Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Основные направления работы Общественной палаты Свердловской области
3.1. Работа комиссий и рабочих групп Общественной палаты Свердловской области
Общественная палата формируется на основе добровольного участия в ее деятельности граждан, в том числе представителей общественных объединений.
В состав Общественной палаты Свердловской области входят 42 человека (общественники, учёные, предприниматели, юристы, деятели культуры и спорта, представители НКО).
Формирование состава Общественной палаты проходит в три этапа:
- четырнадцать членов Общественной палаты утверждаются губернатором Свердловской области по представлению зарегистрированных на территории Свердловской области структурных подразделений общероссийских и межрегиональных общественных объединений;
- четырнадцать членов Общественной палаты утверждаются Законодательным Собранием Свердловской области по представлению зарегистрированных на территории Свердловской области некоммерческих организаций, в том числе региональных общественных объединений;
- четырнадцать членов Общественной палаты определяются членами Общественной палаты, утверждёнными губернатором Свердловской области, и членами Общественной палаты, утверждёнными Законодательным Собранием Свердловской области, из числа кандидатур, представленных местными общественными объединениями, зарегистрированными на территории Свердловской области.
Органами Общественной палаты являются совет и комиссии Общественной палаты. Совет Общественной палаты, состоящий из 15 человек, является постоянно действующим органом Общественной палаты.
Сегодня Общественная палата Свердловской области, в соответствии с федеральным законом, призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, некоммерческих организаций, органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития Свердловской области, защиты прав и свобод граждан, развития демократических институтов путём:
1) привлечения граждан и некоммерческих организаций;
2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов некоммерческих организаций;
3) выработки рекомендаций органам государственной власти Свердловской области при определении приоритетов в сфере государственной поддержки некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Свердловской области;
4) взаимодействия с Общественной палатой Российской Федерации, общественными палатами других субъектов Российской Федерации, а также общественными палатами (советами) муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, общественным советом при Законодательном Собрании Свердловской области, общественными советами при исполнительных органах государственной власти Свердловской области;
5) оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам (советам) муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, общественному совету при Законодательном Собрании Свердловской области, общественным советам при исполнительных органах государственной власти Свердловской области, а также некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Свердловской области.
В составе Общественной палаты Свердловской области 8 комиссий и 23 рабочие группы. Работа строится по направлениям деятельности.
Комиссии:
- по демографическому развитию и охране здоровья;
- по вопросам качества городской среды, жилищно-коммунального хозяйства и созданию безопасных и качественных автомобильных дорог;
- по экологии и охране окружающей среды;
- по науке и развитию цифровой экономики;
- по развитию культуры, образования и духовно-нравственного воспитания;
- по общественному контролю, взаимодействию с субъектами общественного контроля;
- по патриотическому воспитанию и поддержке гражданских инициатив;
- по этике.
Рабочие группы:
- по организации общественного наблюдения на выборах и защите прав избирателей;
- по реализации национальных целей в Свердловской области;
- по добровольчеству, туризму, физической культуре и здоровому образу жизни;
- по поддержке семьи и детства;
- по делам ветеранов, пенсионеров и ветеранов боевых действий;
- по развитию некоммерческих организаций, детского и молодёжного движения;
- по делам лиц с ограниченными возможностями здоровья и отдельных категорий граждан, получающих государственную поддержку;
- по противодействию коррупции;
- по вопросам деятельности ОНК;
- по рациональному использованию лесов и безопасности лесного хозяйства;
- по общественной безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами;
- по защите прав работников и вопросам занятости;
- по развитию малого и среднего предпринимательства, сферы услуг, потребительского рынка и агропромышленного комплекса;
- по развитию местного самоуправления и местных институтов гражданского общества в муниципальных образованиях Свердловской области;
- по духовно-нравственному воспитанию, гармонизации этноконфессиональных отношений, профилактике экстремизма и противодействию идеологии терроризма;
- по взаимодействию со средствами массовой информации;
- по поддержке международных и юбилейных мероприятий на территории Свердловской области;
- по формированию ежегодного доклада о состоянии гражданского общества в Свердловской области;
- по взаимодействию с субъектами общественного контроля в Восточном управленческом округе Свердловской области;
- по взаимодействию с субъектами общественного контроля в Горнозаводском управленческом округе Свердловской области;
- по взаимодействию с субъектами общественного контроля в Западном управленческом округе Свердловской области;
- по взаимодействию с субъектами общественного контроля в Северном управленческом округе Свердловской области;
- по взаимодействию с субъектами общественного контроля в Южном управленческом округе Свердловской области.
Члены Общественной палаты Свердловской области - это сплочённая команда общественников, которые являются безусловными экспертами в своих направлениях деятельности. Речь идёт не о бумажной работе или формировании отчётов. Члены Общественной палаты региона находятся на переднем крае работы со всеми гражданскими институтами, с органами власти, непосредственно с жителями, реагируя на самые жизненно востребованные вопросы, включаясь в их проработку и решение.
Так, в 2023 году члены и эксперты рабочей группы по защите прав работников и вопросам занятости Общественной палаты Свердловской области принимали участие в работе координационных советов профсоюзных организаций, расположенных в муниципалитетах региона, где рассматривались ситуации, связанные с невыплатой заработной платы.
В их числе: Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Ачитского городского округа (Ачитский ГО); Общество с ограниченной ответственностью "Конструкторское бюро "Новая техника", Общество с ограниченной ответственностью "Монтажэнерго", Общество с ограниченной ответственностью "РЭК", закрытое акционерное общество "Интер Комплект Строй" (МО "город Екатеринбург"); Федеральное государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Таёжный" (ГО "город Лесной"), Общество с ограниченной ответственностью "Нижнетагильская литейная компания", Непубличное акционерное общество "Нижнетагильский котельно-радиаторный завод", Общество с ограниченной ответственностью "ЛиТекс", Общество с ограниченной ответственностью "Восточная" и Общество с ограниченной ответственностью "СК Электро" (город Нижний Тагил); Муниципальное унитарное предприятие "Североуральский водоканал" (Североуральский ГО); Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Техник" (Тугулымский ГО). Вопросы были решены или находятся в завершающей стадии проработки.
Члены и эксперты рабочих групп по работе с управленческими округами трудятся практически на территориях, разделяя заботы и требования населения, оперативно отвечая на вызовы текущего момента. Так, председатель рабочей группы по взаимодействию с субъектами общественного контроля в Западном управленческом округе Владимир Валькер принимал участие в работе оперативного штаба по ликвидации природных возгораний и обеспечению противопожарной безопасности.
Работа с управленческими округами носит особенный характер, поскольку в состав округов входят несколько муниципалитетов. И при этом рабочая группа рассматривает вопросы водоснабжения, работы с молодёжью, с НКО и другие в каждом конкретном муниципалитете.
Работе с НКО большое внимание уделяет заместитель председателя Общественной палаты Свердловской области Елена Владимировна Зверева (Читайте Главу 2. Раздел 2 настоящего доклада). Под ее руководством в течение всего года проводились выездные, и в режиме видеоконференций, обучающие и информационно-методические семинары для НКО муниципалитетов, а также вебинары и консультации.
Весь полученный практический опыт члены и эксперты рабочих групп Общественной палаты Свердловской области распространяют через СМИ; сайты Общественной палаты Свердловской области, сайты исполнительных органов государственной власти Свердловской области, через социальные сети.
3.2. Работа общественных советов при исполнительных органах государственной власти Свердловской области
В Общественной палате Свердловской области работает комиссия по общественному контролю, взаимодействию с субъектами общественного контроля (председатель комиссии Алексей Михайлович Киселёв).
Цель комиссии - общественный контроль, наблюдение за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, а также общественная проверка, анализ и общественная оценка издаваемых ими актов и принимаемых решений.
Цели общественного контроля:
- обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
- обеспечение учёта общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций при принятии решений органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований, государственными организациями, муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;
- общественная оценка деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, государственных организаций, муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
В соответствии с законом Свердловской области "Об общественном контроле" субъектами общественного контроля являются:
- Общественная палата Свердловской области;
- общественные палаты (советы) в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области;
- общественные советы при исполнительных органах государственной власти Свердловской области;
- общественный совет при Законодательном Собрании Свердловской области.
При всех 38 областных, территориальных (межтерриториальных) исполнительных органах государственной власти Свердловской области (ИОГВ СО) созданы Общественные советы, а это:
- отраслевые министерства, департаменты, управления и региональная энергетическая комиссия (33);
- пять межотраслевых исполнительных органов государственной власти: администрации Горнозаводского, Северного, Южного, Восточного и Западного Управленческих округов Свердловской области.
В 2023 году общественные советы при исполнительных органах государственной власти продолжили планомерную работу в соответствии с ранее выработанной стратегией. Общественный совет - это постоянно действующий консультативно-совещательный орган.
Численность общественного совета обычно - 12 человек. Из них половина - это члены либо эксперты Общественной платы Свердловской области, а вторая половина складывается из назначаемых по представлению руководителя исполнительного органа (четвёртая часть от общей численности) и пришедших на работу в совет на конкурсной основе (также четвёртая часть). При этом "вторая половина совета" в подавляющем большинстве случаев - представители социально ориентированных некоммерческих организаций, отраслевых общественных организаций, также в состав общественных советов входят представители научных, культурных и деловых кругов нашего региона.
Так, в работе советов исполнительных органов государственной власти Свердловской области принимают активное участие представители Уральской торгово-промышленной палаты; Свердловского регионального отделения общероссийской общественной организации (СРО ООО) "Деловая Россия"; Свердловской областной общественной организации ветеранов войны, труда, боевых действий, государственной службы, пенсионеров; СРО ООО малого и среднего предпринимательства "Опора России"; Региональной общественной организации по укреплению здоровья и защите семейных ценностей "Здоровые люди"; ОО "Уральская ассоциация негосударственных образовательных учреждений"; филиала по Уральскому округу Ассоциации международных автомобильных перевозчиков; Свердловской территориальной организации Общероссийского профсоюза автомобильного транспорта и дорожного хозяйства; Ассоциации саморегулируемой организации "Гильдия строителей Урала"; Благотворительного фонда "Бажов"; регионального объединения работодателей "Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей"; Некоммерческого партнёрства "Уральская палата готового бизнеса"; Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области; ООО "Женщины бизнеса"; СРО ОО "Всероссийское общество автомобилистов" и многих других.
В исполнительных органах с большим количеством подведомственных организаций либо с разносторонними направлениями деятельности состав совета может быть увеличен, а его члены распределены по рабочим группам по направлениям деятельности.
Так, одним из самых больших по численности является Общественный совет при министерстве промышленности и науки Свердловской области - 20 человек. Общественный совет взаимодействует со всеми отраслями промышленности, представленными в регионе, а именно: горно-металлургическим и оборонно-промышленным комплексами, машиностроением, химической и лёгкой промышленностью, лесопромышленным комплексом, научными и инновационными организациями. Во всех этих сферах участвует Общественный совет путём обсуждения новых программ и проектов, осуществляет связь с предприятиями для дальнейшей реализации тех или иных проектов. Проходит обсуждение мер государственной и региональной поддержки предприятий и организаций с целью их сохранения и модернизации и т.д.
Председатель Общественного совета при минпроме - генеральный директор Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области, член региональной Общественной палаты Владимир Фёдорович Щёлоков.
В составе Общественного совета 4 заместителя. Они отвечают за следующие основные направления: внешнеэкономические связи, внутренняя кооперация и поддержка малого и среднего бизнеса; реализация Стратегии развития региональной экономики; поддержка и развитие горно-металлургического комплекса и организация взаимодействия с другими общественными советами при исполнительных органах государственной власти региона; развитие системы среднего и высшего профессионального образования, подготовка кадров для промышленности региона.
Общественный совет ставит задачи, необходимые для решения вопросов развития промышленности региона. Это особенно актуально, т.к. в Свердловской области сосредоточены мощные предприятия оборонно-промышленного комплекса, машиностроения, металлургии, перед которыми стоит задача по увеличению производства и выпуску качественной продукции, необходимой практически для всех отраслей экономики.
Основная форма работы общественных советов при исполнительных органах власти - проведение заседаний совета. Минимальное количество заседаний - 4 в год (ежеквартально), но при необходимости количество заседаний доходило до 6-7.
Согласно принятым методическим рекомендациям для общественных советов при ИОГВ Свердловской области, основными мероприятиями общественного контроля являются: общественный мониторинг, общественная проверка, общественное обсуждение, общественная экспертиза.
В течение 2023 года члены общественных советов при исполнительных органах государственной власти Свердловской области проводили экспертизу проектов правовых актов, нормативной и проектной документации, проектов областных законов. Члены общественных советов являются постоянными участниками комиссий по противодействию коррупции, проведению конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, проведению аттестации и квалификационным экзаменам, по соблюдению требований к поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Нередко общественные советы используют такую форму как выездные заседания совета в муниципальных образованиях Свердловской области.
Так, общественный совет при министерстве культуры Свердловской области провёл 6 выездных заседаний в муниципальных образованиях, среди которых:
- городской округ "город Ирбит";
- городской округ Первоуральск;
- городской округ Ревда;
- городской округ "Верхняя Пышма";
- Каменский городской округ;
- Арамильский городской округ.
По итогам выездов общественный совет при необходимости даёт рекомендации органам местного самоуправления или министерству культуры по вопросам развития сферы культуры в территории. В рамках выездного заседания в городском округе Верхняя Пышма по итогам обсуждения было рекомендовано взять под особый контроль деятельность модельной библиотеки. На этом же заседании было поддержано предложение члена Общественного совета Александра Борисовича Кердана рекомендовать администрации рассмотреть вопрос о возможности присвоения одной из библиотек имени земляка - писателя-фронтовика Александра Николаевича Маурова, а также об организации регулярных встреч читателей с представителями областных писательских организаций. Администрацией данное предложение было принято во внимание, и 20 сентября 2023 года Библиотека национальных литератур городского округа Верхняя Пышма стала первой библиотекой Свердловской области, которой было присвоено имя писателя-фронтовика Александра Маурова, судьба которого неразрывно связана с Уралом. На церемонии в дар Свердловскому областному краеведческому музею были переданы материалы, связанные с Александром Мауровым. Страница рукописи с правками автора, его последнее стихотворение, написанное за год до смерти, красноармейская книжка, орден Отечественной войны и медаль Всероссийской литературной премии имени Мамина-Сибиряка, которой писатель был награждён в 2005 году посмертно.
Практика выездных мероприятий применяется и в других общественных советах. Так, председатель общественного совета при министерстве цифрового развития и связи Свердловской области Александр Юрьевич Коковихин в рамках контрольно-надзорной деятельности принимал активное участие в выездных рабочих совещаниях, проводимых в филиалах ГБУ СО "МФЦ" в Белоярском городском округе, в Арамиле, Асбесте и Екатеринбурге.
В ходе заседаний члены Общественного совета отметили положительную динамику деятельности ГБУ СО "МФЦ" как одной из самых крупных сетей предоставления государственных и муниципальных услуг в России. Количество услуг постоянно растёт.
Отмечена оперативность решения проблемных вопросов, таких как отсутствие предварительной записи и низкий уровень клиентского сервиса.
Для решения проблемных вопросов принят ряд ключевых решений:
внедрение системы управления электронной очередью "ВнеОчереди";
доработка официального сайта;
модернизация работы колл-центра;
внедрение корпоративного портала для сотрудников в целях обучения, постановки задач, оценки их работы и проведения корпоративных мероприятий;
повышение уровня клиентского сервиса.
Все принятые решения значительно улучшили качество предоставления услуг в МФЦ Свердловской области, повысили уровень клиентского сервиса, а также уровень удовлетворённости граждан.
Стоит отметить, что работа общественных советов абсолютно открыта. Разделы "Общественный совет" созданы на официальных сайтах всех исполнительных органов государственной власти, где в полном объёме размещена информация об общественном совете. Данные разделы обычно содержат следующие подразделы: "Положение об Общественном совете", "Формирование Общественного совета", "Состав Общественного совета", "План работы", "Протоколы заседаний", "Контактная информация", "Иная информация". Актуализация информации на сайтах производится по мере поступления новых материалов.
В целях максимальной открытости работы, а также для выстраивания диалога с пользователями, в разделах некоторых общественных советов информация о членах общественного совета подаётся даже в виде персональных карточек с краткой информацией об их деятельности и фотографией (с согласия членов совета). Большая роль, способствующая повышению открытости, отведена взаимодействию членов общественного совета со средствами массовой информации.
Иногда это выражается в публикациях о деятельности совета, его целях, задачах и возможностях в профильных СМИ. А иногда члены советов выступают в роли авторитетных экспертов. Являются члены общественных советов и активными участниками групп министерств и управлений в социальных сетях, осваивая при этом и новые формы взаимодействия с гражданами.
Но, несмотря на безусловную открытость общественных советов и приглашение к диалогу и иному взаимодействию (подразделы "Приёмная общественного совета", "Обратная связь" и т.п.), жители Свердловской области крайне редко обращаются за помощью к членам совета. Хотя эффективность от подобных обращений высокая, и они несут практическую пользу.
Стоит отметить, что в 2023 году общественные советы при исполнительных органах власти принимали активное участие в мероприятиях, проводимых непосредственно органами власти, а также становились участниками событий, связанных с профильной, отраслевой деятельностью.
Большинство членов общественных советов приняли непосредственное участие, либо побывали в качестве гостей на Международной выставке "ИННОПРОМ - 2023".
А участие в традиционном Антикоррупционном форуме в Екатеринбурге и в Днях НКО, проведённых Общественной палатой Свердловской области во взаимодействии с департаментом внутренней политики Свердловской области, приняли представители практически всех общественных советов.
Также нередко члены общественных советов сами становились организаторами событий и мероприятий.
В своём годовом отчёте о деятельности комиссии Общественной палаты Алексей Михайлович Киселёв высказал ряд предложений по улучшению деятельности общественных советов:
- активнее использовать все формы работы (общественные слушания, проведение общественной экспертизы, общественного мониторинга и общественной проверки), активное участие в конкурсных и аттестационных комиссиях;
- добиваться исполнения рекомендаций общественных советов, направленных в адрес отраслевых министерств, департаментов и ведомств субъектов РФ;
- включить в практику работы общественных советов межведомственное взаимодействие с другими ИОГВ;
- участие общественных советов в региональных и окружных форумах;
- усиление работы со СМИ по освещению деятельности общественных советов;
- в плановом порядке проводить заседания общественных советов с выездом в муниципальные образования региона;
- на площадке региональной Общественной палаты проводить форумы (встречи) по обмену лучшими практиками работы общественных советов при ИОГВ и муниципальных общественных палат.
3.3. Работа Общественной наблюдательной комиссии
Общественная наблюдательная комиссия (ОНК) по защите прав человека в местах принудительного содержания (МПС) - общественный орган, контролирующий соблюдение прав человека в местах принудительного содержания. Как указано в Кодексе этики членов ОНК, "члены общественных наблюдательных комиссий являются представителями гражданского общества и действуют в его интересах. Общественный контроль и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, члены ОНК осуществляют на основе принципов приоритета прав человека, добровольности, равноправия, объективности и законности, нетерпимости к любым действиям, оскорбляющим человеческое достоинство".
Общественная наблюдательная комиссия, сформированная в Свердловской области в соответствии с федеральным законом "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", работает достаточно активно, к ней прислушиваются руководители ГУВД по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области, других учреждений.
Наблюдательная комиссия работает самостоятельно, тесно сотрудничая с Уполномоченным по правам человека в Свердловской области Т.Г. Мерзляковой и Общественной палатой Свердловской области, которые подключаются к решению выявленных членами ОНК проблем.
В 2023 году начали действовать поправки в федеральный закон N 76 "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" о финансировании деятельности ОНК из региональных бюджетов. Вопрос этот важный.
Отметим, что губернатор и правительство Свердловской области и до принятия поправок находили возможности поддерживать ОНК. Офисное помещение ОНК размещено на территории Общественной палаты Свердловской области с 2013 года, правда, на неформальной основе. С 2021 года обеспечены постоянным, оплачиваемым за счёт средств областного правительства телефонным номером для связи с местами принудительного содержания (МПС) в Свердловской области. Благодаря этому ОНК теперь имеет возможность сохранять номер телефона при смене состава ОНК, что ранее удавалось не всегда. После введения в действие поправок Общественная палата Свердловской области обеспечивает ОНК канцелярскими принадлежностями, бумагой, почтовыми конвертами и частично транспортом, правда, пока за счёт бюджета самой Общественной палаты СО.
Как отмечает председатель ОНК Свердловской области Кирилл Сергеевич Васильченко, особенно важно для ОНК финансирование транспорта для поездок в дальние колонии и ИВС: города Ивдель, Тавду, Краснотурьинск, Серов, Новую Лялю, Верхотурье. Большое количество МПС в районе 200 и более километров от Екатеринбурга. Сложность здесь не только в расстоянии от мест проживания членов ОНК. Колонии расположены в местах, куда сложно добраться на общественном транспорте, на дальних окраинах городов и посёлков. Основную часть проверок ОНК Свердловской области осуществляет с использованием личных автомобилей. Это удобнее во многих отношениях. Требуется меньше времени для организации выезда, нет необходимости оплачивать водителя, в том числе и его ночлег, если выезд не на один день. Когда действовала система компенсации расходов на выезды, обеспечивал которую Совет ОНК за счёт Президентского гранта, отчётность была налажена, компенсации оперативно осуществлялись.
По мнению Кирилла Васильченко, было бы хорошо разработать и предложить единую схему компенсации расходов при выездах на личном транспорте, точнее говоря, порядок отчётности по таким расходам.
2023 год был первым годом работы ОНК Свердловской области 6-го состава. Однако новый состав, несмотря на существенное обновление, более 2/3, и сокращение общей численности комиссии с 40 до 30 человек, показал высокую эффективность в работе. Дело не только в количестве проведённых проверок, но и в том, что удавалось своевременно выявлять важные для большого числа людей в МПС проблемы и активно влиять на их устранение.
Так, по данным Кирилла Васильченко, в начале 2023 года было обнаружено отсутствие договоров с гражданскими лечебными учреждениями у некоторых колоний, вопрос об этом был оперативно поставлен перед руководством ГУФСИН России по Свердловской области, что ускорило заключение договоров.
Также члены ОНК неоднократно обращали внимание руководства МСЧ 66 и ГУФСИН на отсутствие препаратов для проведения осужденным анализов, необходимых для установления инвалидности. В итоге вопрос был решён.
Проблемой многих лет был спецприёмник УМВД России для административно арестованных в Екатеринбурге. Начиная с 2016 г. (4-й состав ОНК) проверявшие члены ОНК неоднократно писали о многочисленных нарушениях. Проблемы были разной степени сложности, часть из которых удалось решить силами администрации учреждения, но такие как отсутствие горячей воды, протечки крыши можно было устранить, только проведя капитальный ремонт здания. Ситуация усугублялась тем, что здание принадлежит ГУФСИН, там также размещено СИЗО-5, и по закону капитальный ремонт обязано проводить это ведомство. Годами люди вынуждены были терпеть наказание, которое не предусмотрено законом. В конце срока 5-го состава ОНК выявили ещё одно вопиющее нарушение - фактическую имитацию аварийного выхода для экстренной эвакуации из помещения, притом, что это 4-й этаж и здесь узкая лестница. Обращение в прокуратуру Екатеринбурга, которая проверяла замечания общественных контролёров, не дало результата. Пришлось уже 6-му составу ОНК перепроверять наличие аварийного выхода из спецприёмника. Однако просьба проверяющих открыть дверь так и не была выполнена. Кроме того, выяснилось ещё одно обстоятельство. Дело в том, что представители ГУФСИН России по Свердловской области являются хозяевами здания, где размещён спецприёмник. Они были вызваны на место и повергли в шок и проверяющих, и администрацию спецприёмника. Замначальника СИЗО-5, прибывший для прояснения ситуации, заявил, что они в любой ситуации не пустят на свою территорию посторонних. Для надёжности лестничная клетка, уже этажом ниже, была перекрыта решёткой под замком.
Членами ОНК совместно с юристами-правозащитниками было отправлено обращение в Генеральную прокуратуру РФ, которая обязала прокуратуру Екатеринбурга выйти в суд. В свою очередь суд Ленинского района обязал ФСИН России в течение года отремонтировать кровлю, электропроводку и провести горячую воду в помещение спецприёмника.
Проблему аварийного выхода под давлением ОНК и прокуратуры ГУ МВД и ГУФСИН Свердловской области смогли решить еще до суда. Сотрудничество со специалистами для подготовки юридически грамотных обращений в защиту прав лиц в МПС приносит неоспоримую пользу.
Случай со спецприёмником говорит ещё об одной проблеме - это архив ОНК. Юридически такого архива просто не существует. Один состав ОНК заканчивает свою миссию и ничего не передаёт следующему составу. Между тем растет число судебных запросов с требованием предоставить материалы проверок за предшествующие годы. Выявленные, но не решённые проблемы МПС, как в случае со спецприёмником, остаются неизвестными новому составу. Фактически каждый новый состав ОНК выявляет их самостоятельно или через тех членов ОНК, которые проходят в новый состав. Случай с аварийным выходом в спецприёмнике МВД Екатеринбурга был урегулирован только благодаря принципиальности и активности бывших членов ОНК, которые следили за ситуацией после завершения полномочий 5-го состава ОНК.
Важность создания архива заключений ОНК подтверждает и случай с обращением в суд Р.Н. Зарипова с исковым требованием к СИЗО-1, в котором он просил суд взыскать с этого учреждения в его пользу 30 000 рублей за нарушение прав, поскольку ему не были обеспечены положенные по закону условия содержания под стражей. Суд запросил в ОНК заключение по итогам проверки СИЗО-1 и, в частности, камеры 413, в которой находился Р.Н. Зарипов. Заключение было выслано и послужило основанием принятия судом решения в пользу Р.Н. Зарипова. Между тем сохранение архива заключений после смены составов скорее случайность, чем закономерность.
Отметим также работу членов ОНК во время предвыборных кампаний. Традиционно в ходе выборных кампаний любого уровня члены ОНК принимают участие в наблюдении за процессом голосования в СИЗО, ИВС и спецприёмниках, где содержатся лица, имеющие право участия в выборах органы власти. В 2023 году в Свердловской области проходили выборы в местные органы власти в нескольких городах, в том числе и в Екатеринбурге, а также в одном из округов - довыборы в областное Законодательное Собрание. Члены ОНК принимали участие в качестве наблюдателей в Екатеринбурге в СИЗО-1 и СИЗО-5.
3.4. Работа общественных палат муниципальных образований Свердловской области
В Свердловской области общественные палаты действуют в 71 муниципалитете.
Муниципальная общественная палата основывает свою деятельность на решении следующих основных задач: привлечение населения муниципального образования к решению важнейших социальных и экономических вопросов местного значения; проведение общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов муниципального образования; осуществление общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления муниципального образования; выработка рекомендаций органам местного самоуправления муниципального образования при решении ими важнейших социальных, политических и иных вопросов на территории муниципального образования; внесение предложений органам местного самоуправления муниципального образования по вопросам экономической и социальной сфер и иных.
Как отметил председатель Общественной палаты Свердловской области Александр Левин, общественные палаты городов и районов всегда на острие процесса: "Объявляем призыв ко всем неравнодушным. Коллеги в муниципалитетах откликаются одними из первых. Именно общественные палаты на местах знают честных, справедливых, опытных людей. Доверие полное!".
И, безусловно, все события 2023 года в полной мере нашли отражение и на уровне муниципалитетов Свердловской области. Члены общественных палат муниципальных образований (ОП МО) всегда на переднем плане: будь то волонтёрская работа во время шествий "Бессмертного полка" или голосование по выбору объектов ФКГС, работа наблюдателями на избирательных участках или организаторами муниципальных праздничных мероприятий. В числе акций, в которых самое живое участие приняли члены общественных палат, - "Эстафета добра и милосердия", "Ёлка добра", "Георгиевская ленточка", "День Героев России", "День памяти и скорби" и другие.
Конечно, не остаются в стороне члены ОП МО и в связи с событиями, касающимися СВО. Примеров десятки и сотни. Практически во всех муниципалитетах проходят патриотические акции "Своих не бросаем" по сбору гуманитарной помощи для участников СВО, в которых члены палаты принимают непосредственное участие.
Так в Слободо-Туринском муниципальном районе благотворительные акции "Мы - вместе" - "Всё для Победы:!", также в соответствии с подписанным соглашением о сотрудничестве с Общественной палатой Донецкой Народной Республики неоднократно находили отклик у членов ОП: и денежные сборы, плетение маскировочных сетей, продуктов питания, одежды, снаряжения, техники (УАЗ) для наших военнослужащих, участвующих в СВО.
В Новолялинском ГО члены ОП в течение всего года принимали участие в акциях "Окопная свеча", "Маскировка для своих" (плетение маскировочных сетей), "СВОих не бросаем" (плетение браслетов выживания для солдат СВО).
В Алапаевском МО, да и во многих других муниципалитетах, особой заботой окружены члены семей военнослужащих: речь идёт о поздравлениях с праздниками, с особыми датами, а также о конкретной помощи, особенно на сельских территориях.
Многие члены общественных палат, например, Ирбитской и Зареченской, лично сопровождают гуманитарные грузы на Донбасс.
Работа ОП МО связана, конечно, не только с задачами СВО.
В муниципалитетах налажена плановая работа, которая полностью коррелируется с общерегиональной повесткой.
Так, общественные палаты муниципальных образований в 2023 году принимали участие:
- в экспертной оценке объектов для присвоения общественного статуса Свердловской области "Достояние Среднего Урала - 2023";
- в оценке проектов НКО Свердловской области;
- в совещании по вопросам подготовки мероприятий проекта "Дни НКО в Общественной палате Свердловской области";
- в Антикоррупционном форуме Свердловской области;
- в общественных слушаниях на темы: "Проблемы функционирования частных и государственных пансионатов для престарелых и инвалидов в Свердловской области" и "Проблемы исполнения миграционного законодательства в Свердловской области. Вопросы профилактики коррупции в сфере миграции";
- в вебинарах по участию в конкурсе субъектов общественного контроля на наиболее эффективную работу по профилактике коррупции в Свердловской области и конкурс некоммерческих неправительственных организаций Свердловской области, участвующих в развитии институтов гражданского общества, на право получения субсидии в целях реализации проекта в 2023 году;
- в конференции "Синергия социального партнёрства: НКО, бизнес и государство", организованной Фондом поддержки национальной премии "Гражданская инициатива";
- в форуме организаторов выборов к 30-летию избирательной системы Свердловской области;
- в международном форуме-выставке социальных технологий "СОЦИО".
Безусловно, решают члены ОП МО и вопросы исключительно муниципального уровня:
- прохождение отопительного сезона;
- работа по социальной догазификации территорий;
- мероприятия по содержанию, ремонту дорог, пешеходных тротуаров, остановок;
- реконструкции городской территории;
- меры поддержки предпринимателей, привлечение инвестиций в городские округа;
- проведение проверок состояния памятных мест;
- участие в жилищной комиссии МО;
- рассмотрение представлений к присвоению звания "Почётный гражданин";
- проверка организации горячего питания в школах;
- приёмка школ к новому учебному году;
- проверка состояния детских игровых площадок, оборудование площадок в наиболее нуждающихся дворах;
- профилактика антисоциального поведения подростков и детей.
Проводят члены ОП МО и собственные мероприятия. Так, в Тавдинском ГО с целью популяризации предпринимательской деятельности среди молодёжи, проведены встречи с действующими предпринимателями и учащимися школ. На встрече предприниматели рассказали подрастающему поколению о пути становления их бизнеса, о проблемах и победах в их деятельности. Также члены комиссии активно взаимодействуют с органами местного самоуправления округа, структурными подразделениями администрации муниципалитета, организуют проведение совместных комиссий, рабочих групп, обсуждение проектов муниципальных правовых актов.
А в Серове члены ОП организовали и провели литературный баттл "Под парусами "Каравеллы" ", посвящённый 85-летию уральского писателя Владислава Крапивина.
Работают члены ОП МО и непосредственно с обращениями жителей.
Так, в Слободо-Туринском МР рассматривалось обращение местного жителя, касающееся сливания нечистот в болото прибрежной зоны реки Туры. Были направлены обращения Общественной палаты в министерство природных ресурсов и экологии, в прокуратуру Слободо-Туринского района. Министерство природных ресурсов и экологии до сих пор ещё пересылает наше обращение из одного ведомства в другое. Получены шесть ответов, но конкретного ответа так и не поступило. Из прокуратуры района пришёл ответ 21 марта 2023 года: управляющему Костенко О.В. объявлено предостережение о недопустимости нарушения. Сливание нечистот прекратилось.
Отметим также, что общественные палаты МО стали более открытыми: страницы на сайтах муниципалитетов есть у каждой палаты, более того многие из них открыли в 2023 году официальные страницы в социальных сетях (либо это работа находится в стадии завершения), на которых рассказывают о своей деятельности - размещают отчёты с уже проведённых мероприятий или, напротив, призывают присоединиться к тому или иному действу.
3.5. Проведение конкурса "Достояние Среднего Урала" в 2023 году
В 2023 году был проведён второй конкурс на присвоение статуса общественного признания "Достояние Среднего Урала".
Идея проведения конкурса принадлежит Общественной палате Свердловской области и поддержана губернатором Евгением Куйвашевым. Указ об учреждении общественного статуса "Достояние Среднего Урала" ("ДСУ") глава региона подписал 30 сентября 2021 года.
Присвоение общественного статуса Свердловской области "Достояние Среднего Урала":
- содействует реализации на территории Свердловской области мероприятий, направленных на защиту традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти;
- осуществляется в целях укрепления общероссийской гражданской идентичности, сохранения исконных общечеловеческих принципов и общественно значимых ориентиров социального развития, сохранения материального и нематериального наследия, популяризации достижений науки и техники, литературы, культуры, музыки и спорта;
- производится в целях сохранения и развития культурно-исторического и общественного потенциала как неотъемлемого условия обеспечения социально-экономического развития Свердловской области, популяризации уникальности и самобытности региона среди субъектов Российской Федерации, что способствует росту авторитета Свердловской области в Российской Федерации и за рубежом.
Приём заявок проходил с 1 февраля по 30 мая 2023 года. Участникам необходимо было заполнить соответствующую форму на сайте ОП СО. Каждый неравнодушный гражданин нашего региона или целые коллективы, НКО, представители науки, бизнеса, культуры, спорта, промышленных предприятий могли предложить номинанта на это почётное звание.
В 2023 году было подано большее количество заявок, чем в первый год проведения. Всего на конкурс свердловчане прислали 109 заявок. 1 июня начал работать экспертный совет, в состав которого вошли председатели общественных палат муниципальных образований и общественных советов при ИОГВ. Членами совета были проверены заявки на соответствие, а затем сформирован шорт-лист.
В итоге эксперты отобрали 15 объектов, для проведения третьего этапа - открытого общественного голосования на платформе обратной связи портала "Госуслуги" с 1 августа по 1 декабря. В число номинантов ДСУ 2023 года вошли (нумерация для голосования сформирована по дате подачи заявки):
Уральский государственный академический русский народный хор;
Алапаевская узкоколейная железная дорога;
Нижнетагильский музей-заповедник "Горнозаводской Урал" - "Старый Демидовский завод";
Волейбольный клуб "Уралочка";
Музейный комплекс "Северская домна";
Карьер хризотил-асбеста Уральского асбестового горно-обогатительного комбината;
Невьянская наклонная башня Демидовых;
Уральский добровольческий танковый корпус;
Исторический сквер в Екатеринбурге;
Зенитно-ракетный комплекс завода имени М.И. Калинина;
Природный парк "Оленьи ручьи";
Екатеринбургский спортивный комплекс "Динамо";
Музейный комплекс УГМК;
Дом Н.И. Севастьянова;
Городок чекистов, гостиница "Исеть".
В итоге за представленных номинантов в 2023 году жители нашего региона отдали 66 761 голос. По условиям конкурса, победу присуждают 5 номинантам, набравшим наибольшее количество голосов.
В итоге первое место у Нижнего Тагила: за "Старый Демидовский завод" проголосовали 12 856 человек. Второе место с 9 150 голосами получил карьер хризотил-асбеста Уральского асбестового горно-обогатительного комбината. Также в число победителей ДСУ-2023 вошли волейбольный клуб "Уралочка" (7 444 голоса), Алапаевская узкоколейная железная дорога (6 376) и Невьянская наклонная башня (5 846).
Примечательно, что до пятого места Историческому скверу Екатеринбурга не хватило всего 148 голосов, а "Оленьим ручьям" - 308. Другие номинанты отстали от лидеров с разрывом в несколько тысяч голосов.
"В этом году свердловчане проявили к конкурсу больший интерес. Если в первый раз за весь список шорт-листа было отдано чуть больше 50 тысяч голосов, то сейчас - почти 67 тысяч. Причём за попадание в пятёрку лидеров шла очень упорная борьба! Важно подчеркнуть, что проигравших в конкурсе нет и быть не может. Все его участники, все 15 объектов, попавших в шорт-лист, - самое что ни на есть Достояние Среднего Урала", - отметил председатель Общественной палаты Свердловской области Александр Левин.
Победителям был вручён памятный знак "Достояние Среднего Урала" в виде стелы с отлитым графическим начертанием названия общественного статуса. Знак выполнен из бетона, который, как рукотворный камень, символизирует созидание и создание людьми нового, отражает рост, развитие и динамичность современного Урала. Стела была вручена 17 января 2024 года - в день рождения Свердловской области - губернатором Евгением Куйвашевым и председателем Общественной палаты региона Александром Левиным.
3.6. Антикоррупционный форум Свердловской области
С 4 по 8 декабря 2023 года в Екатеринбурге на нескольких тематических площадках прошёл IX Антикоррупционный форум Свердловской области - традиционное ежегодное мероприятие, организованное Общественной палатой Свердловской области во взаимодействии с департаментом внутренней политики Свердловской области в соответствии с распоряжением губернатора.
Антикоррупционный форум проводится в Свердловской области ежегодно начиная с 2015 года, в соответствии с региональным планом противодействия коррупции. В Форуме участвуют органы публичной власти и другие институты гражданского общества. Основная цель Форума - антикоррупционное просвещение граждан, популяризация в обществе антикоррупционных стандартов поведения, обмен опытом работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений, поиск новых форм и методов противодействия и профилактики коррупции. К участию в Форуме приглашаются представители органов публичной власти, других институтов гражданского общества, а также педагогического сообщества Свердловской области.
Отметим, что институты гражданского общества являются важным элементом механизма противодействия коррупции в Российской Федерации. Это подчёркивается в том числе Национальным планом противодействия коррупции, утверждённым Президентом России. Общественный контроль - одно из главных направлений антикоррупционной деятельности институтов гражданского общества.
В Свердловской области действуют 111 субъектов общественного контроля: Общественная палата Свердловской области, 71 общественная палата (совет) муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, 33 общественных совета при исполнительных органах государственной власти Свердловской области, 5 общественных советов при администрациях управленческих округов Свердловской области, общественный совет при Законодательном Собрании Свердловской области. В числе самых распространенных форм общественного контроля остаются общественный мониторинг, общественные проверки, общественные экспертизы, общественные слушания.
В программе форума 2023 года были следующие тематические площадки:
"О лучших практиках взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти по противодействию коррупции", руководитель - Владимир Ильич Винницкий, заместитель председателя Общественной палаты Свердловской области, член Общественной палаты Российской Федерации;
"Антикоррупционный комплаенс в предпринимательской деятельности", руководитель - Олег Анатольевич Герасимов, доктор юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права УрГЮУ имени В.Ф. Яковлева, председатель Нижнетагильского местного отделения Свердловского регионального отделения Ассоциации юристов России;
"Антикоррупционное просвещение и образование: опыт Свердловской
области", руководитель - Светлана Игоревна Глушкова, заместитель декана юридического факультета автономной некоммерческой организации высшего образования "Гуманитарный университет", координатор программы "Общество против коррупции";
"Об эффективности регулирующего воздействия в Свердловской области", руководитель - Алексей Васильевич Головченко, президент Института по развитию и адаптации законодательства;
"Информационно-методический семинар для общественных советов при исполнительных органах государственной власти Свердловской области", руководитель - Марина Николаевна Вшивцева, эксперт Общественной палаты;
"Реализация государственной политики в сфере противодействия коррупции некоммерческими организациями", руководитель - Ольга Николаевна Дзюба, директор центра дополнительного образования РАНХиГС;
"Профилактика и противодействие коррупции в обществе: опыт Свердловской области", руководитель - Анатолий Анатольевич Филиппенков, президент некоммерческого партнёрства "Союз малого и среднего бизнеса Свердловской области";
"Защита от коррупционных действий. Адвокатская практика", руководитель - Светлана Борисовна Окулова, вице-президент Уральской торгово-промышленной палаты (союза).
Также в рамках форума прошли Вторая областная студенческая олимпиада по профилактике и противодействию коррупции (онлайн), Первый областной конкурс для учащейся молодёжи "Профессионалы против коррупции" и Молодёжный научно-правовой фестиваль "Урал без коррупции".
В работе секции приняли участие представители общественных палат муниципальных образований, общественных советов, региональных исполнительных органов власти, ГУ МВД России по Свердловской области, прокуратуры Свердловской области, научного и предпринимательского сообществ.
Владимир Винницкий отметил, что, по данным Генеральной прокуратуры РФ, в последние три года кривая коррупционных преступлений по численности ползёт вверх. За 12 месяцев 2022 года зарегистрировано 35 140 дел коррупционной направленности. В 2021 году таких преступлений было зафиксировано меньше на 100, а в 2020 - меньше на 4 тысячи.
"Как и ранее, основную часть этой группы преступлений составляют эпизоды взяточничества - более 55%. Чаще всего встречаются взятки от 10 до 50 тысяч руб. По статье - "Получение взятки" лидерами в прошлом году стали Центральный и Приволжский округа, которые вместе дают почти половину всех взяточников в стране. Абсолютным лидером по количеству зарегистрированных преступлений по статье "Получение взятки" стала Москва (376 дел). В Свердловской области - в 2022 году зарегистрировано 75 таких преступлений. В 2021 году было 63. По статье "Дача взятки" цифры сопоставимые: в 2022 году - 74 преступления, 2021 - 89", - рассказал Владимир Винницкий.
Он предположил, что данная статистика могла стать следствием того, что государство последние годы уделяет борьбе с коррупцией всё более пристальное внимание.
"На федеральном и региональном уровнях создаются специальные исполнительные и совещательные органы. Например, в Свердловской области создан департамент противодействия коррупции. И работа у данного органа власти, безусловно, есть", - пояснил Владимир Винницкий.
"Самое главное, мы ведём мониторинг из муниципальных образований, с мест получаем информацию, как реализуются законы, планы, нацпроекты, программы по развитию и простые вещи, такие как строительство дорог, питание в школах, действия чиновников. Этот комплекс межведомственного взаимодействия даёт позитивный результат. Мы сегодня и губернатору Свердловской области, и в правоохранительные органы направляем информацию. Как говорится, кто достоин, тот имеет почёт, кто нарушает - имеет последствия", - указал в своем выступлении председатель комиссии ОП СО по общественному контролю и взаимодействию с субъектами общественного контроля Алексей Киселёв.
Председатель общественной палаты Полевского городского округа Валерий Колотилов рассказал о роли палаты в приёмке работ, выполненных по муниципальным контрактам.
"Без подписи члена палаты не принимаются и не оплачиваются работы по ремонту дорог, городскому благоустройству. Приёмка производится нашими членами со знанием дела. Общественный контроль давно стал важной составляющей жизни городского округа", - заключил Валерий Колотилов.
Член общественного совета при ГУ МВД России по Свердловской области Владимир Черменинов доложил о работе совета в сфере профилактики коррупционных нарушений. В частности, члены совета регулярно выезжают с проверками в территориальные отделы полиции, а также инспектируют работу сотрудников ГИБДД и участковых уполномоченных.
"Именно к этим сотрудникам больше всего замечаний и жалоб в части бытовой коррупции, поэтому за ними следим", - пояснил член общественного совета. Он также рассказал о производстве медиаматериалов под патронажем совета для распространения внутри ведомства - буклетов и фильмов, транслирующих нетерпимость к коррупции.
В рамках секции выступили руководитель рабочей группы ОП СО по противодействию коррупции Владимир Щукин и заместитель декана юридического факультета Гуманитарного университета Светлана Глушкова, которая курирует разработку и реализацию программы совместных действий институтов гражданского общества "Общество против коррупции". Выступающие отметили, что помимо просветительских и пропагандистских мероприятий общественники взаимодействуют с гражданами и органами власти, таким образом, напрямую содействуют разрешению проблемных ситуаций.
"Работаем по обращениям граждан с прокуратурой и МВД. Мы можем пригласить представителей ведомств к очному обсуждению и спросить напрямую - почему здесь так, а здесь эдак. Это упрощает разрешение жалоб и делает его более эффективным", - отметил Владимир Щукин.
Участие в работе форума в 2023 году приняли больше 1 тысячи человек: представители органов власти, депутатского корпуса, бизнеса, НКО, общественники, представители науки, студенты.
Итоговое пленарное заседание форума под руководством председателя Общественной палаты Свердловской области прошло 8 декабря, накануне
Международного дня борьбы с коррупцией, на площадке Общественного штаба регионального отделения партии "Единая Россия". В работе заседания приняли участие вице-губернатор Олег Чемезов и председатель Законодательного Собрания Свердловской области Людмила Бабушкина.
Выступая на итоговом заседании, вице-губернатор Олег Чемезов особо подчеркнул важность практического применения наработок форума:
- Мы с нетерпением будем ждать принятия резолюции форума. Я убеждён, что те дискуссии, которые вы ведёте на полях форума, полезны не только для специалистов, но и для тех, кто потом получает эти материалы.
Председатель Законодательного Собрания региона Людмила Бабушкина отметила, что борьба с коррупцией - задача государственного масштаба. От её результатов зависит доверие к власти и условия жизни простых граждан. Сегодня в Свердловской области принято свыше 50 областных законов в сфере противодействия коррупции.
"В Законодательном Собрании проводится серьёзная работа по созданию качественной нормативно-правовой базы в этом направлении. Основополагающий закон в этой сфере - закон Свердловской области N 2-ОЗ "О противодействии коррупции в Свердловской области". Этот нормативный акт стал одним из первых аналогичных в регионах РФ", - заявила Людмила Бабушкина.
Одно из главных направлений антикоррупционной деятельности институтов гражданского общества - общественный контроль, функция, законодательно возложенная на общественные палаты.
"Коррупция - страшная болезнь. Практически общественники могут заниматься профилактикой, разъяснениями, общественной экспертизой законопроектов, чтобы выявлять места, где может возникнуть коррупционная составляющая - нарыв, который сразу надо купировать", - подчеркнул председатель Общественной палаты Свердловской области Александр Левин.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.