I. Общие положения
1.1. Ассоциация организаций профсоюзов города Челябинска (далее - профсоюзы), Территориальное объединения работодателей "Союз работодателей города Челябинск" (далее - работодатели) и Администрация города Челябинска, совместно именуемые Стороны, заключили настоящее Трехстороннее соглашение на 2024 - 2026 годы (далее - Соглашение).
1.2. Целями настоящего Соглашения являются:
1) согласование социально-экономических интересов Сторон социального партнерства;
2) обеспечение соблюдения общих принципов регулирования социально-трудовых отношений в городе Челябинске;
3) развитие социального партнерства.
1.3. Настоящее Соглашение заключается на основании Трудового кодекса Российской Федерации, федеральных законов: от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности", от 27.11.2002 N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей"; от 12.12.2023 N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации", законов Челябинской области: от 13.11.2000 N 147-ЗО "О Челябинской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений", от 30.10.2003 N 183-ЗО "О территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Челябинской области", от 11.09.2001 N 29-ЗО "Об охране труда в Челябинской области"; решением Челябинской городской Думы от 30.05.2023 N 39/14 "Об утверждении Положения о Челябинской городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" и других нормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, Челябинской области, органов местного самоуправления города Челябинска и рассматривается сторонами как основа для переговоров в организациях города Челябинска и заключения коллективных договоров.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "от 13.11.2000" имеется в виду "от 26.10.2000"
1.4. Стороны договорились действовать на основе принципов: добровольности участия, равноправия и полномочности, самостоятельности и независимости в качестве законных представителей интересов работников, работодателей и органов местного самоуправления.
1.5. Стороны вправе запрашивать у органов местного самоуправления, объединений работодателей, объединений профсоюзов информацию о заключаемых соглашениях, коллективных договорах, регулирующих социально-трудовые отношения, в целях осуществления контроля и разработки рекомендаций по развитию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.
1.6. Все обязательства вытекают только в пределах полномочий органов местного самоуправления и в соответствии с действующим законодательством.
1.7. Стороны вправе рассматривать проекты муниципальных правовых актов в сфере регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, принимать решения по итогам их рассмотрения.
1.8. Стороны, подписавшие настоящее Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Региональным соглашением между Федерацией профсоюзов Челябинской области, Челябинским региональным объединением работодателей "Союзом промышленников и предпринимателей" и Правительством Челябинской области.
1.9. Соглашение открыто для присоединения всех заинтересованных работодателей и профсоюзов, действующих в городе Челябинске.
Координатор Челябинской городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений имеет право письменно предложить работодателям, не участвовавшим в заключении настоящего Соглашения, присоединиться к этому Соглашению. Если работодатели в течение 30 календарных дней с момента получения предложения не заявили о своем несогласии присоединиться к нему, Соглашение считается распространенным на данных работодателей с момента получения предложения.
1.10. Участники Соглашения в рамках Челябинской городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - городская трехсторонняя комиссия) принимают необходимые решения по социально-трудовым вопросам, формируют предложения в адрес органов государственной власти Российской Федерации, Челябинской области и органов местного самоуправления города Челябинска, с целью их реализации.
1.11. Контроль исполнения Соглашения осуществляется городской трехсторонней комиссией, сформированной на паритетной основе трех сторон, а также сторонами самостоятельно в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности.
1.12. Стороны Соглашения предоставляют друг другу полную и своевременную информацию по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в городе Челябинске, о выполнении Соглашения в рамках действующего законодательства.
1.13. Стороны Соглашения при выявлении социально-трудовых конфликтов в трудовых коллективах могут вносить предложения о рассмотрении вопросов урегулирования конфликтов на заседание городской трехсторонней комиссии.
II. Обязательства Сторон в области социально-экономической политики, развития производства и предпринимательства
2.1. Стороны Соглашения совместно:
2.1.1. Содействуют повышению инвестиционной привлекательности города Челябинска, росту производства, повышению производительности труда.
2.1.2. Способствуют реализации национальных проектов (с муниципальной составляющей) на территории города Челябинска.
2.1.3. Обеспечивают реализацию основных направлений социально-экономического развития города Челябинска, улучшают систему жизнеобеспечения с целью повышения качества и уровня жизни населения.
2.1.4. Содействуют повышению эффективности стратегического планирования в городе Челябинске.
2.2. Администрация города Челябинска:
2.2.1. Прогнозирует основные социально-экономические показатели развития экономики города Челябинска, проводит мониторинг: социально-экономического развития города Челябинска, реализации мероприятий Стратегии социально-экономического развития города Челябинска на период до 2035 года.
2.2.2. Осуществляет ежегодную разработку и выполнение Плана действий Администрации города по социально-экономическому развитию города Челябинска.
2.2.3. В целях насыщения потребительского рынка качественными товарами и услугами создает благоприятные условия для развития торговли и общественного питания.
2.2.4. Ежеквартально информирует население об исполнении бюджета города Челябинска через средства массовой информации.
2.2.5. В соответствии с действующим законодательством осуществляет регулирование тарифов на услуги (работы), предоставляемые (выполняемые) муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями.
2.2.6. Реализует мероприятия по улучшению инвестиционного климата в городе Челябинске и активизации инвестиционной деятельности на территории города Челябинска;
2.2.7. Проводит мониторинг реализации национальных проектов (с муниципальной составляющей) на территории города Челябинска.
2.2.8. В пределах бюджетного финансирования обеспечивает своевременность оплаты работ, выполняемых по муниципальному заказу, с учетом выполнения доходной части бюджета и приоритетов бюджетного финансирования.
2.2.9. Организует в границах города Челябинска электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом.
2.2.10. Организует мероприятия и участвует в мероприятиях, направленных на развитие внешнеэкономических связей города Челябинска, в том числе направленных на развитие малого и среднего предпринимательства.
2.2.11. Оказывает содействие развитию малого и среднего предпринимательства путем предоставления финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки в рамках муниципальной программы.
2.2.12. Проводит мониторинг создания новых рабочих мест на территории города Челябинска.
2.2.13. Организует разработку, утверждение, реализацию, контроль и оценку эффективности реализации муниципальных программ в городе Челябинске.
2.3. Работодатели:
2.3.1. Участвуют в разработке и реализации приоритетных направлений развития экономики города Челябинска, программ социально-экономического развития.
2.3.2. Принимают необходимые меры по улучшению экономического и финансового положения организаций, обеспечению их стабильной работы и увеличению производительности труда, наращиванию объемов производства и выпуску конкурентоспособной продукции, недопущению банкротства организаций и безработицы, содействию и развитию систем трудового профессионального наставничества.
2.3.3. Способствуют включению в органы управления организаций всех форм собственности представителей профсоюзных организаций. Наиболее важные вопросы решают с участием профсоюзов.
2.3.4. При наличии финансовой возможности предусматривают совместно с профсоюзами в коллективных договорах мероприятия, направленные на обновление основных производственных фондов.
2.3.5. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективных договоров, обеспечивают их представление на уведомительную регистрацию в Администрацию города Челябинска.
2.3.6. В соответствии с налоговым законодательством обеспечивают платежи в бюджеты всех уровней и страховых взносов во внебюджетные фонды Российской Федерации.
2.3.7. Принимают меры, направленные на увеличение эффективности работы предприятий, привлечение инвесторов, развитие инновационной деятельности.
2.4. Профсоюзы:
2.4.1. Способствуют устойчивой работе организаций, содействуют повышению производительности труда, качества продукции, дисциплины и ответственности работника за соблюдение правил внутреннего трудового распорядка.
2.4.2. Защищают социально-экономические и трудовые интересы работников.
2.4.3. Выступают инициаторами заключения коллективных договоров и соглашений в организациях.
2.4.4. Способствуют повышению деловой активности работников, стабилизации и развитию производства в городе, снижению социальной напряженности в трудовых коллективах, реализации основных направлений социально-экономического развития города через коллективные договоры, отраслевые (тарифные) и территориальные трехсторонние соглашения.
2.4.5. Организуют учебу профсоюзного актива, оказывают консультационную помощь работникам по вопросам социально-экономических и трудовых отношений.
2.4.6. Осуществляют защиту интересов работников при реорганизации, ликвидации или банкротстве организаций.
2.4.7. Участвуют в организации наставничества, трудового соперничества, конкурсах профессионального мастерства.
2.4.8. Инициируют создание комиссий по разрешению трудовых споров.
III. Обязательства Сторон в сфере развития рынка труда
3.1. Стороны совместно:
3.1.1. В целях повышения престижа рабочих профессий содействуют популяризации, профориентации, проведению конкурсов профессионального мастерства.
3.1.2. Содействуют созданию рабочих мест по предложениям организаций, исходя из сложившейся ситуации на рынке труда.
3.1.3. Способствуют сокращению неформальной занятости населения на территории города Челябинска.
3.2. Администрация города Челябинска:
3.2.1. Проводит согласованную политику в области обеспечения социально-трудовой адаптации молодежи, развивает сеть лагерей труда и отдыха, поддерживает движение трудовых объединений молодежи.
3.2.2. Способствует повышению эффективности кадрового обеспечения учреждений образования, культуры и социальной защиты населения.
3.2.3. Проводит мониторинг снижения уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений.
3.3. Работодатели:
3.3.1. Принимают меры для предотвращения массового высвобождения работников.
В случае массового высвобождения работников:
- информируют профсоюзы, ОКУ Центр занятости населения города Челябинска (далее - ОКУ ЦЗН) не позднее, чем за три месяца до его начала;
- разрабатывают план совместных мероприятий, направленных на сокращение численности увольняемых работников;
- предоставляют при отсутствии подходящей работы и наличии финансовых средств возможность досрочного выхода на пенсию, оказывают содействие в трудоустройстве увольняемых работников, особо нуждающихся в социальной защите.
3.3.2. Осуществляют ликвидацию организаций, изменение форм собственности, полную или частичную приостановку производства, которые могут привести к сокращению рабочих мест или ухудшению условий труда, только после предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления соответствующих профсоюзных организаций и ОКУ ЦЗН.
3.3.3. При наличии финансовых возможностей предусматривают в коллективных договорах обязательства по обеспечению занятости работников, по профессиональной подготовке и переподготовке работников, увольняемых в связи с сокращением численности или штата работников до наступления сроков расторжения трудовых договоров, улучшение условий труда, перспективы роста заработной платы.
3.3.4. В установленные Федеральным законом от 12.12.2023 N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" сроки, установленными способами и по утвержденным формам информируют ОКУ ЦЗН:
- о свободных рабочих местах или вакантных должностях и потребности в их замещении;
- о принятии (изменении, отмене) решения о ликвидации организации либо сокращении численности или штата работников;
- о введении (изменении, отмене) режимов неполного рабочего времени, о временном переводе на дистанционную работу;
- о процедуре банкротства;
- о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
При информировании работодатели обеспечивают полноту, достоверность и актуальность сведений.
3.3.5. Обеспечивают трудоустройство инвалидов в счет установленных квот. Рассматривают возможность трудоустройства инвалидов сверх квоты и возможность использования передаваемой квоты согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14.03.2022 N 366 "Об утверждении Правил выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место".
3.3.6. Обеспечивают социально-экономические гарантии трудовым коллективам и работникам при изменении форм собственности, банкротстве организаций.
3.3.7. В связи с обострением конкуренции за квалифицированные кадры и необходимостью привлечения молодежи к освоению рабочих профессий, восстанавливают и совершенствуют систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, предусматривают в коллективных договорах выделение средств на эти цели. Совместно или по предложению профсоюзных организаций победителям конкурсов профессионального мастерства повышается квалификационный разряд или классность (при наличии финансовых средств).
3.3.8. Совместно с ОКУ ЦЗН организуют профориентационную работу с гражданами, в том числе с молодежью на территории города Челябинска, направленную на улучшение ситуации на рынке труда
3.3.9. Проводят работу по привлечению студентов старших курсов образовательных организаций к прохождению производственной практики, обеспечивая возможность непрерывного образовательного процесса. В соответствии с возможностями предприятия организуют временное трудоустройство граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
3.3.10. Рассматривают возможность включения в коллективные договоры и соглашения мероприятий, направленных на сохранение и увеличение объемов работ, числа рабочих мест, предоставление высвобождаемым работникам льгот и компенсаций сверх установленных законодательством.
3.3.11. Способствуют развитию программ по повышению квалификации, подготовке и переподготовке кадров.
3.3.12. Содействуют организации дополнительного медицинского и социального страхования за счет средств организаций (при наличии финансовых возможностей).
3.3.13. Способствуют проведению мониторинга состояния здоровья работников.
3.3.14. Поддерживают при наличии финансовых средств включение в коллективные договоры обязательств по:
- улучшению жилищных условий работников;
- развитию и внедрению корпоративных ипотечных программ, программ собственного жилищного строительства.
3.4. Профсоюзы:
3.4.1. Предоставляют бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов по вопросам занятости.
3.4.2. Осуществляют контроль соблюдения законодательства о занятости, решения вопросов приема, увольнения, предоставления льгот и гарантий при высвобождении работников.
3.4.3. Через территориальные отраслевые и межотраслевые соглашения и коллективные договоры добиваются:
- сохранения рабочих мест;
- создания необходимых условий для подготовки, переобучения и повышения квалификации работников, в том числе увольняемых в случае сокращения численности или штата работников;
- заключения с работниками договоров о повышении квалификации, переобучения и профессионального обучения;
- создания дополнительных рабочих мест для лиц, требующих социальной защиты;
- выработки системы мер по материальной поддержке работников, увольняемых в связи с сокращением численности или штата работников.
3.4.4. Информируют работников об изменениях законодательства Российской Федерации и законодательства Челябинской области, нормативных правовых актов Челябинского городского округа в сфере социально-трудовых отношений.
3.4.5. Прорабатывают с работодателями вопросы дополнительного пенсионного страхования работников, обращая особое внимание на работников предпенсионного возраста.
3.4.6. Организуют создание профсоюзных организаций в профессиональных образовательных организациях, обеспечивая взаимодействие с профильными (отраслевыми) организациями профсоюзов.
3.4.7. Совместно с работодателями организуют контроль системы наставничества в отношении обучающихся, проходящих практико-ориентированное обучение или практику в организациях.
3.4.8. Предлагают мероприятия, обеспечивающие повышение социальных гарантий, роста доходов работников, снятие социальной напряженности в коллективах для включения в коллективные договоры и соглашения.
IV. Обязательства Сторон в области заработной платы, доходов и уровня жизни населения
4.1. Стороны совместно:
4.1.1. Осуществляют мониторинг количества работников с заработной платой на уровне минимального размера оплаты труда и ниже.
4.1.2. Принимают меры по опережению темпов роста доходов работников, занятых в бюджетном и внебюджетном секторах экономики, относительно темпов роста потребительских цен на товары и услуги.
4.1.3. Осуществляют контроль уровня заработной платы, соблюдения сроков ее выплаты. Принимают меры по недопущению задолженности по заработной плате, выплаты заработной платы без оформления трудовых отношений.
4.2. Администрация города Челябинска:
4.2.1. Осуществляет реализацию и контроль системы оплаты труда в учреждениях бюджетной сферы.
4.2.2. Осуществляет мониторинг задолженности по заработной плате работников организаций в городе Челябинске, а также мерах по ее погашению, проводит заседания рабочих групп по исполнению трудового законодательства Российской Федерации по обеспечению права работников на своевременную и в полном размере выплату заработной платы, по обеспечению полноты и своевременности поступления налогов, сборов в бюджет города Челябинска.
4.3. Работодатели:
4.3.1. Предусматривают в коллективных договорах организаций всех форм собственности мероприятия по увеличению размера заработной платы и обеспечивают рост заработной платы в соответствии с коллективными и трудовыми договорами, а также локальными нормативными актами.
4.3.2. Выплачивают заработную плату работникам в сроки, установленные действующим законодательством, коллективными договорами или иными нормативными правовыми актами, действующими в организациях. В случае задержки ее выплаты, несут ответственность, предусмотренную трудовым законодательством.
4.3.3. Не допускают нецелевое использование средств, предназначенных для оплаты труда. Предоставляют по запросу профсоюзного органа необходимую информацию о формировании и расходовании фонда оплаты труда.
4.3.4. Обязуются:
- использовать действенные системы оплаты труда, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера;
- использовать предоставленное трудовым законодательством право устанавливать системы оплаты труда (тарифную и иные формы) в соглашениях, коллективных договорах, или в локальных нормативных актах, принимаемых в соответствии с законодательством.
4.3.5. Проводят консультации с первичной профсоюзной организацией по реализации политики в сфере оплаты труда, в том числе по возможности доведения минимальной тарифной ставки или оклада (должностного оклада, ставки заработной платы) работников до уровня не ниже минимального размера оплаты труда.
4.3.6. Разрабатывают и закрепляют в коллективных договорах формы и системы оплаты труда работников организаций, размеры ставок и окладов, соотношения в их размерах между отдельными категориями работников, порядок премирования.
4.3.7. Предусматривают в коллективных договорах, трудовых договорах условие, согласно которому минимальный размер повышения оплаты труда за каждый час работы в ночное время составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (должностного оклада).
4.4. Профсоюзы:
4.4.1. Организуют подготовку и заключение в организациях города коллективных договоров (соглашений по оплате труда, соглашений по охране труда).
4.4.2. Осуществляют контроль уровня оплаты труда различных категорий работников, выполнения коллективных договоров, соглашений в области труда и заработной платы, вырабатывают предложения по совершенствованию систем оплаты и нормирования труда, контролируют целевое использование фондов оплаты труда.
4.4.3. Непосредственно в организациях осуществляют контроль своевременности выплаты заработной платы, погашения задолженности по ней, оказывают необходимую правовую помощь работникам в отстаивании их трудовых прав и интересов, в том числе в судебном порядке.
4.4.4. Анализируют уровень доходов работающего населения, вносят предложения Администрации и работодателям по росту доходов, рекомендуют включение предложений и дополнений в коллективные договоры и соглашения.
4.4.5. Вносят в установленном порядке предложения о привлечении к ответственности представителей работодателей, не обеспечивающих заключение и выполнение коллективных договоров и соглашений, нарушающих нормы трудового законодательства, в том числе не обеспечивающих своевременную выплату заработной платы.
4.4.6. Проводят консультации с работодателями по реализации политики в сфере оплаты труда, в том числе по возможности доведения минимальной тарифной ставки или оклада (должностного оклада, ставки заработной платы) работников до уровня не ниже минимального размера оплаты труда.
4.4.7. Включают в коллективные договоры и соглашения обязательства по своевременной выплате работодателями заработной платы, в случае образования просроченной задолженности по заработной плате, согласуют с работодателями сроки ее погашения и разрабатывают графики погашения задолженности.
4.4.8. Представляют интересы работников в органах по рассмотрению трудовых споров, принимают участие в урегулировании конфликтов, возникающих по вопросам оплаты труда и трудовых отношений.
V. Обязательства Сторон в сфере экологической безопасности, условий и охраны труда
5.1. Стороны совместно:
5.1.1. Организуют и обеспечивают в пределах своей компетенции выполнение нормативных правовых актов Российской Федерации, Челябинской области и локальных нормативных актов организаций по охране труда, охране окружающей среды и экологической безопасности.
5.1.2. Принимают меры по проведению специальной оценки условий труда с целью разработки и реализации программы действий по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организациях.
5.1.3. Участвуют в проведении мероприятий по пропаганде и распространению опыта работы в сфере охраны труда и окружающей среды, ежегодно принимают участие в проведении "Всемирного дня охраны труда".
5.1.4. Взаимодействуют с органами государственного надзора и контроля по вопросам соблюдения трудового законодательства в организациях, осуществляющих свою деятельность на территории города Челябинска.
5.1.5. Организуют и обеспечивают проведение мероприятий по восстановлению здоровья работников.
5.2. Администрация города Челябинска:
5.2.1. Организует и проводит мониторинг состояния условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории города Челябинска.
5.2.2. Организует и участвует в мероприятия по вопросам охраны труда в городе Челябинске, посвященных Всемирному дню охраны труда.
5.2.3. Участвует в установленном законодательством Российской Федерации порядке в расследовании несчастных случаев (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев (в том числе групповых) со смертельным исходом.
5.2.4. Обеспечивает работу межведомственной комиссии по охране труда города Челябинска с участием представителей профсоюзов и работодателей.
5.2.5. Оказывает методическую помощь работодателям в совершенствовании работы служб охраны труда.
5.2.6. Организует деятельность по благоустройству, озеленению и осуществлению санитарной очистки территорий города Челябинска.
5.3. Работодатели:
5.3.1. Обеспечивают выполнение требований Трудового кодекса Российской Федерации в части охраны труда и Федерального закона "Об охране окружающей среды", и других нормативных правовых актов по охране труда и окружающей среды, повышают эффективность работы служб охраны труда и окружающей среды, не допускают их сокращения и ликвидации.
5.3.2. Проводят специальную оценку условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" с целью разработки и реализации программы действий по обеспечению безопасных условий охраны труда. В пределах финансовых возможностей предусматривают в коллективных договорах и соглашениях по результатам специальной оценки условий труда рабочих мест дополнительные, по сравнению с предусмотренными законодательством, льготы и компенсации работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда, разрабатывают и осуществляют мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников.
5.3.3. Не допускают ввода в действие производственных объектов, средств производства и технологий, без положительного заключения органов государственной экспертизы условий труда, государственной экологической экспертизы, без участия в приемных комиссиях представителей профсоюзной организации.
5.3.4. Организуют и проводят подготовку и аттестацию специалистов, обучение и проверку знаний рабочих в области охраны труда и промышленной безопасности.
5.3.5. Обеспечивают санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников организаций, условия, необходимые для своевременного прохождения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических и внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников.
5.3.6. Осуществляют содержание и охрану зеленых насаждений на территории организаций, санитарно-защитных зон, а также зеленых насаждений общего пользования, прилегающих к организациям.
5.3.7. Обеспечивают строгое соблюдение на каждом рабочем месте здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям законодательства об охране труда, уделяя особое внимание безопасности ведения работ, обеспечению работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты по установленным нормам, надлежащим санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием.
5.3.8. Информируют работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, о полагающихся им компенсациях и льготах за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда и средствах индивидуальной защиты.
5.3.9. Обеспечивают обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Принимают необходимые меры по выполнению Закона Российской Федерации "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Осуществляют добровольное страхование по профессиям повышенного профессионального риска.
5.3.10. При наличии финансовых возможностей создают за счет собственных средств рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей и имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации пострадавших рекомендации по труду.
5.4. Профсоюзы:
5.4.1. Осуществляют контроль состояния охраны труда и требований экологической безопасности в организациях.
5.4.2. Предлагают для включения в коллективные договоры и соглашения мероприятия, улучшающие условия труда работающих, льготы и компенсации работникам, занятым на производстве с неблагоприятными условиями труда.
5.4.3. Защищают интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и получивших профессиональные заболевания.
5.4.4. Принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в рассмотрении трудовых споров в связи с нарушениями трудового законодательства Российской Федерации.
5.4.5. Участвуют в создании и деятельности комитетов (комиссий) по охране труда в организациях.
5.4.6. Совместно с представителями Государственной инспекции труда в Челябинской области осуществляют контроль соблюдения в организациях требований законодательства Российской Федерации в области охраны труда и обеспечения экологической безопасности.
5.4.7. Предъявляют работодателям требование о приостановке работ в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.
5.4.8. Осуществляют выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
5.4.9. Способствуют включению в коллективные договоры и соглашения обязательств, направленных на повышение уровня технической и экологической безопасности производств, проведение специальной оценки условий труда, дополнительных гарантий и компенсаций для пострадавших на производстве работников.
5.4.10. Направляют информацию работодателям, органам государственного надзора (контроля) и органам местного самоуправления об угрозе окружающей среде, жизни и здоровью работников.
5.4.11. Участвуют в обучении и проверке знаний требований охраны труда руководителей, специалистов и иных работников, а также членов комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов, с обязательным отрывом от производства и сохранением их среднего заработка.
5.4.12. Избирают у каждого работодателя уполномоченных (доверенных) лиц профсоюза по охране труда в количестве и порядке, установленном коллективным договором.
5.4.13. Информируют должностных лиц и работников организаций о функциях и правах уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов, порядке действий должностных лиц и работников при обращении к ним уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов.
5.4.14. Проводят независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников в порядке, утвержденном профсоюзами.
VI. Обязательства Сторон в сфере социальной защиты уровня жизни работников
6.1. Стороны совместно:
6.1.1. Осуществляют меры по сохранению и функционированию объектов оздоровления населения, детей и студенческой молодежи.
6.1.2. Обеспечивают сезонную подготовку загородных детских оздоровительных лагерей, организуют оздоровление и отдых детей.
6.1.3. Принимают меры по усилению социальной поддержки малообеспеченных категорий граждан.
6.1.4. Разрабатывают дополнительные меры поддержки работников, являющихся участниками специальной военной операции, а также членов их семей.
6.2. Администрация города Челябинска:
6.2.1. Обеспечивает реализацию муниципальной программы "Социальная поддержка населения города Челябинска".
6.2.2. Обеспечивает финансирование муниципальных учреждений дополнительного образования детей в пределах выделенных ассигнований.
6.2.3. Содействует сохранению льготного проезда в городском транспорте общего пользования для социально незащищенных категорий граждан.
6.2.4. Осуществляет мониторинг отдельных показателей уровня жизни населения города Челябинска.
6.3. Работодатели:
6.3.1. Создают условия и предоставляют в безвозмездное пользование помещения, оборудование, транспорт и средства связи, необходимые для осуществления деятельности первичных профсоюзных организаций. Выделяют денежные средства на культурно-массовую и оздоровительную работу в трудовых коллективах на счета профсоюзных комитетов. Суммы перечисляемых средств по согласованию сторон закрепляют в коллективных договорах.
6.3.2. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях финансирование мероприятий по созданию условий для отдыха работников и членов их семей из фонда предприятия и средств социального страхования (при наличии финансовых средств).
6.3.3. Обеспечивают медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям, с частичной компенсацией его стоимости, работникам, вышедшим на пенсию и являющимся ветеранами труда, на условиях, установленных коллективным договором, с учетом финансовой возможности.
6.3.4. Совместно с первичными профсоюзными организациями содействуют разработке и реализации в коллективных договорах возможности дополнительных мер поддержки работников предпенсионного возраста при увольнении в связи с сокращением численности или штата работников и оформлению досрочной пенсии, работников являющихся участниками специальной военной операции, а также членов их семей.
6.4. Профсоюзы:
6.4.1. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях финансирование мероприятий по созданию условий для лечения и отдыха работников и членов их семей за счет средств организаций, профсоюзов, социального страхования.
6.4.2. Совместно с молодежными, женскими, ветеранскими организациями принимают участие в организации досуга детей и подростков. Содействуют сохранению и развитию сети детских, подростковых клубов и других учреждений, обеспечивающих занятость и досуг подростков и детей.
6.4.3. Привлекают ветеранов труда к воспитанию молодежи для передачи ей навыков и опыта.
6.4.4. Организуют обучение, информирование работников по действующему пенсионному законодательству, социальному и медицинскому страхованию, о правах застрахованных работников.
6.4.5. Содействуют созданию музеев трудовой славы, летописей своих коллективов в организациях.
VII. Обязательства Сторон по работе с молодежью
7.1. Стороны совместно:
7.1.1. Рассматривают на заседаниях городской трехсторонней комиссии вопросы работы с молодежью и меры по улучшению социально-экономической и правовой защиты молодых людей.
7.1.2. Обобщают и распространяют положительный опыт работы с молодежью, организуют освещение лучшего опыта работы в средствах массовой информации.
7.1.3. Проводят мероприятия, содействующие профессиональной ориентации с целью выбора сферы деятельности, образованию, профессиональному росту, научно-техническому творчеству и проектной деятельности работающей молодежи.
7.2. Администрация города Челябинска:
7.2.1. Реализует мероприятия в области молодежной политики.
7.2.2. Создает условия для занятости молодежи. Организует временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.
7.2.3. Обеспечивает проведение конкурсов, олимпиад, фестивалей по различным направлениям творческой деятельности детей и молодежи, в том числе в области профессиональной, предпринимательской деятельности.
7.2.4. Проводит городские спортивные соревнования среди молодежи по массовым видам спорта.
7.2.5. Осуществляет в пределах своих полномочий мероприятия по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
7.2.6. Реализуют муниципальные программы (подпрограммы), направленные на поддержку молодых семей в части улучшения жилищных условий.
7.2.7. Обеспечивает поддержку и развитие различных форм воспитательной работы в специализированных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, подростковых и молодежных клубах по месту жительства.
7.2.8. Обеспечивает меры по поддержке молодых граждан в области охраны труда и здоровья, в профилактике опасных заболеваний и формировании здорового образа жизни.
7.2.9. Способствует развитию движения студенческих отрядов.
7.2.10. Способствует организации физической и военно-патриотической подготовки молодежи, развитию военно-технических видов спорта в школах и средних профессиональных учебных заведениях.
7.3. Работодатели:
7.3.1. Способствуют созданию в организациях всех форм собственности молодежных организаций (советы молодых специалистов, молодежные комиссии профсоюзных организаций, другие формы молодежного самоуправления).
7.3.2. С целью привлечения и закрепления молодежи в организациях, предусматривают в коллективных договорах и соглашениях для работающей молодежи:
- создание условий для профессионального роста молодежи;
- организацию работы с молодыми семьями (при наличии финансовых средств предоставление льготных ссуд, кредитов на приобретение или строительство жилья, денежных дотаций за счет предприятия на наем жилья, содержание детей в дошкольных учреждениях, создание условий для отдыха и оздоровления работников).
7.3.3. Создают и развивают в организации с участием профсоюзов институт наставничества.
7.3.4. Совместно с профсоюзными организациями содействуют проведению тематических молодежных вечеров (КВН, фестивалей авторской и исполнительской песни, молодая семья, рабочая династия, творческие вечера молодых специалистов и. т.д.), выделяют денежные средства на их проведение, предусмотренные коллективными договорами.
7.3.5. Совместно с профсоюзными организациями проводят конкурсы профессионального мастерства на звание "Лучший молодой рабочий по профессии", "Лучший молодой специалист".
7.3.6. Совместно с профсоюзными организациями способствуют организации различных спортивных мероприятий среди молодежи, выделяют средства на поощрение победителей.
7.4. Профсоюзы:
7.4.1. Вносят предложения по включению специальных разделов по вопросам защиты социально-трудовых прав молодежи в коллективные договоры организаций.
7.4.2. Участвуют в организации трудового соперничества среди молодежи, создании молодежных трудовых коллективов, в организации конкурсов профессионального мастерства среди молодежи.
7.4.3. Вовлекают молодежь в ряды членов профсоюзов. Содействуют созданию условий для реализации профессиональных потребностей молодежи.
7.4.4. Организуют при содействии работодателей проведение конкурсов среди молодежи, торжественных мероприятий для выпускников организаций профессионального образования, торжественных проводов молодых работников в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации, и оказывают помощь в организации массовых культурных, спортивных мероприятий для молодежи.
7.4.5. Способствуют адаптации молодых специалистов на производстве, созданию необходимых условий для проживания в общежитиях.
VIII. Обязательства Сторон в области защиты трудовых прав и социально-экономических интересов женщин, укрепления семьи, заботы о материнстве и детстве
8.1. Стороны совместно:
8.1.1. Содействуют включению в коллективные договоры пунктов, направленных на социальную поддержку женщин, укреплению здоровья будущих матерей.
8.2. Администрация города Челябинска:
8.2.1. Ежегодно выделяет средства для оздоровления детей в городских и загородных детских оздоровительных учреждениях.
8.2.2. Осуществляет меры по обеспечению детей местами в дошкольных учреждениях города.
8.2.3. В подведомственных учреждениях обеспечивает сохранение объектов социальной сферы: детских оздоровительных лагерей, детских дошкольных учреждений, спортивных сооружений, учреждений культуры, учреждений социального обслуживания.
8.3. Работодатели:
8.3.1. Предусматривают в коллективных договорах мероприятия, направленные на поддержку членов семей участников специальной военной операции, на оздоровление, трудящихся женщин, детей, улучшение медицинского обслуживания работников
8.3.2. Освобождают беременных женщин от работы с вредными условиями труда с сохранением среднемесячной заработной платы за счет предприятия с момента установления беременности.
8.3.3. Сохраняют место работы (должность) для женщин до выхода из отпуска по беременности и родам. Не допускают расторжение трудового договора по пункту 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации с женщинами, имеющими детей в возрасте до 3-х лет, одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет, ребенка-инвалида до 18 лет, другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери.
8.3.4. Предусматривают в коллективных договорах предоставление одного дня с сохранением средней заработной платы одному из родителей или опекуну, имеющим детей - первоклассников (1 сентября) и выпускников школы (в день выпуска).
8.3.5. Оказывают семьям материальную помощь при рождении ребенка в размерах, установленных в коллективных договорах.
8.3.6. Исходя из финансовых возможностей, предусматривают в коллективном договоре ежемесячную компенсационную выплату женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3-летнего возраста.
8.3.7. Предусматривают в коллективных договорах проведение регулярных медицинских осмотров женщин с целью раннего выявления заболеваний.
8.4. Профсоюзы:
8.4.1. Предлагают для включения в коллективные договоры и соглашения обязательства по вопросам защиты социально-трудовых прав работающих женщин и лиц с семейными обязанностями, поддержки семьи, материнства и заботы о детях.
8.4.2. Совместно с Государственной инспекцией труда в Челябинской области осуществляют контроль соблюдения законодательства об охране труда, здоровья, правах и гарантиях работающих женщин.
8.4.3. Оказывают юридическую помощь женщинам - членам профсоюзов - в защите их прав, проводят работу по разъяснению трудового законодательства.
IX. Обязательства Сторон в в сфере организации здорового образа жизни
9.1. Стороны совместно:
9.1.1. Обеспечивают мероприятия по формированию здорового образа жизни среди различных категорий населения, прежде всего, среди молодежи и несовершеннолетних.
9.1.2. Через средства массовой информации осуществляют широкую пропаганду здорового образа жизни на территории города Челябинска.
9.2. Администрация города Челябинска:
9.2.1. Способствует развитию физической культуры и спорта, в том числе ежегодному проведению массовых зимних и летних спартакиад.
9.2.2. Обеспечивает поддержку спортивных команд и физкультурно-спортивных организаций города Челябинска.
9.2.3. Организует оздоровление, отдых и временное трудоустройство детей, подростков и студенческой молодежи в каникулярный период.
9.2.4. Способствует созданию условий для развития массовой физической культуры и спорта.
9.3. Работодатели:
9.3.1. При наличии финансовых возможностей содержат здания, помещения, сооружения, базы отдыха, оздоровительные лагеря и другие объекты, необходимые для организации отдыха, ведения культурной и оздоровительной работы с работниками и членами их семей.
9.3.2. Отчисляют профсоюзному комитету денежные средства в порядке и в сумме, установленной коллективным договором на проведение культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы.
9.3.3. Совместно с профсоюзными организациями разрабатывают и реализуют мероприятия по обеспечению здорового образа жизни работников.
9.3.4. Обеспечивают проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
9.4. Профсоюзы:
9.4.1. Совместно с работодателями разрабатывают мероприятия по реализации программы здорового образа жизни.
9.4.2. Предлагают для включения в коллективные договоры и соглашения обязательства по вопросам организации здорового образа жизни.
X. Обязательства Сторон в сфере развития социального партнерства и координации деятельности Сторон Соглашения
10.1. Стороны совместно:
10.1.1. Оказывают содействие заключению коллективных договоров на уровне организаций, являющихся основой, обязательным условием для всех сторон социального партнерства. Осуществляют контроль выполнения данного Соглашения.
10.1.2. Участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов, способствующих развитию социального партнерства в городе Челябинске.
10.1.3. Участвуют в областном конкурсе "Коллективный договор - основа защиты социально-трудовых прав работников".
10.1.4. Способствуют предотвращению коллективных трудовых конфликтов и сохранению стабильной, социальной обстановки.
10.1.5. Считают необходимым развивать отношения социального партнерства на основе обеспечения прав и интересов сторон в соответствии с требованиями законодательства.
10.2. Администрация города Челябинска:
10.2.1. Приглашает для участия в своей деятельности представителей профсоюзов, работодателей и органов местного самоуправления, не являющихся членами Челябинской городской трехсторонней комиссии, а также ученых и специалистов, представителей других организаций.
10.2.2. Обеспечивает своевременную уведомительную регистрацию коллективных договоров, соглашений, оказывает консультативно-методическую помощь организациям города Челябинска независимо от форм собственности в проведении уведомительной регистрации коллективных договоров, активизирует работу по их обязательному заключению.
10.2.3. Осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
10.3. Работодатели:
10.3.1. Содействуют созданию и функционированию профсоюзных организаций, соблюдают их права и гарантии деятельности. Для организации уставной деятельности предоставляют профсоюзным организациям на безвозмездной основе: помещения, транспорт, оргтехнику, средства связи, необходимые нормативные правовые акты, локальные документы в соответствии с законодательством и коллективным договором.
10.3.2. При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, ежемесячно и безвозмездно перечисляют на счета профсоюзных организаций членские взносы из заработной платы этих работников.
10.3.3. Поддерживают инициативу профсоюзных организаций о заключении коллективных договоров и соглашений. Подписывают проект коллективного договора на согласованных условиях в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров.
10.3.4. Представляют коллективные договоры в Администрацию города и администрации районов города Челябинска для уведомительной регистрации в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.
10.3.5. Отчитываются совместно с профсоюзными комитетами на общих собраниях (конференциях) работников об итогах реализации коллективных договоров не реже 1 раза в год.
10.4. Профсоюзы:
10.4.1. Инициируют ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективных договоров и соглашений.
10.4.2. Содействуют подготовке и проведению коллективных переговоров, организуют членов профсоюзов на выполнение коллективных договоров.
10.4.3. Организуют обучение профсоюзного актива, руководителей профсоюзных организаций по вопросам правового регулирования трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров и соглашений, оказывают практическую и консультативную помощь членам профсоюзов в защите социально-трудовых прав и гарантий работников.
10.4.3. Взаимодействуют с Государственной инспекцией труда в Челябинской области с целью организации совместных проверок соблюдения трудового законодательства Российской Федерации.
XI. Обязательства Сторон по внедрению и развитию системы социального мониторинга по оперативному выявлению социально-трудовых конфликтов в трудовых коллективах
11.1. Стороны совместно:
11.1.1. Рассматривают на заседаниях городской трехсторонней комиссии результаты социального мониторинга по оперативному выявлению и разрешению конфликтных ситуаций в трудовых коллективах на территории города Челябинска (далее - социальный мониторинг) по поручению областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
11.2. Администрация города Челябинска:
11.2.1. Осуществляет взаимодействие со Сторонами по результатам, проведенного социального мониторинга.
11.3. Работодатели:
11.3.1. Согласовывают информацию либо предоставляют мотивированное мнение о результатах социального мониторинга.
11.4. Профсоюзы:
11.4.1. Согласовывают информацию либо предоставляют мотивированное мнение о результатах социального мониторинга.
ХII. Заключительные положения
12.1. Соглашение вступает в силу с 28 мая 2024 года после его подписания Сторонами и действует по 31 декабря 2026 года.
12.2. В случае если по окончании действия настоящего Соглашения не будет заключено новое соглашение, то действие настоящего Соглашения автоматически продлевает свое действие до заключения нового соглашения, но не более чем на три года.
12.3. Ни одна из Сторон, заключивших настоящее Соглашение, не вправе в течение срока его действия прекратить выполнение принятых на себя обязательств в одностороннем порядке.
12.4. В период действия настоящего Соглашения изменения и дополнения в него вносятся по взаимному согласию Сторон в соответствии с решением городской трехсторонней комиссии.
12.5. Администрация города Челябинска публикует текст Соглашения в срок не позднее двух недель после подписания в газете "Вечерний Челябинск".
12.6. Стороны несут ответственность за нарушение или невыполнение Соглашения в соответствии с действующим законодательством.
12.7. Настоящее Соглашение составлено и подписано в трех экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.
Глава города Челябинска |
Н.П. Котова |
Председатель Ассоциации |
О.М. Косых |
Президент территориального |
С.П. Кашигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Трехстороннее соглашение между Ассоциацией организаций профсоюзов города Челябинска, Территориальным объединением работодателей "Союз работодателей города Челябинск" и Администрацией города Челябинска на 2024 - 2026 годы
Вступает в силу с 28 мая 2024 г. и действует по 31 декабря 2026 г.
Опубликование:
газета "Вечерний Челябинск" 11 июня 2024 г. N 41/1
сайт сетевого издания "Вечерний Челябинск онлайн" (vecherka.su) 11 июня 2024 г.