В целях обеспечения выполнения требований статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации, улучшения условий и охраны труда, профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний Администрация Октябрьского муниципального района Челябинской области постановляет:
1. Утвердить Положение о системе управления охраной труда в Администрации Октябрьского муниципального района (прилагается).
2. Признать утратившим силу постановление Администрации Октябрьского муниципального района от 26.11.2021 г. N 785 "Об утверждении Положения "о системе управления охраной труда в Администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области".
3. Настоящее постановление подлежит размещению на официальном сайте Администрации Октябрьского муниципального района.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на управляющего делами Администрации Октябрьского муниципального района С.А. Сычёва
5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Глава Октябрьского муниципального района |
М.И. Молчан |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Администрации
Октябрьского муниципального района
от 3 мая 2023 г. N 305
Положение
о системе управления охраной труда Администрации Октябрьского муниципального района
I. Общие положения
1. Положение о системе управления охраны труда (далее - Положение о СУОТ) вводится с целью внедрения системы управления охраны труда а Администрации Октябрьского муниципального района (далее - Администрация) является обеспечение сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности посредством профилактики несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижения уровня воздействия (устранение воздействия) на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, оценки и снижения воздействия уровня профессиональных рисков, которым подвергаются работники Администрации.
2. Функционирование системы управления охраны труда (далее СУОТ) осуществляется посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.
3. СУОТ представляет собой единство:
а) организационной структуры управления в Администрации (согласно штатному расписанию), предусматривающей установление обязанностей и ответственности в области охраны труда на всех уровнях управления;
б) мероприятий, обеспечивающих функционирование СУОТ и контроль за эффективностью работы в области охраны труда;
в) документированной информации, включающей локальные нормативные акты, регламентирующие мероприятия СУОТ, организационно-распорядительные и контрольно-учетные документы.
4. Положения СУОТ распространяются на всех работников Администрации. Учитывается деятельность на всех рабочих местах.
5. СУОТ регламентирует единый порядок подготовки, принятия и реализации решений по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности и здоровых условий труда работников Администрации.
6. Требования СУОТ обязательны для всех работников, работающих в организации, и являются обязательными для всех лиц, находящихся на территории, в здании и сооружениях Администрации. Положение о СУОТ утверждается постановлением Администрации.
7. Информация о мерах безопасности, принимаемых в рамках СУОТ, доводится до сведения заинтересованных лиц при проведении вводного инструктажа и включается в договоры о выполнении подрядных работ.
8. Разработка, согласование, утверждение и пересмотр документов СУОТ осуществляются в соответствии с Положением о документообороте в Администрации.
II. Разработка и внедрение СУОТ
9. Политика в области охраны труда (далее - Политика по охране труда) является публичной документированной декларацией о намерении и гарантированном выполнении обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.
10. В Администрации производится предварительный анализ состояния охраны труда и обсуждение Политики по охране труда.
11. Политика по охране труда:
- направлена на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
- направлена на обеспечение безопасных условий труда, управление рисками производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- соответствует специфике экономической деятельности и организации работ у работодателя, особенностям профессиональных рисков и возможностям управления охраной труда;
- отражает цели в области охраны труда;
- включает обязательства работодателя по устранению опасностей и снижению уровней профессиональных рисков на рабочих местах;
- включает обязательство работодателя совершенствовать СУОТ;
- учитывает мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа (при наличии).
12. Политика по охране труда доступна всем работникам Администрации, а также иным лицам, находящимся на территории, в здании и сооружении Администрации.
III. Разработка и внедрение СУОТ
13. Глава Администрации является ответственным за функционирование СУОТ, полное соблюдение требований охраны труда в Администрации Октябрьского муниципального района, а также за реализацию мер по улучшению условий труда работников.
14. Распределение конкретных обязанностей в рамках функционирования СУОТ осуществляется по уровням управления.
15. Уровни управления по охране труда:
уровень Администрации Октябрьского муниципального района в целом.
16. С учетом специфики деятельности Администрации изменения структуры управления и численности работников для целей СУОТ могут устанавливаться и иные уровни управления.
17. Управление охраной труда осуществляется при непосредственном участии работников, в том числе в рамках деятельности уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
18. Распределение обязанностей в сфере охраны труда закрепляется в отдельных локальных нормативных актах, планах мероприятий, а также в трудовых договорах и (или) должностных инструкциях лиц, участвующих в управлении охраной труда.
19. Обязанности в сфере охраны труда:
19.1 Администрация Октябрьского муниципального района:
- гарантирует права работников на охрану труда, включая обеспечение условий труда, соответствующих требованиям охраны труда;
- организовывает ресурсное обеспечение мероприятий по охране труда;
- обеспечивает соблюдение режима труда и отдыха работников;
- организует безопасные рабочие места;
- принимает меры по предотвращению аварий, сохранению жизни и здоровья работников и иных лиц при возникновении таких ситуаций, в том числе меры по оказанию пострадавшим первой помощи;
- обеспечивает создание и функционирование СУОТ;
- руководит разработкой организационно-распорядительных документов;
- определяет ответственность своих специалистов охраны труда за деятельность в области охраны труда;
- организует в соответствии с Трудовым кодексом РФ проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований (при необходимости);
- обеспечивает соблюдение установленного порядка обучения и профессиональной подготовки работников, включая подготовку по охране труда, с учетом необходимости поддержания необходимого уровня компетентности для выполнения служебных обязанностей, относящихся к обеспечению охраны труда;
- допускает к самостоятельной работе лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
- обеспечивает приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с условиями труда и согласно типовым нормам их выдачи;
- обеспечивает приобретение и функционирование средств коллективной защиты;
- организует проведение специальной оценки условий труда;
- организует управление профессиональными рисками;
- организует и проводит контроль за состоянием условий и охраны труда;
- осуществляет информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;
- обеспечивает санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда;
- своевременно информирует органы государственной власти о происшедших авариях, несчастных случаях и профессиональных заболеваниях;
- принимает участие в расследовании причин аварий, несчастных случаев и
- профессиональных заболеваний, принимает меры по устранению указанных причин, по их предупреждению и профилактике;
- организует исполнение указаний и предписаний органов государственной власти, выдаваемых ими по результатам контрольно-надзорной деятельности;
- по представлению уполномоченных представителей органов государственной власти отстраняет от работы лиц, допустивших неоднократные нарушения требований охраны труда;
19.2. Глава Администрации Михайловского городского поселения:
- обеспечивает функционирование системы управления охраной труда в организации;
- приостанавливает работы в случаях, не соответствующих установленным требованиям охраны труда;
- обеспечивает доступность документов и информации, содержащих требования охраны труда, для ознакомления с ними работников и иных лиц;
19.3 работник:
- обеспечивает соблюдение требований охраны труда в рамках выполнения своих трудовых функций, включая выполнение требований инструкций по охране труда, Правил трудового распорядка, а также соблюдение производственной, технологической и трудовой дисциплины и выполнение указаний руководителя работ;
- проходит медицинские осмотры, психиатрические освидетельствования по направлению работодателя;
- проходит подготовку по охране труда, а также по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве;
- участвует в контроле за состоянием условий и охраны труда;
- содержит в чистоте свое рабочее место;
- перед началом рабочей смены (рабочего дня) проводит осмотр своего рабочего места;
- следит за исправностью оборудования и инструментов на своем рабочем месте;
- проверяет в отношении своего рабочего места наличие и исправность предохранительных приспособлений, блокировочных и сигнализирующих устройств, средств индивидуальной и групповой защиты, состояние проходов, переходов, площадок, лестничных устройств, перил, а также отсутствие их захламленности и загроможденности;
- о выявленных при осмотре своего рабочего места недостатках докладывает своему непосредственному руководителю и действует по его указанию;
- правильно использует средства индивидуальной и коллективной защиты и приспособления, обеспечивающие безопасность труда;
- извещает своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления), или иных лиц;
- при возникновении аварий действует в соответствии с ранее утвержденным работодателем порядком действий в случае их возникновения и принимает необходимые меры по ограничению развития возникшей аварии и ее ликвидации;
- принимает меры по оказанию первой помощи пострадавшим в организации;
19.4 Ответственные лица:
- организуют функционирование системы управления охраной труда;
- осуществляют руководство организационной работой по охране труда у работодателя, координируют работу;
- организуют размещение в доступных местах наглядных пособий и современных технических средств для проведения подготовки по охране труда;
- осуществляют контроль за обеспечением работников в соответствии с Трудовым кодексом РФ нормативной правовой и методической документацией в области охраны труда;
- контролируют соблюдение требований охраны труда у работодателя, трудового законодательства в части охраны труда, режимов труда и отдыха работников, указаний и предписаний органов государственной власти по результатам контрольно-надзорных мероприятий;
- осуществляют контроль за состоянием условий и охраны труда;
- осуществляют оперативную и консультативную связь с органами государственной власти по вопросам охраны труда;
- участвуют в разработке и пересмотре локальных актов по охране труда;
- контролируют обеспечение, выдачу, хранение и использование средств индивидуальной и коллективной защиты, их исправность и правильное применение;
- участвуют в организации и проведении специальной оценки условий труда;
- участвуют в управлении профессиональными рисками;
- организуют проведение медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований;
- дают указания (предписания) об устранении имеющихся недостатков и нарушений требований охраны труда, контролирует их выполнение;
- участвуют в расследовании аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, ведет учет и отчетность по ним, анализирует их причины, намечает и осуществляет мероприятия по предупреждению повторения аналогичных случаев, контролирует их выполнение.
IV. Планирование СУОТ
20. Планирование СУОТ осуществляется с учетом опасностей и уровней профессиональных рисков. Они выявляются (идентифицируются) и оцениваются с привлечением независимой организации, обладающей необходимой компетенцией. Выявление (идентификация) опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня производятся с учетом рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей.
21. В качестве опасностей, которые могут угрожать здоровью работников в связи с их трудовой деятельностью в Администрации рассматриваются следующие:
- психоэмоциональная перегрузка;
- перенапряжение зрительного анализатора.
22. В Администрации обеспечивается систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, регулярно проводится их анализ и им дается оценка.
23. При оценке уровня профессиональных рисков в отношении выявленных опасностей учитывается специфика деятельности Администрации Октябрьского муниципального района
24. План мероприятий по охране труда составляется ежегодно с учетом перечня мероприятий, закрепленных в политике в области охраны труда. При составлении плана мероприятий учитываются также основные процессы работы по охране труда.
25. План мероприятий утверждается Главой Октябрьского муниципального района.
26. В плане мероприятий отражаются, в частности:
1) перечень (наименование) планируемых мероприятий;
2) ожидаемый результат каждого мероприятия;
3) срок реализации мероприятия;
4) лица, ответственные за реализацию мероприятия;
5) выделяемые ресурсы и источники финансирования мероприятий.
27. При планировании мероприятия учитываются изменения, касающиеся таких аспектов:
- нормативного регулирования, содержащего государственные нормативные требования охраны труда;
- условий труда работников (по результатам СОУТ и оценки профессиональных рисков (ОПР));
28. Целями в области охраны труда в Администрации в соответствии с политикой в области охраны труда является сохранение жизни и здоровья работников, а также постоянное улучшение условий и охраны труда.
29. Достижение указанных целей обеспечивается реализацией мероприятий, предусмотренных политикой в области охраны труда.
30. Мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников, должны привести, в частности, к следующим результатам:
- к устойчивой положительной динамике улучшения условий и охраны труда;
- отсутствию нарушений обязательных требований в области охраны труда;
- достижению показателей улучшения условий труда.
31. Достижение целей по охране труда планируется. При планировании определяются ресурсы, ответственные лица, сроки достижения, способы и показатели оценки уровня достижения этих целей.
V. Обеспечение функционирования СУОТ
32. Планирование и реализация мероприятий по охране труда осуществляются в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда. Учитывается передовой отечественный и зарубежный опыт работы по улучшению условий и охраны труда. Возможность выделения финансовых ресурсов для реализации указанного опыта оценивается при составлении плана мероприятий.
33. В целях обеспечения функционирования СУОТ в должностной инструкции работника соответствующего уровня управления охраной труда определяются компетенции, которые влияют или могут влиять на безопасность производственных процессов, а также требования к профессиональной компетентности в сфере охраны труда в зависимости от возлагаемых на него обязанностей в рамках функционирования СУОТ.
34. Работникам, которые влияют или могут влиять на безопасность производственных процессов, обеспечивается:
- подготовка в области выявления опасностей при выполнении работ и реализации мер реагирования на них;
- непрерывная подготовка и повышение квалификации в области охраны труда.
35. Работники, прошедшие обучение и повышение квалификации в области охраны труда, включаются в реестр.
36. В рамках СУОТ работники должны быть проинформированы:
- о политике и целях Администрации Октябрьского муниципального района в области охраны труда;
- системе стимулирования за соблюдение государственных нормативных требований охраны труда;
- ответственности за нарушение указанных требований;
- результатах расследования несчастных случаев на производстве и микротравм (микроповреждений);
- опасностях и рисках на рабочих местах, а также мерах управления, разработанных в их отношении.
37. Информирование обеспечивается в соответствии с Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 773н. Формат информирования определяется при планировании мероприятия в рамках СУОТ.
VI. Функционирование СУОТ
38. Основными процессами, обеспечивающими функционирование СУОТ в Администрации Октябрьского муниципального района, являются:
1) специальная оценка условий труда;
2) оценка профессиональных рисков; (далее - ОПР)
3) проведение медицинских осмотров и освидетельствования работников;
4) обучение работников;
5) обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
6) обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений;
7) обеспечение безопасности работников при эксплуатации оборудования;
8) обеспечение безопасности работников при осуществлении технологических процессов;
9) обеспечение безопасности работников при эксплуатации инструментов;
10) обеспечение безопасности работников при использовании сырья и материалов;
11) обеспечение безопасности работников подрядных организаций;
12) санитарно-бытовое обеспечение работников;
13) соблюдение режима труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
14) обеспечение социального страхования работников;
15) взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля;
16) реагирование на аварийные ситуации;
17) реагирование на несчастные случаи;
18) реагирование на профессиональные заболевания.
39. В соответствии с результатами СОУТ и ОПР, а также в связи со спецификой деятельности и штатного состава работников Администрации устанавливается следующий перечень процессов:
- процессы, обеспечивающие допуск работников к самостоятельной работе (пп. 3 - 5);
- процессы, обеспечивающие безопасность производственной среды (пп. 6 - 11);
- группа сопутствующих процессов по охране труда (пп. 12 - 15);
- процессы реагирования на ситуации (пп. 16 - 18).
40. Порядок действий, обеспечивающих функционирование процессов и СУОТ в целом, определяется следующими основными процессами и процедурами:
1) планирование и выполнение мероприятий по охране труда;
2) контроль планирования и выполнения таких мероприятий, их анализ по результатам контроля;
3) формирование корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ;
4) управление документами СУОТ;
5) информирование работников, взаимодействие с ними;
6) распределение обязанностей по обеспечению функционирования СУОТ.
41. В Администрации проводятся профилактические мероприятия по отработке действий работников при несчастном случае, аварии, риске их возникновения, а также по их устранению, расследованию причин возникновения.
42. Порядок реагирования на несчастные случаи и аварийные ситуации, их расследования и оформления отчетных документов определяется инструкцией, утвержденной Главой Октябрьского муниципального района.
VII. Оценка результатов деятельности
43. Объектами контроля при функционировании СУОТ являются мероприятия, процессы и процедуры, реализуемые в рамках СУОТ.
44. К основным видам контроля функционирования СУОТ относятся:
1) контроль состояния рабочего места, оборудования, инструментов, сырья, материалов; контроль выполнения работ работником в рамках производственных и технологических процессов; выявление опасностей и определение уровня профессионального риска; контроль показателей реализации мероприятий, процессов и процедур;
2) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер (СОУТ, обучение по охране труда, проведение медицинских осмотров);
3) учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний;
4) учет изменений государственных нормативных требований охраны труда, соглашений по охране труда, изменения существующих или внедрения новых технологических процессов, оборудования;
5) контроль эффективности функционирования отдельных элементов СУОТ и системы в целом.
45. В рамках контрольных мероприятий может использоваться фото- и видеофиксация.
46. Виды и методы контроля применительно к конкретным процессам (процедурам) определяются планом мероприятий. По результатам контроля составляется акт.
47. В Администрации составляется ежегодный отчет о функционировании СУОТ.
48. В ежегодном отчете отражается оценка следующих показателей:
1) достижение целей в области охраны труда;
2) способность СУОТ, действующей в Администрации обеспечивать выполнение обязанностей, отраженных в политике в области охраны труда;
3) эффективность действий на всех уровнях управления;
4) необходимость дальнейшего развития СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц, перераспределение ресурсов;
5) необходимость своевременной подготовки работников, которых затронут решения об изменении СУОТ;
6) необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ;
7) полнота идентификации опасностей и управления профессиональными рисками в рамках СУОТ;
8) необходимость выработки корректирующих мер.
49. Показатели контроля функционирования СУОТ определяются, в частности, следующими данными:
- абсолютными показателями (время на выполнение, стоимость, технические показатели и пр.);
- относительными показателями (соотношение планируемых и фактических результатов, показатели в сравнении с другими процессами и пр.);
- качественными показателями (актуальность и доступность исходных данных для реализации процессов СУОТ).
50. С учетом данных ежегодного отчета оценивается необходимость привлечения независимой специализированной организации для обеспечения внешнего контроля СУОТ.
IX. Реагирование на аварии, несчастные случаи профессиональные заболевания
51. С целью обеспечения и поддержания безопасных условий труда, недопущения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Администрации устанавливается выявление потенциально возможных аварий, порядок действий в случае их возникновения.
X. Управление документами СУОТ
51. Организация управления документами СУОТ в Администрации:
- формы и рекомендации по оформлению локальных нормативных актов и иных документов, содержащих структуру системы;
- обязанности и ответственность в сфере охраны труда для каждого конкретного исполнителя;
- процессы обеспечения охраны труда и контроля;
52. Лица, ответственные за разработку и утверждение документов СУОТ, определяются на всех уровнях управления и оформляются распоряжением.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области от 3 мая 2023 г. N 305 "Об утверждении Положения "О системе управления охраной труда в Администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области"
Вступает в силу с 3 мая 2023 г.
Опубликование:
-