Определение Верховного Суда Российской Федерации от 6 июня 2024 г. N 301-ЭС24-7616 по делу N А29-14662/2022
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Цильмалес" на постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.03.2024 по делу А29-14662/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Цильмалес" (далее - ООО "Цильмалес", Общество, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" (далее - Региональный оператор, ответчик) об урегулировании разногласий при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) от 19.07.2022 N 2643-РО-П/2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель Чупрова Светлана Владимировна (далее - Предприниматель).
Арбитражный суд Республики Коми решением от 08.04.2023, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 10.11.2023, удовлетворил исковые требования, урегулировав разногласия следующим образом.
Пункт 5 договора изложен в редакции: "Под расчетным периодом в настоящем договоре понимается один календарный месяц. Оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора с учетом действующей ставки НДС, установленной Правительством РФ на период действия договора: в размере единого тарифа на услугу регионального оператора, утвержденного уполномоченным органом Республики Коми, на регулируемый период. Размер ежемесячной платы по договору определяется как произведение единого тарифа на услугу регионального оператора и объема образуемых у потребителя ТКО в размере 3 кубических метра в месяц (4 контейнера объемом по 0,75 кубического метра каждый)".
Пункт 12 договора изложен в редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов (пункты 1 - 7 Приложения к Договору)".
Пункты 4, 13 и 24 исключены из договора.
Приложение N 2 к договору исключено из числа приложений, а пункт 31 договора изложен следующим образом: "Приложение к настоящему договору является его неотъемлемой частью".
В приложении к договору согласованы наименования объектов: магазин "Транзитпродукты-1", Республика Коми, район Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Набережная, д.20; магазин "Транзит-плюс", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с.п. Коровий Ручей, д. Карпушевка, ул. Мира, д. 122б; магазин "Транзит-запчасти", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Набережная, д. 202а; кафе "Центральный", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 82; магазин "Транзит-одежда", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 82; магазин "Транзит-сервис", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Батманова, д. 99; магазин "Транзит-мебель", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Батманова, д. 99; объем ТКО в месяц - 3 кубических метра; место накопления ТКО - контейнерная площадка, принадлежащая Обществу и расположенная по адресу: Республика Коми, Усть-Цилемский район, поселение "Коровий Ручей", д. Чукчино, ул. Промышленная, д. 14; периодичность вывоза - согласно СанПин.
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.03.2024 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить постановление суда кассационной инстанции, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что выводы суда кассационной инстанции противоречат статьям 1, 218, 313 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статье 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пунктам 2, 8(1) Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), поскольку собственником ТКО в отношении объектов ИП Чупровой С.В. и лицом, обязанным заключить договор с региональным оператором с 01.01.2020 является ООО "Цильмалес" на основании договора N 1 о передаче ТКО в собственность; Общество доказало, что объем ТКО, образуемых в процессе его деятельности, не превышает 3 куб.м., в месяц, т.к. в предшествующие годы этот объем составлял 9-11 куб.м.; суд округа вышел за пределы полномочий, предусмотренных статьями 286, 287 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 АПК РФ, кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, проверив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Как установлено судами, Обществом организована контейнерная площадка с раздельным сбором ТКО по адресу: Усть-Цилемский район, СП "Коровий Ручей", деревня Чукчино, улица Промышленная, дом 14. Контейнерная площадка включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального района "Усть-Цилемский" (далее также - реестр) распоряжением администрации муниципального образования муниципального района "Усть-Цилемский" от 04.12.2019 N 592-р.
По сведениям реестра, на контейнерной площадке установлено два контейнера объемом по 0,7 кубического метра каждый для несортированного мусора, три контейнера объемом по 0,2 кубического метра каждый для раздельного сбора; источники образования ТКО: магазин "Транзит-продукты-1", Республика Коми, район Усть-Цилемский, с. УстьЦильма, ул. Набережная, д.202; магазин "Транзит-плюс", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с.п. Коровий Ручей, д. Карпушевка, ул. Мира, д. 122б; магазин "Транзитсервис", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Батманова, д. 99; магазин "Транзит-мебель", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Батманова, д. 99; магазин "Транзит-одежда", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 82; магазин "Транзит-запчасти", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Набережная, д. 202а; кафе "Центральный", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 82.
Ответчик является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Республики Коми (соглашение от 22.06.2018, заключенное с Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми).
Региональный оператор направил в адрес Общества проект договора от 19.07.2022 N 2643/РО-П/2022 на оказание услуг по обращению с ТКО, согласно пункту 5 которого, под расчетным периодом по договору понимается календарный месяц. Оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора с учетом действующей ставки НДС (в том числе), установленной Правительством Российской Федерации на период действия договора: размер платы указывается в Приложении-расчете (Приложение N 2) к договору на каждый календарный год. В случае если в период действия договора произойдут изменения в действующем законодательстве РФ, связанные с размером тарифа, норматива накопления, ставки налога и (или) его отмены и пр., что повлечет за собой изменение цены услуг по договору, расчет размера стоимости услуг по договору будет исчисляться с учетом таких изменений без заключения дополнительного соглашения об изменении цены на услугу Регионального оператора.
В приложении N 2 к договору указан размер платы за услуги по обращению с ТКО определенный на основании норматива накопления ТКО.
Согласно пункту 12 договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, следующим способом: пункты 1, 2 (приложение N 1) исходя из нормативов накопления ТКО.
В пункте 13 договора указано, что в случае, если в расчетном месяце фактический объем оказанных услуг Региональным оператором превысил объемы, определенные сторонами в договоре, цена услуги за расчетный месяц определяется Региональным оператором исходя из фактического объема их оказания.
В силу пункта 31 договора приложения N 1 и 2 к договору являются его неотъемлемой частью.
В приложении N 1 к договору "Информация по предмету договора (объем и место накопления ТКО)" указана следующая информация:
- наименования объектов и объем принимаемых ТКО за год: магазин "Транзитзапчасти", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Набережная, д. 202а, 341 - 20 140 кубических метров; магазин "Транзит-запчасти", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Набережная, д. 202а - 21,93750 кубического метра;
- место накопления ТКО: Республика Коми, Усть-Цилемский район, поселение "Коровий Ручей", д. Чукчино, ул. Промышленная, д. 14; периодичность вывоза - согласно СанПин.
Письмом от 03.10.2022 N 49 Общество отказалось от заключения договора на предложенных условиях и направило в адрес Регионального оператора протокол разногласий от 03.10.2022 к договору.
Отказ Регионального оператора от заключения договора на предложенных Обществом условиях послужил основанием для обращения последнего в арбитражный суд с настоящим иском, предложив следующие изменения: рассчитать размер ежемесячной платы по договору как произведение единого тарифа на услугу Регионального оператора и объема образуемых у потребителя ТКО в размере 3 кубических метра в месяц (4 контейнера объемом 0,75 кубических метра в месяц); учет объема ТКО осуществлять расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО; исключить пункт 13 договора и приложение N 2 к договору.
В приложении N 1 к договору Общество предложило согласовать следующие объемы и место накопления ТКО, периодичность вывоза ТКО: магазин "Транзит-продукты-1", Республика Коми, район Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Набережная, д.20; магазин "Транзит-плюс", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с.п. Коровий Ручей, д. Карпушевка, ул. Мира, д. 122б; магазин "Транзит-запчасти", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Набережная, д. 202а; кафе "Центральный", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 82; магазин "Транзит-одежда", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 82; магазин "Транзит-сервис", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Батманова, д. 99; магазин "Транзит-мебель", Республика Коми, р-н Усть-Цилемский, с. Усть-Цильма, ул. Батманова, д. 99; объем ТКО в месяц - 3 кубических метра; место накопления ТКО - контейнерная площадка, принадлежащая Обществу и расположенная по адресу: Республика Коми, Усть-Цилемский район, поселение "Коровий Ручей", д. Чукчино, ул. Промышленная, д. 14; периодичность вывоза - согласно СанПин.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статей 9, 65, 68, 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь пунктом 1 статьи 422, пунктом 1 статьи 445, пунктом 1 статьи 446 ГК РФ, статьями 30, 154, 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 24.6, частями 1, 5 статьи 24.7, статьей 24.10 Закона N 89-ФЗ, пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505), пунктами 16, 17 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 (далее - Правила N 484), пунктами 8 (4), 13 Правил N 1156, пунктом 1 Правил определения нормативов накопления ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила N 269), правовой позицией, изложенной в пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", удовлетворили иск.
При этом суды исходили из того, что Обществом организована контейнерная площадка с раздельным сбором ТКО по адресу: Усть-Цилемский район, СП "Коровий Ручей", д. Чукчино, ул. Промышленная, д. 14; контейнерная площадка включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального района "Усть-Цилемский".
Часть источников образования ТКО (магазины "Транзитсервис", "Транзит-мебель" и "Транзит-одежда") принадлежат Предпринимателю и в данных магазинах последним осуществляется предпринимательская деятельность.
В обоснование своей позиции относительно необходимости включения в договор с Региональным оператором всех семи источников образования ТКО на спорной контейнерной площадке Общество сослалось на договор от 01.01.2020 N 1 о передаче в собственность ТКО, образованных в объектах Предпринимателя. При этом, согласно условиям договора Предприниматель обязался самостоятельно передавать и складировать свои ТКО на контейнерной площадке Общества, а последнее обязалось заключить договор с Региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО, как в отношении отходов со своих объектов, так и с объектов третьего лица.
Определяя стороной договора на оказание услуг по вывозу ТКО Общество, суды указали, что у Предпринимателя обязанность по заключению такого договора с региональным оператором отсутствует ввиду передачи права собственности на ТКО Обществу.
Проверив соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального, руководствуясь теми же нормами права, а также правовой позицией, изложенной в пункте 10 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, суд кассационной инстанции отменил обжалуемые судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указав следующее.
На спорной площадке согласно реестру мест накопления ТКО несортированные отходы размещаются в два контейнера по 0,7 кубических метра двумя собственниками, которые владеют семью источниками образования отходов, возложение обязанности по оплате услуг по вывозу ТКО лишь на одного является неправомерным.
Разрешая настоящий спор, суды пришли к выводу о том, что объем ТКО, рассчитанный ответчиком (397,17596 кубических метра), значительно превышает объем ТКО, принятый от потребителя ранее, и признали предложенный ответчиком расчет объемов ТКО неудовлетворяющим критерию достоверности и явно обременительным для Общества.
При урегулировании разногласий между Обществом и Региональным оператором при заключении договора от 19.07.2022 N 2643-РО-П/2022 суды отклонили редакцию Регионального оператора, приняв редакцию Общества и указав, что размер ежемесячной платы по договору определяется как произведение единого тарифа на услугу регионального оператора и объема образуемых у потребителя ТКО в размере 3 кубических метра в месяц (4 контейнера каждый объемом 0,75 кубического метра).
При этом, судами не учтено, что предложенная Обществом редакция договора, подразумевающая вывоз ТКО один раз в неделю, противоречит требованиям законодательства, призванным обеспечить безопасность осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО для населения и окружающей среды. Кроме того, данная редакция нарушает права законные интересы Регионального оператора, который либо будет вынужден оказывать больший объем услуг в целях соблюдения установленных СанПиН 2.1.3684-21 нормативов, либо нести риск привлечения к административной ответственности.
Суд округа также обратил внимание, что в решении суда первой инстанции имеется прямое противоречие. Так суд, установив размер ежемесячной платы по договору как произведение единого тарифа на услугу регионального оператора и объема образуемых у потребителя ТКО в размере 3 кубических метра в месяц (4 контейнера каждый объемом 0,75 кубического метра), указал периодичность вывоза ТКО - согласно СанПиН.
Между тем, исходя из договорного объема и количества контейнеров, установленных на контейнерной площадке, с периодичностью их вывоза по СанПиН, объем вывезенных отходов даже в зимний месяц (периодичность вывоза ТКО - 1 раз в трое суток) превысит договорный объем (0,75х10) и составит более 7,5 кубических метра в месяц.
При новом рассмотрении суду предложено учесть изложенное, исследовать схему потоков ТКО и схему размещения мест (площадок) их накопления по состоянию на момент возникновения преддоговорного спора, с учетом распоряжения администрации муниципального образования муниципального района "Усть-Цилемский" от 04.12.2019 N 592-р для верного определения объема принимаемых ТКО по договору в месяц установить объем отходов, образуемых Обществом и Предпринимателем, а также определить периодичность вывоза ТКО в соответствии с пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21.
Обжалуемое постановление принято в пределах полномочий, предусмотренных статьями 286, 287 АПК РФ.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Цильмалес" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда Российской Федерации от 6 июня 2024 г. N 301-ЭС24-7616 по делу N А29-14662/2022
Опубликование:
-