Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 12 марта 2004 г. N КГ-А40/1420-04
Открытое акционерное общество "Алроса-Газ" (ОАО "Алроса-Газ") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России (ФКЦБ России), выразившееся в неосуществлении ответчиком государственной регистрации выпуска обыкновенных именных акций ОАО "Алроса-Газ" в бездокументарной форме номинальной стоимостью 10 рублей в количестве 55 830 000 штук, размещаемых путем закрытой подписки; а также об обязании ФКЦБ России произвести государственную регистрацию выпуска обыкновенных именных акций ОАО "Алроса-Газ".
При этом заявитель ссылался на то, что ФКЦБ России 27 мая 2003 года вернуло представленные ОАО "Алроса-Газ" документы без регистрации, обосновав указанный возврат необходимостью повторной уплаты налога на операции с ценными бумагами. Вместе с тем заявителем было представлено платежное поручение N 711 от 2 августа 2002 года и его копия об уплате налога на операции с ценными бумагами. ОАО "Алроса-Газ" посчитало, что указанные бездействия ФКЦБ России нарушают предусмотренные статьями 7, 25, 28, 39 Федерального закона "Об акционерных обществах", статьи 100 Гражданского кодекса Российской Федерации права заявителя на увеличение уставного капитала.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 сентября 2003 года по делу N А40-30166/03-84-340 признано незаконным бездействие ФКЦБ России, выразившееся в неосуществлении государственной регистрации выпуска обыкновенных именных акций ОАО "Алроса-Газ" в бездокументарной форме номинальной стоимостью 10 рублей в количестве 55 830 000 штук, размещаемых путем закрытой подписки (путем возврата документов без государственной регистрации); суд обязал ФКЦБ России произвести государственную регистрацию выпуска обыкновенных именных акций ОАО "Алроса-Газ" в бездокументарной форме номинальной стоимостью 10 рублей в количестве 55 830 000 штук.
При этом суд первой инстанции посчитал, что ответчиком не представлено убедительных доказательств, подтверждающих факт обоснованности повторного возврата им без регистрации документов истца.
Постановлением апелляционной инстанции от 8 декабря 2003 года решение от 22 сентября 2003 года оставлено без изменения с подтверждением содержащихся в нем выводов.
В кассационной жалобе ФКЦБ России просит об отмене решения и постановления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и норм процессуального права, а также на невыяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
В частности, ответчик указал на то, что возврат документов, представленных для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, был произведен в соответствии с требованиями законодательства РФ и в рамках компетенции. ФКЦБ России на основании требований законодательства о ценных бумагах и о налогах и сборах правомерно требует от эмитента не повторной уплаты налога, а уплату налога на операции с ценными бумагами, уплачиваемого при каждой новой эмиссии ценных бумаг. Оснований же для зачета ранее уплаченного налога при предыдущей эмиссии ценных бумаг законодательством не предусмотрено. Судом не исследовалось наличие оснований для отказа в регистрации выпуска ценных бумаг эмитента; необоснованно было отказано в ходатайстве ФКЦБ России о привлечении в качестве третьего лица Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ФКЦБ России поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель ОАО "Алроса-Газ" возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая решение и постановление законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Требования заявителя были основаны на статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
При этом, рассматривая указанные заявления, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта, решения и действий (бездействий) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Признавая недействительным бездействие ФКЦБ России, выразившейся# в неосуществлении государственной регистрации выпуска акций ОАО "Алроса-Газ", и обязывая осуществить государственную регистрацию выпуска акций, суд первой и апелляционной инстанции исходил из того, что ответчиком были нарушены требования статьи 20 Закона РФ "О рынке ценных бумаг", в результате чего были нарушены права и законные интересы ЗАО "Алроса-Газ".
Кассационная инстанция соглашается с таким выводом суда.
Как следует из материалов дела, и это установлено судом первой и апелляционной инстанций, на общем собрании акционеров ОАО "Алроса-Газ" от 25 февраля 2003 года принято решение об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных обыкновенных именных акций в бездокументарной форме номинальной стоимостью 10 рублей в количестве 55 830 000 штук. Советом директоров было утверждено указанное решение 24 марта 2003 года о выпуске ценных бумаг и документы 24 апреля 2003 года направлены в адрес ФКЦБ России для государственной регистрации. 27 мая 2003 года документы были возвращены без регистрации, при этом указано на необходимость повторной уплаты ОАО "Алроса-Газ" налога на операции с ценными бумагами. 5 июня 2003 года ОАО "Алроса-Газ" вновь направило ответчику документы для государственной регистрации выпуска ценных бумаг. 2 июля 2003 года документы возвращены заявителю.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента с приложением документов, предусмотренных законом.
Пункт 8.3 Стандартов эмиссии дополнительных акций, акций, размещаемых путем конвертации, облигаций, конвертируемых в дополнительные акции, и их проспектов эмиссии, утвержденных Постановлением ФКЦБ России от 30 апреля 2002 года N 16/пс, устанавливает, что в случае, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах выпуск ценных бумаг, документы для государственной регистрации которого представляются в регистрирующий орган, подлежит обложению одним из видов налогов или сборов, взимаемых в Российской Федерации, в регистрирующий орган представляются оригинал и копия документа об уплате соответствующего вида налога или сбора.
Согласно статье 5 Закона РФ "О налоге на операции с ценными бумагами" сумма налога уплачивается плательщиком одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии и перечисляется в федеральный бюджет. В соответствии со статьей 3 Закона налог на операции с ценными бумагами взимается в размере 0,8 процента номинальной суммы выпуска. В случае отказа в регистрации эмиссии налог не возвращается.
Суд установил, что истцом при подаче документов в ФКЦБ РФ были представлены оригинал и копия платежного поручения N 711 от 2 августа 2002 года об уплате налога в сумме 4 466 400 руб.
Поскольку отсутствовали основания для отказа в регистрации выпуска акций, предусмотренные статьей 21 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", суд сделал правильный вывод о неправомерности бездействия ответчика.
Довод кассационной жалобы о том, что представленное платежное поручение от 2 августа 2002 года подтверждало уплату налога при обращении ОАО "Алроса-Газ" о регистрации эмиссии 2 августа 2002 года, в которой ему было отказано, а при новом обращении о регистрации новой эмиссии необходимо повторно уплачивать налог, необоснован.
Так, судом было установлено, что указанное платежное поручение N 711 от 2 августа 2002 года представлялось заявителем при подаче заявления о государственной регистрации эмиссии акций. 15 октября 2002 года ФКЦБ России отказало ОАО "Алроса-Газ" в государственной регистрации выпуска обыкновенных именных акций.
При этом, суд указал, что так как ОАО "Алроса-Газ" повторно обратилось к ответчику о регистрации выпуска акций, а не о регистрации новой эмиссии, требование ФКЦБ России о повторной уплате налога неправомерно.
Поскольку бездействие ФКЦБ России было признано необоснованным, судом первой и апелляционной инстанции было правильно вынесено решение об обязании ответчика произвести государственную регистрации выпуска акций ОАО "Алроса-Газ".
Ссылка заявителя кассационной жалобы на необоснованность отказа суда в ходатайстве о привлечении Министерства по налогам и сборам РФ, не может быть принята, поскольку указанным решением суда права и законные интересы данного лица затронуты не были.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает принятое решение и постановление законным и обоснованным, вынесенным при правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 22 сентября 2003 года и постановление от 8 декабря 2003 года по делу N А40-30166/03-84-340 Арбитражного суда города Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 марта 2004 г. N КГ-А40/1420-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании