и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку допускают неравенство граждан при реализации права на пенсионное обеспечение и не позволяют применить законодательство, действовавшее в период осуществления трудовой деятельности.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Положения статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях", закрепляющие общий порядок подтверждения страхового стажа за периоды до и после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, направлены на обеспечение реализации пенсионных прав граждан в системе обязательного пенсионного страхования и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявительницы.
Что касается иных оспариваемых О.А. Коркиной положений, то, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с тяжелыми условиями труда, и при этом наделяет Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия по старости назначается досрочно, а также правил исчисления периодов такой работы (пункт 2 части 1 и часть 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации в Постановлении от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" закрепило правовые основания определения стажа на соответствующих видах работ, а также исчисления периодов такой работы.
С учетом различной степени влияния тяжелых и вредных условий труда на лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях, в том числе в течение полного рабочего дня или при неполной занятости на соответствующих работах, пунктом 4 названных Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 (применяются в настоящее время при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665), предусмотрено правило, согласно которому в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Таким образом, оспариваемые положения выступают элементами правового механизма пенсионного обеспечения граждан, работавших в тяжелых условиях труда, с учетом объективно существующих вредных факторов производственной среды и трудового процесса и также не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявительницы, которой, как следует из представленных материалов, в 2022 году было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа работы в тяжелых условиях труда.
Разрешение же вопроса о наличии оснований для зачета отдельных периодов работы О.А. Коркиной в качестве маляра в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, равно как и оценка доказательств при рассмотрении конкретного дела, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Коркиной Ольги Александровны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2024 г. N 908-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Коркиной Ольги Александровны на нарушение ее конституционных прав частью 1 статьи 14, пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда Российской Федерации (ksrf.ru)