Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Перспективы совершенствования отдельных сфер правового регулирования
4.1. Предложения по совершенствованию законодательства Алтайского края
4.1.1. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере правовой политики и местного самоуправления
4.1.1.1. Постоянный комитет по правовой политике и местному самоуправлению считает необходимым совершенствование нормативного правового регулирования путем внесений изменений в закон Алтайского края "О государственной гражданской службе Алтайского края".
4.1.1.2. Постоянный комитет по правовой политике и местному самоуправлению и Администрация Бурлинского района предлагают внести изменения в закон Алтайского края "О муниципальной службе в Алтайском крае" в части установления классных чинов муниципальным служащим и порядка их присвоения.
4.1.1.3. В рамках практической деятельности были выявлены неоднократные факты нарушений подростками установленного в Алтайском крае "комендантского часа" на территории г. Барнаула. Несовершеннолетние были замечены в компьютерных клубах в ночное время, после чего их родителей привлекли к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП Российской Федерации. Как показывает практика, подобные нарушения краевого законодательства встречаются довольно часто. Однако за посещение подростками компьютерных клубов в ночное время привлекают к ответственности родителей и иных законных представителей, но не руководителей (работников) компьютерных клубов. Наряду с нарушениями так называемого комендантского часа для несовершеннолетних могут быть выявлены факты употребления подростками спиртосодержащей продукции и иные антиобщественные действия.
Как представляется, в случае установления ответственности компьютерных клубов за нахождение в них несовершеннолетних в ночное время, сотрудники указанных клубов (иных общественных мест) организуют более тщательный контроль над посещающими их лицами в ночное время. В свою очередь такое решение повлечет уменьшение количества случаев нахождения несовершеннолетних вне дома в ночное время, что также будет способствовать сокращению совершения правонарушений и преступлений, как самими несовершеннолетними, так и в отношении них.
Учитывая изложенное, Барнаульским юридическим институтом МВД России предлагается дополнить закон Алтайского края от 10 июля 2002 г. N 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края" статьей 61-4 следующего содержания:
"61-4. Нарушение установленных законом Алтайского края ограничений пребывания несовершеннолетних в общественных местах
1. Непринятие мер лицами, ответственными за организацию деятельности объектов (территорий, помещений) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, предоставления игровых компьютерных услуг, для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организации или пункты), для развлечений, досуга, в равно общественных мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, по недопущению нахождения несовершеннолетних в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 2 закона Алтайского края от 7 декабря 2009 г. N 99-ЗС "Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края", -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей, на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.".
4.1.1.4. Семейно-бытовое дебоширство уже не первый год является проблемой не только на территории Алтайского края, но и иных субъектов Российской Федерации. Подтверждением этого являются статистические данные, в которых лидирующие позиции занимают правонарушения рассматриваемой категории.
В 2019 году Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации был разработан проект федерального закона "О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации". Несмотря на активное обсуждение проекта этого закона в научных кругах и назревшую необходимость принятия, указанный нормативный правовой акт до сих пор не принят.
При этом на уровне субъектов Российской Федерации принимаются решения, направленные на борьбу с правонарушениями в сфере семейно-бытового дебоширства.
На основании изложенного Барнаульским юридическим институтом МВД России предлагается рассмотреть возможность дополнить закон Алтайского края от 10 июля 2002 г. N 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края" статьей 61-5 следующего содержания:
"61-5. Семейно-бытовое дебоширство
"Семейно-бытовое дебоширство, то есть совершение в жилом помещении (домовладении) действий, выражающих явное неуважение к окружающим, в том числе к члену (членам) семьи, сопровождающихся нарушением спокойствия граждан, унижением человеческого достоинства и (или) нецензурной бранью, если эти действия не содержат признаков другого административного правонарушения или уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.".
4.1.2. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере бюджетной, налоговой, экономической политики и имущественных отношений
4.1.2.1. В целях реализации гарантий по оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности в контрольно-счетных органах муниципальных образований Алтайского края, установления единообразного подхода к определению объема мер их материального обеспечения Счетная палата Алтайского края предлагает внести изменения в закон Алтайского края от 5 мая 2017 г. N 35-ЗС "О регулировании некоторых отношений в сфере организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Алтайского края", дополнив его статьями 2.1-2.2, определяющими размер денежного содержания и продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска указанных лиц.
4.1.2.2. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Алтайском крае считает необходимым вернуться к совершенствованию положений закона Алтайского края от 27 ноября 2003 г. N 58-ЗС "О налоге на имущество организаций на территории Алтайского края", пересмотрев перечень дополнительных критериев.
Внесенные в 2022 году в региональный закон поправки в части уменьшения налоговой базы в отношении недвижимого имущества площадью до 300 кв. м по отдельным категориям субъектам предпринимательства, отвечающим установленным требованиям, проблему не решили. Во-первых, закон, в силу региональных полномочий, действует только в части налога на имущество организаций и не распространяется на имущество, облагаемое налогом на имущество физических лиц. Во-вторых, введенные дополнительные критерии значительно сужают круг потенциальных получателей такой преференции.
4.1.3. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере промышленности, предпринимательству и туризму
4.1.3.1. Алтайский государственный университет предлагает разработать проект закона Алтайского края "О производстве, продаже и использовании беспилотных летательных аппаратов в Алтайском крае" и готов участвовать в законопроектной работе в данном направлении. Актуальность законопроекта, по мнению представителей Алтайского государственного университета, определяется стремительным развитием практического применения беспилотных летательных аппаратов (далее - БПЛА) и объективным отставанием соответствующей нормативной базы от потребностей хозяйствующих субъектов (юридических и физических лиц), а также имеющимися противоречиями между действующими правовыми нормами. При этом постоянный комитет по промышленности, предпринимательству и туризму полагает, что основные нормы в части производства, продажи и использования БПЛА должны быть закреплены прежде всего в федеральном законодательстве. Для решения вопроса о необходимости регламентации производства и применения БПЛА в гражданских целях на региональном уровне, постоянный комитет по промышленности, предпринимательству и туризму предлагает провести соответствующую работу по мониторингу федерального законодательства, изучению опыта других регионов, а также обсуждения с производителями и пользователями БПЛА.
4.1.4. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере строительства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи
4.1.4.1. Согласно закону Алтайского края от 9 декабря 2005 г. N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (далее - Закон N 115-ЗС) при постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях орган местного самоуправления запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с законодательством Российской Федерации у соответствующих органов (организаций) подтверждение сведений, указанных в статье 4 закона. Одними из таких сведений являются сведения о составе семьи. Таким образом, орган местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия запрашивает сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния. При этом данные сведения не могут быть получены в порядке межведомственного взаимодействия в случае, если регистрация актов гражданского состояния была проведена органами иностранного государства.
В соответствии с п. 6 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, выданные компетентными органами иностранного государства, и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык, относятся к документам, которые граждане предоставляют самостоятельно.
В связи с этим, Администрация города Барнаула предлагает внести в перечень документов, предоставляемых гражданами для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, копии свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, выданные компетентными органами иностранного государства, и их нотариально удостоверенные переводы на русский язык.
4.1.4.2. Законом Алтайского края от 6 июля 2006 г. N 60-ЗС "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" (далее - закон N 60-ЗС) предусмотрено, что орган местного самоуправления запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с законодательством Российской Федерации у соответствующих органов (организаций) подтверждение сведений, указанных в законе.
На практике в порядке межведомственного взаимодействия орган местного самоуправления имеет возможность запросить документы, подтверждающие сведения о доходах, однако справки по форме 2-НДФЛ предоставляются Федеральной налоговой службой только за прошлый календарный год и ранее. Справки за текущий год не предоставляются.
При этом расчетный период, применяемый для определения размера дохода гражданина и членов его семьи составляет двенадцать месяцев, непосредственно предшествующих месяцу подачи гражданами заявления. Таким образом, на практике, органы местного самоуправления не имеют возможности подтвердить сведения о доходах, предоставляемых гражданами в заявлении за текущий год, что влияет на правомерность рассмотрения заявки.
Также Законом N 60-ЗС предусмотрено, что орган местного самоуправления запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия подтверждение сведений о правовых основаниях владения гражданином-заявителем и членами его семьи движимым имуществом.
В соответствии с п. 6 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" документы на транспортное средство и его составные части относятся к документам, которые граждане предоставляют самостоятельно.
Кроме того, для определения стоимости транспортных средств необходимы сведения о стоимости транспортного средства, определяемой на основании копии справки-счета (договора купли-продажи), выданной продавцом и засвидетельствованной нотариусом. Получить данный документ в порядке межведомственного взаимодействия не предоставляется возможным, а предоставление его гражданином в обязательном порядке не предусмотрено, в связи с чем произвести расчет стоимости транспортного средства в целях определении стоимости имущества, находящегося в собственности граждан становится проблематичным.
В связи с этим, Администрация города Барнаула предлагает дополнить перечень документов, предоставляемых гражданами, документами, подтверждающими доход гражданина-заявителя и членов его семьи, а также копией справки-счета (договора купли-продажи), выданной продавцом и засвидетельствованной нотариусом, на транспортное средство.
4.1.5. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере аграрной политики, природопользованию и экологии
4.1.5.1. В связи с принятием Федерального закона от 19 декабря 2023 г. N 617-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" постоянный комитет по аграрной политике, природопользованию и экологии считает необходимым привести в соответствие закон Алтайского края "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов".
4.1.5.2. Уполномоченным по правам человека в Алтайском крае и Администрацией города Барнаула предлагается принять закон Алтайского края, устанавливающий порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев. Администрацией города Барнаула ранее вносились предложения о необходимости введения на территории Алтайского края обязательной регистрации домашних животных, обязанности владельцев домашних животных принимать меры по предотвращению нежелательного потомства, изменения расчета субвенций муниципальным образованиям на исполнение переданных государственных полномочий по обращению с животными без владельцев. В том числе предлагается увеличить срок содержания в приютах отловленных животных и учесть, что не все отловленные животные подлежат возврату на прежние места обитания; предусмотреть организацию пунктов временного содержания отловленных животных, а также меры поддержки для развития строительства частных приютов. Также, Администрация города Барнаула предлагает нормативно закрепить понятие "немотивированной агрессии" и ввести административную ответственность за неисполнение предлагаемых обязанностей в сфере обращения с животными.
4.1.5.3. Администрация Бурлинского района предлагает разрешить эвтаназию животных без владельцев не только по медицинским показаниям, но и в случаях, когда животные могут быть потенциально опасны для человека.
4.1.6. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере здравоохранения
4.1.6.1. В соответствии с профилем постоянным комитетом по здравоохранению предлагается продолжить работу по разработке и совершенствованию следующих нормативных правовых актов Алтайского края:
закон Алтайского края "О внесении изменения в статью 24 закона Алтайского края "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней в Алтайском крае";
закон Алтайского края "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере здравоохранения";
В связи с изменением федерального законодательства возможно внесение изменений и в соответствующие законы Алтайского края.
4.1.6.2. Согласно пункту 14 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа в числе прочих относится: создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи".
Указанный перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 N 1156-р "Об утверждении перечней организаций и территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России" и включает в себя город Яровое, Алтайский край.
Законом Алтайского края от 8 апреля 2013 г. N 10-ЗС "О регулировании отдельных отношений в сфере охраны здоровья граждан на территории Алтайского края" в статье 10 предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере охраны здоровья, при этом пункт 1 статьи 10 и подпункт 1) указанного пункта сформулированы следующим образом:
"1. К полномочиям органов местного самоуправления (за исключением городского округа "ЗАТО Сибирский") в сфере охраны здоровья относятся:
1) создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;".
Администрация города Яровое полагает, что имеются противоречия между формулировками пункта 1 ст. 10 закона Алтайского края от 8 апреля 2013 г. N 10-ЗС и пункта 14 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, поскольку краевой закон не учитывает в настоящей редакции город Яровое как территорию, включенную в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий.
4.1.7. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере образования и науки
4.1.7.1. Постоянный комитет по образованию и науке продолжит совершенствование законодательства в сфере образования и науки в том числе, в соответствии с динамикой федерального законодательства.
4.1.8. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере социальной защиты и занятости населения
4.1.8.1. В 2024 году Губернатором Алтайского края дано поручение о подготовке пакета законов Алтайского края об установлении статуса многодетной семьи и мерах их поддержки в развитие положений Указа Президента России от 23 января 2024 г. N 63 "О мерах социальной поддержки многодетных семей". Закон принят в марте 2024 года.
Меры социальной поддержки многодетных семей систематизированы и обязательны для исполнения по всей России. Так, таким семьям гарантируют государственные пособия и выплаты в связи с рождением и воспитанием детей, досрочное назначение страховых пенсий по старости, меры поддержки в трудовых отношениях, профессиональное обучение многодетных родителей, право на бесплатное посещение музеев и выставок, парков культуры. При этом многодетной семье оказывают все эти меры поддержки до достижения старшим ребенком 18-летия или 23 лет в случае, если он получает образование с очной формой обучения. Порядок и условия предоставления новых мер социальной поддержки утверждаются постановлениями Правительства Алтайского края и указами Губернатора Алтайского края.
4.2. Предложения по совершенствованию федерального законодательства
4.2.1. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере правовой политики и местного самоуправления
4.2.1.1. Постоянный комитет по правовой политике и местному самоуправлению считает необходимым ускорить принятие федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти".
4.2.1.2. Постоянный комитет по правовой политике и местному самоуправлению и Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае считают необходимым проработку вопроса о внесении изменений в законодательство о воинской обязанности и военной службе в части регулирования призыва граждан на военную службу по мобилизации, ее прохождения, оснований освобождения от обязанностей военной службы, а также досрочного увольнения мобилизованных лиц.
4.2.1.3. Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае считает необходимым проработку вопроса о внесении изменений в действующее уголовно-процессуальное законодательство в части безусловного уведомления потерпевших от преступлений о ситуациях, указанных в пункте 21.1 части 2 статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также о факте освобождения осужденных - участников специальной военной операции, об их помиловании, установления за последними надзора со стороны правоохранительных органов.
4.2.1.4. Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае считает необходимым проработку вопроса о дополнении Федерального закона от 28 апреля 2023 г. N 138-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" нормами:
определяющими возможность принятия решений о недействительности паспорта и отсутствии гражданства Российской Федерации у лиц, установленное ранее гражданство которых вызывает сомнение, исключительно в судебном порядке по инициативе уполномоченного органа по вопросам миграции, устанавливающими минимально возможные сроки и необходимость безусловного приема в российское гражданство соотечественников из бывших союзных республик, получивших ранее паспорт гражданина Российской Федерации, но не приобретших гражданства Российской Федерации.
4.2.1.5. В настоящее время пунктом 1 части 4 статьи 25 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что срочный служебный контракт заключается в случае замещения отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)". Однако, данной нормой не определен уровень должностей руководителей с которыми может быть заключен такой служебный контракт. При поступлении на государственную гражданскую службу возникает вопрос о применении данной нормы по отношению к руководителям структурных подразделений органов государственной власти и их заместителям.
Практика субъектов Российской Федерации по данному вопросу показывает, что в некоторых субъектах бессрочные служебные контракты заключены с руководителями, в том числе отнесенными к высшей группе должностей, в других - такие контракты заключаются с государственными гражданскими служащими, замещающими должности от руководителя структурного подразделения и старше. Таким образом, единый подход к применению вышеуказанной нормы отсутствует. Конституционный Суд Российской Федерации своим постановлением от 19 декабря 2023 г. N 59-П "По делу о проверке конституционности абзаца восьмого части второй статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.А. Сельковой" обязал федерального законодателя конкретизировать аналогичные положения Трудового кодекса Российской Федерации о заключении срочного трудового договора. На основании изложенного Департаментом Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по вопросам государственной службы и кадров представляется необходимым конкретизировать положения части 4 статьи 25 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" путем определения перечня должностей руководителей (например, в зависимости от группы должностей), с которыми может быть заключен срочный служебный контракт.
4.2.1.6. Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в настоящее время не урегулирован вопрос о сохранении замещаемой должности государственной гражданской службы за государственным гражданским служащим на период временного замещения им должности государственной гражданской службы, (например в случае его нахождения в отпуске по уходу за ребенком, мобилизации и т.п.). В судебной практике имеются несколько подходов для решения указанной проблемы. Ранее судебные органы исходили из позиции, что при переходе на временную должность за государственным гражданским служащим не сохранялась ранее замещаемая им должность. В настоящее время данный подход изменен. При вынесении решений суд исходит из аналогии, предусмотренной трудовым законодательством. Таким образом, за государственным гражданским служащим сохраняется ранее замещаемая должность. На основании вышеизложенного, Департамент Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по вопросам государственной службы и кадров считает целесообразным урегулировать данный вопрос по аналогии со статьей 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации.
4.2.1.7. Действующая редакция Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предполагает безальтернативный порядок назначения старосты сельского населенного пункта: из числа граждан Российской Федерации, проживающих на территории данного сельского населенного пункта и обладающих активным избирательным правом, либо граждан Российской Федерации, достигших на день представления сходом граждан 18 лет и имеющих в собственности жилое помещение, расположенное на территории данного сельского населенного пункта. Однако такая процедура назначения старосты является проблематичной с организационной точки зрения. В этой связи Департаментом Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по вопросам внутренней политики предлагается упростить порядок назначения старосты, исключив требование к кандидату об обязательном проживании на территории того сельского населенного пункта, в котором он назначается старостой, что даст возможность назначать одного старосту на несколько близко расположенных населенных пунктов.
4.2.1.8. В последнее время складывается практика досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования непосредственно судом, в связи с чем у органов местного самоуправления из-за отсутствия в Федеральном законе N 131-ФЗ такого основания для досрочного прекращения полномочий возникают сложности при оформлении соответствующего муниципального акта представительного органа и записи в трудовой книжке. В целях выработки по данному вопросу единообразного подхода в Департамент Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по вопросам внутренней политики поступают предложения от органов местного самоуправления уточнить нормы Федерального закона N 131-ФЗ, регламентирующие порядок и основания досрочного прекращения полномочий главы, с учетом сложившейся судебной практики.
4.2.2. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере бюджетной, налоговой, экономической политики и имущественных отношений
4.2.2.1. Согласно части 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, федеральной территории, муниципальному образованию.
Счетная палата Алтайского края отмечает, что указанные полномочия для органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля бюджетным законодательством не предусмотрены.
В целях наделения органов внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля субъектов Российской Федерации, муниципальных образований равными полномочиями по применению мер ответственности к объектам контроля за неисполнение выданных им предписаний, Счетная палата Алтайского края предлагает:
часть 1 статьи 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований" дополнить пунктом следующего содержания: "представление в суде интересов субъекта Российской Федерации в случае, указанном в части 7 статьи 16 настоящего Федерального закона";
часть 2 статьи 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований" дополнить пунктом следующего содержания: "представление в суде интересов муниципального образования в случае, указанном в части 7 статьи 16 настоящего Федерального закона";
часть 7 статьи 16 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований" дополнить абзацем следующего содержания: "Неисполнение предписания контрольно-счетного органа о возмещении причиненного субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения контрольно-счетного органа в суд с исковым заявлением о возмещении объектом контроля ущерба, причиненного субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию".
4.2.2.2. Действующий минимальный временной интервал в один день между изменениями, вносимыми в план-график, и публикацией извещения в единой информационной системе, является формальным. Установленное требование только удлиняет процесс закупки и фактически отодвигает срок начала ее осуществления на два календарных дня, так как исчисление срока для размещения извещения начинается со дня, следующего за днем внесения изменений в план-график. Возможность размещать извещение об осуществлении закупки сразу после внесения изменений в план-график позволит сократить в целом срок проведения закупочной процедуры. Аналогичное предлагаемому предложению положение эффективно действует при осуществлении конкурентных закупок в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - "Закон N 223-ФЗ"). Учитывая изложенное, Министерством экономического развития Алтайского края предлагается скорректировать часть 9 статьи 16 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части закрепления возможности осуществления закупки сразу после внесения изменений в план-график.
4.2.2.3. Зачастую решения о внесении изменений в закупку принимаются заказчиком на основании запросов участников. Причинами, как правило, служат выявленные случайные ошибки, неточные формулировки, опечатки, ссылки на недействующие нормативные акты. Продление в таких случаях сроков окончания подачи заявок на участие в закупке минимум на 10 дней (для электронных конкурсов) либо на 7 дней (для электронных аукционов) является нецелесообразным. В связи с этим Министерством экономического развития Алтайского края предлагается сократить сроки, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 4 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, до 3 дней. Снижение минимальной границы не исключит возможности продления заказчиком срока подачи заявок на более длительный период (исходя из характера вносимых изменений), позволяющий потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) ознакомиться с актуальной редакцией извещения и принять решение об участии в закупке, направить заявку.
4.2.2.4. Заключение контракта по результатам электронной процедуры допускается не ранее чем через 10 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика. Предлагается рассмотреть вопрос о снижении указанного срока до 5 дней, что позволит провести все необходимые подготовительные мероприятия, предшествующие заключению контракта как со стороны заказчика, так и со стороны его контрагента. Реализация данного предложения направлена на сокращение сроков закупочных процедур. Таким образом, Министерством экономического развития Алтайского края предлагается внести изменение в статью 51 Закона N 44-ФЗ в части замены минимального срока до заключения контрактов с 10 дней до 5.
4.2.2.5. Закон N 44-ФЗ содержит специальные нормы, требующие предоставления участником закупки информации об исполнении за определенный срок нужного количества контрактов (договоров) на определенную сумму. При этом Законом N 44-ФЗ и указанными нормативными правовыми актами не установлено, что информация об исполнении контракта должна подтверждаться контрактом со статусом "Исполнение завершено". Вследствие этого складывающиеся по данному вопросу административная и судебная практики весьма неоднозначны. Также нет однозначного подхода и в отношении правомерности принятия комиссией заказчика контрактов со статусом "Исполнение прекращено". В Законе о контрактной системе речь идет об исполненных контрактных обязательствах, при этом участники закупки становятся заложниками неурегулированности норм, так как контракты могут быть неисполненными в полном объеме и в связи с расторжением по соглашению сторон по инициативе заказчика. Следует отметить, что на практике встречаются лояльные решения контролеров по принятию заказчиком контрактов в статусе "Исполнение прекращено". Министерством экономического развития Алтайского края отмечается, что с введением электронного актирования и сокращением срока оплаты по контракту до семи рабочих дней, не стало бы ограничением для поставщиков (подрядчиков, исполнителей) изменение формулировки закона на "Об исполнении таким участником закупки, подтвержденном оплатой заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги...".
4.2.2.6. Актуальным вопросом является отсутствие нормативно закрепленного права регионов на централизацию закупок, проводимых в рамках Закона N 223-ФЗ государственными компаниями, предприятиями и бюджетными и автономными учреждениями. Предусмотренная Законом N 44-ФЗ модель централизации закупок позволяет освободить заказчиков от выполнения непрофильных для них функций в сфере закупок, а также сформировать в уполномоченном учреждении высококвалифицированный кадровый состав, обеспечивающий эффективное удовлетворение их нужд. Закон N 223-ФЗ не содержит норм, посвященных централизации закупок. Вместе с тем динамичное развитие законодательства о коммерческих закупках и объем денежных средств, расходуемых при осуществлении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, требует регулирования указанной сферы. Учитывая изложенное, Министерством экономического развития Алтайского края предлагается дополнить Закон N 223-ФЗ положениями, позволяющими определять орган государственной власти, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в централизованном порядке для заказчиков, осуществляющих свою закупочную деятельность в соответствии с законодательством о закупках отдельных видов юридических лиц.
4.2.2.7. С 1 октября 2022 года заказчики принимают в качестве обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта независимые гарантии, представленные по типовым формам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление N 1005). Оформленная по типовой форме независимая гарантия должна содержать условие о рассмотрении споров, возникающих в связи с исполнением обязательств по независимой гарантии в арбитражном суде. При этом в тексте постановления не используется правило "территориальной подсудности", разграничивающей компетенцию арбитражных судов одного звена, т.е. между арбитражными судами субъектов Российской Федерации. Таким образом, в независимой гарантии может быть указан арбитражный суд по месту нахождения гаранта (банка) или поставщика (подрядчика, исполнителя), что может повлечь для заказчика дополнительные расходы бюджетных средств, связанные с представлением своих интересов в суде (оплата командировок). В связи с этим Министерством экономического развития Алтайского края предлагается внести изменение в постановление N 1005, устанавливающее, что споры, возникающие в связи с исполнением обязательств по независимой гарантии, подлежат рассмотрению в арбитражном суде по месту нахождения заказчика.
4.2.3. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере строительства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи
4.2.3.1. Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 485-ФЗ) установлен запрет на создание унитарных предприятий, а также определена необходимость ликвидации с 1 января 2025 года ранее созданных унитарных предприятий, за исключением осуществляющих деятельность в сферах деятельности естественных монополий.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сферам деятельности естественных монополий относительно тепло-, водоснабжения, водоотведения относятся услуги по передаче тепловой энергии; водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры. Таким образом, под запретом создания и ведения деятельности (с 1 января 2025 года) находятся унитарные предприятия, осуществляющие производство тепловой энергии.
Данная мера принята с целью развития конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем распространения механизма концессионных соглашений. Однако с учетом отсутствия потенциала привлечения крупных серьезных инвесторов в отношении имущества, имеющего высокую степень износа и низкий полезный отпуск тепловой энергии, указанный запрет является избыточной законодательной мерой, которая может привести к риску привлечения в инфраструктуру любых, в т.ч. недобросовестных ресурсоснабжающих организаций и, соответственно, к возникновению срывов при оказании услуг.
В связи с этим Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов предлагается рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" в части сохранения возможности осуществления деятельности унитарных предприятий в сфере производства тепловой энергии после 1 января 2025 года на территории малых населенных пунктов, к примеру, на территориях поселений с численностью населения до 50 тысяч человек.
4.2.3.2. Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 348-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190 "О тепл
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.