В соответствии с пунктом 32 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 539, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Устав федерального бюджетного учреждения Российского федерального центра судебной экспертизы имени профессора А.Р. Шляхова при Министерстве юстиции Российской Федерации.
2. Признать утратившими силу приказы Министерства юстиции Российской Федерации:
от 29.11.2022 N 308 "Об утверждении Устава федерального бюджетного учреждения Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 09.12.2022, регистрационный N 71427);
от 02.05.2023 N 88 "О внесении изменения в Устав федерального бюджетного учреждения Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденный приказом Минюста России от 29.11.2022 N 308" (зарегистрирован Минюстом России 10.05.2023, регистрационный N 73260).
Министр |
К.А. Чуйченко |
Зарегистрировано в Минюсте России 6 июня 2024 г.
Регистрационный N 78485
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства юстиции
Российской Федерации
от 04.06.2024 N 177
Устав
федерального бюджетного учреждения Российского федерального центра судебной экспертизы имени профессора А.Р. Шляхова при Министерстве юстиции Российской Федерации
I. Общие положения
1. Постановлением Совета Министров РСФСР от 29.08.1962 N 1111 создан Центральный научно-исследовательский институт судебной экспертизы, постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30.07.1970 N 634 он преобразован во Всесоюзный научно-исследовательский институт судебных экспертиз Минюста СССР, постановлением Правительства РСФСР от 02.12.1991 N 29 преобразован во Всероссийский научно-исследовательский институт судебных экспертиз Министерства юстиции РСФСР, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.1994 N 1133 преобразован в Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, приказом Минюста России от 28.03.2002 N 83 "О переименовании судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации" переименован в государственное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, приказом Минюста России от 31.12.2010 N 417 "Об изменении типа государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации" тип учреждения изменен на федеральное бюджетное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, приказом Минюста России от 06.02.2024 N 36 "О присвоении федеральному бюджетному учреждению Российскому федеральному центру судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации почетного наименования "имени профессора А.Р. Шляхова" переименован в федеральное бюджетное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы имени профессора А.Р. Шляхова при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Центр).
2. Наименование Центра:
полное официальное наименование Центра на русском языке: федеральное бюджетное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы имени профессора А.Р. Шляхова при Министерстве юстиции Российской Федерации;
сокращенное официальное наименование Центра на русском языке: ФБУ РФЦСЭ имени профессора А.Р. Шляхова при Минюсте России;
полное официальное наименование Центра на английском языке: The Russian Federal Centre of Forensic Science named after professor A.R. Shlyakhov of the Ministry of Justice of the Russian Federation;
сокращенное официальное наименование Центра на английском языке: Shlyakhov RFCFS.
3. Учредителем и собственником имущества Центра является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя осуществляет Минюст России в установленном законодательством Российской Федерации порядке 1.
Минюст России осуществляет в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, находящегося в оперативном управлении Центра 2.
Координация деятельности Центра осуществляется уполномоченным структурным подразделением Минюста России.
Центр выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное Минюстом России в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом основными видами деятельности 3.
Центр является научной и научно-технической организацией (некоммерческой организацией). Центр осуществляет обеспечение научного, научно-технического, научно-методического сопровождения судебно-экспертной деятельности.
4. В своей деятельности Центр руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, процессуальным законодательством Российской Федерации, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими организацию и производство судебной экспертизы, а также настоящим Уставом.
5. Центр является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы, бланки, товарный знак (знак обслуживания), собственную символику - геральдический знак - эмблему, описание и рисунок которой прилагаются к настоящему Уставу (приложение N 1, приложение N 2 соответственно), и другие реквизиты юридического лица 4.
6. Центр имеет самостоятельный баланс, план финансово-хозяйственной деятельности, лицевые счета для учета операций со средствами бюджетных учреждений, для учета операций со средствами, предоставленными бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде субсидий на иные цели, а также субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, в органах Федерального казначейства, и счета для учета средств в иностранной валюте, открытые в соответствии с законодательством Российской Федерации 5 в кредитных организациях.
7. Центр может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
8. Территориальная сфера экспертного обслуживания и перечень курируемых Центром лабораторий судебной экспертизы устанавливаются Минюстом России.
9. Местонахождение Центра: Российская Федерация, 101000, г. Москва, Большой Спасоглинищевский переулок, д. 4.
II. Предмет и цели деятельности Центра
10. Основными целями деятельности Центра являются:
защита интересов государства, прав и свобод гражданина, прав юридического лица посредством проведения объективных, научно обоснованных судебных экспертиз и экспертных исследований;
обеспечение научного и методологического единства при реализации функций Минюста России в сфере судебно-экспертной деятельности;
выполнение роли головного судебно-экспертного учреждения по научно-методическому обеспечению судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях Минюста России;
выполнение роли координирующего судебно-экспертного учреждения в отношении курируемых лабораторий, а также подготовка и аттестация работников судебно-экспертных учреждений Минюста России;
осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования и программам аспирантуры по направлению судебной экспертологии.
11. Предметом деятельности Центра являются:
обеспечение интеграции научной деятельности в судебно-экспертную деятельность;
оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям, имеющим право назначать судебную экспертизу, в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, путем организации и производства судебных экспертиз;
обеспечение единого методологического и научно-методического подхода в судебно-экспертной деятельности, осуществляемой судебно-экспертными учреждениями Минюста России;
обеспечение единого подхода к профессиональной подготовке и специализации экспертов судебно-экспертных учреждений Минюста России.
12. Центр осуществляет следующие основные виды деятельности:
производство судебных экспертиз по уголовным, гражданским, арбитражным делам, по делам об административных правонарушениях и в рамках административного судопроизводства (в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета), а также судебных экспертиз при проверке сообщения о преступлении;
научно-методическое обеспечение судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях Минюста России 6;
деятельность по реализации дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации и реализации дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки работников судебно-экспертных учреждений Минюста России;
аттестацию работников судебно-экспертных учреждений Минюста России на право самостоятельного производства судебных экспертиз по экспертным специальностям в соответствии с Перечнем родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечнем экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России 7.
13. Центр осуществляет следующие иные виды деятельности:
экспертные исследования для граждан и юридических лиц;
научно-исследовательские, научно-методические, консультационные и иные работы, в том числе с использованием методов и методик, применяемых в судебно-экспертных учреждениях Минюста России, в соответствии с Перечнем родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечнем экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России;
реализацию дополнительных профессиональных образовательных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки);
подготовку работников судебно-экспертных учреждений (служб) иных ведомств, организаций, в том числе зарубежных стран, в соответствии с Перечнем родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечнем экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России;
обучение по программам аспирантуры, действующей при Центре, работников судебно-экспертных учреждений (служб), в том числе зарубежных стран, а также иных лиц;
проведение добровольной сертификации компетентности судебных экспертов других государственных органов и негосударственных экспертов, работающих в территориальной сфере экспертного обслуживания Центра;
проведение добровольной сертификации методического обеспечения производства судебных экспертиз;
проведение добровольной сертификации драгоценных металлов и драгоценных камней;
подтверждение пригодности использования в судебно-экспертной практике новых научно-методических разработок по судебной экспертизе, изучение результативности их использования в экспертной практике;
издание, распространение и реализацию научно-методической и учебной литературы, печатной и аудиовизуальной продукции, информационных и программных средств, других материалов по судебной экспертизе и справочно-информационной литературы в области судебной экспертизы, утвержденных на научно-методическом совете Центра;
выполнение функций удостоверяющего центра, предусмотренных Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи";
создание и развитие (модернизация) информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для решения задач в области судебно-экспертной деятельности, осуществляемой судебно-экспертными учреждениями Минюста России;
ведение информационных ресурсов и баз данных;
техническое сопровождение и эксплуатация, вывод из эксплуатации информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
распространение и техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) систем;
осуществление работ по обеспечению требований информационной безопасности.
14. Для достижения указанных целей Центр:
производит наиболее сложные первичные и повторные судебные экспертизы, которые не могут быть выполнены в других судебно-экспертных учреждениях Минюста России;
осуществляет деятельность по реализации дополнительных профессиональных образовательных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки);
разрабатывает дополнительные профессиональные образовательные программы (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки) по конкретным экспертным специальностям;
развивает новые роды и виды судебной экспертизы, проводит научные исследования в области судебной экспертизы, разрабатывает и совершенствует научно-методическое обеспечение судебной экспертизы;
организует и осуществляет деятельность ученого совета, научно-методического совета Центра, диссертационного совета и центральной экспертно-квалификационной комиссии;
разрабатывает, согласовывает с Минюстом России, утверждает на ученом совете и выполняет план основных научно-методических работ в области судебной экспертизы, координирует научно-методические работы, проводимые в судебно-экспертных учреждениях Минюста России; утверждает темы диссертаций, осуществляет руководство научной деятельностью аспирантов; контролирует выполнение плановых заданий, представление рабочих программ, отчетов, иных материалов, дает оценку выполненным работам, представляет предложения по их внедрению;
обобщает практику судебно-экспертной деятельности и вносит в Минюст России предложения по ее совершенствованию, в том числе в части нормативно-правового регулирования судебно-экспертной деятельности;
реализует комплекс мероприятий по управлению качеством судебно-экспертной деятельности;
организует и осуществляет подтверждение пригодности использования в судебно-экспертной практике новых научно-методических разработок по судебной экспертизе, внедрение их в судебно-экспертных учреждениях Минюста России, изучает результативность их использования в экспертной практике;
формирует, согласовывает с Минюстом России и утверждает тематический план выпуска ведомственных изданий в области судебной экспертизы, осуществляет издательскую деятельность в области судебной экспертизы и обеспечивает судебно-экспертные учреждения Минюста России теоретическими и методическими материалами;
осуществляет аттестацию работников судебно-экспертных учреждений Минюста России на право самостоятельного производства судебных экспертиз по экспертным специальностям в соответствии с Перечнем родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечнем экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России; разрабатывает, согласовывает с Минюстом России и утверждает планы курсов повышения квалификации, стажировок, проведения всероссийских конференций, семинаров;
организует курсы повышения квалификации по экспертным специальностям, научно-практические конференции, семинары по актуальным проблемам теории и практики судебной экспертизы;
рецензирует заключения государственных судебных экспертов судебно-экспертных учреждений Минюста России;
подготавливает, согласовывает с Минюстом России и утверждает план методического рецензирования заключений экспертов судебно-экспертных учреждений Минюста России;
осуществляет сотрудничество с экспертными, научными и образовательными организациями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иными научными и образовательными организациями, привлекает их специалистов к проведению мероприятий Центра по подготовке и повышению квалификации, а также выполнению научных исследований в области судебной экспертизы;
осуществляет подготовку кадров высшей квалификации по программам подготовки научных кадров в аспирантуре, действующей при Центре, в соответствии с законодательством Российской Федерации 8;
организует работу по аккредитации региональных центров судебной экспертизы Минюста России и иных организаций Российской Федерации в качестве органов по сертификации негосударственных судебных экспертов;
обеспечивает единый научно-методический подход к производству судебных экспертиз и экспертных исследований для государственных судебных экспертов судебно-экспертных учреждений Минюста России и для экспертов иных государственных органов и негосударственных экспертов, прошедших сертификацию компетентности;
осуществляет методическую работу с правоохранительными органами и судьями по вопросам организации и производства судебных экспертиз и экспертных исследований, а также оказывает научно-методическую помощь организациям всех форм собственности в практическом применении результатов исследований и разработок Центра, в том числе в форме консультаций и рецензирования;
осуществляет анализ потребностей судебно-экспертных учреждений Минюста России в криминалистическом и специальном оборудовании, обеспечивает разработку единого подхода к требованиям, предъявляемым к криминалистическому и специальному оборудованию, в целях его унификации;
осуществляет закупки товаров, работ, услуг для судебно-экспертных учреждений Минюста России в пределах переданных учредителем полномочий (в случае, если в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации или иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, полномочия государственного заказчика переданы учредителем Центру);
изучает зарубежный опыт и практику судебной экспертизы, взаимодействует с экспертными учреждениями иностранных государств;
представляет по согласованию с Минюстом России интересы судебно-экспертных учреждений Минюста России в неправительственных международных организациях.
15. Центр сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания выполняет работы, оказывает услуги, относящиеся к основным видам его деятельности, по заданиям судов, по заявлениям граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же государственных услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается Минюстом России, если иное не предусмотрено федеральным законом 9. Осуществляет иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан, и соответствующие указанным целям. Стоимость платных работ (услуг), осуществляемых Центром, устанавливается по согласованию с Минюстом России.
Центр не вправе отказаться от выполнения государственного задания.
16. С целью обеспечения социальной защиты работников Центр осуществляет социально ориентированную деятельность, направленную на улучшение условий труда, материальное обеспечение работников Центра за счет средств от приносящей доход деятельности в соответствии с коллективным договором, в том числе организацию медицинского, санаторно-курортного обслуживания, аренду жилых помещений для размещения работников вне постоянного места жительства, в рамках которой вправе приобретать движимое и недвижимое имущество, распоряжаться им в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
17. В Центре по согласованию с Минюстом России могут создаваться профсоюзные и иные общественные организации работников, деятельность которых регулируется их уставами и законодательством Российской Федерации. Отношения между Центром и общественными организациями определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации 10.
18. Создание и деятельность в Центре организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускаются.
19. Центр в соответствии с компетенцией осуществляет мероприятия по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации 11.
20. Пожертвования в пользу Центра используются в соответствии со статьей 582 Гражданского кодекса Российской Федерации.
III. Организация деятельности и управления Центром
21. Центр возглавляет директор, который назначается на должность Министром юстиции Российской Федерации.
С директором Центра заключается трудовой договор на срок не более пяти лет. Досрочное прекращение трудового договора с директором осуществляется в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации 12.
22. Заместители директора Центра и главный бухгалтер Центра назначаются на должность и освобождаются от должности директором Центра по согласованию с Минюстом России.
С заместителями директора Центра и главным бухгалтером Центра заключаются срочные трудовые договоры. Досрочное прекращение трудовых договоров с заместителями директора Центра и главным бухгалтером Центра осуществляется в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации 13.
23. Директор Центра:
обеспечивает организацию экспертной, научно-методической, международной, образовательной, редакционно-издательской и финансово-хозяйственной деятельности Центра в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом;
исполняет свои обязанности, руководствуясь должностной инструкцией;
обеспечивает исполнение законодательства Российской Федерации при организации деятельности Центра;
от имени Центра заключает договоры, выдает доверенности, открывает счета;
обеспечивает составление и утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности Центра в порядке, определяемом Минюстом России 14;
без доверенности действует от имени Центра, представляет его интересы в судах, а также во всех организациях Российской Федерации;
утверждает структуру, штатное расписание Центра, а также изменения в них в пределах установленной численности работников, фонда оплаты труда по согласованию с Минюстом России;
заключает, изменяет и расторгает трудовые договоры с работниками Центра, требует исполнения трудовых обязанностей, бережного отношения к имуществу, находящемуся в Центре, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, поощряет работников, привлекает к дисциплинарной ответственности, обеспечивает безопасные условия труда;
проводит аттестацию работников для подтверждения соответствия занимаемой должности;
вносит в Минюст России предложения о награждении государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, Почетной грамотой Правительства Российской Федерации, о поощрении в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также ведомственными наградами Минюста России работников Центра;
организует мероприятия по подбору, подготовке и повышению квалификации работников Центра;
создает резерв руководящих должностей Центра, организует соответствующую подготовку лиц, включенных в этот резерв;
издает локальные акты в пределах своей компетенции;
рассматривает в пределах компетенции поступившие обращения, заявления и жалобы граждан и юридических лиц;
создает и возглавляет научно-методический совет, ученый совет;
организует работу центральной экспертно-квалификационной комиссии по аттестации работников судебно-экспертных учреждений на право самостоятельного производства судебной экспертизы, решает вопросы организации деятельности зональных экспертно-квалификационных комиссий 15;
несет персональную ответственность за организацию деятельности Центра, сохранность и целевое использование переданного Центру имущества 16.
24. Для осуществления поставленных задач Центр по согласованию с Минюстом России вправе создавать обособленные подразделения (филиалы, представительства), находящиеся вне места расположения Центра в зоне территориального обслуживания, с внесением изменений в настоящий Устав.
Руководители филиалов (представительств) Центра являются заместителями директора Центра, назначаются на должность директором Центра по согласованию с Минюстом России.
С руководителями филиалов (представительств) Центра заключаются срочные трудовые договоры. Досрочное прекращение трудовых договоров с руководителями филиалов (представительств) Центра осуществляется в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации 17.
25. Для рассмотрения актуальных проблем судебной экспертизы, планов, результатов научно-методических работ и утверждения тем диссертаций аспирантов директором Центра создаются научно-методический совет и ученый совет, в состав которых входят представители Минюста России.
Положения о научно-методическом совете и ученом совете согласовываются с Минюстом России и утверждаются приказами Центра.
26. В структуре Центра функционирует Институт переподготовки и повышения квалификации.
27. При Центре действует аспирантура для подготовки научных работников в области судебной экспертизы. Для обеспечения защиты диссертаций в области судебной экспертизы и деятельности аспирантуры, функционирующей при Центре, в соответствии с законодательством Российской Федерации 18 создается диссертационный совет.
28. В области научно-методического обеспечения судебной экспертизы Центр:
разрабатывает перспективные направления научных исследований, а также ежегодные планы научно-методических работ;
обеспечивает выполнение планов научно-методических работ, необходимый теоретический уровень, качество и практическую направленность проводимых исследований;
принимает участие в конкурсах на получение грантов, которые проводятся в рамках реализации федеральных целевых и ведомственных программ, иных программ, а также в рамках поддержки научной и (или) научно-технической деятельности;
обеспечивает интеграцию научной и экспертной деятельности, выполняет заказы на научные исследования и методические разработки для юридических и физических лиц на договорной основе;
осуществляет выпуск ведомственных изданий (научной, учебной, методической и справочной литературы) и научных периодических изданий, в том числе содержащих результаты деятельности Центра по научно-методическому обеспечению судебной экспертизы;
поддерживает и развивает свою научно-исследовательскую и материально-техническую базу;
обеспечивает формирование плана научно-практических семинаров и конференций государственных судебных экспертов судебно-экспертных учреждений Минюста России;
создает временные творческие коллективы, состоящие из работников Центра, аспирантов, а также специалистов из других научных и образовательных организаций.
29. Интеллектуальная собственность Центра охраняется в соответствии с законодательством Российской Федерации 19.
30. Работа Центра осуществляется в соответствии с полугодовыми планами, согласованными с Минюстом России и утвержденными приказами Центра.
31. Для выполнения уставных задач Центр вправе на договорной основе привлекать юридических и физических лиц.
32. Центр ежегодно представляет отчет о своей деятельности в Минюст России.
33. Центр обязан принимать участие в проверках деятельности судебно-экспертных учреждений Минюста России, проводимых Минюстом России.
34. Для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), Центр создает комиссию по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации 20.
35. В интересах достижения целей, предусмотренных настоящим Уставом, Центр по согласованию с Минюстом России вправе создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы, иные некоммерческие объединения.
36. Передача Центром некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежных средств и иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним Минюстом России или приобретенного за счет средств, выделенных Минюстом России на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, осуществляется по согласованию с Минюстом России.
37. Центр не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.
38. Центр отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за Центром Минюстом России, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за Центром Минюстом России или приобретенного за счет средств, выделенных Минюстом России, а также недвижимого имущества. Минюст России не несет ответственности по обязательствам Центра.
Центр участвует во взаимодействии с органами и организациями системы юстиции в деятельности, направленной на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти.
IV. Имущество Центра
39. Центр самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации 21.
40. С целью обеспечения уставной деятельности за Центром закрепляется на праве оперативного управления имущество. Земельный участок, необходимый для выполнения Центром своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, культурные ценности, природные ресурсы (за исключением земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за Центром на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации 22.
Списание имущества производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации 23.
41. Имущество Центра является федеральной собственностью и образуется за счет:
имущества, закрепленного за Центром на праве оперативного управления;
бюджетного финансирования (субсидий, бюджетных инвестиций);
имущества, приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности;
имущества, приобретенного за счет средств из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации 24.
42. В составе движимого имущества Центра выделяется особо ценное движимое имущество. Перечень особо ценного движимого имущества Центра определяется Минюстом России 25.
43. Федеральная собственность, закрепленная за Центром, может быть отчуждена в соответствии с законодательством Российской Федерации 26.
44. Центр владеет, пользуется закрепленным имуществом в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается имуществом с согласия собственника этого имущества.
Центр без согласования с Минюстом России не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним Минюстом России или приобретенным Центром за счет средств, выделенных ему Минюстом России на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом Центр вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации 27.
45. Центр не вправе совершать сделки, возможным последствием которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за Центром, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных Центру Минюстом России, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается законодательством Российской Федерации 28.
46. Решение об одобрении (об отказе в одобрении) сделки с участием Центра, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается Минюстом России до ее совершения на основании сообщения Центра 29.
47. Центр вправе выступать в качестве арендатора и (или) арендодателя имущества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации 30.
48. Центр вправе осуществлять иные сделки с имуществом в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации 31.
49. Центр по предварительному согласованию с Минюстом России вправе совершать крупные сделки 32.
Крупная сделка, совершенная с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, может быть признана недействительной по иску Центра или Минюста России, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.
50. Продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное Центром по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление Центра в соответствии с законодательством Российской Федерации 33.
51. Центр представляет сведения об имуществе, принадлежащем ему на соответствующем вещном праве, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение реестра федерального имущества 34.
52. Для целей сохранения и поддержания в удовлетворительном состоянии объектов недвижимого имущества, закрепленных за Центром на праве оперативного управления, дальнейшего развития и совершенствования материально-технической базы Центр имеет право на осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, функций застройщика, в том числе по строительному контролю 35.
53. Центр в целях ведения своей уставной деятельности может выступать заказчиком на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Центра в порядке, установленном законодательством Российской Федерации 36.
V. Финансовое обеспечение Центра
54. Финансовое обеспечение Центра осуществляется за счет:
субсидий из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания;
субсидий из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность;
субсидий из федерального бюджета на иные цели;
средств, полученных от приносящей доход деятельности;
платежей от сдачи в аренду земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, объектов недвижимости и иного имущества, закрепленных за Центром на праве оперативного управления;
средств, полученных от арендаторов, абонентов на возмещение эксплуатационных, коммунальных и необходимых административно-хозяйственных услуг;
средств, полученных от страховых организаций на возмещение вреда, в том числе по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, добровольного страхования транспортных средств и иных объектов;
средств, полученных по судебным решениям или досудебным мировым соглашениям;
средств иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации 37.
55. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Центром Минюстом России или приобретенного за счет средств, выделенных Минюстом России на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Уменьшение объема субсидии, предоставленной из федерального бюджета Центру на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания.
56. В случае сдачи в аренду с согласия Минюста России недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Центром Минюстом России или приобретенного за счет средств, выделенных Минюстом России, финансовое обеспечение содержания такого имущества Минюстом России не осуществляется.
57. Центр осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета для учета операций со средствами бюджетных учреждений, со средствами, предоставленными бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций в органах Федерального казначейства, и счета для учета средств в иностранной валюте, открытые в соответствии с законодательством Российской Федерации в кредитных организациях 38.
58. Все бюджетные средства, поступающие в Центр, направляются на уставные цели деятельности Центра.
59. Средства, полученные Центром за производство судебных экспертиз в случаях, установленных процессуальным законодательством Российской Федерации, а также за проведение на договорной основе экспертных исследований для граждан и юридических лиц, используются Центром в порядке, определяемом Минюстом России 39.
60. Центр может распоряжаться принадлежащими ему исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе путем предоставления другому лицу права использования соответствующих результатов на основании лицензионных договоров.
61. Приносящая доход деятельность Центра не может быть осуществлена в рамках основной деятельности.
VI. Учет, отчетность и контроль в Центре
62. Центр ведет бухгалтерский учет и представляет бухгалтерскую, финансовую и статистическую отчетность, а также ведет налоговый учет и представляет в налоговые органы по месту регистрации все необходимые отчеты и документы. Центр обеспечивает сохранность документов (в том числе управленческих, финансово-хозяйственных, по личному составу).
63. Должностные лица Центра за искажение государственной отчетности несут дисциплинарную и административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации 40.
64. Центр обязан организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.
VII. Международная деятельность Центра
65. По согласованию с Минюстом России Центр имеет право осуществлять международное сотрудничество в области судебно-экспертной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации 41 и международными договорами Российской Федерации.
66. Основными направлениями международной деятельности Центра являются:
участие в программах двустороннего и многостороннего обмена судебными экспертами и специалистами;
проведение совместных научных и прикладных исследований, конгрессов, конференций, симпозиумов и других мероприятий по профилю деятельности Центра;
осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований, а также опытно-конструкторских работ и технологических работ по заказам иностранных юридических лиц;
разработка и реализация совместных образовательных программ;
обучение иностранных граждан;
оказание консультационных услуг иностранным гражданам и организациям;
участие в конкурсах на получение грантов различных международных организаций в области реализации международных исследовательских программ;
участие в международных программах совершенствования судебно-экспертной деятельности;
осуществление иных форм международного сотрудничества, соответствующих законодательству Российской Федерации.
67. Для обеспечения своего участия в международной деятельности Центр вправе по согласованию с Минюстом России вступать в неправительственные международные организации.
VIII. Реорганизация и ликвидация Центра
68. Реорганизация Центра может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения или выделения.
69. Решение о реорганизации или ликвидации Центра принимается Минюстом России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации 42.
70. Требования кредиторов ликвидируемого Центра удовлетворяются за счет имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации 43 может быть обращено взыскание.
71. Движимое и недвижимое имущество Центра, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также недвижимое имущество, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации 44 не может быть обращено взыскание по обязательствам Центра, передается в распоряжение Минюста России.
72. При реорганизации и ликвидации Центра увольняемым работникам гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации 45.
73. Ликвидация Центра считается завершенной, а Центр прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
74. При прекращении деятельности Центра все документы (в том числе управленческие, финансово-хозяйственные, архивные, по личному составу) передаются правопреемнику. При отсутствии правопреемника документы постоянного хранения, имеющие научно-историческое значение, передаются на государственное хранение в соответствующие архивы, документы по личному составу (приказы, личные дела и другие) передаются в архив Минюста России.
------------------------------
1Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения".
2Статья 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
3Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания".
4Глава 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
5Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
6Постановление Правительства Российской Федерации от 06.10.1994 N 1133 "О судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации".
7 Приказ Минюста России от 20.04.2023 N 72 "Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России" (зарегистрирован Минюстом России 24.04.2023, регистрационный N 73133) с изменениями, внесенными приказом Минюста России от 31.01.2024 N 32 (зарегистрирован Минюстом России 05.02.2024, регистрационный N 77131).
8Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
9 Приказ Минюста России от 22.03.2011 N 88 "Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федерального бюджетного учреждения, оказываемые им сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания" (зарегистрирован Минюстом России 31.03.2011, регистрационный N 20350).
10 Федеральные законы от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
11 Федеральные законы от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".
12, 13 Глава 13 Трудового кодекса Российской Федерации.
14Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения".
15Приказ Минюста России от 27.01.2023 N 11 "Об утверждении Положения об аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы работников федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 02.02.2023, регистрационный N 72218).
16Статья 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
17Глава 13 Трудового кодекса Российской Федерации.
18Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".
19Глава 69 Гражданского кодекса Российской Федерации.
20Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
21Статья 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", приказ Минюста России от 20.11.2020 N 290 "Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 26.11.2020, регистрационный N 61105) с изменениями, внесенными приказом Минюста России от 28.12.2022 N 432 (зарегистрирован Минюстом России 10.01.2023, регистрационный N 71966).
22Статья 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
23Постановление Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества".
24Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
25Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества".
26Главы 15, 30 - 33 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
27Статьи 9.2, 27 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
28Глава 19 Гражданского кодекса Российской Федерации.
29Пункт 3 статьи 27 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
30Глава 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
31Глава 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
32Статья 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
33Глава 19 Гражданского кодекса Российской Федерации.
34Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета и контроле за использованием федерального имущества".
35Глава 6.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
36Глава 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
37Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", статья 37 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
38Приказ Казначейства России от 17.10.2016 N 21н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства" (зарегистрирован Минюстом России 01.12.2016, регистрационный N 44513) с изменениями, внесенными приказами Казначейства России от 28.12.2017 N 36н (зарегистрирован Минюстом России 13.03.2018, регистрационный N 50327), от 01.04.2020 N 16н (зарегистрирован Минюстом России 20.07.2020, регистрационный N 59029), от 28.06.2021 N 23н (зарегистрирован Минюстом России 29.07.2021, регистрационный N 64462), от 13.10.2021 N 29н (зарегистрирован Минюстом России 19.11.2021, регистрационный N 65906), от 28.12.2022 N 38н (зарегистрирован Минюстом России 24.01.2023, регистрационный N 72119).
39Статья 37 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
40Глава 30 Трудового кодекса Российской Федерации, статья 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
41Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
42Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 539 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений".
43Статья 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", раздел V постановления Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 539 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений".
44Статья 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 20 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", статья 79 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", раздел V постановления Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 539 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений".
45Глава 27 Трудового кодекса Российской Федерации.
------------------------------
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Уставу федерального бюджетного
учреждения Российского федерального
центра судебной экспертизы
имени профессора А.Р. Шляхова
при Министерстве юстиции
Российской Федерации
Описание
геральдического знака - эмблемы федерального бюджетного учреждения Российского федерального центра судебной экспертизы имени профессора А.Р. Шляхова при Министерстве юстиции Российской Федерации
Геральдический знак - эмблема федерального бюджетного учреждения Российского федерального центра судебной экспертизы имени профессора А.Р. Шляхова при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - эмблема, Центр соответственно) представляет собой изображение золотого двуглавого орла с поднятыми вверх крыльями, увенчанного одной большой и двумя малыми коронами. Короны соединены темно-зеленой лентой. На груди орла - фигурный щит с полем темно-зеленого цвета. В поле щита - золотой "столп Закона", за которым перекрестно расположены лупа и перо. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава.
Эмблема может выполняться в одноцветном изображении.
Допускается использование в качестве самостоятельной эмблемы Центра щита с изображением в центре "столпа Закона", за которым перекрестно расположены лупа и перо (малая эмблема).
Эмблема помещается в кабинете руководителя Центра, его заместителей, в актовых залах и фойе зданий, в кабинетах размещения Центра и его филиалов.
Эмблема может размещаться на угловых штампах или бланках с угловыми штампами Центра (за исключением случаев, предусматривающих использование Государственного герба Российской Федерации), а также по решению руководителя Центра - на знаках различия сотрудников Центра, на документах, зданиях и сооружениях, транспортных средствах и ином имуществе Центра.
Изображение эмблемы допускается на печатной, рекламно-информационной и сувенирной продукции, кино-, видео- и фотоматериалах, издаваемых (изготавливаемых) по заказу Центра.
Иные случаи использования эмблемы определяются директором Центра.
При одновременном размещении Государственного герба Российской Федерации и эмблемы последняя располагается на одинаковой высоте с правой стороны, если стоять к ним лицом. Размер эмблемы не должен превышать размера Государственного герба Российской Федерации.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Уставу федерального бюджетного
учреждения Российского федерального
центра судебной экспертизы
имени профессора А.Р. Шляхова
при Министерстве юстиции
Российской Федерации
Рисунок геральдического знака - эмблемы федерального бюджетного учреждения Российского федерального центра судебной экспертизы имени профессора А.Р. Шляхова при Министерстве юстиции Российской Федерации
Многоцветный вариант
Одноцветный вариант
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июня 2024 г. N 177 "Об утверждении Устава федерального бюджетного учреждения Российского федерального центра судебной экспертизы имени профессора А.Р. Шляхова при Министерстве юстиции Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 6 июня 2024 г.
Регистрационный N 78485
Вступает в силу с 18 июня 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 7 июня 2024 г. N 0001202406070008