Постановление Верховного Суда РФ от 24 мая 2024 г. N 18-АД24-7-К4
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу ведущего инспектора Контрольно-счетной палаты Краснодарского края Есиной М.С. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 178 Мостовского района Краснодарского края от 14 ноября 2022 года, решение судьи Мостовского районного суда Краснодарского края от 13 января 2023 года и постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11 мая 2023 года, вынесенные в отношении начальника отдела бухгалтерского учета администрации муниципального образования Мостовской район Харченко Натальи Викторовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
30 сентября 2022 года в отношении начальника отдела бухгалтерского учета администрации муниципального образования Мостовской район Харченко Н.В. должностным лицом Контрольно-счетной палаты Краснодарского края составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленный с другими материалами дела на рассмотрение мировому судье судебного участка N 178 Мостовского района Краснодарского края.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 178 Мостовского района Краснодарского края от 14 ноября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Мостовского районного суда Краснодарского края от 13 января 2023 года и постановлением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11 мая 2023 года, производство по настоящему делу об административном правонарушении в отношении Харченко Н.В. прекращено на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействий) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Есина М.С, направившая данное дело на рассмотрение мировому судье, выражает несогласие с вынесенными по делу судебными актами, ставит вопрос об их отмене и направлении дела на новое рассмотрение.
Копия жалобы в силу положений части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в адрес Харченко Н.В. направлена 31 января 2024 года, возражения на жалобу в установленный в уведомлении срок от названного лица в адрес Верховного Суда Российской Федерации не поступили.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы свидетельствует об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения.
Частью 2 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей незначительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлекшее незначительное искажение показателей этой отчетности или не повлекшее искажения показателей этой отчетности.
За грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, установлена административная ответственность частью 4 приведенной статьи.
Как усматривается из материалов дела, в период с 1 июня по 31 августа 2022 года в целях исполнения пункта 1.17 плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края на 2022 год, утвержденного приказом председателя данного органа от 29 декабря 2021 года, на основании распоряжений заместителя председателя указанного органа от 25 мая и от 9 июня 2022 года уполномоченными должностными лицами означенного органа в отношении администрации муниципального образования Мостовской район проведено контрольное мероприятие "Проверка деятельности администраций городских поселений Мостовское и Псебайское, а также администрации Губского сельского поселения Мостовского района по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Краснодарского края в 2020-2021 годах (иные периоды в рамках достижения целей мероприятия)", предметом которого помимо прочих задач являлась проверка соблюдения администрацией единой методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности в части расчетов по доходам от собственности и от операций с активами за 2021 год.
По результатам проверки в деятельности администрации выявлены нарушения и недостатки в осуществлении бюджетного учета, зафиксированные в акте проверки от 31 августа 2022 года, в числе которых представление 9 февраля 2022 года начальником отдела бухгалтерского учета администрации муниципального образования Мостовский район Харченко Н.В. бюджетной отчетности финансовому управлению администрации района: баланса (форма 0503130), отчета о финансовых результатах деятельности (форма 0503121), сведений (форма 0503169) в составе пояснительной записки по состояния на 1 января 2022 года), содержащей незначительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, что привело к искажению показателей бюджетной отчетности администрации муниципального образования Мостовский район, выраженных в денежном измерении, и информации об активах, обязательствах и финансовом результате не более чем на 1 процент и на сумму, превышающую сто тысяч рублей, но не превышающую одного миллиона рублей.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления 30 сентября 2022 года в отношении должностного лица администрации Харченко Н.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Мировой судья на основании исследования и оценки представленных по делу доказательств пришел к выводу о наличии события и вины должностного лица Харченко Н.В. в совершении вмененного противоправного деяния.
Вместе с тем мировым судьей установлено, что постановлением мирового судьи судебного участка N 178 Мостовского района Краснодарского края от 9 августа 2022 года по делу N 5-226/2022 об административном правонарушении, оставленным без изменения решением судьи Мостовского районного суда Краснодарского края от 2 ноября 2022 года, начальник отдела бухгалтерского учета администрации муниципального образования Мостовский район Харченко Н.В. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей за то, что 9 февраля 2022 года она допустила грубые нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, выразившиеся в искажении данных о финансовых вложениях дефицита бюджета.
Данное противоправное деяние выявлено в ходе того же контрольного мероприятия "Проверка деятельности администраций городских поселений Мостовское и Псебайское, а также администрации Губского сельского поселения Мостовского района по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Краснодарского края в 2020-2021 годах (иные периоды в рамках достижения целей мероприятия)", проведенного на основании упомянутых выше плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края и соответствующих распоряжений в период с 1 июня по 31 августа 2022 года.
Разрешая вопрос о назначении должностному лицу Харченко Н.В. административного наказания, установленного санкцией части 2 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья пришел к выводам о применении положений частей 6 и 2 статьи 4.4 данного Кодекса, поскольку рассматриваемое административное правонарушение выявлено в рамках одной проверки, по результатам которой также выявлен факт совершения правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за которое должностное лицо Харченко И.В. ранее привлечена к административной ответственности вступившим в законную силу постановлением по делу.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
При таких обстоятельствах мировой судья, руководствуясь приведенной нормой, прекратил производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии правовых оснований для применения части 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку должностным лицом Харченко И.В. были недостоверно заполнены разные бухгалтерские отчетности, поэтому выявленные противоправные деяния имеют разные родовые объекты и объективные стороны административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 15.15.6 указанного Кодекса, безосновательны.
По общим правилам назначения административного наказания при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи (часть 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 2 статьи 4.4 данного Кодекса при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) указанного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", действующим с 6 апреля 2022 года, статья 4.4 названного Кодекса дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения, а также частью 6, в силу которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II данного Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2-4 указанной статьи.
По смыслу взаимосвязанных положений частей 2, 5 и 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность назначения одного административного наказания за действия (бездействие), содержащие составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса, допускается при условии совокупности всех упомянутых в этих нормах обстоятельств.
Материалами дела подтверждается, что административные правонарушения, предусмотренные частями 2 и 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выявлены в рамках одного контрольного проверочного мероприятия, вменяемые должностному лицу Харченко Н.В. нарушения не различны применительно к фактическим обстоятельствам их совершения и вытекают из одного действия или бездействия данного лица - составление и представление 9 февраля 2022 года бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности с несоблюдением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету.
По каждому факту должностным лицом Контрольно-счетной палаты Краснодарского края в отношении должностного лица Харченко Н.В. составлены протоколы об административных правонарушениях.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления (абзац 8 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Между тем по результатам одного проверочного контрольного мероприятия, в ходе которого выявлены допущенные нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в отношении должностного лица Харченко Н.В. первоначально составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который с другими материалами дела направлен на рассмотрение по подсудности мировому судье судебного участка N 178 Мостовского района Краснодарского края.
Как отмечено выше, по результатам рассмотрения данного протокола мировым судьей судебного участка N 178 Мостовского района Краснодарского края 9 августа 2022 года вынесено постановление N 5-226/2022 о признании начальника отдела бухгалтерского учета администрации муниципального образования Мостовский район Харченко Н.В. виновной в совершении данного противоправного деяния с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей, которое оставлено без изменения решением судьи Мостовского районного суда Краснодарского края от 2 ноября 2022 года, постановлением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 2 июня 2023 года и постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 2024 года.
После вынесения мировым судьей данного постановления 30 сентября 2022 года в отношении названного должностного лица составлен второй протокол по настоящему делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленный на рассмотрение с другими материалами в тот же судебный участок.
При таких обстоятельствах у мирового судьи объективно отсутствовала возможность объединить материалы и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления и назначении одного административного наказания с применением положений частей 6 и 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которых в рассматриваемом случае наиболее строгое административное наказание содержится в санкции части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Поскольку ранее означенным постановлением от 9 августа 2022 года N 5-226/2022, вступившим в законную силу, должностному лицу Харченко Н.В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей, мировой судья, руководствуясь положениями пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правомерно прекратил производство по настоящему делу об административном правонарушении - в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействий) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену постановления мирового судьи судебного участка N 178 Мостовского района Краснодарского края от 14 ноября 2022 года, решения судьи Мостовского районного суда Краснодарского края от 13 января 2023 года и постановления судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11 мая 2023 года, состоявшихся в отношении должностного лица администрации муниципального образования Мостовской район Харченко Н.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 178 Мостовского района Краснодарского края от 14 ноября 2022 года, решение судьи Мостовского районного суда Краснодарского края от 13 января 2023 года и постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11 мая 2023 года, вынесенные в отношении начальника отдела бухгалтерского учета администрации муниципального образования Мостовской район Харченко Натальи Викторовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу должностного лица Есиной М.С. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.И. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 24 мая 2024 г. N 18-АД24-7-К4
Опубликование:
-