В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и пунктом 32 Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 14 сентября 2021 года N 377-п приказываю:
1. Утвердить прилагаемый доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, за 2023 год.
2. Отделу защиты информации (Шпакову А.П.) и отделу информатизации отрасли (Фомину А.Л.) разместить настоящий приказ на интерактивном портале департамента социальной политики и занятости населения Брянской области и на официальном сайте департамента социальной политики и занятости населения Брянской области.
Директор департамента |
Е.А. Петров |
Утвержден
приказом департамента социальной
политики и занятости населения
Брянской области
от 16.02.2024 г. N 123
Доклад
о результатах обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты за 2023 год
На основании статьи 65 Федерального закона от 12 декабря 2023 года N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации", в соответствии с Законом Брянской области от 26 сентября 2022 года N 69-З "Об установлении квоты для приема на работу инвалидов на территории Брянской области", указом Губернатора Брянской области от 23 июня 2023 года N 69 "Об утверждении Положения о департаменте социальной политики и занятости населения Брянской области" и постановлением Правительства Брянской области от 14 сентября 2021 года N 377-п "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты" департамент наделен полномочиями по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.
Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение работодателями обязательных требований в области квотирования рабочих мест, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Брянской области.
Государственный контроль (надзор) осуществляется департаментом на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющими выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, интенсивность и результаты.
В соответствии с Законом Брянской области от 26 сентября 2022 года N 69-З "Об установлении квоты для приема на работу инвалидов на территории Брянской области" работодателям, расположенным на территории Брянской области, численность работников которых:
составляет от 35 до 100 человек включительно, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере двух процентов от среднесписочной численности работников;
превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере четырех процентов от среднесписочной численности работников.
Объектом государственного контроля (надзора) является деятельность, действие (бездействие) работодателей, у которых численность работников составляет от 35 человек (далее - объект контроля, контролируемые лица), в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования в области квотирования рабочих мест.
Типы объектов государственного контроля (надзора):
работодатели - юридические лица, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенные на территории Брянской области, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек;
работодатели - индивидуальные предприниматели, расположенные на территории Брянской области, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек.
В целях отнесения объекта контроля к категориям риска, применения критериев риска департамент осуществляет сбор, обработку, анализ, учет сведений о контролируемых объектах, ведение перечня объектов контроля, деятельность которых отнесена к определенной категории риска.
Включение объекта контроля в перечень осуществляется на основании приказа департамента об отнесении деятельности объекта контроля к определенной категории риска.
При отсутствии приказа департамента об отнесении деятельности объекта контроля к определенной категории риска деятельность объекта контроля считается отнесенной к категории низкого риска.
Перечень объектов контроля размещается и поддерживается в актуальном состоянии на официальном сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год департаментом не формировался.
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия в 2023 году не проводились.
В 2023 году проведено 105 профилактических визитов, из них: 25 в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности объекта контроля и 80 посредством использования видео-конференц-связи.
Осуществлено консультирование 149 контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в рамках государственного контроля (надзора).
В 2023 году объявлено 11 предостережений работодателям о недопустимости нарушений обязательных требований в части непредставления информации, предусмотренной абзацем третьим пункта 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Согласно Правилам выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2022 года N 366, квота для приема на работу инвалидов рассчитывается работодателем ежегодно, до 1 февраля, исходя из среднесписочной численности работников за IV квартал предыдущего года.
При расчете квоты для приема на работу инвалидов округление дробного числа производится в сторону уменьшения до целого значения, в случае если размер рассчитанной квоты менее единицы, значение квоты принимается равным единице.
Работодатель обязан выполнить квоту для приема на работу инвалидов в течение текущего года с учетом ее возможного перерасчета.
Квота для приема на работу инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в установленном порядке трудовых отношений с инвалидами в рамках исполнения работодателем обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой.
Типовыми нарушениями, возникающими при выполнении работодателями установленной квоты для трудоустройства инвалидов, являются:
нарушение сроков представления в органы службы занятости населения информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов;
представление вышеназванной информации на бумажном носителе, а не через размещение таких сведений на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России";
неверный расчет количества рабочих мест, необходимых для трудоустройства инвалидов;
отсутствие утвержденного локального нормативного акта, содержащего сведения о созданных или выделенных рабочих местах;
выделение в пределах установленной квоты рабочих мест с вредными условиями труда;
отнесение рабочих мест 1 и (или) 2 класса условий труда по Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" к вредным и (или) опасным условиям труда;
квотируемые рабочие места заняты работниками, не имеющими инвалидность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2021 года N 2576 утверждены Правила представления работодателем сведений и информации, которые он должен представлять в органы службы занятости населения в соответствии с законодательством о занятости населения.
Приказом Минтруда России от 26 января 2022 года N 24 "О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения" утверждена форма представления работодателем информации о наличии созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Вышеназванные нормативные правовые акты приняты в целях реализации статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", утратившей силу с 1 января 2024 года, статьи 53 Федерального закона от 12 декабря 2023 года N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации", действующей с 1 января 2024 года, и устанавливают правила представления работодателями в органы службы занятости информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Правила представления вышеуказанной информации распространяются на всех работодателей, осуществляющих деятельность на территории Брянской области, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Информация о выполнении квоты для приема на работу инвалидов представляется работодателями в органы службы занятости ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным.
Наиболее распространенными ошибками при заполнении отчетной формы по представлению работодателем информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов являются:
указание неполного наименования работодателя;
отсутствие необходимой информации о работодателе (ИНН, телефон, е-mail, фактический адрес);
неправильное значение ИНН;
отсутствие заполнения всех граф в отчете;
отсутствие информации о локальных нормативных актах, содержащих сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов (не указано наименование, номер, дата издания).
Основными факторами, способствующими нарушению работодателями обязательных требований, являются недостаточное знание действующего законодательства и недобросовестное отношение к исполнению обязанности по представлению информации о выполнении квоты в органы службы занятости населения, что приводит к ее представлению несвоевременно, в неполном объеме или искаженном виде.
Рекомендации работодателям, на которых распространяется обязанность по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов:
предпринимать меры для трудоустройства инвалидов на все квотируемые рабочие места как путем поиска (подбора) работников, в том числе с помощью взаимодействия с органами службы занятости населения, так и с помощью заключения соглашения о трудоустройстве инвалидов с другими организациями;
осуществлять контроль за своевременным предоставлением в органы службы занятости населения полной и достоверной информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов;
пользоваться материалами, размещенными на официальном сайте департамента, в том числе перечнем нормативных актов (их частей), содержащих обязательные требования;
взаимодействовать с органами службы занятости по возникающим вопросам в области квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов, в том числе принимать участие в семинарах, проводимых с работодателями.
В актуализации обязательных требований и о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре) необходимость отсутствует.
Директор департамента |
Е.А. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента социальной политики и занятости населения Брянской области от 16 февраля 2024 г. N 123 "Об утверждении доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, за 2023 год"
Вступает в силу с 16 февраля 2024 г.
Опубликование:
-