Решение Самарского областного суда от 11 марта 2024 г. N 3а-827/2024
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-827/2024 по административному исковому заявлению ФИО4 о признании недействующим нормативного правового акта в части, установил:
ФИО4, являющийся ветераном боевых действий, обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Закона Самарской области от 13 июня 2012 года N 51-ГД "О бесплатной юридической помощи в Самарской области" в действующей редакции Закона Самарской области от 2 мая 2017 года N 51-ГД "О внесении изменения в статью 7 Закона Самарской области "О бесплатной юридической помощи в Самарской области" в части абзаца, дополнившего часть 4 статьи 7, исключающего возможность в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи оказание бесплатной квалифицированной помощи в административном судопроизводстве граждан со статусом ветерана боевых действий.
Требования мотивированы тем, что Закон Самарской области от 13 июня 2012 года N 51-ГД в части, устанавливающей оказание бесплатной юридической помощи только по вопросам гражданского законодательства и исключающий возможность получения бесплатной юридической помощи в административном судопроизводстве в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, нарушает его право на получение бесплатной юридической помощи в административном судопроизводстве как гражданина со статусом ветерана боевых действий и не соответствует статье 48 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 1, части 1 статьи 2, части 1 и 3 статьи 3, пункту 9 части 1 статьи 20 Федеральной закона от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", пункту 4 статьи 106, пункту 3 статьи 107 Кодекса административного судопроизводства.
Административный истец не направил в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель Самарской Губернской Думы Т.М.В. заявленные требования не признала и указала, что оспариваемый Закон Самарской области N 51-ГД принят в пределах полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации и с соблюдением порядка его принятия и обнародования. ФИО4 ранее обжаловал отказ ГКУ Самарской области "Г." о предоставлении ему бесплатной юридической помощи в административном порядке. Решением Промышленного районного суда от 21 февраля 2023 года ФИО4 отказано в удовлетворении административного искового заявления. Решение суда оставлено без изменения апелляционным определением Самарского областного суда от 18 мая 2023 года и кассационным определением шестого кассационного суда общей юрисдикции от 21 декабря 2023 года вышеуказанные судебные акты оставлены без изменения.
Представитель Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области ФИО9 просил отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что факт нарушения прав заявителя, а также несоответствия актам, имеющим большую юридическую силу, не имеется, поскольку действующим законодательством право на оказание бесплатной юридической помощи в административном судопроизводстве в настоящее время не установлено.
Представитель Управления Министерства юстиции по Самарской области ФИО10, ГКУ СО "Г." ФИО11, представитель Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области и Губернатора Самарской области ФИО12 просили отказать в удовлетворении заявленных требований.
Относительно заявленных требований Самарская Губернская Дума, Правительство Самарской области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области, ГКУ СО "Г." представили письменные возражения.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Установлено, что 13 июня 2012 года Самарской Губернской Думой принят Закон Самарской области N 51-ГД "О бесплатной юридической помощи в Самарской области", который опубликован в газете "Волжская коммуна" N 206 (28134), 15.06.2012.
Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" регулирует отношения, связанные с оказанием гражданам бесплатной юридической помощи в Самарской области.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона Самарской области право на получение бесплатной юридической помощи имеют категории граждан Российской Федерации, проживающих на территории Самарской области, в частности ветераны боевых действий.
Часть 4 статьи 7 указанного Закона дополнена абзацем следующего содержания: бесплатная юридическая помощь гражданам, указанным в пункте 1, 3.1-3.4, 4, 4.2, 10.2 части 1, части 3.1 настоящей статьи, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в Самарской области оказывается во всех видах, предусмотренных статьей 6 Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", по всем вопросам гражданского законодательства, не связанным с предпринимательской деятельностью.
Указанный абзац введен Законом Самарской области от 2 мая 2017 года N 51-ГД "О внесении изменения в статью 7 Закона Самарской области "О бесплатной юридической помощи в Самарской области" в редакции Законов Самарской области от 18.12.2019 N 139-ГД, от 08.05.2020 N 48-ГД, от 11.04.2022 года N 33-ГД, от 09.11.2022 года N 106-ГД, от 23.12.2022 N 139-ГД.
Закон Самарской области от 02.05.2017 N 51-ГД опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 02.05.2017, в газете "Волжская коммуна", N 107 (30002), 03.05.2017, на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.05.2017.
В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; социальная защита, включая социальное обеспечение.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия указанных актов действуют положения федерального конституционного закона, федерального закона.
В соответствии с пунктом 60 части 1 статьи 44 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно и за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации оказания бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" N 324-ФЗ от 21 ноября 2011 года настоящим Федеральным законом устанавливаются основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации (далее - граждане) на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения.
Целями настоящего Федерального закона являются: 1) создание условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - бесплатная юридическая помощь); 2) формирование и развитие государственной системы бесплатной юридической помощи, а также содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и ее поддержка со стороны государства; 3) создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечение их доступа к правосудию.
Статьей 2 указанного закона установлено, что граждане имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Бесплатная юридическая помощь иностранным гражданам и лицам без гражданства оказывается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации в рамках государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, и организационно-правовое обеспечение реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи в Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в уголовном судопроизводстве, регулируются уголовно-процессуальным законодательством. Федеральными законами могут быть установлены случаи и порядок оказания бесплатной юридической помощи в административном судопроизводстве, а также в иных случаях (части 1, 2, 3 статьи 3 ФЗ-324).
Согласно пункту 9 части 1 статьи 20 Федерального закона N 324 право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан: граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Устанавливая правовое регулирование в отношении случаев и порядка оказания бесплатной юридической помощи в административном судопроизводстве, федеральный законодатель четко разграничил полномочия федеральных и региональных органов государственной власти, предусмотрев, что такие регулирование должно осуществляться только в рамках федеральных законов.
До настоящего времени ни Федеральным законом N 324, ни иными федеральными законами специальное регулирование в отношении случаев и порядка оказания бесплатной юридической помощи в административном судопроизводстве не предусмотрено.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих", Федеральный закон "О ветеранах", на которые ссылается административный истец, не устанавливают гарантий в сфере бесплатной юридической помощи.
Часть 6 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусматривает, что военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий на территориях других государств, ветеранам военной службы, а также ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12 января 1995 года предусмотрен ряд социальных гарантий для ветеранов боевых действий, статьей 27 этого же закона предусмотрено право ветеранов на обращение в суд за защитой прав, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.
Однако, в указанных федеральных законах не содержится норм, устанавливающих возможность предоставления бесплатной юридической помощи в административном судопроизводстве.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемого нормативного правового акта статье 107 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются необоснованными.
В соответствии со статьей 107 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от возмещения издержек, связанных с рассмотрением административного дела, освобождаются:
1) административные истцы, административные ответчики, являющиеся инвалидами I и II групп;
2) общественные организации инвалидов, если они являются административными истцами и административными ответчиками, а также если они представляют в суде интересы своих членов;
3) ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий и ветераны военной службы, являющиеся административными истцами и административными ответчиками;
4) малоимущие граждане, признанные таковыми в соответствии с законодательством о порядке учета среднедушевого дохода для признания граждан малоимущими, являющиеся административными истцами и административными ответчиками.
Статья 107 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закрепляет норму, согласно которой перечисленные в ней категории граждан освобождаются от издержек, связанных с рассмотрением дела, однако, она не регулирует вопросы предоставления бесплатной юридической помощи гражданам в рамках административного дела.
Доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта статье 48 Конституции Российской Федерации не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 50 от 25 декабря 2018 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" суды не рассматривают дела об оспаривании: законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что оспариваемый административный истцом Закон Самарской области от 13 июня 2012 года N 51-ГД "О бесплатной юридической помощи в Самарской области" в редакции Закона Самарской области от 2 мая 2017 года N 51-ГД "О внесении изменений в статью 7 Закона Самарской области "О бесплатной юридической помощи в Самарской области" принят уполномоченным органом в соответствии с предоставленной ему компетенцией, не противоречит требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, и не нарушает права и законные интересы административного истца.
Руководствуясь ст.ст.208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении требований ФИО4 о признании недействующим Закона Самарской области от 13 июня 2012 года N 51-ГД "О бесплатной юридической помощи в Самарской области" в редакции Закона Самарской области от 2 мая 2017 года N 51-ГД "О внесении изменений в статью 7 Закона Самарской области "О бесплатной юридической помощи в Самарской области" в части отказать.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14 марта 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 11 марта 2024 г. N 3а-827/2024
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника