Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 26 февраля 2021 г. N 03-05-06-02/13211
В Департаменте налоговой политики рассмотрено обращение и в части вопроса о земельном налоге сообщается следующее.
Согласно Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 8, часть 2 статьи 35, части 1 и 3 статьи 36) в Российской Федерации признается и защищается равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им; граждане вправе иметь в собственности землю, условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (в частности, постановление от 31.05.2005 N 6-П, определение от 16.04.2009 N 495-О-О), право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества,
В развитие указанных выше конституционных норм статьями 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) закреплено правило о несении собственником бремени содержания имущества, которое включает в себя, в том числе уплату установленных законодательством о налогах и сборах налогов (в частности, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.03.2008 N 5-П, определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2008 N КАС08-648, решение Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2008 N ГКПИ08-1495).
Предусмотренное статьями 210 и 249 Гражданского кодекса правило является базовым для дальнейшего законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками по земельному налогу признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности независимо от вида разрешенного использования земельных участков.
Таким образом, физические лица, являющиеся собственниками земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, признаются налогоплательщиками земельного налога и, следовательно, обязаны уплачивать налог в отношении находящихся в их собственности земельных участков.
Одновременно сообщается, что в целях регулирования налоговой нагрузки по земельного налогу Налоговым кодексом предусмотрены налоговые вычеты для отдельных категорий налогоплательщиков, пониженные предельные налоговые ставки, коэффициент, ограничивающий ежегодный рост налога.
Так, согласно пункту 5 статьи 391 Налогового кодекса налоговая база по земельному налогу уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 кв. метров площади одного земельного участка, находящегося в собственности отдельных категорий налогоплательщиков (например, пенсионеров или инвалидов I, II групп инвалидности).
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса в отношении земельных участков, неиспользуемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, налоговые ставки, устанавливаемые представительными органами муниципальных образований, не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости.
Пунктом 17 статьи 396 Налогового кодекса предусмотрено применение коэффициента 1,1, ограничивающего рост земельного налога не более чем на 10 процентов ежегодно.
Таким образом, на федеральном уровне предусмотрены меры, направленные на предотвращение резкого роста налоговой нагрузки по земельному налогу.
Кроме того, представительным органам муниципальных образований предоставлены широкие полномочия по регулированию налоговой нагрузки по земельному налогу, выражающиеся в их праве дифференцировать налоговые ставки, а также устанавливать дополнительные налоговые льготы, в том числе для собственников земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 26 февраля 2021 г. N 03-05-06-02/13211
Опубликование:
-