Решение Самарского областного суда от 8 апреля 2024 г. N 3а-862/2024
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-862/2024 по административному исковому заявлению Б.А.Ю. к Министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативного правового акта, установил:
Б.А.Ю. (далее также - административный истец) обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просит признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 N 2233 в части включения Приложение N 2 под пунктом NN нежилого помещения с кадастровым номером N.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что под названным пунктом в Перечень включено ранее принадлежавшее ей на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером N, которое снято с кадастрового учета 22.10.2018 в связи с его разделом на помещения с кадастровыми номерами N, N. При этом, помещение с КН N является подвалом и не соответствует критериям ст. 378.2 НК РФ, так как расположено в жилом доме, не предназначено и не используется под офисы, объекты торговли, общественного питания или бытового обслуживания. Вместе с тем, в связи с включением в перечни несуществующего объекта с КН N, налог на помещение с КН N рассчитывается с применением повышенной ставки налогообложения. Считает нормативный правовой акт в оспариваемой части незаконным, нарушающим её права, как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта капитального строительства.
Представитель административного истца М.Д.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал, по основаниям, изложенным в административном иске.
Министерство имущественных отношений Самарской области в своих возражениях выражает несогласие с заявленными требованиями, ссылаясь на то, что включение нежилого помещения в Перечни обусловлено тем, что оно находится на первом этаже многоквартирного жилого дома, где располагаются офисы, торговые объекты, объекты бытового обслуживания. Кроме того помещение согласно выписке из ЕГРН имеет наименование: "Нежилое помещение, состоящее из комнат: -1-й этаж N 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12; 1-й этаж N 22, 23, 24, 26, 27, 30, 31 (здание Лит. А) - магазин", что позволяет его отнести к торговому объекту.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя административного истца заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области N 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 Министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан Приказ от 22.10.2021 N 2233, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2022 год.
Приказ опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 22.10.2021 и печатном издании "Волжская коммуна", N 158 (30741) 23.10.2019.
По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказа, а также по порядку его опубликования нормативный правовой акт не оспаривается.
В указанный Перечень на 2022 год под пунктом N включено ранее принадлежавшее административному истцу нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 275.5 кв. м, адрес: <адрес>. назначение: "Нежилое помещение", наименование: "Нежилое помещение, состоящее из комнат: -1-й этаж N 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12; 1-й этаж N 22, 23, 24, 26, 27, 30, 31 (здание Лит. А) - магазин" Номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машиноместо: Этаж N 1, Этаж N -1 Вид жилого помещения: "данные отсутствуют".
Как следует из отзыва административного ответчика, указанное выше нежилое помещение включено в Перечень на 2022 год на основании п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
Вместе с тем в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что объект недвижимости с кадастровым номером N, снят с кадастрового учета 22.10.2018 в связи с разделом. Кадастровые номера образованных объектов недвижимости: N, N.
Также установлено, что помещение с КН N находится на -1 этаже, и согласно информации, представленной Департаментом финансов администрации г.о. Тольятти по результатам выезда и осмотра данного объекта 01.07.2021, является подвальным пустующим помещением.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечень по сведениям из ЕГРН в целях налогообложения из кадастровой стоимости, должны быть безусловными, бесспорными.
Из материалов дела следует, что объект капитального строительства с кадастровым номером N на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта снят с кадастрового учета, соответственно, в целях применения положений ст. 378.2 НК РФ, датой прекращения прав собственности у административного истца на данный объект недвижимого имущества признается дата его снятия с государственного кадастрового учета.
Законодательство о налогах и сборах связывает обязанность по исчислению и уплате налога на имущество с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов недвижимости, способных приносить экономические выгоды его владельцу и потому признаваемых частью активов налогоплательщика - объектами основных средств ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)" утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018).
Принимая во внимание изложенное выше, в том числе то, что объект капитального строительства с кадастровым номером N снят с кадастрового учета в 2018 году ввиду образования из него путем разделения двух новых объектов недвижимости (которые являются самостоятельными объектами налогообложения) оно не может являться объектом налогообложения по налогу на имущество. При таком положении административный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2022 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание ее недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск Б.А.Ю. удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 N 2233 в части включения Приложение N 2 под пунктом N N нежилого помещения с кадастровым номером N
Сообщение о решении суда подлежит официальному опубликованию в официальном издании административного органа в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Самарский областной суд.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 22.04.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 8 апреля 2024 г. N 3а-862/2024
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника