Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Результаты правового мониторинга законодательства Алтайского края
3.1. Деятельность Алтайского краевого Законодательного Собрания по законодательному обеспечению противодействия коррупции и правовому мониторингу
В целях выявления недостатков нормотворческой и правоприменительной деятельности в 2023 году продолжалась работа Алтайского краевого Законодательного Собрания по правовому мониторингу нормативных правовых актов Алтайского края и по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Алтайского края и их проектов в рамках работы Комиссии Алтайского краевого Законодательного Собрания по законодательному обеспечению противодействия коррупции и правовому мониторингу.
Комиссия Алтайского краевого Законодательного Собрания по законодательному обеспечению противодействия коррупции и правовому мониторингу:
1) осуществляет правовой мониторинг в Алтайском краевом Законодательном Собрании, включая обобщение, анализ и оценку информации о состоянии нормативных правовых актов и практики их применения;
2) проводит антикоррупционную экспертизу законов Алтайского края, постановлений Алтайского краевого Законодательного Собрания, их проектов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения;
3) проводит работу по комплексному исследованию законодательства Алтайского края в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции;
4) разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации и Алтайского края в области правового обеспечения противодействия коррупции, а также в целях устранения выявленных в ходе правового мониторинга недостатков правотворческой и правоприменительной деятельности;
5) изучает проекты нормативных правовых актов Алтайского края при подготовке их к рассмотрению Алтайским краевым Законодательным Собранием в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции.
В 2023 году было организовано и проведено 4 заседания Комиссии. По результатам деятельности Комиссии по законодательному обеспечению противодействия коррупции и правовому мониторингу был сформирован План деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания на очередное полугодие, вносились изменения в действующие нормативные правовые акты Алтайского края.
В соответствии с Планом-графиком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Алтайского края в Алтайском краевом Законодательном Собрании в 2023 году утверждены результаты антикоррупционной экспертизы 5 законов Алтайского края (в 2020 г. - 10, в 2021 г. - 8, в 2022 г. - 7 нормативных правовых актов Алтайского края). Коррупциогенные факторы по итогам экспертизы не выявлены.
Совместно с постоянными комитетами осуществлен правовой мониторинг 602 федеральных законов, 195 Указов Президента Российской Федерации, 1730 постановлений Правительства Российской Федерации. По итогам подготовлены соответствующие рекомендации по внесению изменений в правовые акты Алтайского края.
3.2. Взаимодействие Алтайского краевого Законодательного Собрания с прокуратурой Алтайского края, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю и судебными органами в сфере правотворческой деятельности
В 2023 году в рамках исполнения подписанного Соглашения о порядке взаимодействия Алтайского краевого Законодательного Собрания, прокуратуры Алтайского края, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю была осуществлена совместная работа по следующим направлениям:
1) законотворческая деятельность Алтайского краевого Законодательного Собрания;
2) мониторинг нормативных правовых актов Алтайского края;
3) проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов Алтайского края и проектов, вносимых в Алтайское краевое Законодательное Собрание.
На стадии подготовки проектов нормативных правовых актов Алтайского краевого Законодательного Собрания проводились совместные заседания рабочих групп, в соответствии со статьей 39 Регламента Алтайского краевого Законодательного Собрания подготовленные проекты законов и постановлений направлялись на предварительную правовую и антикоррупционную экспертизу в органы юстиции и в прокуратуру.
Осуществлялась работа по мерам прокурорского реагирования на действующие нормативные правовые акты: за отчетный период поступило 2 протеста и 1 представление прокурора Алтайского края (в 2020 г. - 3 протеста, в 2021 г. - 3 протеста и 1 представление прокурора Алтайского края, в 2022 г. - 3 протеста прокурора Алтайского края).
Поступившие акты прокурорского реагирования были рассмотрены экспертно-правовым управлением аппарата совместно с профильными постоянными комитетами. По результатам рассмотрения протестов приняты нормативные правовые акты Алтайского края, устраняющие выявленные несоответствия.
Были внесены соответствующие изменения в следующие нормативные правовые акты Алтайского края:
закон Алтайского края от 31 декабря 2004 г. N 76-ЗС "О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Алтайского края";
закон Алтайского края от 10 сентября 2007 г. N 87-ЗС "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края";
закон Алтайского края от 7 декабря 2017 г. N 99-ЗС "О дополнительных основаниях признания безнадежной к взысканию задолженности в части сумм региональных налогов".
В 2023 году была продолжена работа по экспертным заключениям, поступившим из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю на действующие нормативные правовые акты. Всего поступило 9 экспертных заключений (в 2020 г. - 1, в 2021 г. - 3 экспертных заключения, в 2022 г. - 1 экспертное заключение и 3 письма). В результате были внесены изменения в следующие нормативные правые акты:
закон Алтайского края от 17 ноября 2008 г. N 110-ЗС "О развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае";
закон Алтайского края от 1 июня 2021 г. N 48-ЗС "Об установлении срока рассрочки оплаты движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Алтайского края и приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества";
постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов от 28 февраля 2007 г. N 120 "Об установлении предельных максимальных цен кадастровых работ в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаражей для собственных нужд и индивидуального жилищного строительства";
постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов от 28 декабря 2006 г. N 750 "Об утверждении Положения о присвоении имен заслуженных людей Российской Федерации и Алтайского края юридическим лицам";
постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 ноября 2020 г. N 318 "О комиссии по аттестации государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы Алтайского края, установленные в Алтайском краевом Законодательном Собрании";
постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 3 апреля 2018 г. N 103 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 3 сентября 2012 г. N 415 "Об утверждении Порядка организации доступа к информации о деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания";
постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов от 25 декабря 2006 г. N 729 "О краевом стандарте уровня платежей граждан за жилое помещение и коммунальные услуги".
Взаимодействие с Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю.
В рамках реализации поставленной Указом Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации" задачи по обеспечению единства правового пространства органами юстиции создан действенный механизм выявления несоответствий в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и приведения таких нормативных правовых актов в соответствие с действующим федеральным законодательством.
Эффективным средством контроля за региональными правовыми актами является ведение органами юстиции федерального регистра нормативных актов субъектов Российской Федерации, проведение правовой и антикоррупционной экспертиз нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе на стадии их разработки, а также системный и комплексный анализ действующего законодательства в определенных сферах правового регулирования на предмет выявления в региональных нормативных правовых актах пробелов правового регулирования, коллизий норм и противоречий федеральному законодательству, то есть проведение правового мониторинга.
По состоянию на 31 декабря 2023 года в федеральном регистре насчитывалось 36119 нормативных правовых актов Алтайского края, в том числе - 17870 действующих. В 2023 году в федеральный регистр включено 3308 нормативных правовых актов Алтайского края, в том числе 112 законов Алтайского края, 8 постановлений Алтайского краевого Законодательного Собрания.
Проведена правовая и антикоррупционная экспертиза 188 законов Алтайского края и 31 постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания, из них повторно, в связи с динамикой федерального законодательства, проведена правовая экспертиза 19 законов Алтайского края и 9 постановлений.
В 2 законах Алтайского края и 4 постановлениях Алтайского краевого Законодательного Собрания по результатам правовой экспертизы Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю выявлялись несоответствия федеральному законодательству:
закон Алтайского края от 1 июня 2021 г. N 48-ЗС "Об установлении срока рассрочки оплаты недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Алтайского края и приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества";
закон Алтайского края от 5 сентября 2014 г. N 69-ЗС "Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Алтайского края" (в редакции от 07.09.2023);
постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 ноября 2020 г. N 318 "О комиссии по аттестации государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы Алтайского края, установленные в Алтайском краевом Законодательном Собрании" (в редакции от 01.02.2021);
постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 3 сентября 2012 г. N 415 "Об утверждении Порядка организации доступа к информации о деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания" (в редакции от 02.10.2018);
постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 3 апреля 2018 г. N 103 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 31 октября 2018 г. N 322 "Об утверждении Методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Алтайского края, установленных в Алтайском краевом Законодательном Собрании, и включение в кадровый резерв Алтайского краевого Законодательного Собрания" (в редакции от 30.05.2022).
Коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, принятых Алтайским краевым Законодательным Собранием, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю в 2023 году не выявлялись.
По результатам рассмотрения экспертных заключений Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю противоречия федеральному законодательству устранены во всех законах Алтайского края и постановлениях Алтайского краевого Законодательного Собрания путем внесения соответствующих изменений.
В результате совместной деятельности Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю и Алтайского краевого Законодательного Собрания все нормативные правовые акты, в которых Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю выявлялись нарушения, приведены в соответствие с федеральным законодательством без судебных процедур и принятия мер прокурорского реагирования.
Кроме того, в 2023 году в адрес Алтайского краевого Законодательного Собрания Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю направлялись предложения о корректировке 5 законов Алтайского края в связи с динамикой законодательства, правилами юридической техники, а именно в отношении:
Кодекса Алтайского края о выборах и референдумах от 8 июля 2003 г. N 35-ЗС;
закона Алтайского края от 1 декабря 2003 г. N 61-ЗС "О труднодоступных и отдаленных местностях в Алтайском крае";
закона Алтайского края от 10 июля 2002 г. N 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края";
закона Алтайского края от 4 сентября 2013 г. N 48-ЗС "Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Алтайском крае";
закона Алтайского края от 17 ноября 2008 г. N 110-ЗС "О развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае".
В отношении 4 законов Алтайского края предложения о корректировке их положений учтены Алтайским краевым Законодательным Собранием. В отношении закона Алтайского края "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края" ведется дальнейшее обсуждение специалистами Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю и Алтайского краевого Законодательного Собрания.
Важным в деятельности по обеспечению единства правового пространства является конструктивное сотрудничество органов юстиции с органами государственной власти субъектов Российской Федерации не только после принятия соответствующего нормативного правового акта, но и на стадии разработки законопроекта. Именно путем проведения правовой и антикоррупционной экспертиз указанных проектов достигается наибольшая эффективность правотворческого процесса.
Основой такой деятельности является трехстороннее Соглашение о взаимодействии Алтайского краевого Законодательного Собрания, прокуратуры Алтайского края и Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю от 26 апреля 2016 года, подписанное в новой редакции 2 марта 2022 года. Взаимодействие с органом законодательной власти осуществляется в формах участия руководства и специалистов Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю в рабочих группах, совещаниях.
В 2023 году обеспечивалось участие руководства Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю на всех сессиях Алтайского краевого Законодательного Собрания, представителей Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю - на заседаниях профильных комитетов и комиссий по разработке законопроектов.
В 2023 году Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю проведены правовая и антикоррупционная экспертизы 143 проектов нормативных правовых актов Алтайского краевого Законодательного Собрания.
В процессе проведения правовой экспертизы замечания и предложения высказаны в отношении 5 проектов законов Алтайского края. Замечания Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю учтены в отношении всех проектов нормативных правовых актов Алтайского краевого Законодательного Собрания, по которым они были высказаны. При проведении в 2023 году антикоррупционной экспертизы проектов нормативных актов Алтайского краевого Законодательного Собрания коррупциогенные факторы не выявлены.
Пробелы правового регулирования, противоречия вновь принятым федеральным законам выявляются Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю и при проведении мониторинга действующего регионального законодательства в отдельной сфере общественных отношений.
Во исполнение поручений Минюста России, Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области и аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе в целях определения состояния и динамики законодательства Алтайского края, выявления пробелов, коллизий, проблем правоприменения в 2023 году Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю подготовлены обзоры законодательства Алтайского края в следующих сферах общественных отношений: противодействия коррупции; государственной гражданской службы; рассмотрения обращений граждан; содействия развитию малого и среднего предпринимательства; реализации национальных проектов (программ), направления исполнения которых определены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
О результатах обзоров и правовых мониторингов Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю информирует Минюст России, Главное управление Минюста России по Новосибирской области, аппарат полномочного представителя Президента России в Сибирском федеральном округе.
Взаимодействие с судебными органами.
В 2023 году Алтайское краевое Законодательное Собрание участвовало в 4 судебных процессах:
1) 2 судебных процесса по заявлению граждан и юридических лиц о признании недействующими положений нормативных правовых актов Алтайского края - в одном случае заявителям отказано в удовлетворении требований, по 1 административному заявлению дело прекращено;
2) 1 судебный процесс по заявлению прокурора г. Барнаула об оспаривании бездействия органов местного самоуправления - заявителю отказано в удовлетворении требований;
3) 1 судебный процесс по заявлению прокурора Алтайского края об оспаривании нормативного правого акта органа исполнительной власти Алтайского края - требования удовлетворены частично.
Динамика оспаривания приведена в таблице 7.
Таблица 7
Динамика оспаривания нормативных правовых актов Алтайского краевого Законодательного Собрания в судах общей юрисдикции в 2021-2023 годах
|
2021 |
2022 |
2023 |
Всего за 3 года |
Всего судов, в т.ч. |
5 |
2 |
4 |
11 |
1) по заявлению прокурора, из них: |
2 |
- |
2 |
4 |
- прокурору отказано |
- |
- |
1 |
1 |
- требования прокурора удовлетворены, из них: |
2 |
- |
- |
2 |
- полностью |
2 |
- |
- |
2 |
- частично |
- |
- |
1 |
1 |
- производство по делу прекращено |
- |
- |
- |
- |
- дело в процессе рассмотрения |
- |
- |
- |
- |
2) по заявлениям граждан и юридических лиц, из них: |
3 |
2 |
2 |
7 |
- истцу отказано |
1 |
- |
1 |
2 |
- требования истца удовлетворены |
- |
1 |
- |
1 |
- производство по делу прекращено |
1 |
- |
1 |
2 |
- дело в процессе рассмотрения |
1 |
1 |
- |
2 |
3.3. Участие Алтайского краевого Законодательного Собрания в совершенствовании федерального законодательства
В течение 2023 года направлено 6 законодательных инициатив от Алтайского краевого Законодательного Собрания в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28 февраля 2023 г. N 43 "О законодательной инициативе по внесению проекта федерального закона "Об упразднении Новичихинского районного суда Алтайского края и образовании постоянного судебного присутствия в составе Поспелихинского районного суда Алтайского края".
Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 4 апреля 2023 г. N 81 "О законодательной инициативе по внесению изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Федеральным законом "О страховых пенсиях" гражданам, проживающим в сельской местности и проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии.
С 1 января 2022 года в соответствии с Федеральным законом от 26 мая 2021 г. N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" повышение фиксированной выплаты сохраняется в случае выезда вышеуказанных граждан на новое место жительства в город, но при условии установления повышения фиксированной выплаты в период проживания в сельской местности. Проект федерального закона направлен на установление конституционных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства и предоставляет гражданам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, право на повышение фиксированной выплаты независимо от места их проживания.
Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 26 мая 2023 г. N 114 "О законодательной инициативе по внесению изменения в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части первоочередного предоставления мест в государственных дошкольных образовательных организациях детям медицинских работников).
В настоящее время не предусмотрена льгота для детей медицинских работников, которые в некоторых случаях осуществляют свою профессиональную деятельность в экстремальных условиях. Из-за нерешенности вопроса о местах в детских садах для детей медиков существенно увеличивается и без того острый дефицит медицинских кадров.
В настоящее время в медицинских организациях края 89 медицинских работников нуждаются в предоставлении мест в дошкольные образовательные учреждения.
Первоочередной прием детей медиков в дошкольные образовательные учреждения даст возможность медикам своевременно приступить к выполнению своих обязанностей и тем самым в полном объеме обеспечить свою социальную функцию.
Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 7 июня 2023 г. N 150 "О законодательной инициативе по внесению изменения в статью 60 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".
Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 4 сентября 2023 г. N 201 "О законодательной инициативе по внесению изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Проектом федерального закона предлагается предоставить право на дополнительные меры государственной поддержки в виде распоряжения средствами материнского (семейного) капитала по всем направлениям со дня рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло вышеуказанное право. Это позволит семье в случае необходимости в любое время воспользоваться дополнительной мерой государственной поддержки, в том числе направить средства материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий без расходов на погашение кредитных обязательств или на получение образования детьми.
Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 5 декабря 2023 г. N 347 "О законодательной инициативе по внесению изменения в статью 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации". Проектом федерального закона предусматривается закрепление на законодательном уровне государственным бюджетным и автономным учреждениям права использования лесов для заготовки древесины в целях формирования внебюджетных источников финансирования для выполнения государственных программ в области охраны окружающей среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов и развития лесного хозяйства, не обеспеченных субвенциями из федерального бюджета.
Таким образом, мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, не профинансированные бюджетом, будут осуществляться учреждениями за счет средств, получаемых от реализации заготовленной древесины и продукции ее переработки, то есть фактически доходы будут направлены на обеспечение государственных нужд по охране и защите лесов на территории субъекта Российской Федерации.
Постоянные комитеты, постоянные депутатские объединения - фракции, экспертно-правовое управление аппарата Алтайского краевого Законодательного Собрания в 2023 году участвовали в подготовке постановлений Алтайского краевого Законодательного Собрания об отзывах на проекты федеральных законов на основании предложений постоянных комитетов Алтайского краевого Законодательного Собрания. В результате проделанной работы на сессиях Алтайского краевого Законодательного Собрания и путем проведения 14 опросных голосований депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания принято 25 постановлений Алтайского краевого Законодательного Собрания, которыми поддержаны 195 проектов федеральных законов, 1 проект не поддержан.
Кроме того, в 2023 году приняты постановлениями Алтайского краевого Законодательного Собрания и направлены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 3 поправки ко второму чтению к проектам федеральных законов.
Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 13 апреля 2023 г. N 83 "О поправках к проекту федерального закона N 275599-8 "О занятости населения в Российской Федерации" направлено на введение эффективных инструментов, необходимых для решения государственных задач в сфере содействия занятости и развития рынка труда на современном этапе. Было предложено внести изменения по дополнению норм законопроекта и изменениям технико-юридического характера. В частности, было предложено уточнить, что районный коэффициент применяется к минимальному и максимальному размеру пособия по безработице. Из перечня оснований для прекращения выплаты пособия по безработице предложено исключить дублирующие нормы об отказе от трудоустройства по двум вариантам подходящей работы в течение периода безработицы. В перечень основания для приостановки выплаты пособия по безработице на 1 месяц включить такое основание как нарушение безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного.
Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 14 августа 2023 г. N 169 "О поправках к проекту федерального закона N 367889-8 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в части совершенствования порядка установления зон с особыми условиями использования территории.
Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 10 ноября 2023 г. N 308 "О поправках к проекту федерального закона N 416438-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" и Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". С учетом регламента казначейского обслуживания и для безусловного исполнения правовой нормы предложено перечислять пособие на счет заявителя не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о назначении и выплате социального пособия на погребение.
В 2023 году подготовлены и направлены 4 обращения Алтайского краевого Законодательного Собрания в Правительство Российской Федерации о внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации:
о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 3 мая 2023 г. N 104 (в части предоставления права на досрочное назначение пенсии инструкторам по физической культуре);
о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2365 "О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого отдельным категориям медицинских работников", постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 3 мая 2023 г. N 105 (в части предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работающим в поселках городского типа);
о внесении изменения в Правила реализации мер по социальной поддержке молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2021 г. N 1521 "О социальной поддержке молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры", постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 31 мая 2023 г. N 135 (о включении зоопарков и зоосадов в программу "Пушкинская карта").
Также было принято постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 26 июня 2023 г. N 163 "Об обращении Алтайского краевого Законодательного Собрания в Правительство Российской Федерации и к генеральному директору акционерного общества "Почта России" Волкову М.Ю." по вопросу оптимизации деятельности сети отделений почтовой связи.
Учитывая, что в регионе складывалась ситуация, при которой вакансии операторов связи и почтальонов оказывались невостребованными, а люди, проживающие в сельской местности, могли лишиться возможности пользоваться услугами АО "Почта России", было направлено обращение в Правительство Российской Федерации и к генеральному директору акционерного общества "Почта России" Волкову М.Ю. с просьбой обратить внимание на ситуацию, связанную с угрозой приостановления работы и сокращения количества отделений почтовой связи в сельских населенных пунктах, оказать содействие в сохранении ранее действовавшего нормирования рабочего времени сотрудников АО "Почта России" либо в проведении нового нормирования рабочего времени с учетом специфики сельской местности, которое предполагает сохранение уровня оплаты труда сотрудников почтовых отделений.
Кроме того, взаимодействие с федеральными органами осуществлялось по инициативе постоянных комитетов. Так, постоянным комитетом по аграрной политике, природопользованию и экологии в рамках совершенствования федерального законодательства в 2023 году были инициированы следующие вопросы:
в адрес Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по аграрным вопросам направлено обращение по вопросам изменения Федерального закона "О пчеловодстве" в части оповещения о проведении работ по применению пестицидов и агрохимикатов (предложения комитета не были учтены при внесении изменений в Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 490-ФЗ "О пчеловодстве в Российской Федерации");
в адрес Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития особо охраняемых природных территорий Минприроды России направлено обращение по вопросу выделения федерального финансирования на строительство новых и реконструкцию существующих помещений, здания, сооружений в целях содержания животных без владельцев, а также по вопросу разработки федерального проекта, предусматривающего развитие сети приютов для животных без владельцев по типовому проекту посредством софинансирования их строительства из федерального бюджета;
в адрес Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды направлены предложения по проекту федерального закона N 335106-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подготовленные совместно с Правительством Алтайского края;
в адрес Комиссии Совета законодателей Российской Федерации по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии направлены предложения в части внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 1940 "Об утверждении требований к обращению побочных продуктов животноводства", предусматривающие:
1) складирование побочных продуктов животноводства, возникающих на верхнем плодородном слое почвы при разведении крупного рогатого скота, мелкого скота и коней до внесения в почву в буртах, без его снятия и без организации специализированных площадок;
2) возможность использования и транспортировки побочных продуктов животноводства, возникающих при разведении сельскохозяйственных животных без их предварительной переработки и без проведения дополнительных анализов (в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями) в случае использования их в качестве органических удобрений при внесении их в почву с последующей перепашкой.
3.4. Взаимодействие Алтайского краевого Законодательного Собрания в сфере правотворческой деятельности с институтами гражданского общества
В настоящее время посредством взаимодействия регионального парламента с институтами гражданского общества парламентарии решают задачи по эффективной нормативной организации жизненного пространства жителей региона и анализу последствий уже принятых законов для разных социальных групп. Данное взаимодействие позволяет Алтайскому краевому Законодательному Собранию более детально прогнозировать влияние законопроектов на общественную жизнь и избегать многократного внесения поправок.
В выстраивании постоянного и качественного взаимодействия заинтересованы не только представители власти, но и представители общественности. Для общественных институтов, организаций, высших учебных заведений создается дополнительный канал трансляции своих интересов, а также организуется дискуссионная площадка для выражения своего мнения по актуальным вопросам.
Алтайское краевое Законодательное Собрание, его должностные лица активно взаимодействуют с институтами гражданского общества на всех стадиях правотворческой деятельности: от принятия решения о подготовке нормативного правового акта до контроля за эффективностью его исполнения. В частности, представители высшей школы и общественных организаций входят в состав Комиссии Алтайского краевого Законодательного Собрания по законодательному обеспечению противодействия коррупции и правовому мониторингу. Также представители общественности входят в состав двух советов при Алтайском краевом Законодательном Собрании: по науке, наукоемким технологиям и инновационному развитию и по вопросам развития агропромышленного комплекса и сельских территорий, в состав 6 экспертных советов, созданных при 4 профильных комитетах Алтайского краевого Законодательного Собрания.
Представители общественности, высших учебных, научных заведений входят в состав постоянно действующего совета при Алтайском краевом Законодательном Собрании по науке, наукоемким технологиям и инновационному развитию. Заседания Совета проводятся на регулярной основе, как правило, два раза в год. В 2023 году члены Совета обсуждали оптимальные пути и решения трансформации высшей школы, а также основные направления и перспективы развития аграрной науки в Алтайском крае.
При комитете по промышленности, предпринимательству и туризму работают три Экспертных совета в следующих сферах: промышленность, малое и среднее предпринимательство, туризм. За отчетный период было проведено 3 заседания с участием членов Экспертных Советов. Также члены Экспертных советов принимали участие в заседании комитета. Кроме того, активно велась работа в онлайн режиме - запрашивалось мнение по проектам региональных и федеральных законов.
Проведено совместное заседание комитета и Экспертного совета по промышленности при постоянном комитете по промышленности, предпринимательству и туризму по теме: "Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций как инструмент стимулирования развития экономики".
Экспертный совет по предпринимательству при постоянном комитете по промышленности, предпринимательству и туризму принял участие в расширенном заседании комитета по теме: "О ходе выполнения закона Алтайского края "О внесении изменений в статью 1 закона Алтайского края "О налоге на имущество организаций на территории Алтайского края", а также в совместном заседании по вопросу "О деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае в 2022 году".
В течение года комитетом по здравоохранению проведено 1 заседание Экспертного совета по развитию здравоохранения Алтайского края при постоянном комитете Алтайского краевого Законодательного Собрания по здравоохранению и 3 заседания комиссий Экспертного совета.
Представители институтов гражданского общества приглашаются на сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания, совещания по разработке и доработке проектов нормативных правовых актов, для проведения круглых столов, конференций и иных организационных мероприятий.
Стоит отметить активное взаимодействие с общественными организациями, образованными в молодежной среде. Парламентский центр зачастую является площадкой для проведения мероприятий, организованных силами Молодежного парламента Алтайского края. Подобные мероприятия способствуют изучению актуальных среди молодежи вопросов и формированию соответствующей реакции в рамках правового пространства.
Алтайским краевым Законодательным Собранием реализуется ряд мероприятий, способствующих качественному и эффективному взаимодействию с институтами гражданского общества. Среди них можно выделить следующие:
на стадии выдвижения проекта нормативного правового акта в целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекты нормативных правовых актов не позднее пяти дней до даты их рассмотрения размещаются на официальном сайте Алтайского краевого Законодательного Собрания;
проект правового акта, принятый в первом чтении, принятый правовой акт направляются Уполномоченному по правам человека в Алтайском крае, в Общественную палату Алтайского края, а также в иные органы, организации.
Ежегодно при подготовке Доклада Алтайского краевого Законодательного Собрания "О состоянии законодательства Алтайского края и перспективах его совершенствования" в высшие учебные заведения Алтайского края направляются письма о направлении предложений о совершенствовании законодательства Алтайского края и Российской Федерации на последующий период.
На системной основе организовано взаимодействие Алтайского краевого Законодательного Собрания, его постоянных профильных комитетов с Общественной палатой Алтайского края. Представители Общественной палаты Алтайского края участвуют в заседаниях комитетов и комиссий Алтайского краевого Законодательного Собрания.
В рамках взаимодействия Алтайского краевого Законодательного Собрания в сфере правотворческой деятельности с институтами гражданского общества утверждены члены Общественной палаты Алтайского края постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 6 июня 2023 г. N 139.
Взаимодействие с предпринимательским сообществом осуществлялось, в том числе, благодаря Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Алтайском крае.
Проводится работа по правовому просвещению молодежи.
В частности, председатель комитета по бюджетной, налоговой, экономической политике и имущественным отношениям в ноябре 2023 года в здании парламентского центра провел встречу со студентами барнаульского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Огромный интерес у студентов вызвали вопросы формирования бюджета Алтайского края, бюджетный процесс, трудоустройства выпускников ВУЗов и их карьерного роста.
Также в течении 2023 года в здании Парламентского центра прошло более 20 экскурсий и "парламентских уроков" для различных групп посетителей: студентов высших и средних специальных учебных заведений, учеников школ города Барнаула, Первомайского и Шелаболихинского районов, общественников (с участием девяти депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания).
3.5. Мониторинг правоприменения законодательства Алтайского края в рамках контрольных полномочий Алтайского краевого Законодательного Собрания
Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации" на федеральные и региональные органы государственной власти возложена обязанность осуществления мониторинга применения нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации согласно методике и на основании плана, которые утверждены Правительством Российской Федерации. Также установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мониторинг правоприменения в пределах полномочий по собственной инициативе.
В законе Алтайского края от 9 ноября 2006 г. N 122-ЗС "О правотворческой деятельности" установлено два направления деятельности по правовому мониторингу: мониторинг нормативных правовых актов и мониторинг практики их применения, а также закреплен порядок осуществления мониторинга правоприменения органами государственной власти Алтайского края.
Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 23 декабря 2009 г. N 724 "Об утверждении Положения о порядке осуществления правового мониторинга в Алтайском краевом Законодательном Собрании" закреплено участие Алтайского краевого Законодательного Собрания в осуществлении мониторинга правоприменения, проводимого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации на основании соответствующих планов Правительства Российской Федерации, а также проведение мониторинга правоприменения по собственной инициативе в рамках осуществления контрольных полномочий за исполнением и соблюдением законов Алтайского края.
Ряд форм осуществления контрольных полномочий установлены законом Алтайского края от 4 мая 2016 г. N 30-ЗС "О парламентском контроле в Алтайском крае".
Для заслушивания ответов членов Правительства Алтайского края, руководителей органов исполнительной власти Алтайского края, иных должностных лиц Алтайского края на обращения и вопросы депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания предусмотрено проведение "правительственного часа". В 2023 году проведены 4 "правительственных часа", на которые были приглашены следующие должностные лица с докладами о деятельности ведомств:
министр спорта Алтайского края, февраль;
министр культуры Алтайского края, апрель;
начальник управления Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности, август;
министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, ноябрь.
В 2023 году на сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания не приглашались руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Впервые согласно Плану деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания и статьи 107-3-1 Регламента Алтайского краевого Законодательного Собрания на сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания была заслушана информация руководителя органа местного самоуправления Алтайского края и принято постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 29 сентября 2023 г. N 254 "Об информации о деятельности администрации Каменского района Алтайского края".
В 2023 году Алтайское краевое Законодательное Собрание в рамках предварительного парламентского контроля в соответствии с законом Алтайского края "О парламентском контроле в Алтайском крае" рассмотрело 34 проекта государственных программ Алтайского края и предложений о внесении изменений в государственные программы Алтайского края.
На поступившие проекты правовых актов профильными комитетами Алтайского краевого Законодательного Собраний подготовлены заключения с учетом отзывов, предложений или замечаний депутатов и мнения постоянного комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по бюджетной, налоговой, экономической политике и имущественным отношениям.
В 2023 году проведен ряд мероприятий Алтайского краевого Законодательного Собрания, на которых обсуждались результаты мониторинга правоприменения, в том числе:
депутатские (публичные) слушания - 2;
заседания круглого стола - 4;
приглашение руководителей органов местного самоуправления на сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания - 1;
заседания Совета по взаимодействию Алтайского краевого Законодательного Собрания с представительными органами муниципальных образований - 2.
В рамках контрольных полномочий на сессиях Алтайского краевого Законодательного Собрания в 2023 году заслушивалась информация о деятельности за предыдущий период:
Губернатора Алтайского края о результатах деятельности Правительства Алтайского края (постановление от 29 мая 2023 г. N 115);
Правительства Алтайского края о результатах приватизации государственного имущества Алтайского края (постановление от 28 февраля 2023 г. N 44);
начальника Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю о деятельности органов и подразделений внутренних дел Алтайского края (постановление от 3 апреля 2023 г. N 74);
Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае (постановление от 1 апреля 2023 г. N 75);
Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае (постановление от 3 мая 2023 г. N 103);
Уполномоченного по правам ребенка в Алтайском крае (постановление от 7 июня 2023 г. N 151);
председателя Счетной палаты Алтайского края (постановление от 8 июня 2023 г. N 158).
председателя Общественной палаты Алтайского края о ходе выполнения закона "Об Общественной палате Алтайского края" (постановление от 7 июня 2023 г. N 149).
Председатель Избирательной комиссии Алтайского края предоставил информацию об использовании средств краевого бюджета, выделенных на подготовку и проведение дополнительных выборов депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу N 5 и выборов Губернатора Алтайского края (постановление от 3 апреля 2023 г. N 73 и от 14 декабря 2023 г. N 372).
Результаты мониторинга правоприменения по отдельным вопросам рассматривались на сессиях Алтайского краевого Законодательного Собрания (с принятием постановлений) и на заседаниях постоянных комитетов.
Сфера правовой политики и местного самоуправления.
В рамках контрольных полномочий Алтайского краевого Законодательного Собрания комитетом правовой политики и местного самоуправления было подготовлено три вопроса:
об отчете начальника Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю о деятельности органов и подразделений внутренних дел Алтайского края за 2022 год (постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 3 апреля 2023 г. N 74);
о деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в 2022 году (постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 3 апреля 2023 г. N 75);
об информации о деятельности администрации Каменского района Алтайского края (постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 29 сентября 2023 г. N 254).
Также приняты постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания:
от 14 декабря 2023 г. N 352 "О даче согласия на назначение на должность заместителя Председателя Правительства Алтайского края, министра экономического развития Алтайского края";
от 31 августа 2023 г. N 171 "О назначении Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае";
от 3 апреля 2023 г. N 73 "Об отчете Избирательной комиссии Алтайского края о поступлении и расходовании средств краевого бюджета на подготовку и проведение дополнительных выборов депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу N 5".
В рамках контрольных полномочий Алтайского краевого Законодательного Собрания комитетом проведен мониторинг правоприменения законов Алтайского края:
"Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края";
"О бесплатной юридической помощи в Алтайском крае".
Сфера бюджетной, налоговой, экономической политики и имущественных отношений.
В рамках контрольных полномочий Алтайского краевого Законодательного Собрания на сессиях рассматривался ряд вопросов.
Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28 февраля 2023 г. N 44 "Об отчете о результатах приватизации государственного имущества Алтайского края за 2022 год" разработано во исполнение закона Алтайского края от 3 мая 2017 г. N 31-ЗС "О приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Алтайского края".
Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Алтайского края за 2022 год подготовлен в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. N 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества".
Реализация прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Алтайского края на 2021-2023 годы, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от 31 марта 2021 г. N 102, направлена на развитие процессов структурного преобразования государственного сектора экономики, начатых в предыдущие годы.
В 2022 году было объявлено 29 торгов, из них в 2022 году проведено 13 аукционов, одни торги по продаже имущества посредством публичного предложения, одна продажа государственного имущества без объявления цены.
Планируемая сумма поступлений в бюджет в соответствии с законом Алтайского края от 7 декабря 2020 г. N 100-ЗС "О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" составляла 462,9 млн рублей. Всего от продажи государственного имущества в 2022 году в краевой бюджет поступило 468,2 млн рублей. От продажи пакетов акций в краевой бюджет поступило 460,6 млн рублей: 460 млн рублей - 25% пакета акций АО "Бийское"; 0,6 млн рублей от реализации 5% пакета акций АО "Полиметалл".
Также от продажи недвижимого имущества Алтайского края в краевой бюджет поступили средства в размере 4,7 млн рублей. Данные денежные средства поступили в краевой бюджет в 2023 году.
В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществлена продажа нежилого здания, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, имеющими преимущественное право выкупа, в бюджет края поступили средства в размере 2,9 млн рублей.
Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 29 мая 2023 г. N 115 "Об отчете Губернатора Алтайского края о результатах деятельности Правительства Алтайского края за 2022 год" принято во исполнение статьи 81 Устава (Основного Закона) Алтайского края, статей 4 и 15 закона Алтайского края от 3 апреля 2015 г. N 30-ЗС "О стратегическом планировании в Алтайском крае".
Постановление содержит характеристику результатов социально-экономического развития Алтайского края за 2022 год, информацию о принятых и реализованных за отчетный период Правительством Алтайского края мерах по обеспечению устойчивости экономики, социальной сферы в условиях санкционных ограничений, в том числе государственной поддержке населения, бизнеса и отдельных отраслей экономики, стимулированию хозяйственной деятельности организаций, содействию в реализации инвестиционных проектов, повышению доступности и качества образовательных, медицинских, социальных услуг, а также модернизации транспортной и инженерной инфраструктуры. Кроме того, в документе обозначены первоочередные задачи социально-экономического развития Алтайского края на 2023 год.
Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 8 июня 2023 г. N 158 "Об отчете о работе Счетной палаты Алтайского края за 2022 год", принятым в соответствии со статьей 73 Устава (Основного Закона) Алтайского края, статьей 19 закона Алтайского края "О Счетной палате Алтайского края" определены задачи Счетной палате Алтайского края. Рекомендовано органам местного самоуправления Зонального, Каменского, Кытмановского, Локтевского, Поспелихинского, Тогульского, Третьяковского и Шипуновского районов Алтайского края принять меры по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля на территориях муниципальных образований, входящих в состав данных районов (замещению вакантных должностей в контрольно-счетных органах муниципальных районов).
В рамках осуществления текущего финансового контроля постоянный комитет Алтайского краевого Законодательного Собрания по бюджетной, налоговой, экономической политике и имущественным отношениям ежемесячно на своих заседаниях рассматривает вопросы исполнения краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края по оперативным данным.
В течение года комитетом по бюджетной, налоговой, экономической политики и имущественных отношений рассмотрены и представлены мнения на 34 государственные программы Алтайского края (внесение изменений или принятие новых программ).
В течение 2023 года профильным комитетом организованы или при участии комитета проведены ряд совещаний о внесении изменений в нормативные акты и о правоприменительной практике:
об оценке реализации Федерального закона N 478-ФЗ от 30 декабря 2021 г. в части бесплатного предоставления гражданам земельных участков, на которых возведены жилые дома, построенные до 14 мая 1998 г. (январь);
о совершенствовании патентной системы налогообложения в Алтайском крае (февраль);
об установлении, утверждении и обжаловании кадастровой стоимости земельных участков с начала 2023 года (март);
о проекте закона Алтайского края "О внесении изменений в закон Алтайского края "О регулировании некоторых отношений в сфере организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Алтайского края" (июнь);
о целесообразности продления срока действия установленных федеральным законодательством о налогах и сборах норм, предусматривающих меры поддержки налогоплательщиков, срок действия которых истекает в 2023 или в 2024 году (август);
по вопросу целесообразности возложения полномочий на "Аптеки Алтая" осуществлять закупки лекарственных средств, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, расходных материалов, средств для дезинфекции, а также услуги и по хранению и доставке соответствующих товаров, работы по ремонту и техническому обслуживанию медицинских изделий во все районные центры и города края, (октябрь);
о необходимости установления гарантий для лиц, замещающих должности председателя, заместителя председателя и аудиторов муниципального контрольно-счетного органа, (проведено с муниципальными контрольно-счетными органами Алтайского края, октябрь);
о взаимодействии органов внешнего финансового контроля с органами государственной власти и местного самоуправления и путях повышения эффективности их деятельности, (проведено совместно со Счетной палатой Алтайского края, представительных и контрольно-счетных органов муниципальных образований Алтайского края, декабрь);
о прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Алтайского края на 2024-2026 годы, (с участием представителей Алтайского краевого Законодательного Собрания, Правительства Алтайского края, Счетной палаты Алтайского края, декабрь).
На заседании комитета заслушивались информации:
о результатах экспертно-аналитического мероприятия Счетной палаты Алтайского края "Анализ влияния изменений патентной системы налогообложения на доходы местных бюджетов (на примере отдельных муниципальных районов Алтайского края, январь);
о поступлении налогов и сборов в Алтайском крае за 2022 год и о реализации в нового порядка учета начислений и платежей по налогам и страховым взносам с 2023 года (Единый налоговый счет, руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю, март);
о результатах экспертно-аналитического мероприятия Счетной палаты Алтайского края "Проверка осуществления полномочий куратора налоговых расходов (налоговых льгот), а также проведения оценки налоговых расходов в соответствии с постановлением Правительства Алтайского края "Об оценке налоговых расходов Алтайского края" за 2020-2022 годы", (март);
о реализации в 2022 году закона Алтайского края "О введении платы за пользование курортной инфраструктурой в Алтайском крае", (начальник управления Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности, апрель);
о результатах контрольного мероприятия "Проверка эффективности использования дорожно-эксплуатационной техники и оборудования, приобретенных за счет средств краевого бюджета и переданных муниципальным образованиям", (председатель Счетной палаты Алтайского края, апрель);
о проблемах в организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований края, (председатель Счетной палаты Алтайского края, апрель);
об отчете Губернатора Алтайского края "О результатах деятельности Правительства Алтайского края за 2022 год", (заместитель Председателя Правительства Алтайского края, министр экономического развития Алтайского края, май);
о годовом докладе о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Алтайского края за 2022 год, (заместитель Председателя Правительства Алтайского края, министр экономического развития Алтайского края, май).
В 2023 году дважды проведены публичные слушания по проектам законов Алтайского края: "Об исполнении краевого бюджета за 2022 год" (июнь) и "О краевом бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" (октябрь). Об итогах исполнения краевого бюджета за прошедший год рассказали заместитель Председателя Правительства Алтайского края, министр финансов Алтайского края и заместитель председателя постоянного комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по бюджетной, налоговой, экономической политике и имущественным отношениям.
Директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края представила отчет об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края за 2022 год. В обсуждении приняли участие депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания, представители общественных объединений, научного сообщества, руководители органов местного самоуправления.
В ходе формирования бюджетов на предстоящий период проведены следующие мероприятия:
консультации депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания с членами Правительства Алтайского края по проектам законов Алтайского края "О краевом бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" и "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" (октябрь);
совместное заседание рабочей группы и постоянного комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по бюджетной, налоговой, экономической политике и имущественным отношениям по подготовке проекта закона Алтайского края "О краевом бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" к рассмотрению во втором чтении (ноябрь);
мониторинг принятия решений о бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов органами местного самоуправления (декабрь);
совещание по теме "Об общих подходах к формированию краевого бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
В ходе публичных слушаний по проекту закона Алтайского края "О краевом бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" рассмотрены вопросы: 1) О прогнозе социально-экономического развития края на 2024-2026 годы, 2) О проекте краевого бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, 3) О проекте бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Приняты постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания: от 8 июня 2023 г. N 159 "Об освобождении от государственной должности Алтайского края председателя Счетной палаты Алтайского края" принято в соответствии со статьей 4 закона Алтайского края от 10 октября 2011 г. N 123-ЗС "О Счетной палате Алтайского края" и от 8 июня 2023 г. N 160 "О назначении на государственную должность Алтайского края председателя Счетной палаты Алтайского края" принято в соответствии со статьей 5 закона Алтайского края от 10 октября 2011 г. N 123-ЗС "О Счетной палате Алтайского края". Губернатор Алтайского края и Председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания совместно внесли представление о назначении на государственную должность Алтайского края председателя Счетной палаты Алтайского края Миненка Виктора Владимировича.
Сфера промышленности, предпринимательства и туризма.
На сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания рассмотрен вопрос и принято постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 3 мая 2023 г. N 103 "О деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае в 2022 году". Деятельность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае в 2022 году осуществлялась в соответствии с законом Алтайского края от 4 сентября 2013 г. N 48-ЗС "Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Алтайском крае", а также рекомендациями, изложенными в постановлении Алтайского краевого Законодательного Собрания от 27 мая 2022 г. N 138 "О деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае в 2021 году".
Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 4 декабря 2023 г. N 336 "О даче согласия на назначение на должность директора краевого государственного унитарного предприятия "Гостиница "Славгород" в соответствии со статьями 5 и 9.1 закона Алтайского края от 14 сентября 2006 г. N 98-ЗС "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Алтайского края" дано согласие Правительству Алтайского края на назначение на должность директора краевого государственного унитарного предприятия "Гостиница "Славгород" Фетисенкова Игоря Станиславовича.
В октябре 2023 года был проведен круглый стол по теме: "О состоянии и перспективах развития промышленности в Алтайском крае" на площадке ООО УК " Алтайский завод прецизионных изделий" - одного из флагманов импортозамещения, лидера по производству топливных систем в России. По результатам "круглого стола" были выработаны рекомендации, в том числе о внесении предложений ко второму чтению бюджета, направленных на поддержку отрасли промышленности. Комитет внес предложение по увеличению финансирования мероприятий, направленных на предоставление субсидий юридическим лицам, участникам государственной программы Алтайского края "Экономическое развитие и инновационная экономика" в рамках постановления Правительства Алтайского края от 27 мая 2020 г. N 245 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Алтайского края". Данное предложение было учтено при подготовке итоговой редакции закона о краевом бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
6 апреля 2023 года состоялось выездное совместное заседание постоянного комитета по промышленности, предпринимательству и туризму и постоянного комитета по аграрной политике, природопользованию и экологии в г. Заринске по теме: "Современные возможности территорий опережающего социально-экономического развития". Перед началом обсуждения результатов работы и перспектив развития ТОСЭР, участники совещания посетили площадки ООО "Русская кожа Алтай". На заседании рассмотрены вопросы о функционировании территорий опережающего социально-экономического развития и перспективах развития резидента территории опережающего социально-экономического развития "Заринск" - ООО "Русская кожа Алтай".
Проведено выездное заседание комитета по промышленности, предпринимательству и туризму в городе Барнауле по теме: "Промышленные технопарки как эффективный инструмент развития промышленного производства" (с посещением промышленного технопарка "Компонент"). Депутаты побывали в цехах завода, где производится техника для сельского хозяйства.
Сфера строительства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи.
В рамках взаимодействия комитета по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи с Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю приведено в соответствие с действующим законодательством постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов от 25 декабря 2006 г. N 729 "О краевом стандарте уровня платежей граждан за жилое помещение и коммунальные услуги". На территории Алтайского края в 2021-2022 годах были образованы муниципальные образования, наделенные статусом муниципального округа, данный факт был учтен в положении изменяемого постановления.
В рамках мониторинга правоприменения на заседании комитета по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи:
заслушан вопрос "Об организации транспортного обслуживания населения в городе Барнауле", (январь);
рассмотрена правоприменительная практика:
по вопросам жилищно-коммунального хозяйства в рамках анализа работы инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края при осуществлении регионального государственного жилищного надзора, (март);
по вопросам жилищно-коммунального хозяйства в рамках анализа работы региональной программы "Модернизация систем коммунальной инфраструктуры в Алтайском крае", (июнь);
в рамках проведенной подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края к отопительному периоду 2023/2024 годов (доклад министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, сентябрь).
Сфера аграрной политики, природопользования и экологии.
В 2023 году профильным комитетом проведен ряд мероприятий, направленных на контроль и совершенствование действующего законодательства.
Состоялось выездное заседание комитета по вопросу "О ходе исполнения закона Алтайского края "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края" в Тальменском районе", (январь).
В рамках Межрегионального агропромышленного форума "День Сибирского поля - 2023" заслушан доклад руководителя управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай "Особенности практического применения законодательных норм, регламентирующих производство, подтверждение фитосанитарной безопасности и качества, реализации и использования семян сельхозрастений в связи с вступлением в действие Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 454-ФЗ "О семеноводстве".
Также в рамках заседаний комитета заслушивались доклады:
о ходе реализации государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края" за 2022 год, министра природных ресурсов и экологии Алтайского края, (апрель);
о ходе реализации государственных программ "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" и "Комплексное развитие сельских территорий Алтайского края" в 2022 году, министра сельского хозяйства Алтайского края, (апрель);
о ходе исполнения закона Алтайского края от 18 декабря 1996 г. N 60-ЗС "Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае", министра природных ресурсов и экологии Алтайского края, (август);
о ходе исполнения закона Алтайского края от 9 ноября 2015 г. N 107-ЗС "О наделении органов местного самоуправления Алтайского края государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев", врио начальника управления ветеринарии Алтайского края, (сентябрь);
об эффективности использования краевых и федеральных субсидий в сельском хозяйстве Алтайского края в 2023 году, министра сельского хозяйства Алтайского края, (октябрь).
Сфера здравоохранения.
В рамках осуществления контрольных функций Алтайского краевого Законодательного Собрания и мониторинга правоприменения законодательства комитетом по здравоохранению проведены расширенные заседания по темам "О ходе выполнения закона Алтайского края от 30 июня 2022 г. N 45-ЗС "О регулировании отдельных отношений в сфере обеспечения кадрами медицинских организаций государственной системы здравоохранения Алтайского края", "О ходе исполнения закона Алтайского края "О предупреждении распространения туберкулеза в Алтайском крае", "О ходе выполнения закона Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере охраны здоровья граждан на территории Алтайского края".
В области осуществления контрольных полномочий на заседаниях комитета в 2023 году были рассмотрены следующие вопросы:
правовое регулирование и предложения по эффективности исполнения и проведения медицинских осмотров лиц, работающих в организациях Алтайского края;
о дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования;
об оказании медицинской помощи и реализации комплекса мероприятий по поддержке участников специальной военной операции и членов их семей, проживающих на территории Алтайского края;
о качестве подготовки медицинских работников и дополнительном профессиональном образовании;
о рассмотрении результатов контрольного мероприятия "Аудит эффективности использования средств краевого бюджета, направленных на реализацию регионального проекта "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям" за 2019-2021 годы";
о межведомственном взаимодействии в реализации закона Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере обеспечения кадрами медицинских организаций государственной системы здравоохранения Алтайского края";
о проблемах и перспективах кадровой обеспеченности узкими специалистами медицинских учреждений районов Алтайского края.
В 2023 году комитет по здравоохранению совместно с постоянным депутатским объединением - фракцией Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" подготовил и провел расширенное заседание комитета по вопросу "Правовое регулирование и предложения по эффективности исполнения и проведения медицинских осмотров лиц, работающих в организациях Алтайского края".
Необходимо отметить, что особое внимание на заседаниях комитета уделялось вопросам обеспечения медицинских организаций медицинскими кадрами, их профессиональной подготовки и дополнительной переподготовке, кадровой обеспеченности узкими специалистами, а также исполнению профильных законов Алтайского края.
В частности, при реализации закона Алтайского края от 30 июня 2022 г. N 45-ЗС "О регулировании отдельных отношений в сфере обеспечения кадрами медицинских организаций государственной системы здравоохранения Алтайского края" в 2023 году отмечены положительные результаты. Так, в рамках данного закона за счет средств краевого бюджета ежемесячные выплаты получают 1145 человек: 160 фельдшеров в первые три года работы, 216 участковых терапевтов и 66 участковых педиатров в первые три года работы, 685 наставников, 18 врачей межрайонных центров за консультативный осмотр пациентов округа. Еще одна новая мера, которая введена законом - компенсация расходов на профессиональную переподготовку медицинских работников, желающих трудоустроиться в медицинские организации края. Это мероприятие оказало очень востребованным. Благодаря нему привлечено в отрасль здравоохранения 29 человек.
Также за счет средств краевого бюджета выплачивается компенсация аренды жилья 228 медицинским работникам. Преимущественно эта мера реализуется в районах края.
В развитие данного регионального закона действует подзаконный нормативный акт, в соответствии с которым приняты дополнительные меры для сохранения медработников пенсионного возраста в сельской местности. С 1 июля 2023 года за счет средств краевого бюджета им производятся ежемесячные выплаты. Получают выплаты около 400 человек.
Кроме того, комитетом совместно с Министерством здравоохранения Алтайского края проведены 8 рабочих совещаний по темам: "Законодательное регулирование вопросов охраны здоровья граждан и роль органов местного самоуправления в их решении" (для глав, руководителей представительных органов и депутатов-медиков муниципальных образований Славгородского, Рубцовского, Бийского межрайонных медицинских округов); "Толкование норм федерального и регионального законодательства в части реализации полномочий органов местного самоуправления по вопросу охраны здоровья граждан"; "О реализации статьи 10 закона Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере охраны здоровья граждан на территории Алтайского края"; "Особенности обслуживания населения в Консультативно-диагностическом центре Алтайского края"; "Ведение медицинскими организациями края электронного документооборота"; "Обсуждение внесенных изменений в постановление Правительства Российской Федерации о платных услугах"; "Реализация мероприятия "Оценка потенциала внебюджетной деятельности медицинских организаций с позиции получаемого дохода для покрытия текущих расходов учреждений за 2021-2022 годы".
Депутаты комитета активно участвуют в сессиях органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья и медицинской помощи населению муниципалитета. Деятельность депутатов комитета на округах направлена на оказание методической помощи муниципалитетам в разработке и принятии муниципальных программ, наполненных конкретными мероприятиями, в соответствии с соглашениями о взаимодействии в сфере охраны здоровья граждан, заключенными в соответствии с региональным Законом 10-ЗС между Минздравом края и муниципалитетами, реализация которых помогает развивать здравоохранение Алтайского края.
Во всех мероприятиях принимали участие представители Общественной палаты Алтайского края, Общественных советов, созданных при различных организациях, учреждениях и администрациях районов и городов края, медицинского и педагогического сообщества, молодежных и иных заинтересованных общественных организаций и муниципальных образований края.
Сфера образования и науки.
Принято постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 7 июня 2023 г. N 151 "О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Алтайском крае в 2022 году". В соответствии со статьей 11 закона Алтайского края от 4 июля 2019 г. N 59-ЗС "Об Уполномоченном по правам ребенка в Алтайском крае" Уполномоченный по правам ребенка в Алтайском крае в первом полугодии каждого года представляет письменный доклад в Алтайское краевое Законодательное Собрание о результатах своей деятельности, содержащий в том числе оценку соблюдения прав и законных интересов детей в Алтайском крае, а также предложения о совершенствовании их правового положения, и выступает с ним на сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания.
В рамках контрольных функций на заседаниях комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по образованию и науке были рассмотрены вопросы готовности образовательных организаций к новому учебному году и о ходе выполнения закона Алтайского края от 28 декабря 2009 г. N 115-ЗС "О патронатном сопровождении в Алтайском крае".
На выездных заседаниях комитета обсуждались актуальные для системы образования Алтайского края темы, связанные с техническим оснащением общеобразовательных организаций, реализующих исключительно адаптированные образовательные программы, с подготовкой к летней оздоровительной кампании 2023 года, с работой по выявлению и развитию таланта детей и молодежи в рамках деятельности регионального центра "Талант 22".
Сфера социальной защиты и занятости населения.
В рамках контрольных функций на заседаниях комитета были рассмотрены девять контрольных вопросов:
о ходе выполнения законов Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности "и "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) " (январь);
о ходе выполнения закона Алтайского "О предупреждении распространения туберкулеза в Алтайском крае" (совместно с постоянным комитетом Алтайского краевого Законодательного Собрания по здравоохранению, (февраль);
о ходе выполнения Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (февраль);
о реализации закона Алтайского края "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае" в части предоставления выплаты на жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (февраль);
о ходе выполнения закона Алтайского края "О статусе "дети войны" (март);
о ходе выполнения закона Алтайского края "О материнском (семейном) капитале в Алтайском крае" (апрель);
о реализации в Алтайском крае Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (май);
об организация занятости несовершеннолетних в летний период 2023 года (октябрь);
о ходе выполнения закона Алтайского края "О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Алтайском крае" (выездное заседание комитета в Шипуновском и Новичихинском районах).
Сфера спорта, культуры и молодежной политики.
Проведено заседание "круглого стола" по теме: "О формировании Алтайском крае Российского движения детей и молодежи", (совместно с комитетом по образованию и науке, май).
Состоялся ряд выездных заседаний комитета по спорту, культуре и молодежной политике:
"О ходе выполнения закона Алтайского края "О молодежной политике" в части создания инфраструктуры для молодежи в городе Бийске (совместно с фракцией "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ", апрель);
"О ходе выполнения государственной программы "Развитие культуры Алтайского края" в части развития культурного пространства в городе Рубцовске (совместно с фракцией Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", июнь);
"Развитие культуры Алтайского края" в части создания этнокультурных объединений в городе Славгороде (совместно с фракцией Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", июль);
"Укрепление духовно-нравственных ценностей в Алтайском крае" (в преддверии 150-летия со дня рождения Н.К. Рериха)", Барнаул (совместно с фракцией "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ", октябрь);
"О подготовке допризывной молодежи в Алтайском крае", Тальменский район (ноябрь).
Председатель постоянного комитета приняла участие в организации и проведении Сессии Молодежного Парламента Алтайского края.
Проведен IV Конвент лидеров студенческого самоуправления Алтая по теме "Развитие системы наставничества в Алтайском крае".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.