В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и пунктом 15 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 997, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый доклад о результатах обобщения правоприменительной практики Министерства образования и науки Республики Дагестан при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за 2023 год.
2. Управлению надзора и контроля в сфере образования обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Министерства образования и науки Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра Далгатову А.О.
Министр |
Я. Бучаев |
Утвержден
приказом
Министерства образования и науки
Республики Дагестан
от 15.03.2024 N 04-02-2-387/24
Доклад
о результатах обобщения правоприменительной практики за 2023 год (федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования)
Настоящий доклад подготовлен Управлением надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Дагестан (далее соответственно - Министерство, УНКСО Минобрнауки РД, Управление) в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и пунктом 15 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 997.
Доклад содержит результаты обобщения правоприменительной практики по видам контроля (надзора), отнесенным к полномочиям Управления. Согласно постановлению Правительства Республики Дагестан от 31.07.2014 N 350 "Вопросы Министерства образования и науки Республики Дагестан", при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования на территории Республики Дагестан Министерство осуществляет федеральный государственный надзор в сфере образования, в рамках которого осуществляется деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.
Вместе с тем, в рамках обобщения правоприменительной практики в докладе содержатся результаты проведенных Министерством контрольных мероприятий по соблюдению Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России N 233, Рособрнадзора N 552 от 04.04.2023 (далее - Порядок проведения ГИА, Порядок), принятых мер по устранению нарушений законодательства в сфере образования (составление должностными лицами УНКСО Минобрнауки РД протоколов об административных правонарушениях по ч. 4 ст. 19.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ)).
1. Общие положения об организации осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования
Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования (далее - государственный контроль (надзор)) осуществляется УНКСО Минобрнауки РД - структурным подразделением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору).
Осуществление государственного контроля (надзора) регламентировано:
Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования" (далее - Положение о государственном контроле (надзоре), Положение);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336).
Предметом государственного контроля (надзора) являются:
1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
2) соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
3) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
В соответствии с Положением о государственном контроле (надзоре) объектами государственного контроля (надзора) Минобрнауки РД являются организации, осуществляющие образовательную деятельность и зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории Республики Дагестан (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Закона об образовании), в частности:
- организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;
- организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам;
- организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам профессионального обучения;
- индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам;
- органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.
Проведение контрольных (надзорных) мероприятий включает в себя:
- проведение проверки (плановая / внеплановая; выездная / документарная), в ходе которой осуществляется анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, и иные мероприятия, предусмотренные законодательством для достижения целей проверки;
- формирование по результатам проверки акта проверки;
- подготовку предписания об устранении выявленных нарушений;
- возбуждение дела об административном правонарушении;
- направление в суд протокола об административном правонарушении;
- контроль за исполнением предписаний, принятых мер.
Реализация полномочий в сфере контрольной (надзорной) деятельности осуществляется Министерством при соблюдении основных принципов государственного контроля (надзора):
1) законности и обоснованности действий и решений надзорного органа и его должностных лиц;
2) стимулировании добросовестного соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований;
3) соразмерности вмешательства надзорного органа и его должностных лиц в деятельность контролируемых лиц;
4) охране прав и законных интересов, уважении достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц;
5) недопустимости злоупотребления правом как со стороны надзорного органа и его должностных лиц, так со стороны граждан и организаций;
6) сохранении должностными лицами надзорного органа информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;
7) открытости и доступности информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора);
8) оперативности и разумности при осуществлении государственного контроля (надзора).
2. Отнесение объектов государственного контроля (надзора) к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
Государственный контроль (надзор) осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяющим выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
Объекты государственного контроля (надзора) подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска).
Критерием тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований с отнесением к низкой категории риска является деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - контролируемые лица), по реализации одной или нескольких основных образовательных программ и (или) дополнительных образовательных программ, а также образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций.
Критериями вероятности несоблюдения обязательных требований с отнесением к средней категории риска являются:
1. Образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии обращения (жалобы, заявления), признанного обоснованным по результатам рассмотрения в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки или Минобрнауки РД, от физических и юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, средств массовой информации, о фактах нарушения контролируемым лицом обязательных требований в течение календарного года, предшествующего дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска.
2. Образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания контролируемому лицу за совершение административного правонарушения в сфере образования, предусмотренного одной или несколькими статьями КоАП РФ: статьей 5.57, статьей 9.13, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20 и 19.30, статьей 19.30.2 (в части сведений о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении) в период 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска.
3. Образовательная деятельность контролируемых лиц при несоблюдении аккредитационных показателей, выявленном по результатам аккредитационного мониторинга, в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска.
Критериями вероятности несоблюдения обязательных требований с отнесением к высокой категории риска является образовательная деятельность контролируемых лиц при одновременном наличии двух или более критериев вероятности несоблюдения обязательных требований, указанных в средней категории риска.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде выездных проверок в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к определенным категориям риска, проводятся со следующей периодичностью:
для категории высокого риска - один раз в 3 года; для категории среднего риска - один раз в 4 года;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде документарных проверок в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к определенным категориям риска, проводятся со следующей периодичностью:
для категории высокого риска - один раз в 3 года; для категории среднего риска - один раз в 4 года;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
В 2023 году в соответствии с пунктом 7 Положения о государственном контроле (надзоре), УНКСО Минобрнауки РД проведена работа по отнесению объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на основе сопоставления их характеристик с критериями отнесения указанных объектов к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, указанными в приложении N 1 к Положению.
По результатам проведенного сопоставления, приказом Минобрнауки РД от 06.10.2023 N 04-02-2-1237/23 подконтрольные объекты отнесены:
Категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям |
Количество подконтрольных объектов |
Высокий риск |
6 |
Средний риск |
18 |
Низкий риск |
2795 |
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска, размещен на официальном сайте Минобрнауки РД http://www.dagminobr.ru.
Как было указано ранее, государственный контроль (надзор) осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, категория риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, к которой отнесен объект государственного контроля (надзора), влияет на периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, УНКСО Минобрнауки РД не проводятся.
В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия индикаторы риска нарушения обязательных требований, утвержденные Приказом Рособрнадзора от 04.10.2021 N 1336, в 2023 году не применялись.
3. Осуществление государственного контроля (надзора)
Плановые проверки в 2023 году Минобрнауки РД не проводились.
Внеплановые проверки проводились на основании п. 4 ч. 1 ст. 57 Федерального закона N 248-ФЗ и п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также в связи с требованием первого заместителя Прокурора Республики Дагестан.
Общее количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных в 2023 году в форме внеплановых проверок в отношении юридических лиц, составило 12, из них:
Плановые проверки |
Внеплановые проверки |
Всего |
||
выездные |
документарные |
выездные |
документарные |
|
0 |
0 |
12 |
0 |
12 |
Таким образом, в рамках исполнения Министерством полномочий Российской Федерации в сфере образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в 2023 году общее количество объектов государственного контроля (надзора), в отношении которых проведены плановые и внеплановые проверки, составило 8, из них все - внеплановые.
Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых в ходе проведения проверок выявлены правонарушения - 8.
3.1. Осуществление контрольных мероприятий за соблюдением законодательства РФ в сфере образования при проведении ГИА-11
В результате проведенных в досрочный, основной и дополнительный периоды проведения ЕГЭ в 2023 году мероприятий по соблюдению Порядка проведения ГИА-11 должностными лицами УНКСО Минобрнауки РД по выявленным административным правонарушениям по ч. 4 ст. 19.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) составлен 221 протокол, из них 136 - в отношении физических лиц (участники ГИА) и 85 - в отношении должностных лиц, из которых в отношении организаторов - 74 протокола; руководителей ППЭ 5 - протоколов; членов ГЭК 4 - протокола; резервного руководителя - 1 протокол, руководителя образовательной организации - 1 протокол.
Протоколами об административных правонарушениях зафиксированы нарушения следующих пунктов Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России N 190, Рособрнадзора N 1512 от 07.11.2018 (далее - Порядок проведения ГИА, Порядок) и Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России N 233, Рособрнадзора N 552 от 04.04.2023:
п. 37 - 4 протокола (не обеспечение соблюдения Порядка проведения ГИА при входе в ППЭ участника ГИА и его попытке входа в аудиторию при отсутствии в списках распределения; не принятие решения об удалении с экзамена участников экзамена, нарушивших Порядок);
п. 61 - 1 (не обеспечение соблюдения требований Порядка, а именно не произвел регистрацию работников ППЭ, не произвел замену работников по форме ППЭ-19 в связи с неявкой в день экзамена распределенных работников);
п. 63 (вместе с п. 1.3 "Инструкция для руководителя ППЭ" Методических рекомендаций по подготовке и проведению единого государственного экзамена в пунктах проведения экзаменов в 2023 году (приложение N 2 к письму Рособрнадзора от 01.02.2023 N 04-31))- 5 (перепутаны дополнительные бланки ответов ОГЭ и ЕГЭ);
п. 64 - 72 протокола (не обеспечение соблюдения требований Порядка в аудитории, в результате чего у участников ГИА во время экзамена помимо экзаменационных материалов имелись средства хранения и передачи информации);
п. 65 - 137 протокола (письменные заметки, справочные материалы, средства связи, вынос листов экзаменационных материалов, содействие участникам ГИА);
п. 72 - 2 протокола (письменные заметки, средство связи).
По месту совершения административных правонарушений протокола об административных правонарушениях составлены в количестве:
г. Махачкала - 42 протокола (35 - участники, должностные лица: 7 - организаторы),
Курахский район - 41 протокол (22 - участники ГИА, должностные лица: 18 - организаторы, 1 - руководитель ППЭ),
г. Дербент - 21 протоколов (15 - участники ГИА, должностные лица: 5 - организаторы, 1 - руководитель ППЭ),
Тляратинский район - 17 протоколов (12 - участники ГИА, должностные лица: 4 - организаторы, 1 - руководитель ППЭ),
Сулейман - Стальский район - 13 протоколов (7 - участники ГИА, должностные лица: 6 - организаторы),
Рутульский район - 13 протоколов (7 - участники ГИА, должностные лица: 6 - организаторы),
Ахтынский район - 9 протоколов (5 - участники ГИА, 4 - организаторы),
Гумбетовский район - 9 протоколов (3 - участники ГИА, 6 - организаторы),
Кизилюртовский район - 9 протоколов (4 - участники ГИА, должностные лица: 2 - члены ГЭК, 2 - организаторы, 1 - руководитель ППЭ), г. Буйнакск - 8 протоколов (4 - участники ГИА, должностные лица: 4 - организаторы),
Новолакский район - 5 протоколов (3 - участники ГИА, должностные лица: 2 - организаторы),
Шамильский район - 4 протокола (участники ГИА), Бабаюртовский район - 4 протокола (2 - участники ГИА, 2 - организаторы),
Гергебельский район - 4 протокола (2 - участники ГИА, 2 - организаторы),
Кулинский район - 3 протокола (1 - участник ГИА, должностные лица: 2 - организаторы),
Бежтинский участок, Агульский район, Дербентский район, Левашинский район, г. Хасавюрт, г. Каспийск - по 2 протокола,
Карабудахкентский район, Гунибский район, Каякентский район, Табасаранский район, Тарумовский район, г. Кизляр, г. Кизилюрт - по 1 протоколу.
4. Производство по делам об административных правонарушениях
В 2023 году по фактам правонарушений, выявленных при осуществлении государственного контроля (надзора), уполномоченными должностными лицами Министерства возбуждено 32 дела об административных правонарушениях.
Постановлениями судебных органов, поступившими (28 постановлений) в УНКСО Минобрнауки РД в 2023 году, юридические лица (19 постановлений) и должностные лица (9 постановлений) организаций, осуществляющих образовательную деятельность, подвергнуты административным наказаниям в виде:
- административного штрафа (23 постановления);
- предупреждения (3 постановления);
- объявление устного замечания (2 постановления);
- на рассмотрении 4 административных протокола.
Общая сумма наложенных административных штрафов составила 840 тыс. рублей, в том числе из них:
на должностное лицо - 50 тыс. рублей,
на юридических лиц - 790 тыс. рублей.
Категории дел об административных правонарушениях, возбужденных Министерством в 2023 году:
Статья КоАП РФ |
Количество протоколов об административных правонарушениях |
ч. 2 ст. 5.57 - нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод |
8 |
ст. 9.13 - уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг |
8 |
ч. 1 ст. 19.30 - нарушение установленных законодательством об образовании требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг |
3 |
ч. 1 ст. 19.5 - невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль |
3 |
ч. 2 ст. 19.30.2 - непредставление должностным лицом федерального государственного органа или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, либо органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, либо организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или должностным лицом такой организации в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" сведений о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации |
7 |
ч. 3 ст. 19.20 - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) |
3 |
Типичные нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования, выявленные в ходе контрольной (надзорной) деятельности:
1. Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод (ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ).
Из судебной практики:
По результатам внеплановой выездной проверки в образовательной организации уполномоченным должностным лицом Министерства было выявлено, что в нарушение п. 18 ч. 1 ст. 34, п. 21 ч. 3 ст. 28, ст. 29 Закона образовании, а также п. 3 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 14.08.2020 N 831, не создан специальный раздел "Сведения об образовательной организации на официальном сайте образовательной организации, что влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование урегулированы Законом об образовании. Согласно ч. 1 ст. 29 названного закона образовательные организации открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет". В силу п. "в" ч. 2 ст. 29 Закона об образовании образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой. В соответствии с ч. 3 ст. 29 Закона об образовании информация и документы, указанные в ч. 2 ст. 29 Закона об образовании, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.
Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления установлен постановлением Правительства РФ от 20.10.2021 N 1802 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Требования к структуре официального сайта образовательной организации в сети "Интернет" и формату представления информации, указанной в ч. 2 ст. 29 Закона об образовании, установлены приказом Рособрнадзора от 14.08.2020 N 831 "Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации".
Установленный должностным лицом Минобрнауки РД факт не соблюдения образовательной организацией вышеуказанных требований свидетельствуют о нарушении установленного порядка реализации предусмотренных законодательством прав обучающихся.
По итогам рассмотрения судом дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ, образовательная организация признана виновной в совершении вменяемого административного правонарушения, привлечена к административной ответственности.
2. Уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (ст. 9.13 КоАП РФ).
Из судебной практики:
По результатам внеплановой выездной проверки в образовательной организации уполномоченным должностным лицом Министерства было выявлено, в нарушение п. 7 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. N 1309 (далее - Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов), образовательной организацией не проведено обследование объектов и предоставляемых услуг в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг, а также не составлен паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг.
В нарушение подп. "а" п. 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов руководителем образовательной организации не обеспечено создание инвалидам возможности беспрепятственного входа в объекты и выхода из них.
Также, в нарушение подп. "а" п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов образовательной организацией не обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг: наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; наличие пандуса.
Данный факт свидетельствует о совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.13 КоАП РФ.
Решением суда, образовательная организация признана виновной в совершении вменяемого административного нарушения и привлечена к ответственности.
3. Нарушение установленных законодательством об образовании требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в нарушении правил оказания платных образовательных услуг (ч. 1 ст. 19.30 КоАП РФ).
Из судебной практики:
При осуществлении контрольного (надзорного) мероприятия в виде внеплановой выездной проверки в отношении образовательной организации дополнительного профессионального образования, должностным лицом Минобрнауки РД выявлено, что в нарушение ч. 9 ст. 54 Закона об образовании и п. 13 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1441, договор на оказание образовательных услуг не соответствует предъявляемым требованиям, в частности не содержит следующие сведения: место нахождения или место жительства заказчика и (или) законного представителя обучающегося; полная стоимость образовательных услуг по договору, порядок их оплаты; сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; порядок изменения и расторжения договора; сроки освоения образовательной программы или части образовательной программы по договору (продолжительность обучения по договору); вид документа, выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы); место жительства, телефон обучающегося.
Указанное свидетельствует о совершении образовательной организацией административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.30 КоАП РФ.
В связи с изложенным, образовательная организация признана виновной в совершении вменяемого административного нарушения и привлечена к ответственности с назначением административного штрафа.
4. Непредставление организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или должностным лицом такой организации в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" сведений о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации (ч. 2 ст. 19.30.2 КоАП РФ).
В ходе проведения внеплановых выездных проверок должностными лицами Минобрнауки РД выявлено, что в нарушение ч. 9 ст. 98 Закона об образовании и п. 6 Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 N 825, в нескольких образовательных организациях не установлены автоматизированные рабочие места, не созданы личные кабинеты в системе и не обеспечено внесение сведений (документов), подтверждающих освоение обучающимися программ профессионального обучения в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении".
Указанные факты свидетельствует о совершении административных правонарушений, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 19.30.2 КоАП РФ.
Решениями суда, образовательные организации признаны виновными в совершении вменяемого административного нарушения, в отношении них применены административные наказания в виде штрафов и предупреждения, объявлено устное замечание.
5. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), (ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ).
Из судебной практики:
При осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении некоторых образовательных организаций дополнительного профессионального образования, должностными лицами Минобрнауки РД выявлено следующее:
в нарушение пп. а п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. N 1490, образовательная организация не владеет на праве собственности или ином законном основании зданием, необходимым для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии, а именно отсутствует заключение об оценке последствий заключения договора безвозмездного пользования нежилым помещением для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 9, п. 4 ст. 13 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
в нарушение пп. "д" п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности в образовательной организации отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии;
в нарушение ч. 1 ст. 46 Закона об образовании, пп. "г" п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, требований Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих из раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н, и требований профессионального стандарта "Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий", утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 сентября 2018 г. N 603н, образовательная организация приняла на работу не обладающих соответствующей квалификацией сотрудников;
в нарушение пп. "б" п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности и п. 5.4 гл. 5 приложения N 2 приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. N 808 образовательная организация не обладает материально-техническим обеспечением, необходимым для осуществления образовательной деятельности в рамках реализуемых образовательных программ, а именно отсутствует: аппаратно-программный комплекс тестирования и развития психофизических качеств развития; детское удерживающее устройство; информационный стенд (копия лицензии с соответствующим приложением, примерная программа, образовательная программа, учебный план, календарный учебный график (на каждую учебную группу, расписание занятий (на каждую учебную группу), график учебного вождения (на каждую учебную группу), схемы учебных маршрутов, утвержденные руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, книга жалоб и предложений, адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"); нормативное правовое обеспечение пассажирских перевозок; гибкое связующее звено (буксировочный трос).
В результате судебного рассмотрения дел об административном правонарушениях, предусмотренных ч. 2 статьи 19.30 КоАП РФ, образовательный организации, допустившие вышеуказанные нарушения привлечены к административной ответственности с назначением административного штрафа.
4.1 Производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ
Уполномоченными органами (суды, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав) по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях по ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ вынесены следующие постановления:
130 - о назначении административного штрафа,
21 - о прекращении производства в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности,
8 - о прекращении производства в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
6 - об объявлении устного замечания,
6 - о вынесении предупреждения,
1 - о прекращении производства в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Общая сумма назначенных административных штрафов составляет 1 241 500 руб.
Из общего числа вынесенных постановлений о назначении административных штрафов вынесены: мировыми судьями - 74, комиссиями по делам несовершеннолетних - 56.
По 49 протоколам об административных правонарушениях решения компетентных органов на данный момент не приняты.
Однако, в ходе рассмотрения дел об административных правонарушениях по ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ мировыми судьями и комиссиями по делам несовершеннолетних были допущены имеющие фундаментальный, принципиальный характер существенные нарушения, повлиявшие на исход дела, и позволившие виновному лицу остаться безнаказанным, а в некоторых случаях понести административную ответственность не в полном объеме. Позиции компетентных органов основывались на неправильном толковании положений КоАП РФ, Порядка проведения ГИА, а в некоторых случаях, вопреки требованиям ст. 24.1 КоАП РФ и вовсе не применялись положения действующего законодательства Российской Федерации. Указанные постановления (14) обжалованы в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ и находятся на рассмотрении у судов апелляционной инстанции. Предметом апелляционного рассмотрения и повторного направления материалов дел об административных правонарушениях явились следующие нарушения требований законодательства.
Так, например, в ходе разбирательстве по делу мировой судья принимает во внимание доводы лица, привлекаемого к административной ответственности о том, что находящееся при нем запрещенное п. 65 Порядка проведения ГИА средство хранения и передачи информации ему не принадлежит и не использовался им во время экзамена, несмотря на то, что в соответствии с положениями п.п. 64, 65 и 66 Порядка проведения ГИА, для удаления обучающегося с экзамена и (или) аннулирования результатов ЕГЭ достаточно установить факт наличия у экзаменуемого запрещенного к использованию в период проведения ГИА предмета, независимо от его фактического использования этим обучающимся.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц мировым судьей вынесены 2 постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере менее установленного санкцией ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ (3 000 рублей). При назначении административного наказания мировым судьей не принят во внимание статус лица, привлекаемого к административной ответственности. Так, ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ предусмотрены разные суммы штрафов: на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. Мировым судьей также не принято во внимание и существо допущенного должностным лицом нарушения Порядка проведения ГИА, отличающееся своей грубостью и особой пренебрежительность исполнения возложенных на лицо обязанностей. В частности, одним из должностных лиц совершено нарушение п. 65 Порядка проведения ГИА, заключившееся в том, что являясь директором образовательной организации, в котором находился пункт проведения экзаменов (далее - ППЭ) и на базе которого проходил экзамен, игнорировал все замечания членов ГЭК, неоднократно покидал штаб ППЭ, далее совместно с организатором вне аудитории (второе должностное лицо) оказал содействие участникам экзамена, а именно, во время проведения экзамена пропустил в ППЭ в ранее опечатанное помещение постороннего человека, не распределенного в списке работников ППЭ, и находился там вместе с тетрадями и письменными заметками.
Назначенные в вышеуказанном случае постановлениями мирового судьи штрафы в размере 3 000 рублей в отношении каждого из должностных лиц признаны судом апелляционной инстанции незаконными, решениями районного суда постановления мирового судьи отменены.
Необоснованными и несостоятельными оказались доводы в жалобе на постановление мирового судьи о назначении административного штрафа, поданной лицом, привлеченным к административной ответственности. Полагая, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судом первой инстанции не было установлено событие административного правонарушения, виновное лицо, являясь членом ГЭК, ссылалось на тот факт, что вменяемое ему нарушение Порядка проведения ГИА (не обеспечение соблюдения Порядка проведения ГИА, не принятие мер по удалению с экзамена лица, допустившего нарушение Порядка) не относится лично к нему, обязанность по принятию мер по удалению с экзамена лица, допустившего нарушение Порядка проведения ГИА могла быть исполнена другим членом ГЭК, исполнявшим аналогичные обязанности наряду с ним во время экзамена в одном ППЭ. Однако п. 37 Порядка проведения ГИА предусматривает, что члены ГЭК обеспечивают соблюдение Порядка, осуществляют контроль за проведением экзамена в ППЭ. При этом Порядок проведения ГИА не разграничивает функции и обязанности каждого из членов ГЭК, возлагая одинаковое исполнение обязанностей по обеспечению соблюдения требований Порядка и осуществлению контроля за проведением экзамена в ППЭ с принятием установленных мер и устанавливая им равную административную ответственность. Учитывая изложенное, судом апелляционной инстанции доводы виновного лица отклонены, постановление мирового судьи о назначении административного наказания в виде штрафа оставлено без изменения. К административной ответственности подвергнуты равным образом судом оба члена ГЭК, допустившие Порядка проведения ГИА и не принявшие меры по удалению с экзамена лица, допустившего нарушение Порядка.
Также компетентными органами при рассмотрении данной категории дел об административных правонарушениях не принимаются во внимание положения КоАП РФ об отнесении тех или иных недостатков протокола об административном правонарушении к числу существенных либо несущественных.
К примеру, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, могут быть представлены практически на любом этапе производства, не только на стадии возбуждения дела - при составлении протокола об административном правонарушении (ч. 2 ст. 26.3, п. 3 ч. 4 ст. 28.1, ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ), в частности могут быть представлены и на стадии рассмотрения дела - представляются в процессе и фиксируются в протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении, если он ведется (ч. 2 ст. 29.7, ч. 1, п. 6 ч. 2 ст. 29.8 КоАП РФ).
Однако, вопреки вышеуказанным положениям, определением мирового судьи протокол об административном правонарушении и иные материалы к нему были возвращены в административный орган для устранения недостатков ввиду отсутствия в протоколе об административном правонарушении объяснений привлекаемого к административной ответственности лица, присутствовавшего при составлении протокола, что обеспечило волокиту при рассмотрении дела, и лишило возможности своевременно его рассмотреть.
Ошибочно толкуются положения КоАП РФ о даче объяснений лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и комиссиями по делам несовершеннолетних.
Так, например, комиссией по делам несовершеннолетних администрации города возвращены административному органу протоколы об административных правонарушениях и материалы к ним в связи с допущенными существенными нарушениями, а именно, в связи с тем, что при составлении протокола об административном правонарушении уполномоченное должностное лицо административного органа не указало в содержании протокола объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и сведения о законном представителе несовершеннолетнего. При этом комиссией по делам несовершеннолетних не приняты во внимание следующие положения действующего законодательства Российской Федерации:
Ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ устанавливает, что в протоколе об административном правонарушении в числе прочего указывается также объяснение физического лица, в отношении которого возбуждено дело.
Для этого, в силу ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае получения от физического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, объяснений в ходе составления протокола об административном правонарушении, они должны быть обязательно указаны в содержании протокола об административном правонарушении.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 4.1 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.
В материалах дела имелось уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, надлежаще оформленное и направленное несовершеннолетнему лицу и его законному представителю. Однако, в связи с неявкой физического лица (законного представителя), в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, надлежаще извещенного в установленном КоАП РФ порядке о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в соответствии с ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие указанного лица.
Так как объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - это сведения, имеющие отношение к делу, которые это лицо сообщило, то, соответственно, отсутствие самого физического лица при составлении протокола влечет логичное последствие в виде отсутствия объяснений в протоколе об административном правонарушении. Предусмотренная КоАП РФ возможность представить объяснения была предоставлена физическому лицу, но он таким правом не воспользовался.
Комиссией по делам несовершеннолетних не учтено также то, что объяснения могут быть представлены практически на любом этапе производства, не только на стадии возбуждения дела - при составлении протокола об административном правонарушении (ч. 2 ст. 26.3, п. 3 ч. 4 ст. 28.1, ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ), в частности они могут быть представлены и на стадии рассмотрения дела - представляются в процессе и фиксируются в протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении, если он ведется (ч. 2 ст. 29.7, ч. 1, п. 6 ч. 2 ст. 29.8 КоАП РФ). Указанные положения проигнорированы органом, уполномоченным на рассмотрение дела об административном правонарушении.
Согласно ст. 25.3 КоАП РФ защиту прав и законных интересов несовершеннолетних в производстве по делам об административных правонарушениях осуществляют их законные представители, которые имеют права и несут обязанности, предусмотренные КоАП РФ в отношении представляемых ими лиц. В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, вправе присутствовать при составлении протокола об административном правонарушении, ему разъясняются его права и обязанности, а в случае составления протокола в отсутствие указанного лица ему должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Такими же правами обладает и законный представитель привлекаемого к административной ответственности лица, являющегося несовершеннолетним. Однако, согласно ч. 4.1 КоАП РФ в случае неявки физического лица (законного представителя физического лица) в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Согласно ч. 2 ст. 28.1 КоАП РФ в содержании протокола об административном правонарушении указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а не сведения о его законном представителе.
Таким образом, отсутствие в протоколе об административном правонарушении сведений о законном представителе несовершеннолетнего правонарушителя, не присутствовавшем при составлении протокола и отсутствие копии документа, удостоверяющего личность законного представителя несовершеннолетнего лица не является существенным недостатком, влекущим возвращение материалов дела в орган, составивший протокол.
Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица и получить необходимые сведения непосредственно.
Необоснованны и доводы комиссии по делам несовершеннолетних об отсутствии достаточных доказательств наличия со стороны участника ГИА нарушения Порядка проведения ГИА, объективность которого доказывается видеозаписью трансляции экзамена, связывая событие административного правонарушения участника ГИА с тем, что должностное лицо, уполномоченное на обеспечение соблюдения Порядка проведения ГИА в аудитории - организатор в аудитории, не зафиксировала данное нарушение участника ГИА в ходе проведения экзамена. В этом случае комиссией по делам несовершеннолетних не приняты во внимание положения п.п. 66 и 88 Порядка проведения ГИА, проанализировав которые становится понятным, что административный орган, осуществляя контрольные (надзорные) функции, проводит мероприятия по соблюдению порядка проведения государственной итоговой аттестации в течение всего периода его проведения и возбуждение производства по делу об административном правонарушении ввиду проводимых мероприятий по контролю возможно не только в день совершения административного правонарушения, но и в более позднее время, несмотря на то, что акт об удалении участника ГИА может быть составлен только в момент проведения экзамена.
Несостоятельны и доводы комиссии по делам несовершеннолетних и мирового судьи о ненадлежащем извещении должностным лицом административного органа лица, привлекаемого к административной ответственности в связи с тем, что указанное извещение, по мнению комиссии и мирового судьи, следовало направить по адресу места жительства физического лица, в то время как согласно материалам дела уведомление о составлении протокола об административном правонарушении направлялось по месту учебы и месту работы физического лица. Указанное комиссией и мировым судьей ограничение не носит нормативного характера и неправомерно ограничивает возможности административного органа. Вручение уведомления о составлении протокола об административном правонарушении лично лицу, в отношении которого ведется производство по делу, не нарушает прав привлекаемого к административной ответственности лица и является надлежащим извещением.
Также, неправомерно прекращено производство по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Как следует из содержания постановления комиссией по делам несовершеннолетних в ходе рассмотрения дела не были приняты меры для извещения физического лица о рассмотрении дела, не были установлены фактические обстоятельства дела, решение вынесено недостаточно мотивированно, недостаточно отражены и конкретизированы обстоятельства извещения лица, что противоречит ст. 29.10 КоАП РФ, исключает правовые основания для прекращения производства по данному делу и предполагает непринятие необходимых мер для своевременного/надлежащего рассмотрения дела и материалов.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе рассмотрения дел об административных правонарушениях мировыми судьями и комиссиями по делам несовершеннолетних не учитывались положения действующего законодательства Российской Федерации, что привело к допущению ими существенных нарушений, повлиявших на исход дела.
Как установлено п. 90 Порядка проведения ГИА при установлении фактов нарушения Порядка участником экзамена председатель ГЭК принимает решение об аннулировании его результата экзамена по соответствующему учебному предмету.
Таким образом, нарушение участником экзамена Порядка проведения ГИА влечет за собой не только административную ответственность в соответствии с требованиями КоАП РФ, но и аннулировании его результата экзамена по соответствующему учебному предмету.
Однако принятие председателем ГЭК решения об аннулировании результатов экзаменов на практике в отдельных случаях приводит к судебным разбирательствам, рассматриваемым в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, Министерством обеспечена явка специалиста Управления надзора и контроля в сфере образования Минобрнауки РД в качестве ответчика по 15 судебным процессам по рассмотрению административных исковых заявлений от участников ГИА и/или их родителей (законных представителей) об обжаловании решений ГЭК и Конфликтной комиссии.
По 8 из 15 административных исковых заявлений в удовлетворении требований было отказано. По 7 административным исковым заявлениям Министерством поданы апелляционные жалобы, 3 из них удовлетворены (апелляционным определением Верховного суда Республики Дагестан отменены решения городского суда, а также отменено решение районного суда), по 3 апелляционным жалобам удовлетворены административные исковые требования истца, но представителем Минобрнауки РД подана кассационная жалоба в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, в результате чего одна кассационная жалоба оставлена без удовлетворения, а две остальные находятся на стадии рассмотрения.
Приведем пример из практики. Решением городского суда РД административно-исковые требования участника ГИА были удовлетворены, суд пришел к выводу что доводы административного иска о несоблюдении порядка обнаружения и фиксации у экзаменуемого запрещенных предметов является обоснованными, выводы о наличии телефона и микронаушника у участника ГИА являются предположительными, видеозаписью не подтверждаются, а также доводы возражений, показаний свидетеля, содержащихся в письменных документах, ответчика, как подтверждающие законность обжалуемых актов, полностью опровергаются исследованной судом записью. Также суд принял во внимание лжесвидетельские показания ФИО, которая подтвердила в судебном заседании что взяла пуговицу выпавшую на одежду участника ГИА, а не микронаушник. Минобрнауки РД направило апелляционную жалобу в Верховный суд Республики Дагестан, которая удовлетворена и решение городского суда отменено и принято новое решение по делу, так как согласно акту об удалении участника ГИА причиной удаления послужило обнаружение у него микронаушника. Акт подписан ответственным организатором в аудитории, руководителем пункта, двумя членами ГЭК, содержит необходимые персональные данные участника экзамена, заполненные поля, причину удаления. Установленные и зафиксированные в акте обстоятельства подтверждались видеозаписями с официального сайта "Смотриегэ", протоколом об административном правонарушении, а также актом фиксации нарушения, подписанным помимо организаторов проведения ЕГЭ, общественным наблюдателем, присутствовавшим в пункте приема экзамена. Указанное свидетельствует о нарушении лицом, участника экзамена Порядка проведения ГИА и является основанием для его удаления.
5. Типичные нарушения обязательных требований
В связи с действовавшими на отчетный период ограничениями на проведение контрольных (надзорных) мероприятий согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336, в ходе проведения проверок выявлены немногочисленные нарушения законодательства, указанные в разделе 4 настоящего Доклада.
При осуществлении профилактических мероприятий, уполномоченными должностными лицами Министерства выявлены следующие нарушения: 1) несоответствие содержания локальных нормативных актов законодательству Российской Федерации об образовании; 2) порядка приема в образовательную организацию; 3) несоответствие содержания уставов законодательству Российской Федерации об образовании; 4) требований к порядку проведения аттестации педагогических работников; 5) вопреки п. 7. ч. 3 ст. 28 273-ФЗ не разрабатывается и не утверждается по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации; 6) реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом; 7) несвоевременное внесение сведений в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении"; 8) нарушения в размещении обязательных сведений, информации или документов на официальных сайтах образовательных организаций; 9) рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы не включены в основную образовательную программу дошкольного образования; 10) не разработан паспорт доступности образовательного учреждения.
Указанные обязательные требования регламентированы следующими нормативно-правовыми актами: Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; приказ Министерства просвещения РФ от 15 мая 2020 г. N 236 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования"; приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 14 августа 2020 г. N 831 "Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации"; приказ Минпросвещения России от 02.09.2020 N 458 "Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"; приказ Минпросвещения России от 15 мая 2020 г. N 236 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования"; Правила формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 N 825 (ФИС ФРДО) и другие действующие нормативно-правовые акты.
6. Профилактика нарушений обязательных требований законодательства об образовании
В соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ при осуществлении государственного контроля (надзора) проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
В рамках программы профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования на 2023 год, утвержденной приказом Минобрнауки РД от 16.12.2022 N 04-02-23127/22 в соответствии со ст. 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и пунктами 14 и 15 Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990, Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 997, Министерством проведены следующие мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований:
- организованы совещания с руководителями органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
- подготовлены и изданы инструктивно-методические материалы по профилактическим мероприятиям (видах и порядке проведения), порядке подачи и рассмотрения обращений, сведений о нарушении обязательных требований, новых подходах к организации контрольной (надзорной) деятельности (плановые проверки), проведению внеплановых проверок;
- направлены руководителям образовательных организаций информационно-аналитические письма о типичных нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере образования образовательными организациями;
- на сайте Министерства размещены материалы по результатам проведенных проверок;
- проведены мониторинги ведения официального сайта образовательной организацией на предмет достаточности и правомерности размещенных документов, сведений и материалов, а также своевременности внесение сведения в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";
- проведены мероприятия по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, а также по привлечению к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушение Порядка проведения государственной итоговой аттестации, утвержденного приказом Минпросвещения России N 190, Рособрнадзора N 1512 от 07.11.2018, выявленных в рамках проведения контрольно-надзорных мероприятий по проверке соблюдения законодательства РФ в сфере образования при проведении государственной итоговой аттестации;
- осуществлено консультирование (даны разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) по обращениям 182 контролируемых лиц и их представителей;
- проведено 187 профилактических визитов, в том числе 66 обязательных профилактических визита;
- образовательным организациям, вынесено 825 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования;
- осуществлено информирование 1471 контролируемого лица о планируемых и проведенных проверках путем включения соответствующих сведений в единый реестр проверок https://proverki.gov.ru/;
- на сайте Министерства http://www.dagminobr.ru/ размещен перечень нормативных правовых актов и их отдельных положений, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении проверок в отношении контролируемых лиц.
Согласно Федеральному закону от 09 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", обеспечены открытость и доступность информации о результатах осуществления государственного контроля (надзора).
На официальном сайте Минобрнауки РД (http://www.dagminobr.ru) размещаются правовые акты Министерства, планы контроля, информация о результатах проверок, в том числе по исполнению предписаний, информационные письма о типичных нарушениях, выявленных при проведении государственного контроля (надзора), рекомендации по различным аспектам взаимодействия образовательных организаций и Министерства.
В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 8 Федерального закона N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", п. 3 ч. 3 ст. 46 Федерального закона N 248-ФЗ, а также в соответствии с Правилами размещения и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2020 N 1722, Министерством размещены на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":
- Перечень нормативных правовых актов в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Министерством в рамках государственного контроля (надзора);
- Перечень нормативных правовых актов в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Министерством в рамках лицензионного контроля за образовательной деятельностью;
- Перечень нормативных правовых актов в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Министерством в рамках государственной аккредитации образовательной деятельности.
В основу формирования перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, Рособрнадзором закладывались основные принципы правового регулирования отношений в сфере образования с целью обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования, приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, обеспечения права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивности системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека, академических прав и свобод педагогических работников и обучающихся, информационной открытости и публичной отчетности образовательных организаций.
При формировании данных перечней Рособрнадзор исходил также из положений п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 273-ФЗ, согласно которым федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
7. Подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле
Согласно ч. 3 ст. 52 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" проведение обязательных профилактических визитов должно быть предусмотрено в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в определенной сфере, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.
Частью 6 ст. 52 вышеуказанного закона определено, что контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
До 2030 г. в рамках видов госконтроля (надзора), муниципального контроля, регулируемых Законом N 248-ФЗ, могут проводить профилактические визиты, от которых нельзя отказаться.
В рамках постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" установлено, что до 2030 года в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в отношении контролируемых лиц могут быть проведены профилактические визиты, не предусматривающие возможность отказа от их проведения, по следующим основаниям: по поручению Президента Российской Федерации; по поручению Председателя Правительства Российской Федерации; по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации.
Следует отметить, что возможность отказа от проведения профилактического визита, установленного пунктом 22 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановление Правительства РФ от 25.06.2021 N 997, в отношении контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности, не ограничена. Использование данного права контролируемым лицом может привести к неблагоприятным последствиям в виде нарушений обязательных требований на начале осуществления образовательной деятельности, когда напротив, вмешательство контрольного (надзорного) органа способно их предотвратить.
Частью 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ установлено, что в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Вместе с тем, Федеральным законом N 248-ФЗ не предусмотрено направление контролируемым лицом информации о принятых им мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований. В связи с этим отсутствует обратная связь между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом, что не позволяет оценить эффективность такого профилактического мероприятия, так "объявление предостережения".
Согласно пп. 3 и 11(3) постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в 2022 - 2023 гг. органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия в сфере образования, ограничены в проведении проверок за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления в связи с установлением моратория на проведение проверок.
Вместе с тем, учитывая практику применения риск-ориентированного подхода, проведения профилактических мероприятий в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно), регламентированных Федеральным законом N 248-ФЗ, а также тот факт, что органы местного самоуправления находятся в едином управленческом цикле с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предлагаем нормативно закрепить использование механизмов практики применения риск-ориентированного подхода, проведения профилактических мероприятий, в том числе профилактических визитов, объявления предостережений и в отношении органов местного самоуправления.
На основании вышеизложенного полагаем целесообразным рассмотреть возможность внесения следующих изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре):
- предусмотреть обязанность контролируемых лиц представлять в контрольный (надзорный) орган информацию о принятых контролируемым лицом мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований по результатам объявленного предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
- ограничить возможность отказа от проведения профилактического визита в отношении контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности, - в срок не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности:
- предусмотреть возможность проведения профилактических мероприятий в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих управление образованием.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Республики Дагестан от 15 марта 2024 г. N 04-02-2-387/24 "Об утверждении доклада о результатах обобщения правоприменительной практики Министерства образования и науки Республики Дагестан при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за 2023 год"
Вступает в силу после официального опубликования
Опубликование:
-