Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 22 ноября 2021 г. N 03-11-10/94230
Департамент налоговой политики, рассмотрев обращение с предложением о создании равных условий по налоговым обязательствам для предприятий легкой промышленности, независимо от количества работников и суммы дохода, сообщает.
Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрен специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), который предусматривает особый порядок уплаты налогов и ориентирован на представителей малого бизнеса.
Для возможности применения субъектами малого предпринимательства УСН статьей 346 12 Кодекса установлены такие критерии, как численность работников (менее 130 человек), сумма доходов (менее 200 млн рублей) и остаточная стоимость основных средств (менее 150 млн рублей). Кроме того, имеется запрет на применение УСН организациями, имеющими филиалы, или предприятиями, в которых доля участия других организаций превышает 25 процентов.
В случае отмены указанных критериев произойдет утеря сущности данного специального налогового режима и адресности поддержки именно представителей малого бизнеса. Если налоговыми освобождениями по УСН смогут воспользоваться все налогоплательщики, независимо от суммы дохода и количества работников, то субъекты малого предпринимательства потеряют то преимущественное положение, которое им дает использование УСН.
Следует отметить, что целью специальных налоговых режимов, в том числе УСН, является снижение налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства и создание благоприятных условий для ускорения развития малого бизнеса.
Возможность использования условий применения УСН всеми налогоплательщиками (даже в пределах одной отрасли) приведет к подмене существующей системы налогообложения.
Внедрение и использование специальных налоговых режимов является вынужденной мерой в связи с необходимостью создания благоприятного налогового климата и выводу из теневого оборота предпринимателей, контроль за которыми сложен и низкоэффективен.
В частности, УСН является исключением из общих правил налогообложения. В этой связи установленные лимиты количества численности занятых работников, суммы дохода, остаточной стоимости основных средств, а также ограничения использования отдельными категориями налогоплательщиков являются необходимыми и рациональными. Если размер ограничения численности занятых работников, суммы дохода и остаточной стоимости основных средств будет установлен на высоком уровне, то в интервалах этого уровня будет функционировать заметная доля предприятий, конкурировать с которыми малому бизнесу будет не менее сложно, чем при отсутствии льгот.
Рациональной, с точки зрения эффективного размещения ресурсов в экономике, является задача снижения налогового бремени именно для малого предпринимательства, поскольку существует ряд экономических издержек, которые более чувствительны именно для малых предприятий.
Важным условием использования специальных налоговых режимов является соизмеримость снижения налогов корректируемым издержкам, то есть выравнивание условий ведения хозяйственной деятельности, а не создание преимуществ.
К числу издержек, величина которых может быть выше именно для представителей малого предпринимательства, можно отнести издержки финансирования бизнеса. Для субъектов малого предпринимательства заемные средства, как правило, труднодоступны, ставки по кредитам выше, имущества, которое могло бы служить обеспечением, часто недостаточно, а сбор информации о деятельности малого предприятия в связи с малым масштабом для кредитора невыгоден. Наряду с этим основными источниками инвестирования для малого бизнеса являются собственные средства. В то же время общий режим налогообложения создает преимущества для финансирования из заемных средств, что ставит малое предпринимательство в неравные условия по сравнению с крупным и средним бизнесом.
Субъекты малого предпринимательства несут более высокие, по сравнению с крупными и средними предприятиями, удельные издержки, связанные с уплатой налогов и, в частности, с налоговым учетом. Для малого бизнеса альтернативные издержки ведения учета выше, поскольку крупный и средний бизнес ведет бухгалтерский учет не только для целей налогообложения, но и в управленческих и иных целях. Однако для малого бизнеса потребность в данных бухгалтерского учета для целей, отличных от расчета налоговых обязательств, обычно ниже.
Наличие рисков труднее преодолевается малым бизнесом, чем крупным, так как крупному бизнесу легче диверсифицировать свою деятельность. К разорению малого бизнеса может привести даже временное ухудшение конъюнктуры, так как данные субъекты на начальном этапе своей деятельности несут постоянные издержки.
Таким образом, в условиях рыночной экономики несовершенство рынка приводит к возникновению издержек, напрямую зависящих от масштаба производства. Коррекция данных издержек, являющихся барьерами для вхождения на рынок, осуществляется за счет предоставления специальных налоговых условий малым предприятиям, что в результате способствует оптимальной эффективности экономики.
Поддержка представителей малого бизнеса направлена, прежде всего, на обеспечение ресурсов для их роста, чтобы из налогоплательщиков в рамках специальных налоговых режимов они "росли" и становились полноценными участниками налоговых отношений и, переходя в дальнейшем на общую систему налогообложения, вносили полноценный вклад в формирование бюджетных доходов. Для самих предпринимателей рост означает возможность использования эффекта масштаба производства, что ведет к сокращению удельных расходов на единицу продукции и увеличение доходности производства в целом.
В связи с изложенным следует сделать вывод, что применение критериев, установленных Кодексом для УСН (численность работников не более 130 человек, сумма доходов не более 200 млн руб. в год, остаточная стоимость основных средств не более 150 млн руб.) позволяет осуществить выравнивание условий ведения хозяйственной деятельности именно на начальных этапах развития предприятия и является рациональным, так как чрезмерное увеличение уровня критериев или их отмена приведет к необоснованному использованию преимуществ и росту величины недополученных налоговых доходов.
Учитывая изложенное, предложение о создании равных условий по налоговым обязательствам для предприятий легкой промышленности, независимо от количества работников и суммы дохода, не поддерживается.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 22 ноября 2021 г. N 03-11-10/94230
Опубликование:
-