Приказываю:
1. Утвердить прилагаемое положение о порядке присвоения грифа учебно-методического объединения в системе общего образования Челябинской области учебным изданиям.
2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Челябинской области от 31.10.2022 года N 01/2453 "Об утверждении положения о порядке присвоения грифа Учебно-методического объединения в системе общего образования Челябинской области учебным пособиям", от 20.11.2023 года N 02/2778 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.10.2022 года N 01/2453".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления общего образования Е.В. Бухмастову.
Министр |
В.В. Литке |
УТВЕРЖДЕНО
приказом
Министерства образования и науки
Челябинской области
от 13 июня 2024 г. N 01/1357
Положение
о порядке присвоения грифа учебно-методического объединения в системе общего образования Челябинской области учебным изданиям
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о порядке присвоения грифа учебно-методического объединения в системе общего образования Челябинской области учебным изданиям (далее - Положение) разработано с целью организации деятельности учебно-методического объединения (далее - УМО) по присвоению грифа УМО учебным изданиям, предназначенным для использования в системе общего образования.
1.2. В соответствии с функциями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 07 октября 2022 г. N 01/2212 "Об учебно-методическом объединении в системе общего образования Челябинской области", УМО имеет право присваивать гриф различным видам учебных изданий (Приложение 1) в рамках установленной компетенции.
1.3. Присвоение грифа УМО осуществляется на основании проведения предварительных процедур рецензирования и экспертизы учебных изданий с целью принятия обоснованных решений.
1.4. Процедура экспертизы регулируется п.3 настоящего Положения. Процедура рецензирования регулируется п.2 настоящего Положения. На основании результатов рецензирования и экспертизы принимается решение о присвоении/об отказе в присвоении грифа по итогам голосования членов УМО.
1.5. На присвоение грифа УМО в системе общего образования Челябинской области принимаются учебные издания только от юридических лиц (далее заявитель).
1.6. Гриф УМО, присваиваемый учебным изданиям, имеет следующую формулировку: "Рекомендовано УМО в системе общего образования Челябинской области для ___________ (указывается категория руководящих и педагогических работников). Далее указываются реквизиты протокола заседания УМО, на котором было принято решение о присвоении грифа УМО".
1.7. Решение о присвоении грифа УМО в системе общего образования Челябинской области учебному изданию действительно в течение трех лет с даты его присвоения.
2. Порядок предоставления документов на присвоение грифа УМО
2.1. Для организации проведения предварительных процедур (рецензирование, экспертиза) заявитель от имени автора/авторов учебного издания на имя председателя УМО подает заявление по прилагаемой форме (Приложение 2) в соответствии с регламентом приема заявлений, размещенным на официальном сайте ГБУ ДПО "Челябинский институт развития образования" (далее - ГБУ ДПО "ЧИРО").
2.2. Данное заявление фиксируется секретарем УМО в журнале регистрации заявлений на проведение предварительных процедур и приема документов на присвоение грифа УМО в системе общего образования Челябинской области.
2.3. Заявление на проведение рецензирования и экспертизы одного учебного издания может быть подано заявителем один раз в год.
2.4. Данное заявление рассматривается в течение пяти рабочих дней.
2.5. По поручению председателя УМО секретарь направляет рукопись учебного издания в pdf-формате ректору ГБУ ДПО "ЧИРО" для проведения рецензирования.
2.6. Рецензирование учебного издания проводится педагогическими/научными работниками кафедр ГБУ ДПО "ЧИРО". Кафедру определяет ректор ГБУ ДПО "ЧИРО" в зависимости от предметной/научной области рецензируемого учебного издания.
2.7. Заведующий кафедрой определяет рецензента из педагогических/научных работников, компетентных в области рецензируемого учебного издания.
2.8. На основе рекомендаций по составлению рецензии (Приложение 3) рецензент обязан подготовить рецензию на учебное издание в течение пятнадцати рабочих дней.
2.9. При получении положительной рецензии и положительных экспертных заключений на учебное издание заявитель направляет пакет документов по присвоению грифа УМО данному учебному изданию согласно п.2.11 настоящего Положения.
2.10. При одной отрицательной рецензии или одном отрицательном экспертном заключении учебное издание возвращается автору/авторам на доработку.
2.11. Для решения вопроса о присвоении грифа УМО автор/авторы через заявителя направляют следующий пакет документов:
заявление на присвоение грифа УМО по прилагаемой форме (Приложение 4);
внешние рецензии на учебное издание (не менее 1 и не более 3);
рецензия кафедры ГБУ ДПО "ЧИРО";
экспертные заключения (не менее 3);
электронная версия аннотации рукописи представляемого учебного издания в pdf-формате;
электронная версия рукописи представляемого учебного издания в pdf-формате.
2.12. Пакет документов заявитель представляет секретарю УМО согласно расписанию приема документов, размещенному на официальном сайте ГБУ ДПО "ЧИРО" в разделе "Учебно-методическое объединение".
2.13. Секретарь УМО выдает заявителю справку о получении документов по форме (Приложение 5), а также регистрирует их в журнале регистрации заявлений на проведение предварительных процедур и приема документов на присвоение грифа УМО в системе общего образования Челябинской области.
2.14. Заявителю может быть отказано в приеме документов на присвоение грифа УМО, если:
при проведении предварительных процедур (рецензирование, экспертиза) получено два и более отрицательных заключений на учебное издание;
предоставлен неполный пакет документов согласно п. 2.11 настоящего Положения;
поданы документы по формам, не соответствующим утвержденным в настоящем Положении;
не пройдена проверка рукописи учебного издания на наличие заимствований в тексте;
имеются расхождения наименований используемых терминов в экспертных листах, рецензиях и авторской рукописи учебного издания.
2.15. В течение года рассматривается не более семи учебных изданий на присвоение им грифа УМО.
2.16. При поступлении более семи учебных изданий УМО по согласованию с заявителем переносит сроки проведения предварительных процедур (рецензирование, экспертиза) данного издания на следующий год.
3. Порядок организации экспертизы
3.1. Экспертиза проводится экспертами, которые прошли конкурсный отбор в периоды: с 05.04.2018 г. по 20.04.2018 г. (протокол по итогам работы конкурсной комиссии от 04.05.2018 г. N 01), с 08.04.2024 г. по 24.05.2024 г. (протокол по итогам работы конкурсной комиссии от 31.05.2024 г. N 01), в срок не более 30 календарных дней с даты поступления рукописи учебного издания.
3.2. Перечень экспертов размещен на официальном сайте ГБУ ДПО "ЧИРО" в разделе "Учебно-методическое объединение".
3.3. Включение новых экспертов в перечень осуществляется по итогам конкурсного отбора в порядке, установленном Министерством образования и науки Челябинской области.
3.4. По поручению председателя УМО заместитель председателя УМО определяет трех экспертов для проведения экспертизы учебного издания.
3.5. Автор/авторы через заявителя самостоятельно направляют электронную версию рукописи учебного издания в pdf-формате экспертам, назначенным заместителем председателя УМО для проведения экспертизы.
3.6. Эксперты обязаны провести экспертизу учебного издания, руководствуясь принципами организации и проведения экспертизы учебных изданий (Приложение 6) по следующим объектам экспертирования:
соответствие содержания и формы представления содержания в учебном издании дидактическим требованиям;
соответствие содержания учебного издания сложившимся научным и методическим требованиям предметной области;
соответствие содержания учебного издания и используемых способов освоения (реализации) требованиям педагогической, возрастной психологии и физиологии.
3.7. По результатам экспертизы рукописи учебного издания составляется заключение в соответствии с рекомендуемой формой (Приложение 7).
3.8. Полученные экспертные заключения на учебное издание направляются секретарю УМО в заявленном пакете документов, указанном в п. 2.11 настоящего Положения.
3.9. Исключение экспертов из утвержденного списка экспертов допускается в случае:
3.9.1. представления экспертом заявления об освобождении от экспертной деятельности по собственному желанию;
3.9.2. нарушение экспертом принципов организации и проведения экспертизы учебных изданий, указанных в приложении 6 настоящего Положения.
4. Порядок рассмотрения документов на присвоение грифа УМО
4.1. Срок рассмотрения документов на присвоение грифа УМО в системе общего образования Челябинской области - до двух месяцев с даты их приема.
4.2. Для присвоения грифа учебному изданию заседание членов УМО может проводиться как в режиме реального времени, так и в онлайн режиме. При онлайн голосовании члены УМО направляют сканированные копии листов голосования по электронной почте, предоставленной ими секретарю УМО для общения по организации деятельности УМО.
4.3. На основании результатов голосования членов УМО выносится решение о присвоении/об отказе в присвоении грифа. Данное решение заносится в протокол заседания УМО.
4.4. Данный протокол за подписью председателя и секретаря УМО выдается заявителю в оригинале.
5. Заключительные положения
5.1. Перечень учебных изданий, которым был присвоен гриф Учебно-методического объединения в системе общего образования Челябинской области, публикуется на официальном сайте ГБУ ДПО "ЧИРО" в разделе "Учебно-методическое объединение".
5.2. Утверждение Положения о порядке присвоения грифа учебно-методического объединения в системе общего образования Челябинской области учебным изданиям, а также изменений, вносимых в данное Положение, является компетенцией Министерства образования и науки Челябинской области.
Приложение 1
Виды учебных изданий,
представляемых на присвоение грифа УМО в системе общего образования Челябинской области
Учебное издание - издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения.
Примечание: Учебное издание, допущенное к использованию при реализации программ общего и высшего образования, проходит официальное утверждение в профильных ведомствах. (ГОСТ Р 7.0.60-2020 "Национальный стандарт РФ. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения").
Виды учебных изданий:
1. Учебно-методическое пособие - учебное пособие, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания.
2. Учебное наглядное пособие - учебное пособие, содержащее в удобной для восприятия визуальной форме материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию.
3. Учебное картографическое пособие/атлас - учебное пособие, содержащее систематизированное собрание карт, соответствующее учебной программе.
4. Рабочая тетрадь - учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
5. Самоучитель - учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя.
6. Хрестоматия - учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения/отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.
7. Практикум - учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.
Примечание: Практикум, содержащий учебные задачи, называют задачником.
8. Учебная программа - учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части.
9. Учебный комплект - набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебный словарь, учебное пособие, рабочую тетрадь.
Приложение 2
Форма заявления
на проведение предварительных процедур: рецензирование и экспертизу
учебного издания 1
Председателю учебно-методического объединения
в системе общего образования Челябинской области
(Ф.И.О)
________________________________________________
Ф.И.О руководителя организации (заявитель)
________________________________________________
указывается полное наименование организации
заявление
Просим Вас провести рецензирование и экспертизу учебного издания
(наименование, вид учебного издания, Ф.И.О. автора(ов) с указанием места
работы, должности, ученой степени и учёного звания) для присвоения ему
грифа УМО в системе общего образования Челябинской области.
Учебное издание подготовлено для (указать категорию педагогических
работников).
"___" _______________ 20__ г.
Руководитель организации ________________/________________________
подпись Ф.И.О.
М.П.
_____________________________
1 заявление оформляется на официальном бланке организации
_____________________________
Приложение 3
Рекомендации
по составлению рецензии
1. Объектом рецензирования являются учебные издания. Виды учебных изданий представлены в приложении 1 настоящего Положения.
2. Результатом рецензирования является положительная или отрицательная рецензия, включающая рекомендацию о возможности/ невозможности использования в профессиональной/образовательной деятельности в системе общего образования.
3. Рецензия включает в себя две части: повествовательно-аналитическую и заключительно-оценочную.
4. В повествовательно-аналитической части рецензии указываются: название учебного издания; ФИО автора/авторов, место работы, должность, ученая степень и звание (если таковые имеются); вид учебного издания; категория руководящих и педагогических работников, которые могут использовать учебное издания в своей профессиональной деятельности; а также даётся аргументированная оценка учебному изданию и обоснованные рекомендации по следующим аспектам:
- анализ актуальности учебного издания;
- соответствие содержания рукописи названию и виду издания;
- соответствие содержания рукописи требованиям обновленных ФГОС;
- соответствие содержания рукописи целевому назначению и требованиям, предъявляемым к учебным изданиям;
- доступность изложения материала для восприятия;
- соответствие содержания рукописи современному уровню научных знаний, уровню развития науки;
- соответствие иллюстративного материала содержанию, целесообразность его использования;
- место рецензируемого учебного издания среди опубликованных ранее в данной предметной/научной области (что нового, чем отличается, не дублирует ли известные учебные издания других авторов);
- анализ научно-методической/практической ценности учебного издания для использования в системе общего образования;
- допущенные автором/авторами неточности, ошибки и рекомендации по их исправлению;
- другие требования, которые рецензент считает необходимым.
5. В заключительно-оценочной части рецензии делаются выводы, в которых аргументируются некорректные моменты (если таковые имеются), вносятся предложения по устранению недостатков и слабых сторон (если таковые имеются), указывается возможность/невозможность использования в профессиональной/образовательной деятельности в системе общего образования.
6. Содержание рецензии должно быть написано в научном стиле и, при этом, должно быть понятно для широкого круга.
7. Рецензия должна быть лаконичной, суждения в ней - логичными, а факты - подтвержденными.
8. Рецензент обязан выразить и обосновать собственное мнение корректно и уважительно, независимо от его личностного предпочтения.
Приложение 4
Форма заявления
на присвоение грифа учебно-методического объединения в системе общего
образования Челябинской области учебному изданию 2
Председателю учебно-методического объединения
в системе общего образования Челябинской области
(Ф.И.О.)
________________________________________________
ФИО руководителя организации (заявитель)
________________________________________________
указывается полное наименование организации
заявление
Просим Вас рассмотреть учебное издание (указать название, вид
учебного издания, Ф.И.О. автора(ов) с указанием места работы, должности,
ученой степени и ученого звания) на предмет присвоения грифа УМО в
системе общего образования Челябинской области.
Учебное издание подготовлено для (указать категорию руководящих и
педагогических работников).
Данное учебное издание прошло предварительную процедуру экспертизы,
по результатам которой были получены соответствующие экспертные
заключения.
В случае тиражирования учебного издания, которому был присвоен гриф
УМО в системе общего образования Челябинской области, автор/авторы несут
ответственность за соответствие содержания данного пособия его рукописи,
представленной для экспертизы.
"___" _______________ 20___ г.
Руководитель организации ________________/_________________________
подпись Ф.И.О.
м.п.
_____________________________
2 заявление оформляется на официальном бланке организации
_____________________________
Приложение 5
Образец справки о получении документов
на присвоение грифа учебно-методического объединения в системе общего
образования Челябинской области
Справка N ________
Выдана __________________________________________________________________
указать Ф.И.О руководителя организации (заявитель), либо доверенного лица
организации
в том, что был принят пакет документов на присвоение грифа УМО в
системе общего образования Челябинской области:
N п/п |
Наименование документа |
Кол-во |
Отметка о сдаче документов |
1 |
заявление на присвоение грифа УМО |
|
|
2 |
внешние рецензии на учебное издание |
|
|
3 |
рецензия кафедры ГБУ ДПО "ЧИРО" |
|
|
4 |
экспертные заключения |
|
|
5 |
электронная версия аннотации рукописи представляемого учебного издания в pdf- формате |
|
|
6 |
электронная версия рукописи представляемого учебного издания в pdf-формате |
|
|
"___" _____________ 20___ г.
_______________/___________________________________
подпись Ф.И.О. секретаря УМО
Приложение 6
Принципы
организации и проведения экспертизы учебных изданий, рекомендованных для использования при реализации программ общего образования с грифом УМО
1. Экспертиза учебных изданий, рекомендованных для использования при реализации программ общего образования, основывается на следующих принципах:
законности - установление прав, обязанностей и ответственности всех субъектов экспертизы, а также соблюдение ими действующих законов и нормативно-правовых актов; соответствие экспертной процедуры принципам и нормам как общей системы права, так и той его отрасли, в системе которой она реализуется;
гласности и открытости процесса и результатов экспертизы - информирование общественности о проведении экспертизы; составе членов экспертных комиссий и советов; документах, регламентирующих организацию и проведение экспертизы; результатах и материалах экспертизы;
конфиденциальности - неразглашение информации о результатах экспертизы до завершения всей процедуры ее проведения;
независимости экспертов - полное отсутствие каких-либо посторонних влияний на формирование внутреннего убеждения эксперта по предмету экспертизы, недопустимость его личной заинтересованности в предмете экспертизы, невмешательство в процесс экспертизы лиц, представляющих интересы заказчика (независимость процедуры подготовки экспертного заключения от процедур его заказа и применения результата заказчиком);
объективности - предупреждение и/или устранение субъективизма при проведении экспертизы. Эксперт должен проводить оценку учебных изданий объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности; заключение эксперта должно основываться на фактах, позволяющих проверить обоснованность сделанных им выводов;
компетентности и высокого профессионального уровня эксперта - соответствие профиля специальной подготовки эксперта предмету экспертизы;
научности - ориентация на мировой уровень современных научных знаний и достижений в конкретной области научных познаний, и на использовании широкого круга информации;
системности - организация экспертной деятельности с использованием комплекса согласованных и дополняющих друг друга, методов и направлений экспертизы;
полноты и всесторонности экспертного анализа - выяснение всех значимых для принятия решения конкретных вопросов, поставленных перед экспертом, на основе изучения учебных изданий, представленных на экспертизу;
преемственности и систематичности - систематический учёт и накопление банка данных об учебных изданиях, анализа экспертных
заключений и решений по экспертизам, обсуждение их путем обмена опытом между экспертами, постоянного улучшения методического, организационного и информационного обеспечения экспертизы; проведение выборочной проверки качества экспертиз;
ответственности уполномоченной организации и экспертов за проведение и качество экспертизы.
2. Указанные принципы организации и проведения экспертизы учебных изданий, рекомендованных для использования при реализации программ общего образования взаимосвязаны, имеют императивный характер и не допускают возможности отклонения от них.
Приложение 7
Рекомендуемая форма
составления экспертного заключения на рукопись учебного издания
Экспертное заключение составляется в свободной форме.
Рекомендуемая структура экспертного заключения на рукопись учебного
издания:
1. Исходные данные учебного издания: название рукописи учебного
издания;
ФИО автора/авторов учебного издания, место работы, должность, ученая
степень и звание (если таковые имеются);
вид учебного издания;
категория руководящих и педагогических работников, которые могут
использовать учебное издания в своей профессиональной деятельности.
2. Содержательная часть:
дать экспертную оценку учебному изданию по соответствующему объекту
экспертирования 3:
соответствие содержания и формы представления содержания в учебном
издании дидактическим требованиям;
соответствие содержания учебного издания сложившимся научным и
методическим требованиям предметной области;
соответствие содержания учебного издания и используемых способов
освоения (реализации) требованиям педагогической, возрастной психологии и
физиологии.
Рекомендуемые критерии для проведения экспертизы содержательной
части учебного издания:
соответствие содержания материала обновленным Федеральным
государственным образовательным стандартам образования;
соответствие учебного издания современному научному уровню (по
данному направлению);
соответствие названия учебного издания его содержанию;
соответствие заявленной учебно-методической литературы типу учебного
издания;
степень новизны учебного издания в отличие от имеющихся по данной
тематике;
качество содержания, методического инструментария;
наглядность, логичность и последовательность изложения материала;
достоинства учебного издания (методические, предметно-содержательные
и др.), если таковые имеются;
качество дидактического аппарата учебного издания; качество
иллюстративного материала (текстов, рисунков, схем, чертежей,
иллюстраций) и их соответствия изучаемому материалу;
научно-методическая и (или) практическая ценность учебного издания
для использования в системе общего образования;
точность, непротиворечивость, полнота и объем информации по
содержанию в целом и по его отдельным составляющим;
недостатки, логические и стилистические ошибки, если таковые
имеются.
3. Итоговое заключение эксперта:
Учитывая (например, актуальность, практическую значимость, новизну и
др.), рекомендую учебное издание (указать название учебного издания, ФИО
автора(-ов) для издания и использования в профессиональной/
образовательной деятельности в качестве (вид издания) с грифом
Учебно-методического объединения в системе общего образования Челябинской
области для (указать целевую аудиторию).
Учитывая вышеизложенное, не рекомендую учебное издание (указать
название учебного пособия, ФИО автора(-ов) для издания и использования в
профессиональной/образовательной деятельности в качестве (вид издания) с
грифом Учебно-методического объединения в системе общего образования
Челябинской области для (указать целевую аудиторию).
"____" ______________ 202__ г.
Должность, ученая степень,
ученое звание, контактные данные
(телефон, адрес электронной почты)
эксперта
__________________/__________________________
подпись ФИО эксперта
_____________________________
3 дается экспертом оценка учебному изданию по одному из указанных объектов экспертирования
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13 июня 2024 г. N 01/1357 "Об утверждении положения о порядке присвоения грифа учебно-методического объединения в системе общего образования Челябинской области учебным изданиям"
Опубликование:
официальный сайт Министерства образования и науки Челябинской области (minobr74.ru) 13 июня 2024 г.