Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4
Защита социальных прав
4.1. Право на образование и непрерывное повышение образования
Образовательные права относятся к базовым правам человека, именно поэтому их реализации уделяется повышенное внимание. В условиях меняющего уклада жизни, внедрения цифровых высокотехнологичных средств производства возникает потребность в постоянном повышении квалификации, а иногда и в получении нового образования. Коренные малочисленные народы не являются исключением из общемирового тренда.
Помимо общечеловеческих прав на образование, коренные малочисленные народы обладают и специфическими образовательными правами.
К ним относятся в том числе:
- право семей и общин коренных народов на сохранение совместной ответственности за воспитание, обучение, образование и благополучие их детей в соответствии с правами ребенка;
- право создавать и контролировать свои системы образования, учебные заведения, обеспечивающие образование на их родных языках в соответствии со свойственными их культуре методам преподавания и обучения.
В декабре прошлого года поступило обращение от жителя Таймыра, в котором акцентируется внимание органов власти на реализацию вышеперечисленных прав коренных народов. К достоинствам системы начального и среднего образования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов края нужно отнести стремление органов управления образования обеспечить языковые и этнические потребности малочисленных народов там, где есть кадровые и иные образовательные ресурсы.
Так на Таймыре в 12 детских садах и школах функционируют "Языковые гнезда". Ведется активная издательская деятельность учебно-методической литературы на родных языках. Подготовлено к изданию пособие "Краеведение Таймыра" с материалом этнокультурного содержания.
В Эвенкии за период 2016 - 2023 гг. разработаны и изданы образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего образования по родному эвенкийскому языку и эвенкийской литературе.
Есть в Красноярском крае сложности с преподаванием чулымского, кетского и селькупского языка. Основная причина - отсутствие квалифицированных педагогических кадров.
Всего родной язык в 2023 году изучали:
Таблица 7
Количество учащихся образовательных учреждений, изучающих родной язык в разрезе муниципальных образований
Муниципальное образование |
Количество детей |
Количество образовательных организаций (школы) |
Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район |
1337 учащихся |
16 |
Эвенкийский муниципальный район |
363 учащихся |
9 |
Дети, находящиеся в детских домах, интернатах также имеют возможность изучать свой родной язык в рамках внеурочной деятельности в образовательных учреждениях. Они принимают активное участие в этнокультурной деятельности учреждений дополнительного образования.
Таким образом обеспечивается духовная связь детей из числа коренных малочисленных народов со своими этносами, которая подкрепляется практиками традиционной хозяйственной деятельности в каникулярное время.
В 2023 году обращения в адрес Уполномоченного в основном касались вопросов получения среднего и высшего профессионального образования.
В г. Красноярске проживает гр. А., 07.01.2005 г. р., уроженец с. Хатанга Хатангского района Красноярского края, который в 2022 г. закончил обучение в ТМКОУ "Хатангская общеобразовательная средняя школа N 1". Гр. А. из многодетной малообеспеченной семьи, в настоящее время лишен какой-либо поддержки со стороны своей матери. С отцом отношения не поддерживает, в связи с чем оказался в трудной жизненной ситуации. Гр. А. - парень целеустремленный, имеет устойчивое желание "встать" на ноги, получить образование. К сожалению, из-за трудной жизненной ситуации он нуждается в оказании социальной помощи и поддержке.
В связи с вышесказанным, прошу рассмотреть вопросы об оказании содействия гр. А. в профессиональном ориентировании, поступлении в образовательное учреждение с предоставлением общежития, а также по вопросу оказания мер поддержки, предусмотренных для молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера.
Уполномоченным были направлены письма директору КГБПОУ "Красноярский монтажный колледж" Воронину Е.А., директору КГБПОУ "Красноярский строительный техникум" Реброву Ю.В. об оказании содействия в выделении учебного места и места в общежитии в данных учебных заведениях.
Уполномоченный выражает благодарность директору КГБПОУ "Красноярский строительный техникум" Реброву Ю.В. за оказанное содействие и надеется на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
К Уполномоченному обратился гр. Т., 11.03.2002 г. р., относящийся по национальной принадлежности к долганам с просьбой оказать содействие в продолжении обучения в высшем учебном заведении г. Красноярска.
Гр. Т. из многодетной семьи, окончил 9 классов в ТМКОУ "Дудинская средняя школа N 4". После поступил в КГБПОУ "Красноярский монтажный колледж", где прошел обучение по специальности "Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования". С детства занимался борьбой в Спортивной школе по национальным видам спорта имени А.Г. Кизима (г. Дудинка, Таймыр). Имеет многочисленные спортивные достижения, по результатам которых ему был присвоен спортивный разряд "Кандидат в мастера спорта" по греко-римской борьбе. В настоящее время занимается в Краевом государственном автономном учреждении "Региональный центр спортивной подготовки "Академия борьбы имени Д.Г. Миндиашвили".
В целях поддержки талантливой молодежи, популяризации спорта и здорового образа жизни среди коренных малочисленных народов, а также с учетом перспективы восполнить дефицит квалифицированных кадров в области физкультуры и спорта, Уполномоченным было направлено письмо в адрес ректора Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева Холиной М.В. об оказании содействия в выделении учебного места и общежития в образовательном учреждении. Руководство университета пошло навстречу и откликнулось на просьбу.
Уполномоченный выражает благодарность ректору Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева Холиной М.В. за поддержку талантливой молодежи и содействие росту кадрового потенциала коренных малочисленных народов Красноярского края.
К сожалению, у граждан из числа коренных малочисленных народов, получающих среднее и высшее образование на территории Красноярского края, имеются законодательные рамки, которые осложняют жизнь учащихся и их семей. Речь идет о законодательных гарантиях Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов, действовавших в субъектах и сохранившихся в законодательстве Красноярского края практически без изменений.
В мой адрес поступило обращение от представителя Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае в Эвенкийском муниципальном районе Сутягиной А.Г. в интересах гр. Я., многодетной матери, проживающей в Эвенкийском муниципальном районе по вопросу предоставления бесплатного питания ее дочери, обучающейся с 2023 года в КГБПОУ "Таймырский колледж" на дневной форме обучения и проживающей в общежитии данного учреждения.
С сентября 2023 года обучающаяся не получает трехразовое питание, так как норма Закона Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2658 "О социальной поддержке граждан, проживающих в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края", а именно пункт 2 статьи 8 предусматривает бесплатное трехразовое питание только для студентов, обучающихся за счет средств краевого бюджета в краевых государственных профессиональных образовательных организациях, расположенных на территории Эвенкийского муниципального района.
Аналогичная норма действует в отношении студентов Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, обучающихся по очной форме обучения в краевых государственных профессиональных образовательных организациях, расположенных на территории муниципального района. Данная норма закреплена в пункте 2 статьи 13 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 г. N 7-2660 "О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края".
Проблема подготовки кадров из числа молодежи коренных малочисленных народов по-прежнему остается актуальной. Краевые государственные профессиональные образовательные организации, расположенные в городе Дудинка Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и в пос. Тура Эвенкийского муниципального района осуществляют профессиональную подготовку по ограниченному перечню специальностей. Молодежь коренных малочисленных народов выражает желание получать образование в краевых государственных профессиональных образовательных организациях, расположенных не только в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов, но и в других муниципальных образованиях края.
При этом мера государственной поддержки в виде предоставления бесплатного трехразового питания действительно востребована в силу следующих причин:
- значительное количество семей студентов коренных малочисленных народов имеют среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума, установленной по соответствующей территории Красноярского края;
- отдельные студенты имеют на иждивении детей или престарелых родителей;
- многие студенты из многодетных семей оленеводов, рыбаков, охотников и не имеют денежной поддержки от своих родителей по причине отсутствия стабильных денежных доходов, а также в силу отсутствия на территории проживания родителей инфраструктуры банковско-финансовых учреждений;
- налицо низкая социальная адаптация ребят в городской среде и отсутствие навыков самостоятельного рационального использования денежных средств, поскольку ранее они обучались в школах-интернатах на условиях полного государственного обеспечения.
Устав Красноярского края в статье 12 и в статье 103 нацеливает органы государственной власти на содействие сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Красноярского края, защиту прав коренных малочисленных народов, в том числе образовательных и социальных прав.
С учетом вышеизложенного Уполномоченный рекомендует Правительству Красноярского края провести ревизию мер государственной поддержки студентов из числа коренных малочисленных народов и инициировать внесение изменений в Закон Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2658 "О социальной поддержке граждан, проживающих в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края" и в Закон Красноярского края от 18 декабря 2008 г. N 7-2660 "О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края" в части унификации условий предоставления бесплатного трехразового горячего питания студентам из числа коренных малочисленных народов, а также распространения указанной нормы на все краевые государственные профессиональные образовательные организации, в которых получают образование студенты из числа коренных малочисленных народов по очной форме обучения независимо от места их постоянного проживания.
Уполномоченный считает важным затронуть и вопросы модернизации объектов образования. Так на 2024 - 2026 гг. за счет средств бюджета Красноярского края предусмотрено:
- строительство малоформатного учебного центра на 70 учащихся с дошкольными группами на 30 мест в п. Хета с.п. Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района;
- строительство малоформатного учебного центра на 70 учащихся с дошкольными группами на 30 мест в п. Волочанка г. п. Дудинка Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района;
- строительство образовательного центра на 280 учащихся с дошкольными группами на 60 мест в п. Носок с.п. Караул Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района;
- реконструкция спального корпуса ТМКОУ "Хатангская средняя школа-интернат в с. Хатанга;
- строительство образовательного центра для детей дошкольного возраста на 80 мест в с.п. Хатанга.
Планы по строительству отдельных зданий образовательных учреждений сопровождаются активными дискуссиями в общественной среде коренных малочисленных народов.
К Уполномоченному коллективно обратились жители п. Носок с просьбой оказать помощь в реализации их прав на образование (стилистика и орфография сохранены).
Мы, инициативная группа п. Носок, в которую входят родители, жители поселка: пенсионеры, рабочая молодежь, просим обратить внимание на нашу огромную просьбу.
Мы знаем, что в поселке предполагают строить начальную школу, но мы, родители, предлагаем построить одну большую школу на 500 чел. с дошкольными группами. Поясняем почему.
Сегодняшняя школа не соответствует современным требованиям. У нас в школе нет актового зала, приходится использовать спортивный зал, постоянно перетаскивать стулья из кабинетов, что не дает создать эстетическую, театральную атмосферу. Увеличивается количество детей с ОВЗ, а внутри школы негде разместить туалетные комнаты, чтоб в дверные проемы могло проходить инвалидное кресло. У нас нет таких детей, но кто знает, могут и появиться. Спортивный зал у нас нестандартный, меньше, чем положено, поэтому в олимпиадах по спорту наши дети участие принимать не могут. Отсутствуют душевые, комнаты для переодевания маленькие. Количество детей в классах выше 15 чел. Нет помещений для хранения спортивного инвентаря. В школьном буфете посадочных мест около 40, а в школе учится более 440 чел. туалетных комнат недостаточно для такого количества обучающихся. По требованиям безопасности установили пропускные рамки, это очень необходимо, но холл, где эта рамка находится, очень маленький, детям негде разуться, особенно в осенне-весенний период, когда начинается распутица, в учебных кабинетах должны быть раковины, это обязательное требование СанПин, которых нет. В два разных задания трудно будет подобрать персонал, затруднена будет административная работа, разобщится коллектив. На сегодняшний день очень сложно найти поваров.
Здание, в котором сейчас учатся наши дети, мы предлагаем, чтоб в нем открыть Центр, где можно разместить филиал художественной школы, где можно оборудовать хореографические залы, кабинеты под школу искусств, есть уже спортивный зал, где можно было бы проводить общепоселковые и межпоселковые спортивные соревнования, поставить бильярдный стол, т.к. много мужчин разного возраста желали бы проводить игры по этому виду спорта, в другом холле поставить теннисный стол, выделить помещения под занятия рукоделием для взрослых - пенсионеров, зал для фитнес занятий для пенсионеров, тренажерный зал. Рабочая молодежь нашла бы себя, возможно, в спорте, творчестве, а не в распитии алкогольных напитков и нарушении общественного правопорядка.
Зная проблему с жильем, возможно, выделить несколько помещений под жилье специалистам этого Центра, которых необходимо пригласить. При открытии Центра появились бы рабочие места для жителей поселка, не имеющих специального образования.
Мы живем в труднодоступном месте, знаем сложности по доставке к нам груза, но нам хочется, чтоб наши дети учились в помещении, соответствующем современным образовательным стандартам.
Школа в п. Носок располагается в здании 2000 года постройки, проектная наполняемость 192 учащихся, имеется спортивный зал, пищеблок, техническое состояние строительных конструкций удовлетворительное. По данным Управления образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, в текущем учебном году в школе обучаются 446 детей в 2 смены, в том числе 180 - в начальных классах.
С целью оптимизации расходов краевого бюджета на выполнение строительно-монтажных работ Министерством образования Красноярского края совместно с Администрацией Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района принято решение о целесообразности строительства здания образовательного центра с дошкольными группами и определена проектная наполняемость - 280 учащихся 5 - 11 классов и 80 воспитанников детского сада.
Проектом государственной программы Красноярского края "Развитие образования" на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 годов запланировано выделение средств краевого бюджета в размере 32,0 млн рублей на разработку проектной документации для строительства образовательного центра на 280 учащихся с дошкольными группами на 80 мест в п. Носок в 2024 году.
Сроки строительства будут определены по результатам разработки проектной документации.
Уполномоченный рекомендует Министерству образования Красноярского края совместно с органами власти Таймырского Долгано-Ненецкого района изучить предложение инициативной группы п. Носок с возможностью реализации проекта по модели государственно-частного партнерства с промышленными компаниями.
4.2. Право сохранять и развивать собственную традиционную культуру и иметь доступ к сфере культуры
Теме защиты культурных прав коренных народов в нашей стране уделяется повышенное внимание с учетом важности аспектов культуры в самоидентификации коренных народов, а также трансляции культурных ценностей, традиций и обычаев от поколения к поколению.
Выделяют следующие культурные права коренных народов:
- право активно участвовать в разработке, определении, реализации культурных программ, которые их затрагивают, в том числе через свои собственные институты;
- право на развитие прежних, нынешних и будущих форм проявления их культуры, таких как археологические и исторические объекты, памятники материальной культуры, рисунки, обряды, технологии, изобразительное и исполнительское искусство и литература;
- право совместно с государством обеспечивать средства правовой защиты через разработку эффективных механизмов, которые могут включать в себя реституцию в отношении их культурной, интеллектуальной, религиозной и культовой собственности, отчужденной без их свободного, предварительного и осознанного согласия или в нарушение их законов, традиций и обычаев;
- право соблюдать, отправлять, развивать и передавать свои духовные и религиозные традиции, обычаи и обряды;
- право сохранять, охранять и посещать без постороннего присутствия свои места религиозного и культурного значения;
- право пользоваться и распоряжаться своими обрядовыми предметами и право хоронить на родине останки своих умерших;
- право на возможность доступа к находящимся у государства обрядовым предметам и останкам умерших и/или обеспечение их возвращения на родину в рамках справедливых, транспарентных и эффективных механизмов, разработанных государством совместно с соответствующими коренными народами;
- право возрождать, использовать, развивать и передавать будущим поколениям свою историю, языки, традиции устного творчества, философию, письменность и литературу;
- право семей и общин коренных народов на сохранение совместной ответственности за воспитание, обучение, образование и благополучие их детей, в соответствии с правами ребенка.
Вопросы сохранения культуры и ответственности семей за воспитание и воспроизводство традиционных ценностей посредством семьи чрезвычайно актуальны в наше время. В этой связи хочется предложить Агентству по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края совместно с Региональной Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера Красноярского края разработать план мероприятий по реализации Года семьи с учетом этнокультурных особенностей коренных малочисленных народов с последующим включением конкретных мероприятий в состав мер государственной поддержки. Со своей стороны готов выступить соорганизатором круглого стола по данной тематике.
К достоинствам Российской Федерации нужно отнести системную поддержку культуры коренных малочисленных народов во всех ее аспектах. Даже в самых отдаленных, малонаселенных селах сохранились дома культуры, в которых сами представители коренных народов сохраняют, возрождают, развивают и популяризируют свою традиционную культуру.
Другой вопрос, в каком состоянии находятся здания домов культуры, насколько комфортны условия труда специалистов, имеются ли в их распоряжении современные технические средства, чтобы иметь возможность реализовывать в полной мере культурные права?
К Уполномоченному обратились жители одного из населенных пунктов Таймыра.
Мы, коллектив ТМК ОУ "Носковская средняя школа-интернат", возмущены решением об отмене строительства сельского Дома культуры в п. Носок. В поселок уже были завезены материалы для строительства здания и привезена техника. Все жители поселка надеялись на строительство СДК, т.к. на территории нет ни одного досугового центра для проведения массовых мероприятий для работы с молодежью и подростками, что является одним из направлений по профилактике правонарушений.
Коллектив ТМК ОУ "Носковская средняя школа-интернат" никакого отношения не имеет к коллективному обращению в прокуратуру по поводу неправильно выбранного места под строительство СДК в п. Носок.
Мы считаем, что решением об отмене строительства СДК в п. Носок ущемляются наши конституционные права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44 п. 2 Конституции РФ).
24.08.2023 на сходе граждан обсуждался вопрос о выделении места для строительства нового клуба в нашем поселке, но ничего об отмене строительства сказано не было. Жители поселка с радостью ждали новый клуб, тем более что земельный участок уже отведен. Старый клуб ни размерами, ни функционалом не удовлетворяет жителей поселка. Убедительно просим разобраться в сложившейся ситуации.
По данному обращению Уполномоченным были сделаны запросы в соответствующие органы власти. С ответом Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района можно ознакомиться ниже (от 03.11.2023):
"На Ваше коллективное обращение, поступившее от Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае С.Я. Пальчина, сообщаем, что Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района поддерживает ваше обращение о необходимости строительства Дома культуры в п. Носок.
С 2021 года проведены и завершены работы по подготовке проектной и рабочей документации, выполнению инженерных изысканий, по проведению согласования проекта, в том числе органами Госпожнадзора, и получению заключения негосударственной экспертизы в рамках заключенного договора от 21.09.2021 N 230-21, проведена огромная работа по отбору подрядной организации для дальнейшего строительства объекта.
Предложение о переносе места строительства, на наш взгляд, повлечет изменение границ земельного участка, предоставленного под строительство СДК, что повлечет неоправданные дополнительные затраты времени и средств по изменению границ земельного участка, подготовки нового проекта, его согласованию, проведению государственной (негосударственной) экспертизы проекта".
Уполномоченный не сомневается, что строительство Дома культуры в п. Носок Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района осуществится. Данный вывод основывается на высоких стандартах ответственности компании ПАО "ГМК "Норильский никель". Компания включила проект в Программу мероприятий по оказанию содействия социально-экономическому развитию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района на 2020 - 2024 гг. и в полной мере выполняет обязательства.
4.3. Право на здравоохранение и обеспечение наивысшего достижимого уровня здоровья
Тема предоставления услуг гражданам из числа коренных малочисленных народов в сфере здравоохранения находится на постоянном контроле у Уполномоченного.
Как и в докладе за 2022 год, Уполномоченный предлагает ознакомиться с данными по младенческой и детской смертности, так как это один из основных показателей здоровья населения, который служит индикатором социального развития края и характеризует состояние здоровья населения, условия жизни, эффективность системы здравоохранения и даже состояние окружающей природной среды.
Официальные данные Росстат по младенческой смертности до 1 года за 2022 год на 1000 новорожденных составили в среднем по Российской Федерации 4,5. По Красноярскому краю 5,1.
Официальные данные Росстат по младенческой смертности до 1 года за 2023 год на 1000 новорожденных составили в среднем по Российской Федерации 4,2. По Красноярскому краю 4,9.
Таблица 8
Показатели младенческой и детской смертности в муниципальных образованиях, отнесенных к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов
Территория |
12 месяцев 2023 г. * |
2022 г. * |
||||||
Младенческая смертность |
Детская смертность (от 0 - 17 лет) |
Младенческая смертность |
Детская смертность (от 0 - 17 лет) |
|||||
абс. |
на 1000 родившихся живыми |
абс. |
на 100 тыс. населения |
абс. |
на 1000 родившихся живыми |
абс. |
на 100 тыс. населения |
|
Енисейский район |
3 |
15,9 |
5 |
92,4 |
2 |
10,0 |
2 |
37,9 |
Северо-Енисейский район |
0 |
0,0 |
1 |
49,1 |
0 |
0,0 |
1 |
47,3 |
Таймырский район |
2 |
5,4 |
5 |
56,9 |
7 |
19,9 |
10 |
114,5 |
Туруханский район |
0 |
0,0 |
3 |
87,6 |
2 |
12,6 |
2 |
56,2 |
Тюхтетский район |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Эвенкийский район |
2 |
9,3 |
3 |
72,6 |
0 |
0,0 |
6 |
141,5 |
-----------------------------
* Предварительные данные Росстат.
** Годовые данные Росстат.
По информации министерства здравоохранения Красноярского края, превышение показателей по ряду территорий проживания коренных малочисленных народов обусловлена значительным числом гибели детей от внешних причин.
Методы и подходы, выработанные в муниципальных образованиях и направленные на снижение младенческой и детской смертности, по-прежнему остаются актуальными. Важно выявлять неблагополучные семьи, проводить разъяснительную работу с родителями, которые воспитывают детей в условиях ведения кочевого и полукочевого образа жизни в тундре и тайге.
Уполномоченный рекомендует в приоритетном порядке предоставлять средства связи (рации, спутниковые телефоны) по региональной программе поддержки коренных малочисленных народов семьям, в которых воспитываются дети.
Актуальной остается проблема транспортной доступности медицинских услуг. В адрес Аппарата Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае обратился гр. Э., постоянно проживающий в Эвенкийском муниципальном районе. По показаниям ему назначена процедура гемодиализа, которую необходимо проходить дважды в неделю. Специализированное оборудование для проведения процедуры в населенных пунктах Эвенкии отсутствует. По этой причине гр. Э. вынужден жить в Красноярске, но денежных средств на оплату жилья у него хронически не хватает. Проблема носит системный характер, в краевой центр регулярно приезжают граждане из отдаленных муниципальных образований для получения медицинской помощи в учреждениях здравоохранения края. Практически каждый сталкивается с проблемой оплаты проживания до госпитализации и после нее.
Уполномоченный рекомендует Правительству Красноярского края разработать меры социальной поддержки граждан данной категории и обеспечить выплату помощи на вышеуказанные цели.
4.4. Право на жилище и улучшение жилищных условий
Два обращения по теме защиты жилищных прав поступили в адрес Уполномоченного из с. Бахта Туруханского района (стилистика и орфография сохранены).
Прошу Вас походатайствовать перед агентством коренных малочисленных народов Красноярского края о предоставлении моей семье в оказании содействия капитального ремонта дома, который не ремонтировался с момента его построения, подпольная обивка рухнула, земля осыпалась, входная дверь имеет щель внизу, что в зимний период накидывается утеплением, окна после усадки дома повело. Прошу также сделать утепленные сени, где можно держать воду, стиральную машину и прочие хозяйственные домашние рабочие вещи. Прошу не отказать в постройке бани (это не баня, а сито). Сын гр. Г. занимающийся природопользованием, временно находиться на Украине, ушел добровольцем. Необходимые документы с моей стороны прилагаю. Убедительно прошу в моей просьбе не отказать.
Подобное обращение поступило и от гр. Г., вдовы, пенсионерки из числа коренных малочисленных народов Севера, кето, проживающей в п. Бахта Туруханского района Красноярского края, по вопросу оказания содействия в проведении капитального ремонта жилого помещения.
Уполномоченным направлено письмо в адрес Агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края и администрации Туруханского района. С ответом можно ознакомиться ниже по тексту (от 14.04.2023):
"Рассмотрев Ваше обращение о выделении строительных материалов на ремонт дома, Агентство по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края (далее - Агентство) сообщает следующее.
В соответствии со статьей 16 Закона Красноярского края от 25.11.2010 N 11-5343 "О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края" строительные и отделочные материалы предоставляются оленеводам, охотникам (рыбакам) промысловым, охотникам (рыбакам) сезонным из числа коренных малочисленных народов Российской Федерации для строительства индивидуального жилого дома.
Согласно Порядку предоставления строительных и отделочных материалов для строительства индивидуального жилого дома, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 14.03.2017 N 128-п (далее - Порядок N 128-п), для получения строительных материалов заявитель должен осуществлять вид (виды) традиционной хозяйственной деятельности (оленеводство, рыболовство, охоту), состоять на учете по месту жительства как нуждающийся в жилых помещениях по договору социального найма, иметь зарегистрированное в Росреестре право на земельный участок, на котором осуществляется строительство индивидуального жилого дома (наличие сруба), на момент подачи заявления.
Постановлением Правительства Красноярского края от 19.04.2017 N 215-п утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение, доставку и монтаж быстровозводимых малоэтажных жилых домов (далее - социальная выплата) лицам из числа коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающим на территории Туруханского района, ведущим традиционный образ жизни и осуществляющим традиционную хозяйственную деятельность (оленеводство, рыболовство, промысловая охота) (далее - Порядок N 215-п).
В соответствии с Порядком N 215-п социальная выплата предоставляется вышеуказанным лицам, нуждающимся в жилых помещениях и имеющим зарегистрированное в Росреестре право на земельный участок.
В связи с чем предлагаем рассмотреть возможность обращения в Агентство для включения в список очередников на получение социальной выплаты.
Дополнительно сообщаю, что для получения материальной помощи в целях проведения ремонтных работ в жилом доме, Вы можете обратиться в органы местного самоуправления по месту жительства".
Также в адрес Уполномоченного поступил ответ администрации Туруханского района (от 13.02.2023):
"Рассмотрев Ваше обращение о предоставлении информации в связи с повторным обращением жительницы п. Бахта Туруханского района гр. Г. об оказании содействия в проведении капитального ремонта принадлежащего ей жилого дома, администрация Туруханского района сообщает следующее.
Гр. Г. не обращалась в межведомственную комиссию администрации Туруханского района с заявлением о проведении обследования жилого дома по адресу: Красноярский край, Туруханский район, п. Бахта, ул. Школьная, д. 3, на предмет признания его подлежащим капитальному ремонту либо непригодным для проживания.
Включение данного жилья в региональную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае" на 2019 - 2025 годы, реализуемую за счет средств Фонда ЖКХ, краевого и местного бюджетов, не представляется возможным в связи с тем, что указанный жилой дом не является многоквартирным и признанным аварийным до 01.01.2017.
В сложившейся ситуации рекомендуем гр. Г. обратиться в межведомственную комиссию "по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" администрации Туруханского района с заявлением о проведении обследования жилого дома по адресу: Красноярский край, Туруханский район, п. Бахта, ул. Школьная, д. 3.
На основании полученного заключения по результатам обследования санитарно-технического состояния ее жилья гр. Г. вправе обратиться в администрацию Туруханского района для выделения материальной помощи".
Пишет Вам жительница с. Бахта Туруханского района гр. С. мне 65 лет, я жительница по национальности кето. Обращаюсь к Вам за помощью так как обращалась в Туруханск, но мне не помогли. Администратор наш посоветовал написать Вам. Дело в том, что у меня в аварийном состоянии находиться печь, квартира построенная 1987 года и капитального ремонта печи не было пока был жив муж. Он ремонтировал, но вот уже 6 лет как умер. Сын ведет традиционный образ жизни, занимается рыбалкой и охотой, получает пособие. Я на пенсии, но мне приходится подрабатывать. Я работаю уже 45 лет, ветеран Красноярского края. За всю жизнь сознательную не обращалась за помощью, но нужда заставила. В данное время печь пришла в негодность, боюсь, что зиму эту она кое как простояла, все трескается, дымит. Вот и прошу помощи, помогите пожалуйста в полной замене печи, мало того еще и дверь входная сломалась. Вырастила 4-х детей, но они не могут помочь, сами в тяжелой жизненной ситуации. Отправляю Вам копию свидетельства о браке в подтверждение что я действительно по национальности кето, удостоверение ветерана Красноярского края. Извините, но писать не умею, как могла, так и написала.
В адрес Главы Туруханского района сделан соответствующий запрос по вопросу оказания содействия в помощи капитального ремонта печи и входной двери жилого помещения.
Письмо Администрации Туруханского района (исх. от 10.04.2023 N 237):
"Рассмотрев Ваше обращение "О капитальном ремонте печи и входной двери" РКК С-03 от 09.03.2023, территориальное управление администрации Туруханского района сообщает следующее.
1. Для участия в программных мероприятиях "Обеспечение населения Туруханского района печным отоплением" с целью повышения уровня пожарной безопасности в жилом секторе на территории Туруханского района необходимо относиться к следующей категории граждан:
- ветеран ВОВ;
- одиноко проживающий граждан пожилого возраста;
- семья граждан пожилого возраста, в составе которых отсутствуют трудоспособные граждане;
- одиноко проживающие инвалиды или инвалид;
- одиноко проживающие супружеские пары, в составе которых один из супругов является инвалидом 1 или 2 группы;
- семья, имеющая детей инвалидов;
- многодетная семья (имеющих 3 детей более);
- ветераны труда Красноярского края и РФ;
- жертвы политических репрессий.
Исходя из Вашего обращения в адрес Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае С.Я. Пальчину, Вы являетесь ветераном труда Красноярского края, соответственно подходите под категорию участников программных мероприятиях "Обеспечение населения Туруханского района печным отоплением".
Для участия в мероприятии вышеуказанной подпрограммы Вам необходимо предоставить в адрес территориального управления администрации Туруханского района, следующие документы:
- заявление (прилагается);
- акт обследования печного отопления (прилагается);
- документы, подтверждающие статус участника программы;
- копия паспорта (первые страницы, прописка).
2. По вопросу "ремонта входной двери" сообщаем, что Ваше обращение направлено в адрес территориального отделения КГКУ "Управление социальной защиты населения" по Туруханскому району".
Уполномоченный выражает благодарность работникам Агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края и администрации Туруханского района за внимательное и ответственное отношение по данным обращениям. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество и помощь в разрешении вопросов жизнедеятельности населения Туруханского района, решение которых зависит от властей всех уровней.
К Уполномоченному обратилась гр. К. из п. Усть-Авам по вопросу защиты жилищных прав (стилистика и орфография сохранены).
С 10.07.2018 я, гр. К. со своими тремя несовершеннолетними детьми проживаю в квартире коммерческого найма, предоставленной мне Администрацией Таймырского района на основании договора коммерческого найма N 111 от 10.07.2018, сроком на 5 лет. До этого я жила в п. Усть-Авам, но в феврале 2018, дом в котором была моя квартира в результате пожара, полностью сгорел.
02.02.2023 Управление имущественных отношений Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, направило в мой адрес письменное уведомление об отказе от продления договора коммерческого найма квартиры с 10.07.2023 с предписанием освободить и выселиться из нее к указанной дате.
Я обратилась в указанный отдел с просьбой продлить срок коммерческого найма, так как другого жилья я не имею, но сотрудник управления по имени Роман, отказал мне в этом, сославшись на то, что срок найма квартиры истекает 10.07.2023 и мне со своими тремя несовершеннолетними детьми, необходимо освободить квартиру. Никакие мои доводы не повлияли и теперь я не знаю куда мне обратиться за помощью. Я временно ни где не работаю, ухаживаю за детьми. Воспитываю детей одна. Старшая дочь является инвалидом по зрению, ей необходим постоянный уход, средней дочке в 2018 сделали операцию на сердце, страдала пороком сердца, сейчас наблюдается у врача кардиолога. Пока живем на детские пособия, отец детей помогает нам по мере возможности, в дальнейшем я планирую трудоустроиться.
Я, состою в очереди на предоставлении жилья по социальному найму в Администрации города Дудинка. По состоянию на март 2023 года я числюсь в очереди под номером 150.
Задолженности по коммунальным платежам за квартиру не имею, оплачиваю счета своевременно. За время проживания в квартире я заменила старые окна на пластиковые, были отремонтированы и заменены батареи отопления и сделан косметический ремонт комнат. Квартира в хорошем состоянии.
Прошу Вас оказать мне помощь в разрешении жилищного вопроса, поскольку другого жилья я не имею, вопрос предоставления жилья по социальному найму в ближайшие годы не будет решен, так очередь движется очень медленно.
Уполномоченным были сделаны запросы по данному обращению в адрес Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и Прокуратуры Красноярского края (исх. от 05.06.2023):
"Прокуратурой края рассмотрено обращение по гр. К. о нарушении жилищных прав.
Установлено, что в настоящее время гр. К. проживает в жилом помещении, предоставленном ей администрацией Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района на условиях договора коммерческого найма, срок действия которого истекает в июле 2023 года.
По результатам проверки нарушений со стороны администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района при расторжении договора коммерческого найма не установлено.
Вместе с тем в настоящее время администрацией Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района предварительно принято положительное решение о пролонгации договора коммерческого найма в случае предоставления гр. К. справки из КГБУЗ "Таймырская межрайонная больница" о необходимости лечения в указанном медицинском учреждении ее детей.
До заключения договора коммерческого найма, гр. К. проживала по адресу: п. Усть-Авам, ул. Центральная, д. 5, кв. 4. В связи с произошедшим пожаром распоряжением Администрации города Дудинки от 17.05.2018 жилое помещение признано непригодным для проживания и предполагалось отселение проживавших в нем лиц до 26.04.2019 Однако вопреки положениям ст. ст. 57, 69, 86, 87 Жилищного кодекса РФ распоряжением Администрации города Дудинки от 31.03.2022 гр. К. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещениях без права на внеочередное получение жилья, как того требует закон.
В этой связи, а также по причине необеспечения гр. К. жилым помещением маневренного фонда прокурором Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района внесено представление Главе г. Дудинки. Фактическое устранение выявленных нарушений находится на контроле прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района".
В апреле 2023 года в адрес Уполномоченного в устном порядке через депутата Караульского Совета депутатов Вэнго В.Н. обратились жители п. Носок МО "Сельское поселение Караул" - гр. Я. и гр. Я., владельцы домов в п. Носок. Их дома были возведены силами ИП Пух В.А. и сданы в эксплуатацию в 2019, 2020 годах. В процессе эксплуатации домов были выявлены существенные дефекты полов, допущенные при строительстве. Общественная комиссия п. Носок зафиксировала дефекты в комиссионных актах от 23 и 24 августа 2022 г. Комиссия рекомендовала застройщику ИП Пух В.А. в кратчайшие сроки устранить выявленные нарушения, но на момент устного обращения никаких существенных действий по устранению дефектов предпринято не было.
Прокуратурой Красноярского края проведена проверка по данному обращению (исх. от 09.06.2023):
"Установлено, что строительство жилых домов осуществлялось в рамках реализации государственной программы Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".
Согласно пояснениям гр., которая с 2020 года проживает в доме с какими-либо жалобами в адрес застройщика, подрядчиков, органов государственной власти и местного самоуправления не обращалась. В 2021 году при обращении в администрацию с. Караул по факту возникших дефектов полов недостатки были устранены силами подрядчиков.
Из пояснений иных жителей также следует, что имеются дефекты полов (просадка), при этом указанные недостатки устраняются подрядчиками в добровольном порядке при поступлении соответствующих обращений.
При этом установить причины возникновения щелей (строительные недостатки либо последствия эксплуатации) возможно только посредством проведения обследования специализированной организацией.
Однако, учитывая социальную значимость вопроса, указанные дефекты устраняются застройщиком за свой счет без определения причин их возникновения, в оставшихся жилых помещениях многоквартирных домов, где напольные покрытия требуют ремонта, работы будут выполнены в рамках гарантийного срока в добровольном порядке в течение июня - июля 2023 года.
Жилые дома в установленном законом порядке непригодными либо аварийными не признавались, соответствующие заявления в комиссию не поступали. Ситуация поставлена на контроль органов прокуратуры края".
К Уполномоченному с устной жалобой о неудовлетворительном техническом состоянии жилого помещения обратилась гр. Я., проживающая в п. Носок.
Гр. Я. работает в ТМКОУ "Носковская средняя школа-интернат", жилое помещение ей и ее двум несовершеннолетним детям было предоставлено Администрацией Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района на период ее трудовых отношений с образовательной организацией на основании договора найма служебного жилого помещения от 12.05.2023, номер регистрации N 20 от 24.04.2023.
Со слов гр. Я., свайное поле жилого дома вследствие оттаивания грунтов просело, в результате чего в квартире между стенами и полами образовались значительные щели, холодный воздух с улицы беспрепятственно проникает в квартиру. В осенне-зимний период в квартире очень холодно. Весной текущего года подрядной организацией в лице ООО "НПМ" проводился восстановительный ремонт свайного поля, однако результаты проведенного ремонта оставляют желать лучшего, щели в полах по-прежнему остаются. В квартире холодно.
В соответствии с разделом III договора найма служебного жилого помещения от 12.05.2023, Наймодатель в лице Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого района как собственник жилого помещения обязуется и несет бремя осуществления капитального ремонта и участия в надлежащем содержании и ремонте общего имущества многоквартирного дома.
Из ответа Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (от 09.10.2023 N 267) обращение гр. Я. направлено в адрес Администрации сельского поселения Караул об организации комиссии по проверке технического состояния жилого помещения, расположенного по адресу: п. Носок, ул. Школьная, д. 65, кв. 1, с целью принятия решения о необходимости проведения процедуры признания жилого помещения подлежащим капитальному ремонту.
В прошлом году СМИ неоднократно писали о проблемах с новыми домами, построенными по нацпроекту для переселенцев из ветхого и аварийного жилья в поселке Носок. Ситуацией заинтересовались правоохранительные органы.
Сотрудники прокуратуры осмотрели дома вместе со специалистами службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края. Нарушения подтвердились.
Выявлено, что во всех объектах отсутствуют обязательные для территорий Крайнего Севера тамбурные помещения, а также вентиляция. Высота потолков на 20 см ниже нормативно установленной (250 см при требуемой 270 см).
По результатам проверки за счет подрядной организации, осуществлявшей строительство домов, в летний период времени будут достроены тамбурные помещения и установлена вентиляция. Из-за невозможности увеличить высоту потолков поставщик обязался перечислить на счет администрации неустойку в размере 2,3 млн руб. Главе с.п. Караул вынесено представление.
В адрес Уполномоченного обратилась семья Я. из п. Тухард с.п. Караул Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. В ночь на 25.09.2023 в результате пожара полностью сгорел дом-вагон - приспособленное под жилье помещение, в котором они жили. Огнем уничтожено все их имущество, находившееся в помещении.
Нежилое помещение, в котором проживала семья Я., было предоставлено им на основании договора аренды муниципального имущества от 10.06.2017 N 44. Они обратились за помощью в Администрацию с.п. Караул, им было предложено вселиться в пустующий балок, техническое состояние которого находится в крайне неудовлетворительном состоянии. В проведении ремонта балка им также было отказано.
Письмом от 10.10.2023 N 1955 Администрация с.п. Караул пояснила, что отказывает в предоставлении жилого помещения в п. Тухард по причине отсутствия такового. Вместе с тем им было рекомендовано обратиться в Администрацию с.п. Караул для постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемого по договорам социального найма.
Пострадавшие обратились на личном приеме к Главе Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Вершинину Е.В. с просьбой предоставить им жилое помещение из маневренного жилого фонда, но просьба не была удовлетворена. До настоящего времени семья Я. с несовершеннолетним сыном не имеет жилья.
Согласно справке ОНДиПР по ТМР ГУ МЧС России по Красноярскому краю от 13.11.2023, пожар произошел по причине аварийного режима работы электрооборудования (электропроводки).
Прокуратурой края рассмотрено обращение Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае в интересах семьи Я., утратившего дом-вагончик в результате пожара, произошедшего 25.09.2023 (от 14.12.2023).
Установлено, что на основании договора аренды муниципального имущества от 01.06.2017 Администрацией с.п. Караул Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района главе семьи Я. было предоставлено нежилое помещение по адресу: п. Тухард, ул. Антонова, стр. 1, общей площадью 89,1 кв. м. Данное помещение использовалось заявителем для проживания его семьи в составе трех человек, включая супругу и несовершеннолетнего сына.
Глава семьи Я. по гражданско-правовому договору работает разнорабочим в ООО "Монтехком" со сроком действия договора до апреля 2024 года включительно. Находится по месту работы в Тухардской тундре, где проживает во временном строении - балке совместно с другими работниками данной организации.
Сын заявителя Я.В.В., 2008 г. р., обучается в ТМКОУ "Дудинская средняя школа N 1", где с сентября по май находится на полном государственном обеспечении.
Супруга заявителя Я. после пожара проживает в собственной квартире по адресу: г. Дудинка, ул. Дудинская, д. 21, кв. 228, общей площадью 21,7 кв. м. Данная квартира находится в собственности супруги и четверых детей заявителя Я., по 1/5 доли на каждого на праве собственности.
На основании распоряжения Администрации с.п. Караул от 07.08.2015 N 593/1-Р семья Я. состоит на учете нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма. Номер очереди на конец 2023 года - 93.
Поскольку при пожаре утрачено нежилое помещение, внеочередного права предоставления жилого помещения по договору социального найма семья заявителя не имеет.
При проведении проверки установлено, что на территории п. Тухард с.п. Караул муниципальный маневренный жилой фонд не создан. В целях устранения данного нарушения 12.12.2023 прокуратурой Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района временного исполняющему полномочия Главы с.п. Караул внесено представление. Создание маневренного жилого фонда на территории п. Тухард с.п. Караул находится на контроле прокуратуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.
В связи с возникшей в результате пожара трудной жизненной ситуацией территориальным отделом КГКУ "Управление социальной защиты населения" в соответствии с государственной программой Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан", утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 507-п, семье Я. предоставлена единовременная адресная материальная помощь в размере 30 тыс. рублей каждому, на общую сумму 90 тыс. рублей.
Будучи опрошенным, гр. Я. пояснил, что после завершения сезонных работ с мая по август 2024 года планирует проживать с супругой и сыном в г. Дудинка, затем в августе 2024 года снова устроиться на сезонную работу в ООО "Монтехком".
Поскольку в собственности семьи Я. на территории г. Дудинка имеется жилое помещение, основания для оказания ему содействия во временном размещении в социальной гостинице КГБУ СО "КЦСОН "Таймырский" в г. Дудинки отсутствуют. Заявителю дан ответ с разъяснением возможности и порядка его обжалования.
В адрес Уполномоченного обратилась гр. Ж. по вопросу предоставления ей служебного жилья. Гр. Ж. по национальности долганка, работает в краевом государственном бюджетном учреждении культуры "Таймырский Дом народного творчества" в должности экскурсовода. Принимает деятельное участие в проведении культурно-массовых мероприятий, проводимых на территории района, Красноярского края и других регионах РФ. Является знатоком и носителем долганского языка, активно популяризует родной язык при проведении научных, учебно-познавательных и культурных мероприятий среди подрастающего поколения. Руководством учреждения характеризуется исключительно с положительной стороны.
Гр. Ж. не имеет в г. Дудинка собственного жилья, одна воспитывает двоих детей, вынуждена снимать жилье внаем по рыночной стоимости, что обременительно сказывается на ее материальном положении.
Учитывая, что гр. Ж. является востребованным специалистом в сфере культуры, в адрес Главы Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района было направлено письмо о рассмотрении возможности предоставления гр. Ж. служебного жилья на период ее трудовых отношений в КГБУК "Таймырский Дом народного творчества".
Из ответа Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (от 24.11.2023 N 311):
"Администрация ТДНМР осуществляет деятельность по реализации законодательства Российской Федерации и Красноярского края, направленную на решение жилищных вопросов граждан путем предоставления жилых помещений по договорам коммерческого найма и найма служебного жилого помещения, в соответствии с Решением Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов от 12.09.2011 N 10-0199 "О муниципальном жилищном фонде коммерческого использования Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района", Постановлением Администрации муниципального района от 28.11.2011 N 823 "Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений, входящих в состав муниципального жилищного фонда коммерческого использования Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, по договорам коммерческого найма, аренды", а также Решением Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов от 17.02.2022 N 13-185 "Об утверждении Положения о служебных жилых помещениях муниципального жилищного фонда Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района".
Согласно пункту 5 Положения о служебных жилых помещениях муниципального жилищного фонда Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, утвержденного Решением Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов от 17.02.2022 N 13-185 служебные жилые помещения предоставляются необеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте следующим категориям граждан:
гражданам в связи с характером их трудовых отношений с расположенными на территории района органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями;
гражданам в связи с прохождением на территории района государственной службы, государственной службы Красноярского края, муниципальной службы, службы в воинских подразделениях;
гражданам в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации, государственную должность Красноярского края, муниципальную должность для исполнения полномочий на территории района;
гражданам в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти, органы местного самоуправления, муниципальные органы, расположенные на территории района.
Гр. Ж. является руководителем клуба "Хилис" КГБУК "Таймырский Дом народного творчества", включена в список нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений 01.11.2021 (внеочередное), состав семьи 3 человека, требуется 3-комнатная квартира. В случае освобождения квартир в г. Дудинке, в порядке очередности, Ж.Т.Н. будет предоставлена возможность вселения".
В адрес Уполномоченного с письменными заявлениями обратились гр. П.Ал. и гр. П.Ар., проживающие в п. Волочанка.
В заявлениях граждане жалуются на ветхое состояние жилых помещений, неудовлетворительное состояние печного оборудования, техническое состояние которого потенциально может угрожать жизни и здоровью жильцов.
18.10.2023 гр. П.Ал. и гр. П.Ар. обратились с письменными заявлениями в адрес Главы города Дудинки Гурина Ю.В. с просьбой комиссионно обследовать и признать жилые помещения, в которых они проживают, аварийными и непригодными для дальнейшего проживания. Официальное признание аварийности их жилья необходимо для дальнейшего участия в программе строительства жилья для коренных малочисленных народов Севера края, ведущих традиционный образ жизни и нуждающихся в жилье, оператором которой является Агентство по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края.
Прокуратурой края рассмотрено обращение в интересах гр. П.Ал. и гр. П.Ар. о нарушении жилищных прав (от 28.12.2023).
Установлено, что администрацией г. Дудинки гр. П.Ар. по договору социального найма от 09.04.2018 предоставлена квартира по адресу: городской округ Дудинка, п. Волочанка, ул. Центральная, д. 19, кв. 2, гр. П.Ал. по договору социального найма от 30.10.2023 предоставлена квартира N 1 в данном доме (далее - дом, квартиры).
Прокуратурой Таймырского района с участием специалиста службы строительного надзора и жилищного контроля края (далее - Служба) проведено дистанционное обследование данного двухквартирного дома блокированной застройки путем анализа материалов фотофиксации. Установлено, что свайный фундамент сгнил, дом просел, уровень полов и потолков отклонен от горизонтали, уровень стен отклонен от вертикали, оконные и дверные заполнения имеют перекос, полы вздулись, местами провалились, в печах отопления имеются трещины.
По результатам обследования Службой подготовлено заключение о необходимости рассмотрения на заседании межведомственной комиссии вопроса о соответствии жилого дома требованиям Положения о признании многоквартирного дома аварийным, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, которое 27.12.2023 направлено в межведомственную комиссию г. Дудинки. Рассмотрение межведомственной комиссией данного заключения находится на контроле прокуратуры Таймырского района.
Признание дома аварийным будет являться основанием для предоставления гр. П.Ал. жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии их постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма.
Заявителям разъяснен порядок постановки на указанный учет, а также необходимость признания их для этого малоимущими. Предложено при необходимости содействие прокуратуры Таймырского района в получении документов, необходимых для признания малоимущими и постановки на учет нуждающихся в муниципальном жилье.
Установлено, что осмотр технического состояния квартир администрацией г. Дудинки не проведен, маневренный муниципальный жилой фонд на территории п. Волочанка отсутствует.
По выявленным нарушениям прокуратурой Таймырского района 26.12.2023 и.о. Главы г. Дудинки внесено представление.
Уполномоченный выражает искреннюю благодарность работникам Прокуратуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и прокуратуры Красноярского края за полноту и объективность проведенных проверок по данным обращениям и рекомендует землякам КМНС в случаях нарушений прав самостоятельно либо через своих представителей обращаться за защитой своих нарушенных прав и интересов в органы прокуратуры.
26 августа 2023 года в ходе личных встреч сотрудника Аппарата Уполномоченного по правам человека Чуприна С.С. с жителями поселка Тухард МО "Сельское поселение Караул" были озвучены жалобы об отсутствии возможности оплатить коммунальные услуги энергопоставляющей организации АО "Норильсктрансгаз". Администрация поселка не желает этими вопросами заниматься и не оказывает людям какую-либо помощь в разрешении проблемы. Жильцам шести новых домов со стороны АО "Норильсктрансгаз", вынесены устные предупреждения о том, что в случае непоступления оплаты ранее поставленной электрической энергии до 15 сентября текущего года, электроэнергия им будет отключена. Со слов жителей, в поселке отсутствуют какие-либо коммунальные службы, занимающиеся поддержанием коммунальных сетей и коммуникаций в работоспособном состоянии и на должном уровне, отвечающим требованиям и правилам технологической безопасности. При возникновении аварийной ситуации на коммунальных сетях жители вынуждены самостоятельно обращаться к работникам сторонних подрядных организаций, не имеющих отношения к жилищно-коммунальной и энергетической сфере, дислоцированных в поселке, для выполнения возмездных работ.
На основании ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1. непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2. управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3. управление управляющей организацией.
В соответствии с ч. 3 приведенной статьи способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 4 ст. 161 ЖК РФ, орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в ч. 13 ст. 161 ЖК РФ и ч. 5 ст. 200 ЖК РФ, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных в п. Тухард, не проводилось, открытый конкурс по отбору управляющей организации Администрацией сельского поселения Караул также не проводился по причине того, что данный населенный пункт располагается в промышленной зоне, жителей поселка необходимо расселить на более безопасную территорию.
Поскольку переселение граждан в настоящее время сдвинулось на более поздний период, Администрацией сельского поселения Караул с 2020 года ведется работа по ремонту тепловых сетей в п. Тухард; с 2022 года начата работа по замене электрической проводки в жилых помещениях.
Все работы производятся в рамках подпрограммы "Поселок - наш дом". Финансирование подпрограммы предусмотрено на 6 поселков, и его недостаточно для выполнения всех работ в п. Тухард.
При формировании бюджета на 2024 год исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления поселения в адрес Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района направлены пакеты документов по таким мероприятиям как:
- "Ремонт систем теплоснабжения в п. Тухард" в сумме 1886091 (Один миллион восемьсот восемьдесят шесть тысяч девяносто один) руб. 60 коп;
- "Ремонт жилищного фонда в п. Тухард" в сумме 1503019 (Один миллион пятьсот три тысячи девятнадцать) руб. 00 коп.
Указанные мероприятия оставлены без рассмотрения, официального ответа от Администрации района не получено.
Уполномоченный рекомендует органам местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края рассмотреть предложения Администрации Сельского поселения Караул в части выделения дополнительных финансовых средств по представленным сметам для решения жилищно-коммунальных проблем.
4.5. Право на социальную поддержку от государства
В адрес Уполномоченного пришло сообщение от жителей сельского поселения Хатанга, которое, с одной стороны, радует, с другой стороны, вселяет тревогу.
Благодаря Вашей активной позиции по представлению интересов жителей СП Хатанга были пересмотрены основания для назначения детских пособий семьям с детьми с учетом прожиточного минимума по СП Хатанга.
С сожалением могу отметить, что любой хорошей инициативой и добрым делом пытаются воспользоваться граждане, имеющие корыстные мотивы.
В настоящее время появляются лица, которые предлагают жителям СП Хатанга зарегистрировать их по месту их жительства вместе со своими детьми для получения и назначения детских пособий (есть подтвержденные записи телефонных звонков с назойливыми предложениями). Также есть факты предложений приобрести квартиры на территории СП Хатанга, в которых фактически владельцы проживать и не собираются. Считаю, что право для получения детских пособий с учетом прожиточного минимума для СП Хатанга могут иметь только те, кто здесь фактически проживает.
Исходя из вышеизложенного, для предупреждения мошеннических действий с учетом острого дефицита жилья прошу инициировать вопрос о внесении изменений в порядок назначения и выплаты детских пособий по СП Хатанга, в частности, для подтверждения факта проживания получателя пособия на территории СП Хатанга предусмотреть:
- ежемесячную или ежеквартальную регистрацию права на получение пособия;
- предоставление подтверждающего документа с места работы или учебы, а также предусмотреть необходимость подтверждения факта нахождения ребенка на территории СП Хатанга (справка со школы, детского сада, начальников территориальных отделов поселков СП Хатанга).
Сотрудниками ГУ МВД изучен материал о противоправных действиях, связанных с оформлением фиктивной регистрации на территории сельского поселения Хатанга для получения социальных выплат, и установлено, что проверка по нему сотрудниками Отделения полиции ОМВД России по ТДНМР проведена ненадлежащим образом, в связи с этим будет рассмотрен вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности (исх. от 24.07.2023).
По результатам проверки прокуратуры Красноярского края установлены факты фиктивной регистрации граждан, обратившихся в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю за назначением ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка (исх. от 15.08.2023).
В отношении 18 (восемнадцати) таких граждан, имеющих фиктивную регистрацию, приняты решения о снятии их с регистрационного учета. Прокуратуры регионов РФ по месту фактического проживания лиц, обратившихся за назначением выплат на детей, об изложенном проинформированы.
Отдельные нормативные акты, регулирующие вопросы назначения единого пособия семьям с детьми на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района не предусмотрены.
4.6. Право на пенсионное обеспечение от государства
Социальные права граждан на пенсионное обеспечение по-прежнему остаются злободневными. Период реформ хозяйств традиционных видов хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов осложнил реализацию права на достойное пенсионное обеспечение по причине ненадлежащего оформления документов, подлежащих архивному хранению.
В мой адрес обратилась общественный представитель Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае Н.Н. Будина (стилистика и орфография сохранены).
В 2023 году Постановлением Правительства Красноярского края 20.12.2022 N 1124-п "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Красноярского края на 2023 год" установлена величина прожиточного минимума для сельского поселения Хатанга на 2023 год на душу населения - 40267 руб., для трудоспособного населения - 43890 руб., для пенсионеров - 34629 руб., для детей - 41998 руб.
В настоящее время на 1 января 2022 года в п. Кресты проживает 269 чел, п. Новая - 292 чел., п. Хета - 357 чел, п. Катырык - 370 чел., п. Жданиха - 171 чел., п. Новорыбная - 543 чел., в п. Сындасско - 506 человек, в п. Попигай - 285 человек.
Существование на территории Хатангского района Красноярского края совхозов, ГОУСП и ПРА в 1990 - 2000 годах вошло в исторические вехи нашего поселения. К сожалению, в настоящее время, нельзя отметить тот факт, что отсутствие надлежащего контроля со стороны государственных органов за их деятельностью, привело к негативным последствиям, повлиявшим на последующее "существование" работников этих организаций, а именно к нарушению их прав при оформлении пенсии.
Например, при передаче документов ликвидированных организаций в МКУ "Таймырский архив" частично сданы документы по кадровой работе и по начислению заработной платы по совхозам "Новорыбинский", "Арктический". Документы, связанные с кадровой работой и начислению заработной платы, по созданным в 2000 году государственным окружным унитарным сельскохозяйственным предприятиям "Ары-Мас", ГОУСП "Новорыбное", "Сындасско", "Центральное", "Хета" и ПРА в архив не были сданы вообще. Вышеуказанные обстоятельства повлияли на тот факт, что многие работники совхозов, ГОУСП и ПРА при обращении в пенсионный фонд по вопросу назначения пенсии не смогли подтвердить стаж работы и размер заработной платы в указанных организациях, что и повлияло установленный размер их пенсии, многие из них получают социальную пенсию, которая не соответствует прожиточному минимуму по сельскому поселению. Примерный размер выплат, на которые живут пенсионеры сельского поселения Хатанга, составляет не больше 15000 - 18000 рублей, это при прожиточном уровне для пенсионеров 34629 руб.
В поселке Сындасско, проживает больше 110 пенсионеров, многие из них получают пенсию в размере не больше 15000 руб. и по линии социальной защиты ежемесячную денежную выплату неработающим пенсионерам в размере 2626 руб. Таким образом, очевидно, что пенсионеры в условиях Крайнего Севера оказались в трудной жизненной ситуации в связи с тем, что пенсионные выплаты не соответствуют прожиточному минимуму по сельскому поселению, цены на продукты питания постоянно растут. Аналогичная ситуация и по всем поселкам поселения, включая в с. Хатанга.
В настоящее время поступили устные просьбы жителей поселков сельского поселения Хатанга о том, чтобы рассмотрели вопрос об оказании социальной помощи пенсионерам, проживающим в поселках поселения.
В связи с вышесказанным, прошу оказать содействие в разрешении вышеуказанной проблемы, рассмотреть вопрос о необходимости внесения предложения провести мониторинг реального социально-экономического положения такой категории граждан, как пенсионеры в сельском поселении Хатанга, для принятия необходимых мер поддержки по улучшению их социально-экономического положения.
Первым делом обращение жителей поселков сельского поселения Хатанга по вопросу оказания социальной помощи пенсионерам, проживающим в поселках поселения направлено в адрес Правительства Красноярского края. В обращении ставится очень важная проблема, характерная для представителей коренных малочисленных народов края. Последовал ответ Заместителя председателя Правительства края А.В. Подкорытова (исх. от 13.03.2023):
"В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - Закон N 134-ФЗ) в крае ежегодно устанавливается величина прожиточного минимума (далее - ВПМ) на душу населения и по социально-демографическим группам населения, как в целом по краю, так и для 12 муниципальных образований края, отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, а также для центральных и южных районов края.
Постановлением Правительства Красноярского края от 20.12.2022 N 1124-п на 2023 год ВПМ на душу населения в целом по краю установлена в размере 15956,00 руб., для пенсионеров - 13722,00 руб. Кроме того, установлены ВПМ для северных территорий края, превышающие региональные показатели в 1,1 - 2,5 раза.
Согласно Закону N 134-ФЗ в целях установления социальной доплаты к пенсии используется ВПМ пенсионера, рассчитанная в целом по субъекту Российской Федерации, в том числе и в случае установления дифференцированных ВПМ с учетом социально-экономических особенностей и природно-климатических условий местностей региона.
В соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ), в случае если ВПМ в субъекте Российской Федерации превышает ВПМ в целом по Российской Федерации, пенсионеру устанавливается региональная социальная доплата (далее - РСД) к пенсии до ВПМ.
РСД к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения гражданина (далее - ОСМО) с учетом данной доплаты достигла ВПМ пенсионера в Красноярском крае, установленной в соответствии со статьей 1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2780 "О порядке установления величины прожиточного минимума в крае".
В соответствии со статьей 12.1 Федерального закона N 178-ФЗ размер РСД к пенсии при ее установлении определяется как разница между ВПМ и ОСМО.
Сведения о размере пенсии и ЕДВ для расчета размера РСД к пенсии предоставляются в территориальные отделения краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения" (далее - территориальное отделение) в порядке межведомственного взаимодействия территориальным отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю.
На территории Красноярского края действует государственная программа Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан", утвержденная Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 507-п, в соответствии с которой предусмотрено предоставление единовременной адресной материальной помощи обратившимся гражданам, проживающим на территории Красноярского края, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Предоставление адресной материальной помощи в рамках государственной программы носит заявительный характер, в связи с чем гражданин или его законный представитель вправе обратиться в территориальное отделение по месту жительства, в том числе в территориальное отделение по Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району, в краевое государственное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" или Министерство социальной политики Красноярского края с письменным заявлением и соответствующими документами.
При поступлении от граждан заявлений и необходимых документов вопрос об оказании адресной материальной помощи рассматривается в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 5 статьи 39 и пунктом 6 статьи 44 Федерального закона от 08.12.1995 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" установлена обязанность сельскохозяйственных кооперативов хранить документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в случае ликвидации передать на хранение в государственный архив документацию и бухгалтерскую (финансовую) отчетность ликвидируемого кооператива.
Положения о хранении документов содержатся и в других Федеральных законах, регулирующих деятельность юридических лиц: от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и другие.
Пунктом 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установлена обязанность конкурсного управляющего в ходе реализации процедуры банкротства передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктами 8, 10 статьи 23 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" при ликвидации государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, в упорядоченном состоянии поступают на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив.
В настоящее время действующим законодательством в полной мере решены вопросы сохранности документов ликвидирующихся юридических лиц.
Фактами отказа архивов Красноярского края в приеме на хранение документов по личному составу ликвидирующихся организаций архивное агентство Красноярского края (далее - Агентство) не располагает.
При этом, в соответствии с Положением об архивном агентстве Красноярского края, утвержденным указом Губернатора Красноярского края от 30.12.2022 N 382-уг, Агентство и архивы Красноярского края полномочиями по розыску документов, не поступивших на хранение в архивы, не обладают.
Вопросы, связанные с изменением цен на потребительском рынке региона, находятся на постоянном контроле у надзорных органов края.
Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами отнесен к компетенции Управления Федеральной антимонопольной службы по краю (далее - УФАС края). О зафиксированных случаях необоснованного повышения цен в конкретных торговых объектах необходимо письменно обращаться в УФАС края с приложением соответствующих материалов по адресу: 660017, г. Красноярск, пр. Мира, д. 81д или по электронной почте: to24@fas.gov.ru, а также по телефону 8 (391) 265-02-19.
В соответствии с действующим законодательством хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при ее организации самостоятельно определяют цены на продаваемые товары, за исключением установленных Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 2 381-ФЗ) и другими федеральными законами случаев (пункт 8 части 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 2 381-ФЗ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В части 2 статьи 8 отсутствует пункт 8
Предельные розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, реализуемых на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации на срок не более 90 календарных дней в случае, если в течение 60 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составляет 10 и более процентов с исключением сезонного фактора.
Подготовка предложений об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации по результатам оперативного анализа состояния розничных цен на продовольственные товары и с учетом влияния сезонного фактора на динамику цен.
На сегодняшний день на федеральном уровне решений об установлении предельных розничных цен не принималось.
По данным Красноярскстата в крае в течение 2022 года на отдельные товары фиксировались колебания, включая традиционные сезонные, средних потребительских цен.
Учитывая введение политических и экономических санкций в отношении Российской Федерации, в целом на изменение цен в 2022 году в крае повлияло в том числе нарушение цепочек доставки продукции, приостановление деятельности отдельных предприятий и высокий спрос на импортные товары. Динамика курса российского рубля оказала влияние не только на импортные товары, но и на те, что производятся в России, так как в цену многих отечественных товаров входит стоимость импортного сырья, комплектующих и упаковочных материалов.
Также необходимо отметить, что изменение стоимости товаров зависит от способов доставки в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (период навигации, авиаперевозка).
По данным Красноярскстата, в с. Хатанга в период с декабря 2022 года по январь 2023 года фиксируется повышение цен на лук репчатый на 41,17% (с 104,13 до 147,00 руб./кг.).
Изменение стоимости лука репчатого обусловлено временным запретом экспорта данной овощной культуры из стран Центральной Азии, а также увеличением логистических затрат, а именно ростом стоимости автомобильных и железнодорожных грузовых перевозок".
Уполномоченный рекомендует Министерству социальной политики Красноярского края совместно с Агентством по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края провести анализ механизма расчета региональной социальной доплаты с учетом величины прожиточного минимума по территориям с особым статусом и правовыми положениями Закона Красноярского края от 24.12.2015 N 9-4110 "Об административно-территориальных единицах с особым статусом".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.