Решение Самарского областного суда от 27 февраля 2024 г. N 3а-524/2024
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-524/2024 по административному исковому заявлению ФИО1а о признании недействующим нормативного правового акта в части, установил:
ФИО1 обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части пункта 10555.
Требования обоснованы тем, что в указанный пункт Перечня на 2022 год включено нежилое помещение с кадастровым номером N, которое в период с 10.06.2014 по 30.04.2021 года находилось в собственности административного истца. Данный объект снят с кадастрового учета 30.04.2021 года и из него были образованы нежилые помещения с кадастровыми номерами N и N. Нежилое помещение с кадастровым номером N не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для включения его в Перечень, поскольку оно имеет наименование - нежилое помещение, расположено в здании многоквартирного жилого дома, решением Самарского областного суда от 13 мая 2022 года данное помещение исключено из Перечня на 2020 и 2021 годы. Включение нежилого помещения в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридического лица и нарушает его права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО4 поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений Самарской области представило письменные возражения, сославшись на то, что объект недвижимости включен в Перечень исходя из расположения его на первом этаже многоквартирного жилого дома, где располагаются офисные или торговые объекты, объекты общественного питания или бытового обслуживания, кроме того, по результатам осмотра, проведенного 25.02.2021 года, определено его фактическое использование как объекта общественного питания - Кафе. Кальян-бар "А.".
Заинтересованное лицо - Администрация г.о. Самары не направила в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области приказом от 22 октября 2021 года N 2233 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год.
В указанный Перечень включено нежилое помещение с кадастровым номером N (пункт 10555).
Приказ министерства от 22 октября 202й года N 2233 официально опубликован на сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что в период с 10 июня 2014 года по 30 апреля 2021 года в собственности ФИО1 находилось нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 369,5 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение имеет назначение - нежилое, наименование - нежилое помещение.
Указанный объект недвижимости снят с кадастрового учета 30 апреля 2021 года.
Нежилое помещение располагалось в здании многоквартирного жилого дома с кадастровым номером N, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: под строительство первой очереди жилой застройки - жилых домов переменной этажности со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, 2-х этажного подземного паркинга, трансформаторных подстанций.
Согласно полученному по запросу суда в порядке электронного взаимодействия техническому паспорту, выполненному Самарским филиалом ФГУП "Р." по состоянию на 28 октября 2010 года в нежилом помещении на площади 369,5 кв м. располагались помещения, душевая, санузлы, коридоры, тамбур.
Аналогичные сведения содержатся в техническом паспорте, предоставленном административным истцом.
Административным ответчиком представлен акт осмотра нежилого помещения, выполненный ГБУ СО ЦРР 25 февраля 2021 года, из которого следует, что в нежилом помещении расположен объект общественного питания площадью 76,9 кв. м, кухонный цех (32,7 кв. м), мойка (5,9 кв. м), мастерская флористики (17,6 кв. м), помещение для размещения мебели (34,2 кв. м), склад (98,9 кв. м), раздевалка (16,2 кв. м), санузел (20,2 кв. м), коридоры, тамбур (50,9 кв. м).
По договору аренды от 1 июня 2018 года нежилое помещение площадью 369,5 кв. м было передано в аренду ООО "Н." для размещения кафе и иных вспомогательных помещений, однако, данный договор аренды был расторгнут сторонами 20 мая 2019 года.
В решении Самарского областного суда от 13 мая 2022 года по делу N 3а-860/2022, рассмотренного по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании Перечней на 2020-2021 годы, дана оценка акту осмотра от 25.02.2021 года и сделан вывод о том, что договор аренды с ООО "Н." расторгнут и деятельность кафе прекращена, а наличие вывески "К." само по себе не свидетельствует об использовании помещения в соответствии с размещенной вывеской и опровергается представленными в судебное заседание доказательствами.
Приведенные в решении суда от 13 мая 2022 года обстоятельства в соответствии с требованиями статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом настоящего административного дела.
Площадь помещения с названием "мастерская флористики" составила менее 20% общей площади помещения -4,76%.
По смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие здания (помещения), а не снятые с кадастрового учета.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, а также то, что объект недвижимости снят с кадастрового учета 30 апреля 2021 года, до утверждения Перечня на 2022 год, суд приходит к выводу о том, что включение нежилого помещения в Перечень на 2022 год не соответствовало критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушило права и законные интересы административного истца.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о признании недействующим Перечня на 2022 год в части включения в него под пунктом 10555 нежилого помещения с кадастровым номером N подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2022 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования ФИО1а удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерством имущественных отношений Самарской области N 2233 от 22 октября 2021 года в части включения в него под пунктом 10555 нежилого помещения с кадастровым номером N
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 4 марта 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 27 февраля 2024 г. N 3а-524/2024
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника