Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования, описание текущего уровня развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
1.1. В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Республики Дагестан (далее по тексту - Минобрнауки РД), утвержденным Постановлением Правительства Республики Дагестан N 350 от 31.07.2014, и во исполнение пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Минобрнауки РД осуществляет переданное полномочие по государственному контролю (надзору) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Дагестан (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 7 вышеуказанного закона).
Объектами государственного контроля (надзора) является образовательная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории Республики Дагестан.
1.2. Государственный контроль (надзор) в сфере образования в 2023 году осуществлялся Министерством в отношении контролируемых лиц - организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Дагестан, к которым относятся образовательные организации, организации осуществляющие обучение, индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
В соответствии с пунктом 5 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования учет объектов государственного контроля (надзора) осуществляется посредством:
реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности; государственной информационной системы "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам";
информационной системы, обеспечивающей автоматизацию контрольно-надзорной деятельности за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, исполняющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования (АКНДПП);
федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";
иных государственных и региональных информационных систем путем межведомственного информационного взаимодействия: единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (ЕРВК); единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ).
Также с использованием вышеуказанных информационных систем Минобрнауки РД осуществляется учет сведений о соблюдении (несоблюдении) контролируемыми лицами обязательных требований, взаимодействие при организации и осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования с контролируемыми лицами, органами прокуратуры, иными гражданами и организациями. В информационных системах осуществляется учет действий и решений должностных лиц Минобрнауки РД, принимаемых при организации и осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, результатов проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий.
В соответствии с частью 4 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в целях снижения риска причинения вреда (ущерба) установленным законом ценностям реализуется с применением риск-ориентированного подхода.
По результатам проведения Минобрнауки РД сопоставления объектов контроля установленным критериям отнесения к определенной категории риска, в соответствии с приказом Минобрнауки РД от 14.09.2022 N 04-02-21281:
к низкому риску отнесены 2 920 объектов государственного контроля (надзора);
к среднему риску отнесено 34 объектов государственного контроля (надзора);
к высокому риску отнесено 7 объектов государственного контроля (надзора).
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска размещен на официальном сайте Минобрнауки РД http://www.dagminobr.ru/.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336) проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в 2023 году не запланировано.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 57 Федерального закона N 248-ФЗ в связи с требованием первого заместителя Прокурора Республики Дагестан должностными лицами Минобрнауки РД в 2023 году проведено 12 внеплановых выездных проверок.
Учитывая вышеизложенное, общее количество контрольных (надзорных) мероприятий c взаимодействием, проведенных в 2023 году в отношении юридических лиц, составило 12, из них:
Плановые проверки |
Внеплановые проверки |
Всего |
||
выездные |
документарные |
выездные |
документарные |
|
0 |
0 |
12 |
0 |
12 |
По результатам проверок в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в 2023 году составлено 25 протоколов об административных правонарушениях по следующим статьям КоАП РФ:
- ст. 9.13 - 6 протоколов;
- ч. 2 ст. 19.30.2 - 6 протоколов;
- ч. 2 ст. 5.57 - 6 протоколов;
- ч. 3 ст. 19.20 - 3 протокола;
- ч. 1 ст. 19.30 - 3 протокола;
- ч. 1 ст. 19.5 - 1 протокол.
Из общего числа административных протоколов, составленных должностными лицами Министерства в 2023 году (25), судебными органами в результате рассмотрения вынесено 17 постановлений о наложении административного штрафа на общую сумму 750 000 рублей (14 - в отношении юридических лиц, 3 - в отношении должностных лиц организаций, осуществляющих образовательную деятельность), 1 постановление об объявлении устного замечания, 7 административных протоколов находятся на рассмотрении.
В ходе проведения проверок выявлены следующие нарушения законодательства:
1) нарушение правил оказания образовательных услуг: договор на оказание образовательных услуг не соответствует предъявляемым требованиям и не содержит следующие сведения: место нахождения или место жительства заказчика и (или) законного представителя обучающегося; полная стоимость образовательных услуг по договору, порядок их оплаты; лицензия на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии), порядок изменения и расторжения договора; сроки освоения образовательной программы или части образовательной программы по договору (продолжительность обучения по договору); вид документа, выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы); место жительства, телефон обучающегося; права, обязанности и ответственность заказчика;
2) нарушение по несоответствию содержания устава законодательству Российской Федерации об образовании: отсутствует порядок принятия локальных нормативно-правовых актов;
3) непредставление сведений в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";
4) отсутствие автоматизированного рабочего места, личного кабинет в системе и не обеспечение внесения сведений (документов), подтверждающих освоение обучающимися программ профессионального обучения в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";
5) нарушения в размещении обязательных сведений, информации или документов на официальных сайтах образовательных организаций: отсутствует сайт образовательной организации; на официальном сайте образовательной организации отсутствует специальный раздел "Сведения об образовательной организации"; на официальном сайте в специальном разделе "Сведения об образовательной организации" информация размещена не в полном объеме;
6) невыполнение в срок законного предписания об устранении выявленных нарушений законодательства;
7) отсутствие у образовательной организации специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации": не проведено обследование объектов и предоставляемых услуг в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг, а также не составлен паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг; не обеспечено создание инвалидам условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, а именно: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
8) отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии;
9) несоответствие квалификации сотрудников образовательной организации требованиям Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих из раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н) и требованиям соответствующего профессионального стандарта;
10) отсутствие у образовательной организации материально-технического обеспечения, необходимого для осуществления образовательной деятельности в рамках реализуемых образовательных программ.
В 2023 году Минобрнауки РД также проводились контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами - наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности):
мониторинг объективности оценивания итогового сочинения (изложения) комиссиями, созданными на базе образовательных организаций, и осуществления образовательными организациями текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, сдавших итоговое сочинение (изложение);
мониторинг объективности выставления текущих, полугодовых, годовых и итоговых отметок выпускникам претендующим на выдачу аттестатов с отличием и медаль "За особые успехи в учении";
мониторинг внесения в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" сведений о документах об образовании;
мониторинг содержания официальных сайтов организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Дагестан;
мониторинг по соблюдению законодательства РФ в сфере образования, организациями, реализующими образовательные программы, направленные на воспитание личности, чувства патриотизма, духовно-нравственного воспитания.
По итогам проведенных мониторингов безопасности образовательным организациям, где были выявлены нарушения обязательных требований объявлены предостережения о необходимости соблюдения обязательных требований.
Исполнение выданных по результатам мониторинга безопасности предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований находится на постоянном контроле Минобрнауки РД.
1.3. В рамках программы профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования на 2023 год, утвержденной приказом Минобрнауки РД от 16.12.2022 N 04-02-2-3127/22 Министерством проведены следующие мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований:
организованы совещания с руководителями органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
подготовлены и размещены на официальном сайте Министерства в разделе "Государственная итоговая аттестация" информационные материалы о результатах анализа соблюдения Порядка проведения ГИА по образовательным программам основного и среднего общего образования, выявлению и профилактике нарушений по "Зонам риска" в Республике Дагестан в 2023 году; об организационно-технических нарушениях при проведении ЕГЭ и организации региональной системы видеонаблюдения, о результатах перепроверок по "зонам риска" ЕГЭ-2023;
подготовлены и размещены на официальном сайте Министерства в подразделе "Государственный контроль (надзор) в сфере образования" результаты контроль-надзорных мероприятий в виде справок: о религиозных образовательных организациях Республики Дагестан; об итогах мониторинга объективности оценивания результатов итогового сочинения (изложения) на территории Республики Дагестан в 2022 - 2023 гг.; о проведенных Министерством контрольно-надзорных мероприятий в отношении образовательных организаций, реализующих образовательные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий; об итогах проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) по размещению и обновлению информации об образовательных организациях на официальных сайтах образовательных организаций в информационно-коммуникационной сети "Интернет"; об итогах мониторинга по соблюдению законодательства Российской Федерации в сфере образования организациями, реализующими образовательные программы, направленные на воспитание личности, чувства патриотизма, духовно-нравственное воспитание;
направлены руководителям образовательных организаций информационно-аналитические письма о типичных нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере образования образовательными организациями;
проведены мероприятия по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, а также по привлечению к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушение Порядка проведения государственной итоговой аттестации, утвержденного приказом Минпросвещения России N 190, Рособрнадзора N 1512 от 07.11.2018, выявленных в рамках проведения контрольно-надзорных мероприятий по проверке соблюдения законодательства РФ в сфере образования при проведении государственной итоговой аттестации (далее - ГИА);
проведено 174 профилактических визитов, из них 66 обязательных профилактических визита;
осуществлено консультирование 1 74 контролируемых лиц; руководителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность, выдано 7 предписаний об устранении выявленных нарушений по результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий; 5 предписаний в отношении руководителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
образовательным организациям, вынесено 821 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования;
осуществлено 1457 информирований контролируемых лиц о соблюдении обязательных требований, а также информирование образовательных организаций о планируемых и проводимых проверках в едином реестре контрольно-надзорных мероприятий https://proverki.gov.ru/;
на сайте Министерства http://www.dagminobr.ru/ размещен перечень нормативных правовых актов и их отдельных положений, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении проверок в отношении контролируемых лиц.
В первой половине 2023 года Управлением надзора и контроля в сфере образования Министерства осуществлялся сбор, обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере образования, в том числе в целях выявления и устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций, а также оценки информации для обеспечения внесения изменений или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов.
На официальном сайте Министерства (http://www.dagminobr.ru) размещаются правовые акты Министерства, планы контроля, информация о результатах проверок, в том числе по исполнению предписаний, информационные письма о типичных нарушениях, выявленных при проведении государственного контроля (надзора) в сфере образования, рекомендации по различным аспектам взаимодействия образовательных организаций и Управления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.