Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу министерства
социального развития
Оренбургской области
от 13 июня 2024 г. N 363
Приложение N 4
к приказу министерства
социального развития
Оренбургской области
от 23 декабря 2021 г. N 773
Примерное положение об организации стационарозамещающей технологии "Школа ухода"
1. Общие положения
1.1. Настоящее примерное положение (далее Положение) об организации стационарозамещающей технологии "Школа ухода" (далее - "Школа ухода"), созданной на базе подведомственных учреждений (далее - учреждение), указанных в приложении N 11 к приказу, разработано для обучения лиц, осуществляющих уход на дому за тяжелобольными гражданами (далее - ЛОУ), правилам ухода с целью улучшения качества жизни тяжелобольных граждан и продления их пребывания в привычной домашней среде.
1.2. ЛОУ признаются нуждающимися в социальном обслуживании в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами.
1.3. Размер платы за предоставление социальных услуг в "Школе ухода" определяется в соответствии с положением о порядке определения размера платы за предоставление социальных услуг и порядке ее взимания организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими социальное обслуживание на территории Оренбургской области, утвержденным постановлением Правительства Оренбургской области от 12.07.2006 N 242-п.
2. Основные цели и задачи "Школы ухода"
2.1. Основные цели деятельности "Школы ухода":
обучение ЛОУ практическим навыкам ухода;
оказание психологической помощи и поддержки ЛОУ, снижение у них психоэмоциональной нагрузки и уровня стресса;
повышение качества жизни граждан, нуждающихся в уходе, продление пребывания их в привычных домашних условиях, создание для них в жилых помещениях безопасной и комфортной атмосферы;
снижение потребности граждан, нуждающихся в уходе, в получении социальных услуг в стационарных учреждениях социального обслуживания.
2.2. Основные задачи "Школы ухода":
2.2.1. Организация обучения ЛОУ по вопросам:
общего ухода за гражданами, нуждающимися в уходе;
контроля за изменениями состояния здоровья;
профилактики развития осложнений;
питания и кормления;
проведения гигиенических процедур;
позиционирования;
использования технических средств реабилитации и адаптации жилого помещения к потребностям граждан, нуждающихся в уходе;
формирования безопасной, комфортной среды, создания благоприятной эмоциональной атмосферы.
3. Основные функции школы ухода
3.1. Для достижения целей и задач на "Школу ухода" возлагаются следующие функции:
проведение теоретических занятий по осуществлению ухода за тяжелобольными гражданами (лекции и индивидуальные консультации);
проведение практических занятий по осуществлению ухода;
предоставление информационных и методических материалов по уходу для ЛОУ;
информирование населения о деятельности "Школы ухода", в том числе с использованием информационных ресурсов учреждения, информационно-телекоммуникационной сети Интернет, средств массовой информации, путем размещения информационных материалов на стендах учреждений здравоохранения, общественных организаций (по согласованию);
учет ЛОУ, нуждающихся в обучении в "Школе ухода";
привлечение к проведению занятий работников сторонних организаций (по согласованию);
подготовка отчетов и других сведений о деятельности "Школы ухода".
4. Организация деятельности "Школы ухода"
4.1. Деятельность "Школы ухода" осуществляется в соответствии с установленным режимом работы учреждения и приказом директора учреждения.
4.2. Общее руководство и контроль за деятельностью "Школы ухода" осуществляет ответственное лицо, назначенное директором учреждения.
В рамках полномочий ответственное лицо:
информирует граждан, нуждающихся в обучении навыкам ухода, в том числе с использованием средств массовой информации;
формирует группы слушателей (при полустационарной форме социального обслуживания) и организует выездные занятия на дому (при стационарной форме социального обслуживания);
разрабатывает программу обучения согласно приложению N 1 к настоящему Положению, расписание занятий;
ведет учетно-отчетную документацию;
осуществляет взаимодействие со СМИ по освещению деятельности школы ухода.
4.3. Обучение в "Школе ухода" осуществляют специалисты учреждения, прошедшие обучение навыкам ухода и имеющие соответствующий документ об обучении.
4.4. К проведению обучения могут привлекаться сотрудники других отделений учреждения, специалисты медицинских, образовательных и иных организаций (по согласованию).
4.5. Слушателями "Школы ухода" могут быть члены семьи тяжелобольного гражданина, нуждающегося в уходе, и другие его родственники, соседи и иные лица, признанные нуждающимися в социальном обслуживании в соответствии со стандартами социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому, утвержденными приказом от 21.07.2021 N 398.
4.6. Предоставление социальных услуг в "Школе ухода" осуществляется на основании договора, заключенного между ЛОУ и учреждением.
4.7. Обучение включает изучение теоретических основ и практическое освоение навыков ухода за гражданами, нуждающимися в уходе, в т.ч. с использованием демонстрационного оборудования.
Примерный перечень демонстрационного оборудования предусмотрен в приложении N 2 к настоящему Положению.
4.8. Занятия в "Школе ухода" осуществляются:
4.8.1. в форме на дому (с выездом на дом);
4.8.2. в полустационарной форме (занятия на базе учреждения, как индивидуальные, так и групповые, при численности группы не более 10 человек);
4.9. Обучение в группах на базе учреждения осуществляется по расписанию, на дому - по индивидуальному графику.
4.10. При выборе формы обучения и формировании групп учитываются диагноз и степень функциональных нарушений здоровья тяжелобольных граждан, их зависимость от ЛОУ.
4.11. Продолжительность курса обучения в "Школе ухода" - до 12 занятий в квартал, 1 раз в год. Продолжительность занятия до 60 минут.
4.12. Слушатели "Школы ухода" могут пройти полный курс или посетить разовое занятие (консультацию) по интересующей теме.
4.13. Сведения о ЛОУ фиксируются в реестре ЛОУ, прошедших обучение в "Школе ухода", по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению.
4.14. Специалист, ответственный за работу "Школы ухода", ежемесячно, до 1 числа месяца, следующего за отчетным, формирует отчет по форме согласно приложению N 4 к настоящему Положению и направляет его в министерство социального развития Оренбургской области.
4.15. Мониторинг организации обучения в "Школе ухода" осуществляется посредством опроса (анкеты) ЛОУ по удовлетворенности и качеству оказанных услуг (приложение N 5 к настоящему Положению).
Приложение 1
к Положению об организации
стационарозамещающей технологии
"Школа ухода"
Примерный перечень тем занятий "Школы ухода"
N |
Наименование темы |
1. |
Основы здорового образа жизни, факторы, способствующие сохранению здоровья. Понятие о двигательных режимах, режимах питания, сна, отдыха здорового и больного человека (в том числе поддержание посильной социальной активности, посильной бытовой активности, когнитивных функций. |
2. |
Организация общего ухода за тяжелобольными гражданами, нуждающимися в уходе. Контроль за изменениями состояния здоровья указанных граждан. |
3. |
Способы контроля основных показателей жизнедеятельности человека (измерение температуры тела, артериального давления, пульса, сатурации в соответствии с медицинским назначениями), наблюдение за состоянием здоровья. Ведение дневника наблюдения за состоянием здоровья тяжелобольного гражданина, нуждающегося в уходе. |
4. |
Организация безопасного пространства в доме: особенности помещения, основное и вспомогательное оборудование и его размещение при организации ухода за тяжелобольным гражданином. |
5. |
Особенности проведения мероприятий по поддержке мобильности лиц, нуждающихся в уходе (перемещение в кровати и вне ее, при позиционировании, пересаживании, перемещении малоподвижных (обездвиженных) лиц, нуждающихся в уходе). |
5.1. |
Падения. Риски падения, бытовые травмы и их профилактика. |
5.2 |
Технические средства реабилитации и ухода, вспомогательные средства и приспособления для передвижения тяжелобольного гражданина, нуждающегося в уходе. |
6. |
Организация питания маломобильных и немобильных тяжелобольных граждан. Особенности кормления при нарушении глотания, кормление через зонд. |
6.1 |
Подготовка к кормлению. Прием пищи в кровати. Оборудование и приспособления для кормления немобильных тяжелобольных граждан. Риски аспирации пищей, их профилактика. |
7. |
Гигиена маломобильного тяжелобольного гражданина. Специальные средства для ухода и гигиенические принадлежности. |
7.1. |
Гигиенические процедуры: принятие душа, ванны; туалет; вспомогательное оборудование. |
7.2 |
Смена постельного, нательного и абсорбирующего белья. |
8. |
Особенности возможности опорожнения Помощь при пользовании туалетом и (или) иными приспособлениями. Подача судна, урологической утки, смена абсорбирующего белья, включая гигиеническую обработку и др. |
9. |
Профилактика осложнений состояния здоровья тяжелобольных граждан при неправильном уходе (пролежни, пневмония, тромбоз, обезвоживание, аспирация, опрелости). |
10. |
Правила и порядок действий при оказании первой доврачебной помощи. |
11. |
Помощь в приеме лекарственных препаратов в соответствии с медицинскими рекомендациями и инструкцией по их применению и соблюдению условий их хранения. |
12. |
Поддержание когнитивных функций у тяжелобольного гражданина |
13. |
Способы профилактики эмоционального выгорания у ЛОУ. |
14. |
Консультации по запросам слушателей. |
Приложение 2
к Положению об организации
стационарозамещающей технологии
"Школа ухода"
Примерный перечень
демонстрационного оборудования, техническ
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Приказ Министерства социального развития Оренбургской области от 13 июня 2024 г. N 363 "О внесении изменений в приказ министерства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.