Отчет о деятельности Счетной палаты Республики Татарстан (далее - Счетная палата) подготовлен в соответствии со статьей 33 Закона Республики Татарстан от 7 июня 2004 г. N 37-ЗРТ "О Счетной палате Республики Татарстан".
В Отчете представлены результаты деятельности Счетной палаты в 2023 году по выполнению установленных законодательством задач и полномочий.
Контрольно-ревизионная деятельность
В отчетном году Счетной палатой проведено 45 контрольных мероприятий, проверками охвачен 251 объект.
По поручению Государственного Совета Республики Татарстан проведены:
- проверка использования средств бюджета Республики Татарстан, выделенных в 2020-2022 годах на государственную поддержку спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд, в том числе спортивных сборных команд Российской Федерации;
- аудит эффективности использования средств бюджета Республики Татарстан, выделенных на реализацию подпрограммы "Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан на 2019-2025 годы" и деятельность кадетских школ интернатов за 2020-2022 годы.
Проведены проверки использования средств бюджета Республики Татарстан, направленных на реализацию национального проекта "Образование" в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы" и регионального проекта "Современная школа", национального проекта "Безопасные и качественные дороги" в рамках регионального проекта "Региональная и местная дорожная сеть".
В ходе контрольных мероприятий проверено использование средств бюджета Республики Татарстан, выделенных в рамках государственных программ:
- "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2025 годы" (подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования");
- "Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан" (подпрограмма "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Татарстан");
- "Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2025 года" (подпрограмма "Совершенствование системы территориального планирования Республики Татарстан");
- "Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан" (подпрограмма "Реализация государственной политики в сфере архитектуры, градостроительства, строительства, промышленности строительных материалов, в жилищной сфере и коммунальном хозяйстве") в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем многодетных семей, имеющих пять и более детей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- "Развитие молодежной политики в Республике Татарстан на 2019-2025 годы" (подпрограмма "Организация отдыха детей и молодежи на 2019-2025 годы");
- "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014-2025 годы" (подпрограмма "Развитие общего образования, включая инклюзивное, и повышение квалификации работников данной сферы на 2014-2025 годы", мероприятие "Разработка и издание экспериментальных учебников, обеспечение учебной и учебно-методической литературой учащихся организаций общего образования");
- "Развитие физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2019-2026 годы" (подпрограмма "Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва на 2019-2026 годы");
- "Развитие молодежной политики в Республике Татарстан на 2019-2021 годы" (подпрограмма "Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан на 2019-2025 годы").
В составе экспертной группы Управления Раиса Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики принято участие в антикоррупционном мониторинге деятельности государственного автономного учреждения культуры "Казанский государственный цирк", выездном мероприятии в Альметьевском муниципальном районе, мероприятиях по вопросам противодействия коррупции при проведении работ в дорожной сфере, в деятельности ГКУ "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан" и других организаций, выступающих в качестве государственных заказчиков работ по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту, финансируемых за счет средств бюджета.
Проведены проверки финансово-хозяйственной деятельности АО "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан", АО "Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан", АО "Особая экономическая зона "Иннополис".
Контрольные мероприятия по отдельным вопросам исполнения бюджета Республики Татарстан, использования государственной и муниципальной собственности проведены в Министерстве здравоохранения Республики Татарстан и подведомственных учреждениях, Министерстве по делам молодежи Республики Татарстан и подведомственных учреждениях, Министерстве спорта Республики Татарстан, Министерстве образования и науки Республики Татарстан и подведомственных учреждениях, Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Министерстве промышленности и торговли Республики Татарстан, Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Государственном комитете Республики Татарстан по закупкам, Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, Главном управлении ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан, в Аксубаевском, Актанышском, Арском, Елабужском, Зеленодольском, Лениногорском, Муслюмовском, Нурлатском, Спасском, Ютазинском муниципальных районах Республики Татарстан.
По обращению Прокуратуры Республики Татарстан проведены проверки начисления выплат сотрудникам бюджетных организаций, подведомственных Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, находящихся на территориях Вахитовского, Ново-Савиновского, Приволжского, Советского районов г. Казани.
Также по обращению Прокуратуры Республики Татарстан проведены:
- проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере обеспечения эффективности расходования средств бюджета ГБУ "Республиканский центр молодежных формирований по охране общественного порядка "ФОРПОСТ" при реализации государственной программы "Развитие молодежной политики в Республике Татарстан на 2019-2025 годы";
- проверка исполнения требований законодательства о контрактной системе, бюджетного законодательства в деятельности Государственного комитета Республики Татарстан по архивному делу при планировании закупок, заключении, исполнении и оплате контрактов, а также реализации государственной программы "Развитие архивного дела в Республике Татарстан на 2016-2025 гг.";
- проверка исполнения законодательства при управлении дебиторской задолженностью в Министерстве экономики Республики Татарстан.
По обращению Камской транспортной прокуратуры проведена проверка соблюдения законодательства при установлении тарифов, сборов, а также выделении субсидий и иной финансовой помощи в отношении авиакомпании АО "ЮВТ АЭРО", АО "Содружество", ООО "Производственное объединение нерудных материалов "Набережные Челны".
По обращению Министерства внутренних дел по Республике Татарстан проведена совместная выездная проверка обоснованности расходования бюджетных средств, выделенных ГБУ "Бугульминский лесхоз" и ГКУ "Бугульминское лесничество".
По результатам проведенных контрольных мероприятий выявлены нарушения на общую сумму 4353751,7 тыс. рублей, в том числе: по средствам бюджетов Республики Татарстан - 2073691,0 тыс. рублей, муниципальных образований - 2086255,7 тыс. рублей, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан (далее - Территориальный фонд ОМС Республики Татарстан) - 24276,4 тыс. рублей, прочим средствам - 169528,6 тыс. рублей.
"Структура финансовых нарушений, выявленных Счетной палатой в ходе проведенных контрольных мероприятий в 2023 году"
При проведении контрольных мероприятий выявлены нарушения и недостатки, в том числе:
- нарушения в сфере управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью - 2613471,6 тыс. рублей;
- нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности - 864366,0 тыс. рублей;
- нарушения при формировании и исполнении бюджетов - 590375,9 тыс. рублей;
- нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок - 284853,7 тыс. рублей;
- нецелевое использование бюджетных средств - 684,5 тыс. рублей.
Обобщение и анализ итогов контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой, позволяют выделить следующие системные нарушения.
Значительную часть в общем объеме составляют нарушения и недостатки при распоряжении и использовании государственной (муниципальной) собственности и земельных ресурсов.
Непринятие мер по вовлечению в хозяйственный оборот государственного, муниципального имущества, имущества акционерного общества.
В Аксубаевском, Елабужском, Зеленодольском, Муслюмовском, Нурлатском, Ютазинском муниципальных районах Республики Татарстан не принимались меры по вовлечению в хозяйственный оборот невостребованного имущества (здания образовательных учреждений, котельных, торговый павильон, квартиры, транспортные средства, оргтехника и т.д.) общей балансовой стоимостью 341455,6 тыс. рублей.
ГАУ ДО "Республиканская спортивная школа олимпийского резерва по фехтованию" с 2009 года не востребован спортивно-оздоровительный лагерь "Олимп", расположенный в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстан, при этом ежегодно осуществлялись расходы по его содержанию (за анализируемый период расходы составили 2838,6 тыс. рублей).
Проведенным аудитом эффективности использования средств бюджета Республики Татарстан, выделенных на реализацию подпрограммы "Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан на 2019-2025 годы", установлено, что в отдельных кадетских образовательных учреждениях не принимались меры по вовлечению в хозяйственный оборот имущества общей балансовой стоимостью 13574,1 тыс. рублей.
Проверкой использования средств, выделенных из бюджета Республики Татарстан на организацию отдыха детей и молодежи, установлены невостребованные объекты движимого и недвижимого имущества в ГБУ "Республиканский центр "Лето" общей стоимостью 1358,2 тыс. рублей, в ГАУ "Молодежный центр "Волга" общей стоимостью 707,2 тыс. рублей, в ГБУ "Республиканский центр "Черноморец" стоимостью 32,8 тыс. рублей.
Передача в пользование третьим лицам имущества без соответствующих правовых оснований.
В составе основных средств и имущества казны Исполнительного комитета г. Арска, Аксубаевского, Муслюмовского, Нурлатского, Спасского, Ютазинского муниципальных районов Республики Татарстан числились объекты коммунальной инфраструктуры общей стоимостью 599048,9 тыс. рублей, которые эксплуатировались коммерческими структурами без заключения соответствующих договорных отношений, предусматривающих переход прав пользования муниципальным имуществом.
В Государственном комитете Республики Татарстан по закупкам отдельные помещения и товарно-материальные ценности общей стоимостью 25727,3 тыс. рублей использовались коммерческой организацией (АО "Центр развития закупок") при отсутствии соответствующих договорных отношений и согласования Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Нарушения при осуществлении передачи процедуры государственного имущества в муниципальную собственность.
Министерством образования и науки Республики Татарстан своевременно не принимались меры по передаче учебной литературы из государственной в муниципальную собственность, то есть фактически переданная муниципальным образованиям учебная литература на общую сумму 1110933,9 тыс. рублей числилась на учете Министерства.
Нарушения, связанные с распоряжением и использованием земельных ресурсов.
В Лениногорском муниципальном районе Республики Татарстан третьими лицами самовольно использовались земельные участки, передача в аренду которых могла обеспечить дополнительные поступления доходов в консолидированный бюджет района в сумме 6189 тыс. рублей. Кроме того, расчет арендной платы за пользование земельными участками осуществлялся с применением несоответствующих ставок, что привело к недопоступлению доходов в консолидированный бюджет района в сумме 10465,5 тыс. рублей.
Палатой имущественных и земельных отношений Елабужского муниципального района Республики Татарстан своевременно не принимались меры по взысканию просроченной задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, бюджетом района не получены доходы в общей сумме 2107,6 тыс. рублей.
Нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
По результатам проверок использования бюджетных средств, государственной и муниципальной собственности в отдельных муниципальных районах допускались нарушения ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Так, в Зеленодольском муниципальном районе Республики Татарстан искажена стоимость имущества казны, не списаны с учета выбывшие объекты движимого и недвижимого имущества на общую сумму 128532,3 тыс. рублей.
В Лениногорском муниципальном районе Республики Татарстан не отражена в учете стоимость активов, а также приняты к учету активы без соответствующих правовых оснований на общую сумму 76958,6 тыс. рублей.
В Муслюмовском муниципальном районе Республики Татарстан не отражена передача в аренду и безвозмездное пользование сторонним организациям зданий медицинской инфраструктуры общей стоимостью 11711,9 тыс. рублей.
В Актанышском муниципальном районе Республики Татарстан не приняты к учету работы по устройству освещения в с. Актаныш и установке дорожных знаков стоимостью 9408,8 тыс. рублей, выполненные в ходе реализации муниципальных программ дорожных работ.
В Исполнительном комитете Ютазинского муниципального района Республики Татарстан не отражена в учете кадастровая стоимость трёх земельных участков сельскохозяйственного назначения в общей сумме 1588,9 тыс. рублей, расположенных на территории сельских поселений.
В отдельных учреждениях Спасского муниципального района Республики Татарстан в результате применения неверной стоимости активов, принятия к учету активов, не зарегистрированных за учреждениями, "задвоения" стоимости активов, неотражения и неправильного отражения активов на соответствующих счетах установлено искажение финансовой отчетности в общей сумме 120793 тыс. рублей.
Проверкой использования средств, выделенных из бюджета Республики Татарстан на организацию отдыха детей и молодежи, установлены факты неотражения в учете независимой (банковской) гарантии, товарно-материальных ценностей: в ГБУ "Республиканский центр "Лето" на общую сумму 38710,4 тыс. рублей, в ГАУ "Молодежный центр "Волга" на общую сумму 2805,7 тыс. рублей.
Государственным комитетом Республики Татарстан по закупкам в учете не отражена банковская гарантия на сумму 2043,3 тыс. рублей.
По фактам нарушений требований законодательства к бюджетному учету, в том числе составлению, представлению бюджетной отчетности составлены протоколы об административных правонарушениях.
Нарушения при формировании и исполнении бюджетов.
Нарушения при использовании средств финансовой помощи, субсидий.
Проверкой целевого и эффективного использования средств бюджета Республики Татарстан, выделенных на обеспечение мероприятий по развитию и содержанию инфраструктуры садоводческих и огороднических товариществ, установлено, что Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан предоставлена поддержка некоммерческим организациям (садовым обществам) без утвержденного порядка ее предоставления на общую сумму 234479,3 тыс. рублей.
По итогам контрольного мероприятия постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.05.2023 N 574 утвержден Порядок предоставления субсидии из бюджета Республики Татарстан садоводческим и огородническим некоммерческим товариществам на финансовое обеспечение части затрат, связанных с выполнением работ по строительству, или капитальному ремонту, или реконструкции систем хозяйственно-бытового водоснабжения (за исключением распределительных сетей водоснабжения) или площадок для сбора и вывоза твердых коммунальных отходов.
Исполнительным комитетом Нурлатского муниципального района Республики Татарстан предоставлены субсидии МУП "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Нурлатского муниципального района Республики Татарстан" в соответствии с порядком, не соответствующим бюджетному законодательству, на общую сумму 13962,3 тыс. рублей.
Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан оплачены специализированной организации жилищные сертификаты, выданные трем многодетным семьям из Балтасинского муниципального района, на сумму 26948,7 тыс. рублей, которые фактически жилыми помещениями не обеспечены. На момент проверки жилой дом в пгт. Балтаси находился в стадии строительства.
Министерством по делам молодежи Республики Татарстан нарушены нормы "Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг в отношении государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2015 N 1044, в части сроков утверждения государственного задания на 2021, 2022 годы, в результате чего при отсутствии утвержденного государственного задания подведомственным учреждениям предоставлены субсидии на общую сумму 29057,7 тыс. рублей.
Непринятие мер по урегулированию задолженности в бюджет муниципального района, по взысканию штрафов с виновных лиц.
В Зеленодольском муниципальном районе Республики Татарстан не приняты меры по списанию числящейся в учете просроченной кредиторской задолженности сельхозтоваропроизводителей перед бюджетом района в общей сумме 5414,5 тыс. рублей. Кроме того, Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, учреждениями образования не приняты меры по взысканию с виновных лиц сумм штрафов, оплаченных администрациями указанных организаций за нарушение земельного и налогового законодательства, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в общей сумме 3747,2 тыс. рублей.
Нарушения порядка применения бюджетной классификации.
В Аксубаевском, Актанышском, Муслюмовском, Ютазинском муниципальных районах Республики Татарстан оплачены расходы по несоответствующим кодам бюджетной классификации операций сектора государственного управления в общей сумме 54040 тыс. рублей.
Нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок.
Непринятие заказчиками мер в связи с невыполнением поставщиками (исполнителями) условий договоров.
Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан не направлены требования об уплате пени на сумму 469,7 тыс. рублей за несвоевременное исполнение контракта на ремонт автотранспортных средств.
Несоблюдение принципов и основных положений о закупках.
Проверкой использования средств бюджета Республик Татарстан, Территориального фонда ОМС Республики Татарстан выделенных на обеспечение деятельности службы (станций) скоро медицинской помощи, установлено, что ГАУЗ "Альметьевская станция скорой медицинской помощи" превышен допустимый объем закупок у единственного поставщика на сумму 1898,3 тыс. рублей.
Проверкой использования средств, выделенных из бюджет Республики Татарстан на организацию отдыха детей и молодежи установлено, что ГБУ "Республиканский центр "Лето" не соблюдались условия договоров по срокам оплаты при осуществлении закупок на общую сумму 629 тыс. рублей, являющиеся основанием для применения к учреждению штрафных санкций, следствием которых могут явиться потери бюджета.
Приемка и оплата поставленных товаров, выполненных работ услуг, не соответствующих условиям контрактов (договоров), оплате фактически не поставленных товарно-материальных ценностей.
Министерством образования и науки Республики Татарстан при использовании средств бюджета Республики Татарстан, направленных на реализацию национального проекта "Образование" в рамках регионального проекта "Современная школа", не осуществлена экспертиза результатов, предусмотренных государственным контрактом, в части их соответствия условиям контракта, не обеспечено должное взаимодействие с поставщиком при исполнении контракта.
Например, в ГБОУ "Казанская школа-интернат N 1 для детей с ограниченными возможностями здоровья" в составе детского учебно-игрового терминала "Волшебный экран", поставленного по контракту стоимостью 1890 тыс. рублей, отсутствовала программа "Физическое развитие", предусмотренная техническим заданием.
ООО производственно-коммерческая фирма "Патриот" (г. Набережные Челны) по заключенным и оплаченным ГБОУ "Казанская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Б.К. Кузнецова" договорам не поставлены материальные ценности (пневматические винтовки, учебные макеты автоматов, спортивные маты) на общую сумму 1464,5 тыс. рублей. При этом указанные материальные ценности при фактическом отсутствии поставки документально приняты и оприходованы по учету учреждения.
В Нурлатском муниципальном районе Республики Татарстан приняты и оплачены работы, не соответствовавшие смете и техническому заданию заключенных контрактов, на общую сумму 1113,2 тыс. рублей, в том числе приняты и оплачены работы по укладке несоответствующего вида брусчатки, тротуарных плит, установке арматурных каркасов, забора детской площадки.
Отдельными детскими образовательными учреждениями Спасского муниципального района Республики Татарстан приняты и оплачены фактически не поставленные малые архитектурные формы (спортивный комплекс, карусели, качели, скамейки) на сумму 592 тыс. рублей.
Необоснованное авансирование поставщиков (подрядных организаций).
Аудитом эффективности использования средств бюджета Республики Татарстан, выделенных на реализацию подпрограммы "Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан на 2019-2025 годы", установлено, что в ряде кадетских образовательных учреждений произведены авансовые платежи по оплате коммунальных услуг, услуг связи, продуктов питания, горюче-смазочных материалов, хозяйственных товаров, основных средств, налоговых платежей сверх предусмотренных контрактными (договорными) обязательствами в общей сумме 16864,1 тыс. рублей.
В Актанышском, Ютазинском муниципальных районах Республики Татарстан нарушено условие авансирования коммунальных услуг, произведена оплата сверх установленных контрактами (договорами) обязательств на общую сумму 1246,6 тыс. рублей.
Проверкой использования средств, выделенных из бюджета Республики Татарстан на организацию отдыха детей и молодежи установлено, что ГАУ "Молодежный центр "Волга" допущено излишнее авансирование ресурсоснабжающих организаций и оплата страховых взносов, повлекшее отвлечение бюджетных средств в дебиторскую задолженность на общую сумму 836,4 тыс. рублей.
Размещение и исполнение заказов без проведения торгов.
Отдельными учреждениями Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан осуществлена закупка товаров и услуг у единственного поставщика без проведения закупок конкурентным способом стоимостью 4959,4 тыс. рублей. При этом предмет произведенных закупок фактически образует единый комплекс технически взаимосвязанных работ, закупка произведена в пределах одного дня, у одного и того же поставщика, что образует действия, направленные на исключение оснований для применения конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей).
Проверкой использования средств бюджета Республики Татарстан, Территориального фонда ОМС Республики Татарстан, выделенных на обеспечение деятельности службы (станций) скорой медицинской помощи, установлено, что ГАУЗ "Станция скорой медицинской помощи" г. Казани осуществлена закупка товаров и услуг у единственного поставщика без проведения закупок конкурентным способом стоимостью 649,2 тыс. рублей.
Завышение стоимости строительных работ, оплата невыполненных работ (услуг).
ГКУ "Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан" в нарушение условий заключенных государственных контрактов приняты и оплачены подрядчикам по несоответствующим расценкам отдельные работы, что привело к дополнительным расходам бюджетных средств на общую сумму 7095,9 тыс. рублей.
ГБУ "Республиканский центр "Лето" приняты выполненные работы с применением материалов более дешевых, чем предусмотрено соответствующими договорами, что привело к неэффективному использованию средств бюджета Республики Татарстан на общую сумму 54,4 тыс. рублей.
Проверкой использования средств бюджета Республики Татарстан, Территориального фонда ОМС Республики Татарстан, выделенных на обеспечение деятельности службы (станций) скорой медицинской помощи, установлено, что оплачен ремонт автотранспортных средств и списаны запасные части ГАУЗ "Станция скорой медицинской помощи" г. Казани, ГАУЗ "Станция скорой медицинской помощи" г. Альметьевска на общую сумму 788,4 тыс. рублей. Однако, в период проведения ремонтных работ, указанный в первичных документах, сведения о нахождении автомобилей на территории ремонтно-механической мастерской путевыми листами и данными оборудования ГЛОНАСС/GPS не подтверждаются.
Нецелевое использование бюджетных средств.
Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан приняты и оплачены невыполненные ремонтные работы, не соответствующие условиям муниципального контракта по благоустройству детских спортивных площадок на общую сумму 343,7 тыс. рублей. Бюджетные средства использованы с несоблюдением их целевого назначения, установленного соответствующим правовым основанием (государственным контрактом).
Болгарским городским Исполнительным комитетом, Исполнительным комитетом Приволжского сельского поселения, отдельными образовательными учреждениями Спасского муниципального района Республики Татарстан допущено нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в оплате фактически невыполненных работ по рекультивации карьера, ремонту ограждений, кровли и фасада на общую сумму 267,9 тыс. рублей.
Детским образовательным учреждением Кукморского муниципального района Республики Татарстан допущено нецелевое использование средств муниципального бюджета, выразившееся в оплате фактически невыполненных работ по ремонту здания МБДОУ "Детский сад села Кошкино" на сумму 34,2 тыс. рублей.
По фактам нецелевого использования бюджетных средств составлены протоколы об административных правонарушениях.
Нарушения, выявленные по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ с государственным участием.
Акционерным обществом "Особая экономическая зона "Иннополис" не эксплуатировалось более 6 месяцев имущество (очки дополненной реальности, электронный тахеометр, стол-пульт, автомат дезинфекционно-моечный) общей балансовой стоимостью 3249,3 тыс. рублей. Также акционерным обществом не отражена в учете списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов в сумме 5954,7 тыс. рублей.
Акционерным обществом "Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан" не отражены в бухгалтерском учете приобретенное имущество и неисключительные права на полученное в пользование программное обеспечение на общую сумму 3912,6 тыс. рублей. Кроме того, акционерное общество не проводило претензионную работу по договору на выполнение работ по подготовке технической документации с целью постановки на государственный кадастровый учет завершенных строительством объектов, заключенному на сумму 960 тыс. рублей, исполнение которого было просрочено на 140 дней.
Акционерным обществом "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" не отражены в учете находившиеся в эксплуатации три автотранспортных средства стоимостью 1315 тыс. рублей.
Нарушения и недостатки при организации питания в учреждениях социальной сферы.
Учреждениями образования Арского, Елабужского муниципальных районов Республики Татарстан произведена дополнительная оплата за проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз и лабораторных обследований продуктов питания на общую сумму 1685,2 тыс. рублей. В то же время услуги по проведению указанных экспертиз и лабораторных обследований предусмотрены условиями заключенных контрактов на организацию питания.
По результатам аудита эффективности использования средств бюджета Республики Татарстан, выделенных на реализацию подпрограммы "Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан на 2019-2025 годы", установлено, что отдельными кадетскими образовательными учреждениями допускались принятие и оплата материальных ценностей, не соответствующих условиям заключенных контрактов и договоров. Так, вместо охлажденных мясных продуктов поставлена аналогичная замороженная продукция на общую сумму 2195,6 тыс. рублей. Кроме того, производилась поставка продуктов питания без представления документов, подтверждающих проведение ветеринарно-санитарных экспертиз и качества поставляемой продукции.
В отдельных кадетских образовательных учреждениях Республики Татарстан выявлена недостача продуктов питания на общую сумму 5,3 тыс. рублей, излишки - на 6,9 тыс. рублей.
Проверкой использования средств, выделенных из бюджета Республики Татарстан на организацию отдыха детей и молодежи в ГАУ "Молодежный центр "Волга", установлены излишки продуктов питания на 3,6 тыс. рублей, недостача продуктов питания на 6,3 тыс. рублей.
Кроме того, на складе учреждения хранились продукты питания с истекшим сроком годности и с нарушением условий хранения на общую сумму 3,5 тыс. рублей.
Иные нарушения.
Счетной палатой проведена проверка использования средств, выделенных из бюджета Республики Татарстан на организацию отдыха детей и молодежи. Результаты контрольного мероприятия рассмотрены Межведомственным координационным советом по вопросам государственного финансового контроля в Республике Татарстан в целях определения направлений и форм комплексной реализации его итогов, обеспечивающей системные решения по повышению эффективности государственной политики по организации отдыха детей и молодежи в Республике Татарстан.
Одним из вопросов, рассмотренных в ходе проведения проверки и требующих принятия дополнительных решений, явился механизм реализации путевок.
На системной основе реализовывалась практика продажи путевок непосредственно государственными учреждениями, оказывающими услуги по отдыху и оздоровлению, подведомственными Министерству по делам молодежи Республики Татарстан.
При этом реализация путевок для детского отдыха частично осуществлялась с привлечением коммерческих структур с взиманием с родителей средств (комиссии) за услуги, являющихся дополнительной финансовой нагрузкой.
Порядок отбора коммерческих структур, привлекаемых для реализации путевок в рамках государственного финансирования отдыха детей и молодежи, нормативно не установлен.
Исключение из процесса реализации путевок коммерческих организаций либо дополнительное нормативное регулирование порядка реализации путевок должно устранить условия для дополнительных расходов семей на их приобретение, а также иные негативные факторы и риски.
По результатам проведенных Счетной палатой проверок в 2023 году приняты меры по устранению выявленных нарушений и недостатков при расходовании бюджетных средств, использовании республиканской, муниципальной собственности на общую сумму 4133393,7 тыс. рублей (94,9% от выявленного объема нарушений).
Руководителям министерств и ведомств, главам муниципальных образований по выявленным нарушениям Счетной палатой направлено 51 представление и 50 информационных писем.
Материалы всех контрольных мероприятий направлены в Прокуратуру Республики Татарстан.
Составлены 30 протоколов об административных правонарушениях, к административной ответственности привлечены 14 должностных лиц и одно юридическое лицо, наложены штрафы на общую сумму 123 тыс. рублей.
К дисциплинарной ответственности по представлениям Счетной палаты и органов прокуратуры привлечены 76 должностных лиц.
Экспертно-аналитическая деятельность
В отчетном году Счетной палатой подготовлено 135 заключений, из них по результатам проведенных:
- экспертиз проектов законов Республики Татарстан (подготовлено 24 заключения);
- внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2022 год, включающей внешнюю проверку бюджетной отчетности 39 главных администраторов средств бюджета республики (подготовлено заключение на годовой отчет об исполнении бюджета республики);
- проверки годового отчета об исполнении бюджета Территориального фонда ОМС Республики Татарстан за 2022 год (подготовлено заключение);
- анализа исполнения бюджета Республики Татарстан и бюджета Территориального фонда ОМС Республики Татарстан (подготовлено 6 заключений);
- экспертизы 2 проектов государственных программ Республики Татарстан (далее - госпрограммы) и 101 проекта изменений, вносимых в госпрограммы республики.
В 2023 году подготовлен Отчет по результатам параллельного со Счетной палатой Российской Федерации экспертно-аналитического мероприятия "Анализ достижения субъектами Российской Федерации показателей целей устойчивого развития при реализации документов стратегического планирования в период с 2020 года по истекший период 2022 года".
В рамках полномочий по экспертизе проекта закона о бюджете Республики Татарстан, проектов законов о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов республики, проектов законов о внесении изменений в закон о бюджете республики и в законы о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов республики, проведены:
- экспертизы проектов законов Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов", "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов". По результатам экспертиз сделан вывод о соответствии проектов законов требованиям бюджетного законодательства к формированию бюджетов и их содержанию.
В заключении на проект бюджета Республики Татарстан на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов отмечено, что доходы бюджета республики сформированы с учетом прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан, основных направлений бюджетной и налоговой политики. При планировании доходов учтены изменения, внесенные в налоговое законодательство.
В расходной части бюджета учтено повышение заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, размеры социальных выплат проиндексированы с учетом прогнозного уровня инфляции.
Бюджет республики сформирован на основе 31 государственной программы. Объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ соответствуют показателям финансирования, предусмотренным проектами паспортов государственных программ Республики Татарстан, представленных одновременно с проектом закона.
Проект бюджета Республики Татарстан на 2024-2026 годы сформирован с учетом принципов сбалансированности бюджета и общего совокупного покрытия расходов бюджета, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Объем государственного долга и расходы на его обслуживание не превышает ограничений, установленных бюджетным законодательством;
- экспертизы четырех проектов законов Республики Татарстан "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов". По результатам экспертизы подтверждена обоснованность вносимых изменений: прогнозные показатели по собственным доходам бюджета уточнялись с учетом фактически складывающейся динамики, объемы безвозмездных поступлений и соответствующие расходы, производимые за счет указанных средств, корректировались с учетом планируемых для республики объемов поступлений из федерального бюджета, распределялись зарезервированные в составе бюджетных ассигнований средства между главными распорядителями бюджетных средств. При корректировках показателей бюджета обеспечено соблюдение установленных бюджетным законодательством требований и ограничений;
- экспертизы двух проектов законов Республики Татарстан "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов". В заключениях отмечено, что предлагаемые показатели безвозмездных поступлений скорректированы с учетом уточненных объемов средств, предоставляемых из бюджета Республики Татарстан, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, неналоговых доходов - с учетом динамики фактических поступлений. Размер средств нормированного страхового запаса Фонда скорректирован с учетом положений Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
В рамках реализации полномочий по экспертизе проектов законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти республики в части, касающейся расходных обязательств республики, либо приводящих к изменению доходов бюджета республики и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, а также государственных программ, в отчетном году проведены:
- экспертизы проектов законов Республики Татарстан "Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2022 год" и "Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан за 2022 год". По результатам экспертизы проектов законов подтверждено соответствие их показателей показателям годовых отчетов об исполнении бюджета Республики Татарстан, бюджета Фонда, прошедших проверку Счетной палаты. В заключениях отмечено, что по составу и содержанию проекты законов и приложения к ним сформированы с соблюдением установленных бюджетным законодательством требований;
- экспертизы проектов законов Республики Татарстан "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О налоге на имущество организаций", "О внесении изменений в статью 13 Закона Республики Татарстан "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан" и статью 3 Закона Республики Татарстан "О налоге на имущество организаций", "О внесении изменения в статью 2 Закона Республики Татарстан "Об установлении налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения", "О внесении изменения в статью 4 Закона Республики Татарстан "О введении на территории Республики Татарстан патентной системы налогообложения", "О внесении изменений в статью 6 Закона Республики Татарстан "О транспортном налоге", "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Республики Татарстан и статьи 3 и 4 Закона Республики Татарстан "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Татарстан, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Республики Татарстан и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Республики Татарстан в 2023 году", "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Республики Татарстан и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Республики Татарстан в 2024 году", "Об утверждении дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении бюджету Республики Татарстан из федерального бюджета бюджетных кредитов". Внесение изменений в налоговое и бюджетное законодательство республики в основном было связано с изменениями правового регулирования на федеральном уровне, также ряд изменений был обусловлен необходимостью оказания поддержки налогоплательщикам в условиях сложившейся экономической ситуации;
- экспертизы проектов законов Республики Татарстан "Об утверждении нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в Республике Татарстан на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов" и "Об утверждении нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в Республике Отчет о деятельности Счетной палаты Республики Татарстан в 2023 году Татарстан на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов". Предлагаемые к утверждению нормативы определены с учетом задач по достижению уровня заработной платы педагогических работников образовательных организаций, установленных Указом Президента Российской Федерации "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
- экспертизы 2 проектов государственных программ и проектов изменений во все государственные программы республики.
Всего в отчетном году в Счетную палату на экспертизу направлено 127 проектов постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан об утверждении государственных программ республики (внесении изменений в госпрограммы), из них по 103 проектам постановлений Счетной палатой подготовлены и направлены в Кабинет Министров Республики Татарстан заключения, по 24 проектам постановлений в связи с отсутствием оснований для проведения экспертизы направлены информационные письма ответственным исполнителям.
К числу системных недостатков и нарушений, установленных при проведении экспертизы проектов государственных программ (изменений в них), относятся: отсутствие увязки объемов финансирования с показателями оценки результатов программных мероприятий; формирование показателей без учета документов стратегического планирования республики; несоответствие индикаторов соглашениям о реализации региональных проектов, заключенным между федеральными и республиканскими органами власти; несогласованность объемов финансирования мероприятий, их наименований, значений целевых показателей; дублирование мероприятий в разных государственных программах республики.
Представленные в заключениях Счетной палаты замечания и предложения учитывались ответственными исполнителями (государственными заказчиками-координаторами) при доработке постановлений об утверждении государственных программ (изменений в них).
В отчетном году в Правительство Республики Татарстан направлено предложение об исключении из перечня индикаторов оценки эффективности реализации отдельных государственных программ показателя "Доля финансовых средств, освоенных по целевому назначению", который, исходя из норм законодательства, не может рассматриваться как показатель достижения программных целей. Ответственными исполнителями госпрограмм проведена работа по корректировке состава показателей.
В рамках установленных полномочий по проведению оперативного анализа исполнения бюджета Республики Татарстан и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Татарстан в отчетном году подготовлены заключения об исполнении бюджета Республики Татарстан и бюджета Территориального фонда ОМС Республики Татарстан в 1 квартале, в 1 полугодии и за 9 месяцев 2023 года.
Проводился анализ полноты и своевременности поступления налоговых и неналоговых доходов, исполнения расходов по объему и структуре, объемов средств, привлеченных из источников финансирования дефицита бюджетов, динамики основных показателей исполнения бюджетов в сравнении с показателями за аналогичный период предыдущего года. Рассматривались вопросы своевременности исполнения расходов на реализацию публичных нормативных обязательств республики, включающих социальную поддержку граждан, государственных программ, в том числе региональных проектов, предоставления трансфертов бюджетам муниципальных образований республики, расходования средств резервного фонда Кабинета Министров Республики Татарстан, состояния государственного долга республики и расходов на его обслуживание.
В рамках контроля за организацией исполнения бюджета республики установлено, что в нарушение статьи 55 Бюджетного кодекса Республики Татарстан 13 государственных программ республики не приведены в соответствие с законом о бюджете Республики Татарстан в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления его в силу. Информация направлена в Кабинет Министров Республики Татарстан для решения о необходимости принятия дополнительных мер, обеспечивающих реализацию программно-целевого метода управления государственными ресурсами, а также устранения причин и условий, влекущих невыполнение указанных требований Бюджетного кодекса Республики Татарстан.
Реализуя полномочия по проведению внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета республики, годового отчета об исполнении бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов республики в 2023 году проведены внешняя проверка Отчета об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2022 год и проверка Отчета об исполнении бюджета Территориального фонда ОМС Республики Татарстан за 2022 год. По итогам проверок фактов недостоверного или неполного отражения в годовых отчетах данных об исполнении бюджетов не установлено.
Представленный к внешней проверке Отчет об исполнении бюджета республики за 2022 год по составу форм, содержанию, полноте отражения информации соответствует требованиям статей 97.3 и 97.4 Бюджетного кодекса Республики Татарстан, а также положениям нормативных правовых актов, регламентирующих порядок составления и представления отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Показатели Отчета об исполнении бюджета за 2022 год подтверждены данными годовой бюджетной отчетности об исполнении бюджета главных администраторов средств бюджета Республики Татарстан, а также сведениями Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан и Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан, сформированными по состоянию на 01.01.2023.
Бюджет республики исполнялся с соблюдением действующего законодательства, по средствам бюджета республики 2022 года фактов принятия расходных обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств и, соответственно, образования кредиторской задолженности бюджета, не обеспеченной финансовыми ресурсами, не установлено.
Отклонения показателей исполнения бюджета за 2022 год по расходам от законодательно утвержденных показателей имеют объективный характер.
В рассматриваемом периоде профинансированы все включенные в Закон о бюджете на 2022 год государственные программы. Доля программных расходов в общем объеме расходов бюджета республики составила 93%.
В 2022 году при исполнении бюджета республики установленные законодательством ограничения по размеру резервного фонда Кабинета Министров Республики Татарстан, дефицита бюджета республики, государственного долга и расходов на его обслуживание соблюдались.
По итогам проверки Отчета об исполнении бюджета Территориального фонда ОМС Республики Татарстан за 2022 год отмечено, что представленные к внешней проверке документы соответствуют требованиям статьи 97.1 Бюджетного кодекса Республики Татарстан.
Сложившийся уровень исполнения утвержденных показателей обусловлен объективными причинами.
Средства нормированного страхового запаса Территориального фонда ОМС Республики Татарстан в 2022 году использовались исходя из потребности, что подтверждается отчетностью. Направления расходования средств нормированного страхового запаса соответствуют положениям Закона о бюджете Территориального фонда ОМС Республики Татарстан на 2022 год.
В 2023 году проведено параллельное со Счетной палатой Российской Федерации экспертно-аналитическое мероприятие "Анализ достижения субъектами Российской Федерации показателей целей устойчивого развития при реализации документов стратегического планирования в период с 2020 года по истекший период 2022 года".
Мероприятие проводилось в целях оценки степени интеграции положений Повестки устойчивого развития до 2030 года, принятой Генеральной ассамблеей ООН, в нормативные правовые акты и документы стратегического планирования на уровне Республики Татарстан.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия установлено, что документы стратегического планирования, законодательные и нормативные правовые акты, принятые на уровне республики с учетом разграничения полномочий, позволяют обеспечить реализацию задач, сопоставимых с 16 целями устойчивого развития (далее - ЦУР).
Органы исполнительной власти республики в рамках закрепленных функций реализуют мероприятия, в определенной степени соотносящиеся с ЦУР. Принятый в Республике Татарстан механизм оценки реализации документов стратегического планирования и формируемая на регулярной основе информационная база о достижении установленных показателей могут рассматриваться в качестве основы для работы по мониторингу достижения в республике ЦУР.
По Республике Татарстан статистическими процедурами наблюдаются 104 национальных показателя, характеризующих достижение ЦУР.
В анализируемом периоде по большинству национальных показателей (74% от общего числа формируемых по республике национальных показателей) отмечается положительная динамика (либо стабильная ситуация).
Отрицательная динамика национальных показателей в основном обусловлена сложной санитарно-эпидемиологической обстановкой в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19, а также санкционными ограничениями.
Отчет по результатам экспертно-аналитического мероприятия направлен в Кабинет Министров Республики Татарстан и Счетную палату Российской Федерации.
В рамках методологического обеспечения деятельности в 2023 году в соответствии с Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными Счетной палатой Российской Федерации, разработан стандарт внешнего государственного финансового контроля "Управление качеством контрольных и экспертно-аналитических мероприятий".
В Стандарте с учетом положений Закона Республики Татарстан "О Счетной палате Республики Татарстан", Регламента Счетной палаты Республики Татарстан устанавливается порядок организации и функционирования системы управления качеством мероприятий, направленной на повышение эффективности осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты.
Также в отчетном году внесены корректировки технического характера в стандарты внешнего государственного финансового контроля и организации деятельности контрольно-счетного органа в целях соответствия их положений изменениям, внесенным в законодательные и иные нормативные акты республики.
Взаимодействие со Счетной палатой Российской Федерации, Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации
В 2023 году Счетной палатой продолжена работа по развитию и укреплению взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации, Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации (далее - Совет), региональными контрольно-счетными органами.
В Счетной палате состоялась рабочая встреча членов Коллегии Счетной палаты во главе с Председателем А.И. Демидовым с аудитором Счетной палаты Российской Федерации С.И. Штогриным. В ходе встречи был представлен опыт работы Счетной палаты по основным направлениям деятельности, в том числе по организации взаимодействия органов финансового контроля, правоохранительных и надзорных органов в рамках Межведомственного координационного совета по вопросам государственного финансового контроля в Республике Татарстан. С.И. Штогрин, курирующий в Счетной палате Российской Федерации сферы социальной политики, культуры и туризма, представил содержательный доклад о современных наработках Счетной палаты России с применением методов сравнительного анализа. Презентация аудитора высшего органа государственного аудита страны вызвала большой интерес.
В целях обмена опытом работы в Счетной палате состоялась рабочая встреча Председателя Государственного Совета Республики Татарстан Ф.Х. Мухаметшина, Председателя Счетной палаты А.И. Демидова с руководителями контрольно-счетных органов Камчатского края и Ханты-Мансийского автономного округа. Обсуждались вопросы социально-экономического развития, процесс формирования бюджетов, приоритетные направления деятельности органов внешнего государственного финансового контроля. Впоследствии специалисты Контрольно-счетной палаты Камчатского края посетили Счетную палату для более детального изучения опыта внедрения информационно-аналитической системы и автоматизации деятельности контрольно-счетных органов республики.
С рабочими визитами Республику Татарстан также посетили делегации контрольно-счетных органов Санкт-Петербурга и Республики Бурятия во главе с их руководителями. В Счетной палате состоялись встречи с участием членов Коллегии Счетной палаты и руководителей структурных подразделений, в ходе которых обсуждались вопросы цифровизации контрольных процессов, представлен опыт работы Счетной палаты по проведению аудитов эффективности использования бюджетных средств, работе по поручениям парламента Татарстана, организации межведомственного взаимодействия.
В отчетном периоде представители Счетной палаты принимали участие в 28 тематических обучающих семинарах, проведенных Счетной палатой России в режиме видеоконференций для контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации. В рамках дистанционного обучения рассматривались такие актуальные вопросы как применение Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), взаимодействие контрольно-счетных органов со средствами массовой информации, контроль использования земельных ресурсов, государственный аудит в сфере здравоохранения, выявление и оценка коррупционных рисков в ходе проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, методология мониторинга и контроля реализации федеральных проектов и другие вопросы.
Кроме этого по приглашению Счетной палаты России Счетная палата приняла участие в ряде межрегиональных и международных мероприятий по обмену опытом, проведенных в дистанционном формате, в том числе семинаре-совещании руководителей контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, на тему: "Органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля как участники системы стратегического планирования", семинаре с представителями высших органов государственного аудита (финансового контроля) государств - участников СНГ и Таиланда на тему: "Трансформация роли высших органов аудита в современном мире", круглом столе с участием контрольно-счетных органов Республики Беларусь и Счетного суда Буркина-Фасо на тему: "Обмен опытом по взаимодействию контрольно-счетных органов с органами прокуратуры и правоохранительными органами".
В течение года члены Коллегии Счетной палаты принимали участие в мероприятиях, организованных контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации.
Заместитель Председателя А.Ш. Валеев и аудитор С.Е. Колодников приняли участие в межрегиональном круглом столе на тему: "Аудит госзакупок: совершенствование методологии и цифровизация", состоявшемся в Ульяновске. Аудитор С.Е. Колодников в своем докладе представил опыт Счетной палаты по данному направлению.
Заместитель Председателя Счетной палаты А.Ш. Валеев и аудитор Счетной палаты И.А. Мубараков приняли участие в совещании Совета контрольно-счетных органов Республики Бурятии и контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации. В ходе совещания обсуждался ряд вопросов, в том числе взаимодействие контрольно-счетных органов муниципальных образований с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, иными органами и организациями, автоматизация и цифровизация деятельности контрольно-счетных органов. Аудитором И.А. Мубараковым в ходе мероприятия представлен опыт по осуществлению государственного аудита в Республике Татарстан.
Аудитор Счетной палаты С.Е. Колодников в г. Салехарде принял участие в стратегической сессии по вопросам совершенствования подходов при подготовке отчета о результатах контрольного и экспертно-аналитического мероприятий, организованной Счетной палаты Ямало-Ненецкого автономного округа.
Делегация Счетной палаты приняла участие в организованном Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики круглом столе на тему: "Пути совершенствования процессов автоматизации деятельности контрольно-счетных органов и информационного взаимодействия с исполнительными органами власти".
Аудитор Счетной палаты А.А. Якупов принял участие в семинаре-совещании на тему: "Административная и гражданско-правовая практика по результатам осуществления внешнего государственного финансового контроля контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации", организованном Счетной палатой Саратовской области. В мероприятии приняли участие представители контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, а также Счетной палаты России, контрольно-счетных палат Москвы и Санкт-Петербурга. А.А. Якупов в своем докладе рассказал о практике взаимодействия с судебными органами, которая складывается из рассмотрения ими составленных Счетной палатой протоколов об административных правонарушениях.
Аудитор И.А. Мубараков принял участие в расширенной сессии Отделения Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе на тему: "Основные приоритеты контрольно-счетных органов при проведении внешнего аудита исполнения бюджета, включая оценку достижения результатов национальных проектов и программ" и совещании по обсуждению актуальных вопросов в работе органов внешнего государственного финансового контроля и цифровизации их деятельности. В рамках мероприятия аудитор представил доклад "Цифровизация процессов государственного внешнего финансового контроля на примере Счетной палаты Республики Татарстан".
Заместитель Председателя Счетной палаты А.Ш. Валеев принял участие в итоговых мероприятиях Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации в Москве, в рамках которых состоялись совещание Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и федеральной территории "Сириус" на тему: "Парламентский контроль в сфере бюджетных правоотношений: 30 лет развития, взгляд в будущее", заседание Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации, а также рабочая встреча в Федеральном казначействе по вопросам взаимодействия органов государственного финансового контроля и повышения эффективности управления государственными финансами.
В отчетном году аудитор С.Е. Колодников с группой инспекторов награждены Дипломом II степени по результатам участия в первом этапе конкурса Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации "Лучший финансовый контролер Российской Федерации" в Приволжском федеральном округе в номинации "Лучшее контрольное мероприятие". В качестве конкурсной работы были представлены материалы аудита эффективности использования средств бюджета Республики Татарстан, выделенных Министерству образования и науки Республики Татарстан на развитие системы среднего профессионального образования в 2019-2021 годах.
Взаимодействие с контрольно-счетными органами муниципальных образований Республики Татарстан, Союзом муниципальных контрольно-счетных органов
Счетной палатой продолжена работа по обеспечению взаимодействия с муниципальными контрольно-счетными органами в рамках деятельности Совета контрольно-счетных органов Республики Татарстан.
Муниципальным контрольно-счетным органам оказывалась организационная, правовая, методическая, информационная поддержка по основным направлениям контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности. За контрольно-счетными органами всех муниципальных районов и городских округов закреплены кураторы - аудиторы и руководители структурных подразделений Счетной палаты.
Ежемесячно осуществлялся мониторинг деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований.
При участии муниципальных контрольно-счетных органов готовилась информация по тематическим запросам комиссий Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации.
В отчетном периоде проводилась работа по внедрению в деятельность контрольно-счетных органов республики информационно-аналитической системы "Находка-КСО", организованы видео-конференции с участием муниципальных контрольно-счетных органов и разработчиков программного комплекса, в ходе которых обсуждались практические вопросы применения системы.
Счетной палатой организовано участие председателей муниципальных контрольно-счетных органов Республики Татарстан в прошедшем в Нижнем Новгороде XXI Общем собрание членов Союза муниципальных контрольно-счетных органов (далее - Союз МКСО).
В ходе мероприятия были подведены основные итоги работы, определены перспективные задачи внешнего муниципального финансового контроля и утвержден отчет о деятельности Союза МКСО в 2022 году. На Общем собрании впервые состоялось вручение Почетных знаков Союза МКСО "За заслуги в развитии внешнего муниципального финансового контроля России". В числе награжденных - Председатель Счетной палаты Республики Татарстан А.И. Демидов.
Контрольно-счетные органы муниципальных образований в режиме видео-конференц-связи приняли участие в организованной Счетной палатой рабочей встрече по случаю международного дня борьбы с коррупцией. В ходе мероприятия аудитором Счетной палаты С.Е. Колодниковым представлена информация по обзору мероприятий по противодействию коррупции. Председатели контрольно-счетных палат Рыбно-Слободского и Нижнекамского муниципальных районов проинформировали об отдельных направлениях проводимой в этой области работы в муниципальных образованиях.
Завершилась встреча выступлением председателя Совета общественных организаций и объединений Республики Татарстан по противодействию коррупции, профессора Татарского института переподготовки кадров агробизнеса С.Л. Алексеева.
В целях изучения передового профессионального опыта по актуальным вопросам государственного и муниципального финансового контроля организовывалось участие представителей контрольно-счетных органов муниципальных образований республики в обучающих семинарах Счетной палаты Российской Федерации и Союза муниципальных контрольно-счетных органов России, проведенных в формате видеоконференций.
По обращениям глав муниципальных образований Республики Татарстан в отчетном периоде квалификационной комиссией Счетной палаты проведены проверки соответствия кандидатур на должности председателей контрольно-счетных органов Бавлинского, Зеленодольского и Тукаевского муниципальных районов Республики Татарстан квалификационным требованиям.
Взаимодействие с органами государственной власти и правоохранительными органами Республики Татарстан
В рамках деятельности Межведомственного координационного совета по вопросам государственного финансового контроля в Республике Татарстан (далее - Межведомственный координационный совет), возглавляемого Председателем Счетной палаты А.И. Демидовым, продолжена работа по развитию взаимодействия органов финансового контроля и правоохранительных органов.
В целях исключения дублирования в работе сформирован и утвержден Сводный план контрольных мероприятий Счетной палаты, Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан, Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан.
В отчетном периоде Межведомственным координационным советом рассматривался вопрос о мерах по повышению эффективности реализации в Республике Татарстан мероприятий по организации отдыха детей и молодежи, одобрен Обзор типовых нарушений и недостатков, выявляемых органами государственного (муниципального) финансового контроля, который в целях предупреждения и профилактики нарушений в финансово-бюджетной сфере направляется в министерства, ведомства и муниципальные образования республики.
Обобщенная информация об итогах контрольных мероприятий, проведенных органами, представленными в Межведомственном координационном совете, состоянии финансовой дисциплины при использовании средств бюджета и государственного имущества Республики Татарстан направлялась Раису Республики Татарстан.
С целью оперативного информирования и принятия мер реагирования по выявленным нарушениям один раз в полугодие в Кабинет Министров Республики Татарстан направлялась сводная информация о результатах проведенных контрольных мероприятий.
В соответствии с протоколом заседания Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Татарстан для представления данных в Администрацию Раиса Республики Татарстан готовилась информация о нарушениях и недостатках, выявляемых органами, представленными в Межведомственном координационном совете, при реализации национальных проектов.
На 44 заседании Государственного Совета Республики Татарстан VI созыва заместитель Председателя Счетной палаты А.Ш. Валеев представил Отчет о деятельности Счетной палаты в 2022 году и выступил с докладом о проведенной Счетной палатой внешней проверке отчета об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2022 год.
Аудитор Счетной палаты И.А. Мубараков принял участие в заседаниях комитетов Государственного Совета Республики Татарстан по социальной политике и по бюджету, налогам и финансам, где представил отчет Счетной палаты о результатах проведенного по поручению Парламента республики аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных в 2020-2022 годах на реализацию программ в сфере содействия занятости населения, включая меры по организации сопровождения инвалидов при трудоустройстве.
Депутатами Государственного Совета Республики Татарстан рекомендовано Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан принять меры по реализации предложений и выполнению рекомендаций Счетной палаты для недопущения в дальнейшем нарушений норм законодательства.
Аудитор Счетной палаты С.Е. Колодников выступил на совместном заседании Комитета Государственного Совета по бюджету, налогам и финансам и Экспертного совета при комитете с отчетом о проведенном по поручению Парламента республики аудите эффективности использования бюджетных средств, выделенных Министерству образования и науки Республики Татарстан на развитие системы среднего профессионального образования в 2019-2022 годах.
Аудитор Счетной палаты А.А. Якупов принял участие в обучающем семинаре, организованном Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан для руководителей подведомственных учреждений, государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с долей Республики Татарстан в уставном капитале более 50 процентов, на котором представил доклад о типичных нарушениях, выявляемых Счетной палатой в ходе проверок. А.А. Якупов также выступил о практике выявления нарушений при расходовании бюджетных средств на учебно-методическом семинаре по актуальным вопросам исполнения законодательства о государственной, муниципальной службе и противодействии коррупции, организованном Прокуратурой Республики Татарстан для сотрудников городских, районных прокуратур и приравненных к ним специализированных прокуратур.
На семинаре-совещании, организованном Министерством цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан для ответственных лиц за противодействие коррупции в организациях отрасли и государственных служащих министерства, аудитор И.А. Мубараков выступил по вопросам соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в организациях с бюджетным финансированием, получателями субсидий и грантов, в том числе в рамках национальных проектов и государственных программ.
Сотрудники Счетной палаты дистанционно участвовали в организованной Казанским юридическим институтом (филиалом) Университета прокуратуры Российской Федерации научно - практической конференции "Современные проблемы противодействия коррупции", XIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Диалектика противодействия коррупции", проводимой Казанским инновационным университетом имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП).
Также специалисты Счетной палаты дистанционно участвовали в выездном заседании Министерства финансов Российской Федерации "Развитие бюджетной методологии 2023-2024 гг. Основные новации бюджетного процесса", которое прошло в г. Грозный.
В отчетном периоде в рамках сотрудничества с Высшей школой государственного и муниципального управления Казанского (Приволжского) федерального университета представители Счетной палаты принимали участие в проведении программ повышения квалификации для государственных и муниципальных служащих Республики Татарстан.
Гласность в работе
В 2023 году деятельность Счетной палаты, Межведомственного координационного совета по вопросам государственного финансового контроля в Республике Татарстан и Совета контрольно-счетных органов Республики Татарстан регулярно освещалась в средствах массовой информации (интернет-изданиях, газетах, журналах, на телевидении).
В отчетном периоде деятельность Счетной палаты регулярно освещалась в средствах массовой информации (интернет-изданиях, газетах, журналах и на телевидении), представлена в 172 материалах, в том числе в федеральных и региональных изданиях: на веб-сайтах информационных агентств "Татар-информ", "Без Формата" (г. Оренбург), "TLTnews" (Тольятти), "Chelny-biz.ru" (г. Набережные Челны), в электронных газетах "БизнесOnline", "Реальное время", интернет-изданиях "ТатЦентр", "KazanFirst", "InKazan", газетах "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", региональных выпусках газет "Аргументы и Факты", "Коммерсант", новостных выпусках телеканалов "ГТРК "Татарстан", "ТНВ", "Татарстан24", "Челны-ТВ", "Альметьевск-ТВ".
Информация о деятельности Счетной палаты также размещалась на официальном сайте (https://sprt.tatar) и странице социальной сети "ВКонтакте" (https://vk.com/public217472901), портале Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации (https://portalkso.ru), публиковалась в ежеквартальном информационном бюллетене Счетной палаты. В 2023 году зарегистрировано 70734 посещения сайта Счетной палаты.
Итоговые документы по результатам проведенных контрольных мероприятий, хроника деятельности Счетной палаты ежеквартально публиковались в информационных бюллетенях Счетной палаты, которые направлялись Раису Республики Татарстан, в Государственный Совет Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отчет о деятельности Счетной палаты Республики Татарстан в 2023 году
Опубликование:
-