Постановление Верховного Суда РФ от 16 мая 2024 г. N 16-АД24-6-К4
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу защитника Гуляна В.И., действующего на основании ордера в интересах Кыязовой Р.А. на постановление судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 18 ноября 2022 года и постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 7 августа 2023 года, вынесенные в отношении Кыязовой Розы Асанбековны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 18 ноября 2022 года, оставленным без изменения постановлением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 7 августа 2023 года, гражданка Республики Киргизии Кыязова Р.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением вместе с несовершеннолетним сыном К., ... года рождения, за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Гулян В.И. выражает несогласие с состоявшимися по делу об административном правонарушении судебными актами, ставит вопрос об их изменении и исключении назначенного Кыязовой Р.А. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы свидетельствует об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется в частности Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 115-ФЗ законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, при осуществлении проверки соблюдения миграционного законодательства за пребыванием иностранных граждан 8 ноября 2022 года в 11 часов 00 минут по адресу: ... установлено, что гражданка Республики Киргизии Кыязова Р.А., ... года рождения, и ее несовершеннолетний сын гражданин Киргизии - К., ... года рождения, въехали на территорию Российской Федерации через КПП "Озинки" и с 19 июня 2022 года по 16 сентября 2022 года состояли на миграционном учете по адресу: ..., за получением РВП или вида на жительство не обращались, по истечению законного срока пребывания территорию Российской Федерации не покинули и с 00-00 часов 17 сентября 2022 года по настоящее время пребывают на территории Российской Федерации в отсутствие документов подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, нарушили режим пребывания на территории Российской Федерации, выразившийся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока временного пребывания, а именно превышении срока пребывания на территории Российской Федерации свыше 90 суток, тем самым нарушили Федеральный закон N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 года, являются незаконно пребывающими в нарушение миграционного законодательства, нарушив требования статьи 25.10 Федерального закона N 114-ФЗ от 15 августа 1996 года "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, то есть совершили административное правонарушение, предусмотренное частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные обстоятельства Кыязовой Р.А. по существу не отрицались и подтверждаются собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах, получившими оценку на предмет их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.
Действия гражданки Республики Киргизии Кыязовой Р.А., не содержащие признаков уголовно наказуемого деяния, квалифицированы по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и миграционного законодательства Российской Федерации.
Порядок и срок давности привлечения гражданки Республики Киргизии Кыязовой Р.А. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено гражданке Республики Киргизии Кыязовой Р.А. в соответствии с санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 данного Кодекса.
Выводы о действительной необходимости назначения Кыязовой Р.А. административного наказания в виде административного выдворения за пределы территории Российской Федерации, мотивированы, основаны на данных, подтверждающих необходимость применения к ней указанной меры ответственности.
То обстоятельство, что 16 декабря 2022 года Кыязова Р.А. зарегистрировала брак с гражданином Российской Федерации Я., а также приобретение в собственность 16 марта 2022 года квартиры по адресу: ..., само по себе не является основанием для исключения назначенного ей административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
Принимая во внимание, что выдворение Кыязовой Р.А. за пределы Российской Федерации не свидетельствует о невозможности совместного проживания с супругом за пределами Российской Федерации в случае наличия между ними действительных стойких семейных связей, оснований для исключения назначенного ей административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда в рассматриваемом случае не усматриваю.
Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 18 ноября 2022 года и постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 7 августа 2023 года, вынесенные в отношении Кыязовой Розы Асанбековны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Гуляна В.И. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.И. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 16 мая 2024 г. N 16-АД24-6-К4
Опубликование:
-