Определение Верховного Суда Российской Федерации от 6 июня 2024 г. N 306-ЭС24-2946 по делу N А55-20270/2022
Судья Верховного Суда Российской Федерации Борисова Е.Е., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу государственного казенного учреждения Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения на решение Арбитражного суда Самарской области от 12.05.2023, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2023 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18.12.2023 N А55-20270/2022,
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Самком-Логистика" (далее - общество "Самком-Логистика"), обществу с ограниченной ответственностью "СМ-Транзит" (далее - общество "СМ-Транзит") о взыскании денежных средств в счет возмещения суммы вреда, причиненного тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального или межмуниципального значения в размере 619 351 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.05.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2023 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 18.12.2023, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, учреждение просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм материального права.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При изучении по материалам истребованного дела доводов кассационной жалобы, а также принятых по делу судебных актов, суд пришел к выводу о наличии оснований для пересмотра судебных актов по делу исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 09.04.2021 при осуществлении весового контроля на стационарном пункте весового контроля N 1 на 67 км с. Архангельское автодороги "Уфа - Инзер - Белорецк" сотрудниками ГИБДД МВД по Республике Башкортостан совместно с сотрудниками учреждения произведено взвешивание тяжеловесных транспортных средств (автопоезда): грузовой тягач седельный КАМАЗ M 1840 5490-S5, регистрационный номер В034РК763, прицеп ТОНАР 98881, регистрационный номер ВМ091163, принадлежащих обществу "Самком-Логистика", что подтверждается свидетельствами о регистрации ТС 9920 959789, 9919 069928.
10.04.2021 при осуществлении весового контроля на стационарном пункте весового контроля N 1 на 67 км с. Архангельское автодороги "Уфа - Инзер - Белорецк" сотрудниками ГИБДД МВД по Республике Башкортостан совместно с сотрудниками учреждения произведено взвешивание тяжеловесных транспортных средств (автопоезда): грузовой тягач седельный КАМАЗ 5490-S5, регистрационный номер В034ММ763, прицеп ТОНАР 98881, регистрационный номер ВМ110363, принадлежащих обществу "Самком-Логистика", что подтверждается свидетельствами о регистрации ТС 9920 730424, 9920 730418.
12.04.2021 при осуществлении весового контроля на стационарном пункте весового контроля N 1 на 67 км с. Архангельское автодороги "Уфа - Инзер - Белорецк" сотрудниками ГИБДД МВД по Республике Башкортостан совместно с сотрудниками учреждения произведено взвешивание тяжеловесных транспортных средств (автопоезда): грузовой тягач седельный КАМАЗ 5490-S5, регистрационный номер Е825ММ763, прицеп ТОНАР 98881, регистрационный номер ВМ110663, принадлежащих обществу "Самком-Логистика", что подтверждается свидетельствами о регистрации ТС 9920 N 730426, 9920 N 730420.
В ходе проверки выявлено превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось, а также отсутствие специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).
По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля составлены акты от 09.04.2021 N 312, от 09.04.2021 N 316, от 12.04.2021 N 325 результатов измерения весовых параметров транспортного средства (о превышении либо о соответствии транспортного средства допустимым или разрешенным ограничениям по общей массе, нагрузке на группу осей (ось)).
В связи с превышением допустимых осевых нагрузок тяжеловесных транспортных средств, сумма вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила в общем размере 619 351 руб., в том числе по акту от 09.04.2021 N 312 - 281 688 руб., по акту от 09.04.2021 N 316 - 180 107 руб., по акту от 12.04.2021 N 325 - 157 556 руб.
На момент составления указанных актов транспортные средства были переданы обществу "СМ-Транзит" на основании договора аренды транспортных средств без экипажа от 26.03.2021 б/н со сроком аренды с 26.03.2021 по 26.08.2021.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суды, руководствуясь статьей 31 Федерального закона N 257-ФЗ, Правилами возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 67, Положением о Федеральном дорожном агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374, пришли к выводу о том, что если маршрут проходит по дорогам федерального значения, либо если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации, разрешение выдается, а также плата взимается уполномоченным органом Российской Федерации - Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодор), а не органом субъекта Российской Федерации.
Довод учреждения о наличии у него полномочий на взимание платы в счет возмещения вреда автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан по актам взвешивания результатов измерения весовых параметров транспортного средства был отклонен судами как основанный на неверном толковании норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что вывод судов об отсутствии у учреждения полномочий по взиманию спорной платы является ошибочным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.1 Федерального закона N 257-ФЗ государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственного транспортного надзора (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор).
На территории Республики Башкортостан названные полномочия в соответствии с Соглашением от 27.11.2012 делегированы, в том числе истцу (ранее - государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан).
В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями указанной статьи.
В части 6 статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ установлены требования для получения специального разрешения, указанного, в том числе в части 2 настоящей статьи. Для получения специального разрешения требуется согласование маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов.
В части 9 статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ предусмотрен не только порядок выдачи специального разрешения, но и порядок весового и габаритного контроля.
Порядок выдачи специального разрешения, включая порядок согласования маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, определен приказом Минтранса России от 24.07.2012 N 258. Порядок осуществления весового контроля регламентирован приказом Минтранса России от 29.03.2018 N 119.
Таким образом, как указывает заявитель кассационной жалобы, если при проведении взвешивания транспортного средства устанавливается наличие превышения весовых параметров, указанных в специальном разрешении, то на данное транспортное средство составляется акт взвешивания.
Отсюда следует, что получение специального разрешения не гарантирует отсутствия причинения вреда автомобильным дорогам.
Исходя из положений статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ в их совокупности и взаимосвязи, в отсутствие полученного в установленном законом порядке собственником транспортного средства специального разрешения превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства является основанием для возмещения собственником такого транспортного средства вреда, причиняемого автомобильным дорогам.
В силу пункта 7 статьи 12 Федерального закона N 257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.02.2012 N 28 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Согласно данному Перечню автомобильные дороги "Уфа - Инзер - Белорецк", "подъезд к г. Белорецку" относятся к автомобильным дорогам регионального значения, автомобильная дорога "Стерлитамак - Белорецк - Магнитогорск" относится к автомобильным дорогам межмуниципального значения, проходящим по нескольким районам, автомобильные дороги "Учалы - Ахуново - Карагайка", "Белорецк - Учалы - Миасс" относятся к автомобильным дорогам межмуниципального значения, проходящим в границах одного района.
На основании подпункта "а" пункта 1.1 Соглашения от 27.11.2012 истец принял полномочия по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения.
Таким образом, по мнению заявителя кассационной жалобы, учреждение является полномочным органом на расчет и взыскание ущерба, причиненного ответчиками вышеназванным автомобильным дорогам.
Учитывая изложенное, доводы заявителя кассационной жалобы о существенном нарушении судами норм материального права, которые повлияли на исход настоящего дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита его нарушенных прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании
Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛ:
кассационную жалобу государственного казенного учреждения Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 04 июля 2024 года, 10 часов 00 минут в помещении суда по адресу: город Москва, улица Поварская, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Е.Е. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда Российской Федерации от 6 июня 2024 г. N 306-ЭС24-2946 по делу N А55-20270/2022
Опубликование:
-