Настоящее информационное письмо подготовлено с учетом накопленного опыта, результатов проводимого Банком России мониторинга и анализа уровня развития инфраструктуры предоставления финансовых услуг в сельской местности и на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях (далее - ОМТ) субъектов Российской Федерации, востребованности финансовых услуг жителями сельской местности и ОМТ, а также обобщения лучших практик обслуживания населения, применяемых кредитными организациями - участниками рабочих групп при Банке России, которые включают в себя представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, телекоммуникационных операторов, муниципальных образований и других заинтересованных организаций 1.
Банк России рекомендует кредитным организациям (далее - КО) рассмотреть возможность открытия и обслуживания точек оказания финансовых услуг в сельской местности и на ОМТ для повышения качества жизни и создания условий для обеспечения доступа к базовому набору финансовых услуг жителей указанных территорий с учетом востребованности форматов точек доступа к финансовым услугам (см. таблицу в приложении).
В каждом месте предоставления финансовых услуг КО рекомендуется обеспечить:
а) надлежащее качество оказания услуг с учетом Рекомендаций Банка России по сохранению уровня финансовой доступности 2 и Информационного письма Банка России о раскрытии потребителям информации об условиях обслуживания расчетных (дебетовых) карт 3, в том числе:
учитывать потребности жителей сельской местности и ОМТ и их уровень дохода;
разместить перечень оказываемых финансовых услуг и порядок их предоставления;
информировать потребителей об основных параметрах финансовой услуги, в том числе ожидаемом результате получения финансовой услуги и рисках, связанных с ее получением;
разместить информацию о наличии и размере комиссии, взимаемой за оказываемые финансовые услуги;
обеспечить бесперебойное оказание финансовых услуг, при котором потребитель имеет возможность получить финансовую услугу в интервал времени, указанный КО, либо круглосуточно (в случае если КО декларирует круглосуточное обслуживание);
не навязывать финансовые услуги;
разместить информацию с условиями / порядком отказа потребителя от предоставленной финансовой услуги;
указать контакты, куда может обратиться потребитель в случае нарушения своих прав;
проинформировать орган местного самоуправления об открытии/функционировании точки доступа к финансовым услугам.
б) для клиентов из числа социально уязвимых групп граждан (люди с инвалидностью и другие маломобильные группы населения, пожилые граждане) полный, недискриминационный и беспрепятственный доступ ко всем объектам, услугам и каналам их оказания с соблюдением надлежащего уровня качества обслуживания, а также информирование об услугах и порядке их получения (c учетом действующего законодательства, национальных стандартов 4 и рекомендательных документов Банка России 5).
Приложение: 1 файл.
Первый заместитель |
Д.В. Тулин |
------------------------------
1 Результаты деятельности территориальных учреждений Банка России в сельской местности и на ОМТ в 2022 году опубликованы на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", URL: http://www.cbr.ru/Content/Document/File/150059/report_19072023.pdf.
2Информационное письмо Банка России от 24.06.2022 N ИН-04-59/88. Размещено на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://www.cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/5930.
3Информационное письмо Банка России от 31.08.2022 N ИН-03-45/110. Размещено на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://www.cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/5980.
4 Включая ГОСТ Р 52872-2019 "Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности".
5 Рекомендации Банка России по созданию доступной среды для людей с инвалидностью, пожилого населения и иных маломобильных групп населения (от 01.09.2022 N ИН-01-59/112, от 27.12.2021 N ИН-06-59/101, от 09.08.2021 N 11-МР, от 29.12.2020 N ИН-01-59/184, от 26.04.2019 N 12-МР, от 28.01.2019 N ИН-01-59/5, от 23.10.2017 N ИН-01-59/50, от 12.05.2017 N ИН-03-59/20), размещенные на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://www.cbr.ru/develop/development_affor/recommend.
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ЦБ РФ рекомендует кредитным организациям рассмотреть возможность открытия и обслуживания точек оказания финансовых услуг в сельской местности и на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях с учетом востребованности форматов точек доступа к финуслугам. Приведен перечень таких форматов.
В каждом месте предоставления финуслуг предлагается обеспечить надлежащее качество их оказания, в т. ч.:
- учитывать потребности жителей указанных территорий и их уровень дохода;
- разместить перечень оказываемых услуг и порядок их предоставления;
- информировать потребителей о параметрах услуги и наличии комиссии за нее;
- обеспечить бесперебойное оказание финуслуг;
- указать контакты для обращения потребителя при нарушении его прав.
Кроме того, банкам нужно обеспечить беспрепятственный доступ к своим офисам, а также сделать услуги доступными для инвалидов, пожилых и маломобильных граждан.
Информационное письмо Банка России от 3 июня 2024 г. N ИН-03-59/34 "О повышении внимания кредитных организаций к различным форматам оказания финансовых услуг в сельской местности и на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях"
Опубликование:
сайт Банка России (cbr.ru) 5 июня 2024 г.
Вестник Банка России, 7 июня 2024 г. N 21