Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу
министерства образования
Белгородской области
от 22 февраля 2024 г. N 566
Описание модели
формирования наставничества в системе дошкольного образования Белгородской области
Введение
Модель формирования наставничества в системе дошкольного образования Белгородской области (далее - Модель) разработана на основе методических рекомендаций Академии Минпросвещения России (2021 г.) по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях.
Целью Модели является создание единого пространства для формирования института наставничества в системе дошкольного образования Белгородской области, реализации общих целей, задач и принципов наставничества на всех уровнях: региональном, муниципальном, институциональном.
Цель системы наставничества - реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.
Актуальность разработки Модели
В условиях модернизации системы Российского образования приоритетом для государства является развитие ее кадрового потенциала. Несмотря на имеющийся опыт развития традиционного наставничества в системе образования, в настоящее время происходит "ребрендинг" этого понятия, его вывод на качественно новый уровень с учетом актуальных потребностей, современных условий и запросов профессионального сообщества.
Кроме того, анализ текущей ситуации позволяет определить ряд типичных затруднений и противоречий, определяемых на уровне кадровой политики руководителей ДОО:
- наличие достаточно высокого уровня текучести кадров в период формирования педагогического коллектива новой дошкольной образовательной организации, а также детского сада, открывающегося после капитального ремонта, в котором под руководством заведующего проводятся мероприятия по восстановлению кадрового состава дошкольной образовательной организации;
- активное внедрение цифровых образовательных технологий, инновационных программ, использование высокотехнологичных электронных средств обучения (мультстудии, интерактивные полы, столы, панели и др.) и небольшая доля молодых (до 35 лет) педагогов (в 2022 году - 24,4%), наиболее расположенных к активному их освоению, в общем профессиональном составе;
- сложности в формировании института наставничества в малокомплектном детской саду (до 3 групп) и структурном подразделении общеобразовательной организации.
Система наставничества в ДОО необходима при наличии в организации педагогов, нуждающихся в наставнике, а именно:
- молодых/начинающих педагогов;
- педагогов, приступивших к работе после длительного перерыва (например, после отпуска по уходу за ребенком);
- педагогов, находящихся в процессе адаптации на новом месте работы;
- педагогов, желающих повысить свой профессиональный уровень в освоении цифровых навыков, ИКТ-компетенций, инновационных программ, технологий и т.д.;
- педагогов, находящихся в состоянии профессионального, эмоционального выгорания;
- педагогов, испытывающих другие профессиональные затруднения и сознающих потребность в наставнике;
- стажеров/студентов, заключивших договор с обязательством последующего принятия на работу и/или проходящих стажировку/практику в ДОО.
Характерными особенностями системы наставничества являются:
- субъект-субъектное взаимодействие наставника и наставляемого;
- личностно-ориентированная направленность;
- выстраивание практик наставничества с использованием интернет-среды, расширение возможности получения поддержки наставников в масштабах муниципалитета, региона, страны;
- интеграция в национальную систему профессионального роста педагогических работников РФ, единую федеральную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
- опора на лучший отечественный и зарубежный опыт наставничества педагогов с учетом государственной политики в сфере образования;
- направленность на оказание всесторонней помощи педагогическим работникам посредством реализации, внедрения разнообразных форм и видов наставничества.
Основные понятия Модели
Наставничество - форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Наставник - участник персонализированной программы наставничества, имеющий измеримые позитивные результаты профессиональной деятельности, готовый и способный организовать индивидуальную траекторию профессионального развития наставляемого на основе его профессиональных затруднений, а также обладающий опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и совершенствования наставляемого.
Наставляемый - участник персонализированной программы наставничества, который через взаимодействие с наставником при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается планируемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения. Наставляемый является активным субъектом собственного непрерывного личностного и профессионального роста, который формулирует образовательный заказ системе повышения квалификации и институту наставничества на основе осмысления собственных образовательных запросов, профессиональных затруднений и желаемого образа самого себя как профессионала.
Программа наставничества (ПН, персонализированная программа наставничества) - краткосрочная персонализированная программа (от 3 мес. до 1 года) создается для конкретной пары/группы наставников и наставляемых. Персонализированная программа наставничества включает описание форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон.
Куратор - сотрудник образовательной организации, другой организации (при сетевой форме реализации наставничества), который отвечает за реализацию персонализированных(ой) программ(ы) наставничества. В первую очередь куратором может выступать старший воспитатель.
Общественный совет наставников/методическое объединение наставников - общественный профессиональный орган, объединяющий на добровольной основе педагогов-наставников в целях осуществления оперативного руководства наставнической деятельностью на уровне муниципального образования, методической (научно-методической) деятельностью по реализации персонализированных программ наставничества. При наличии достаточного числа наставников в образовательной организации методическое объединение/совет наставников может создаваться на уровне образовательной организации. В этом случае на уровне муниципалитета может быть создан Общественный совет наставников.
Муниципальный реестр наставников - перечень педагогов, имеющих подтвержденные результаты педагогической деятельности, демонстрирующих образцы лучших практик профессионального взаимодействия с коллегами.
Региональный реестр наставников - перечень педагогов, имеющих подтвержденные на региональном уровне результаты педагогической деятельности, в том числе победители (призеры) региональных конкурсов (региональных этапов всероссийских конкурсов) профессионального мастерства.
Региональная рабочая группа по внедрению модели наставничества в системе дошкольного образования Белгородской области (далее - региональная рабочая группа по наставничеству) - общественно профессиональный орган, осуществляющий организационно-методическое руководство наставнической деятельностью на уровне региона, координацию деятельности всех субъектов Модели.
Описание механизма действия модели
Модель представляет собой не только совокупность условий, ресурсов, процессов, необходимых и достаточных для успешной реализации в образовательной организации персонализированных программ наставничества педагогических работников, но и обязательное наличие структурных компонентов и механизмов ее реализации.
На уровне образовательной организации:
- проводится анализ состава педагогического коллектива на наличие педагогических работников, нуждающихся в наставнике, и опытных педагогов, имеющих профессиональные компетенции для осуществления наставнической деятельности;
- при наличии потребности в формировании системы наставничества в ДОО разрабатываются и утверждаются приказами: положение о системе наставничества на основе примерного, дорожная карта по его реализации, наставнические пары/группы (с письменного согласия их участников), вносятся изменения в действующие локальные акты ДОО (коллективный договор, положение об оплате труда и др.);
- при отсутствии необходимого числа наставников, обладающих соответствующими компетенциями, руководитель ДОО или педагог, назначенный куратором, обращается в Общественный совет наставников/муниципальное методическое объединение наставников за оказанием содействия в разработке и реализации персонализированных программ наставничества посредством сетевого взаимодействия;
- результаты реализации персонализированных программ наставничества (отчеты наставников) представляются на заседании Общественного совета/методического объединения/совета наставников (информация о выполнении запланированных в персонализированной программе наставничества мероприятий, оценка их результативности: закрепление молодого специалиста на рабочем месте, повышение уровня квалификации (в том числе успешное прохождение аттестации наставляемым педагогом), участие наставляемого (или вместе с наставником) в проектах, конференциях, конкурсах по направлениям наставнической деятельности и др.).
В каждом муниципальном образовании на основании региональной модели проводится оценка кадровых и организационно-управленческих условий развития наставничества:
- создается Общественный совет наставников/муниципальное методическое объединение, утверждается положение, план деятельности на год;
- определяются ДОО, в которых возможно формирование самостоятельной институциональной системы наставничества (разрабатывается положение о системе наставничества и дорожная карта по его реализации);
- определяются ДОО, не имеющие необходимых условий для формирования самостоятельной институциональной системы наставничества и нуждающиеся в наставничестве посредством сетевого взаимодействия, для каждой ДОО определяется куратор из муниципального методического объединения/совета наставников;
- на основе критериев формируется муниципальный реестр наставников для их включения в наставническую деятельность на межмуниципальном/региональном уровне в рамках сетевого взаимодействия;
- определяются муниципальные ресурсные площадки для оказания методической помощи по организации наставничества;
- заключаются соглашения с социальными партнерами в целях создания условий для осуществления наставнической деятельности;
- организуется проведение муниципального этапа конкурса на лучшего наставника;
- осуществляется деятельность по сопровождению педагогов для аттестации на квалификационную категорию "педагог-наставник" и освоению дополнительных профессиональных программ для наставников;
- осуществляется взаимодействие с региональной рабочей группой по наставничеству в рамках реализации модели формирования наставничества в системе дошкольного образования Белгородской области.
На региональном уровне создаются необходимые организационные, нормативные правовые и методические условия:
- создается региональная рабочая группа по наставничеству;
- разрабатывается положение по организации наставничества в системе дошкольного образования Белгородской области;
- определяются критерии оценки эффективности функционирования модели формирования наставничества в системе дошкольного образования Белгородской области на институциональном, муниципальном, региональном уровнях и осуществляется соответствующий мониторинг (по уровням);
- определяется пул дошкольных образовательных организаций, имеющих подтвержденные результаты деятельности по актуальным направлениям развития дошкольного образования, для отработки эффективных моделей (видов, форм организации) наставничества и организуется их деятельность;
- организуется тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников дошкольных образовательных организаций на уровне Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ОГАОУ ДПО "БелИРО", аттестация педагогов на квалификационную категорию "педагог-наставник" и освоение дополнительных профессиональных программ по направлению наставничества;
- разрабатывается положение о проведении регионального конкурса на лучшего наставника для определения лучших педагогов-наставников и внесения их в региональный реестр (банк данных) лучших наставников ДОО;
- организуется сбор, анализ и распространение лучших практик наставничества в рамках проведения ежегодной научно-практической конференции "Современные проблемы дошкольного и начального общего образования" (ОГАОУ ДПО "БелИРО");
- организуется взаимодействие с БРО Общероссийского Профсоюза образования, БРО "Созвездие Белогорья" Всероссийского клуба "Воспитатель года - "Созвездие" в целях информационной поддержки деятельности по направлению наставничества и повышения статуса педагогического работника дошкольного образования;
- осуществляется информационная поддержка наставнической деятельности через официальные сайты МОУО, министерства образования Белгородской области, социальные сети, мессенджеры и др.
Модель формирования наставничества в системе дошкольного образования Белгородской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.