В целях повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения города Череповца, в соответствии со Стратегией повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.10.2023 N 2958-р, Методическими рекомендациями по содержательному наполнению государственных программ субъектов Российской Федерации (структурных элементов государственных программ субъектов Российской Федерации), региональных программ, направленных на повышение финансовой грамотности населения, утвержденными протоколом девятого заседания Межведомственной координационной комиссии по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы от 27.06.2023 12-12-12/ВН-30051/ПРГ-59-6-1/1560, постановлением Правительства Вологодской области от 28.12.2023 N 1441 "Об утверждении региональной программы по повышению финансовой грамотности и формированию финансовой культуры населения Вологодской области на 2024 - 2030 годы" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу по повышению финансовой грамотности и формированию финансовой культуры населения города Череповца на 2024 - 2030 годы (далее - Программа по финансовой грамотности).
2. Основным исполнителям Программы по финансовой грамотности:
2.1. Обеспечить выполнение Программы по финансовой грамотности в установленные сроки.
2.2. Предоставлять 1 раз в полугодие, не позднее 13 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в финансовое управление мэрии отчет о выполнении Программы по финансовой грамотности.
3. Действие настоящего постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2024.
4. Постановление подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации г. Череповца.
Мэр города |
В.Е. Германов |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
мэрии города
от 14.06.2024 N 1572
Программа
по повышению финансовой грамотности и формированию финансовой культуры населения города Череповца на 2024 - 2030 годы (далее также - Программа)
Раздел 1. Паспорт Программы
1. |
Основания создания и реализации Программы |
Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.10.2023 N 2958-р (далее - Стратегия). Постановление Правительства Вологодской области от 28.12.2023 N 1441 "Об утверждении региональной программы по повышению финансовой грамотности и формированию финансовой культуры населения Вологодской области на 2024 - 2030 годы" (далее - Региональная программа) |
2. |
Заказчик Программы |
Мэрия города |
3. |
Координатор Программы |
Финансовое управление мэрии (далее также - управление) |
4. |
Основные исполнители и участники Программы |
1. Основные исполнители Программы: Финансовое управление мэрии; Управление образования мэрии (далее - управление образования); Управление по работе с общественностью мэрии (далее - управление по работе с общественностью, УРсО); Муниципальное автономное учреждение "Центр муниципальных информационных ресурсов и технологий" (далее - ЦМИРиТ); Автономная некоммерческая организация поддержки предпринимательства "Агентство Городского Развития" (далее - АНО Агентство Городского Развития); Муниципальное бюджетное учреждение "Череповецкий молодежный центр" (далее - Молодежный центр); Муниципальное казенное учреждение "Информационное мониторинговое агентство "Череповец" (далее - ИМА "Череповец"). 2. Основными исполнителями Программы могут привлекаться к участию в мероприятиях Программы в качестве участников Программы (по согласованию): - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Череповецкий государственный университет" (далее также - ЧГУ); - профессиональные образовательные организации; - кредитные и страховые организации и компании, участвующие в мероприятии Программы в инициативном порядке; - молодежный парламент города Череповца (далее -Молодежный парламент); - УМВД России по Вологодской области (далее - УМВД) |
5. |
Цели Программы |
Оказание содействия формированию у населения города Череповца ключевых элементов финансовой культуры (ценностей, установок и поведенческих практик), способствующих финансовому благополучию человека, семьи и общества, в том числе через формирование компетенций по финансовой грамотности, развитие общественных институтов, а также воздействие на ценности человека с помощью современных инструментов (видеороликов, буклетов и др.) |
6. |
Задачи Программы |
Внедрение образовательных программ в системе образования, обеспечивающих повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры; обеспечение доступности и создание равных возможностей для всех целевых групп населения к обучению по программам повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры; формирование и закрепление навыков осознанного финансового поведения, развитие механизмов информирования населения по актуальным вопросам финансовой грамотности, в том числе в области кибербезопасности, в пенсионной, налоговой, бюджетной сферах, а также ведение просветительской деятельности; обеспечение открытости бюджетной информации, а также развитие инструментов участия граждан в бюджетном процессе (в том числе механизма инициативного бюджетирования); обеспечение доступности финансовых услуг (включая доступность проверенной информации о соответствующих финансовых услугах) для всех целевых групп населения; доведение до населения информации о новых финансовых, банковских продуктах и услугах с целью их использования населением; формирование доверительного отношения граждан к финансовым институтам и органам власти; доступное информирование и ответственное консультирование по вопросам использования финансовых продуктов; расширение каналов коммуникации с населением по вопросам финансовой грамотности с помощью самых современных и популярных методов доведения информации, включая цифровые; обеспечение финансовой безопасности, включая формирование у граждан правильных установок и моделей поведения для защиты от возможных рисков в финансовой сфере, повышение финансовой защищенности потребителей; формирование и продвижение базовых навыков и установок по кибербезопасности для всех целевых групп населения в целях предупреждения использования их платежных инструментов (платежных реквизитов) при совершении противоправных действий; формирование и развитие правовой базы, обеспечивающей эффективную реализацию Программы |
7. |
Целевые показатели реализации Программы |
1. Доля общеобразовательных организаций города, которые обеспечили включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования. 2. Доля обучающихся в общеобразовательных организациях, которые освоили элементы финансовой грамотности в рамках обучения по образовательным программам начального общего образования, образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования. 3. Количество проведенных мероприятий (олимпиад, конкурсов, фестивалей, чемпионатов, вебинаров, семинаров, лекций, мастер-классов и т.д.), направленных на повышение финансовой грамотности различных целевых групп населения. 4. Количество различных целевых групп граждан, охваченных мероприятиями (олимпиады, конкурсы, фестивали, чемпионаты, вебинары, семинары, лекции, мастер-классы и т.д.), направленными на повышение их финансовой грамотности. 5. Количество публикаций по тематике финансовой грамотности в различных сферах деятельности, размещенных в средствах массовой информации и на официальных цифровых ресурсах лиц, осуществляющих реализацию Программы, направленных на повышение финансовой грамотности населения. 6. Количество информационно-просветительских материалов (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и т.д.), разработанных по тематике финансовой грамотности в различных сферах деятельности, выпущенных лицами, осуществляющими реализацию Программы |
8. |
Сроки и этапы реализации Программы |
2024 - 2030 годы. Контрольным этапом является календарный год |
9. |
Объемы и источники финансирования Программы |
За счет средств городского бюджета в рамках муниципальных программ "Развитие образования" на 2022 - 2024 годы", "Управление муниципальными финансами города Череповца", "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства, повышение инвестиционной и туристической привлекательности города Череповца на 2022 - 2026 годы", реализуемых соответственно управлением образования, финансовым управлением мэрии, АНО Агентство Городского Развития |
10. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Прирост количества граждан, проживающих на территории города, охваченных мероприятиями по финансовой грамотности, не менее 0,1% в год; прирост количества граждан, в возрасте старше 5 лет, которым оказаны консультации по финансовым вопросам и защите прав потребителей финансовых услуг, не менее 0,1% в год; прирост количества специалистов (в том числе педагогов), участвующих в организации и проведении мероприятий по финансовой грамотности и (или) разработке и реализации образовательных программ, не менее 1% в год |
11. |
Целевые группы |
Обучающиеся дошкольных образовательных организаций; обучающиеся общеобразовательных организаций; обучающиеся профессиональных образовательных организаций; обучающиеся образовательных организаций высшего образования; взрослое (экономически активное) население; лица предпенсионного и пенсионного возрастов; субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП), индивидуальные предприниматели и самозанятые граждане; безработные граждане, стоящие на учете в службах занятости населения |
Раздел 2. Основная часть программы
1. Характеристика сферы реализации Программы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Программа по повышению финансовой грамотности и формированию финансовой культуры населения города Череповца на 2024 - 2030 годы разработана в рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры в Российской Федерации до 2030 года для содействия достижению целей органов местного самоуправления по переходу от финансовой грамотности как набора знаний, умений и навыков к финансовой культуре, которая включает в себя ценности, установки и поведенческие практики, разделяемые определенным сообществом и медленно меняющиеся во времени. Для этого необходимо целенаправленное воздействие на все компоненты финансовой культуры через все основные каналы и соответствующих субъектов - государство, образовательные организации, финансовые организации, волонтеров, гражданское общество.
Программа подготовлена с учетом Методических рекомендаций по содержательному наполнению государственных программ субъектов Российской Федерации (структурных элементов государственных программ субъектов Российской Федерации)/региональных программ, направленных на повышение финансовой грамотности населения, утвержденных протоколом девятого заседания Межведомственной координационной комиссии по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы от 27.06.2023 N 12-12-12/ВН-30051/ПРГ-59-6-1/1560.
Понятия и термины, используемые в Программе, применяются в значениях, закрепленных в Стратегии.
Устойчивое повышение качества и уровня жизни граждан требует повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры, обеспечения финансового благополучия граждан, осознанного использования ими финансовых продуктов и услуг, разумного принятия финансовых решений, инвестирования и управления рисками.
Программа определяет приоритеты, цели, задачи и инструменты их достижения на период до 2030 года в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры граждан, укрепления системы финансового образования и просвещения, обеспечения прав потребителей финансовых услуг, финансовой безопасности граждан.
Финансовая грамотность населения Российской Федерации в целом и населения города Череповца в частности находится на невысоком уровне, что влечет за собой проблемы финансовой безопасности граждан, угрозы стабильности финансовой системы и в конечном счете отрицательно сказывается на темпах роста благосостояния населения.
В городе Череповце регулярно проводятся мероприятия, направленные на повышение уровня финансовой грамотности, для следующих целевых групп населения:
обучающиеся общеобразовательных организаций;
воспитанники дошкольных образовательных организаций;
дети от 6 до 18 лет, охваченные организованными формами отдыха и оздоровления;
граждане предпенсионного и пенсионного возраста;
представители малого и среднего предпринимательства, в том числе начинающие предприниматели.
Работа, направленная на повышение финансовой грамотности населения, включая субъектов малого и среднего предпринимательства, на территории города ведется различными заинтересованными организациями. Для проведения лекционных и интерактивных мероприятий по повышению финансовой грамотности привлекаются эксперты финансовых организаций, независимые финансовые консультанты, сотрудники УМВД в качестве спикеров.
Степень системности при взаимодействии с разными целевыми аудиториями неодинакова. Наибольшие планомерность и системность просматриваются в вопросах внедрения финансовой грамотности в образовательный процесс организаций общего образования. Повышается вовлеченность в мероприятия по повышению финансовой грамотности малозащищенных и малообеспеченных групп населения.
В целях обеспечения в полной мере потребности населения города в информации о финансовых инструментах, управлении доходностью и контролем финансовых рисков, а также о способах защиты от мошенничества на финансовых рынках требуется проведение системной работы с участием большого числа заинтересованных лиц: исполнительных органов области, органов местного самоуправления области, территориального отделения Банка России, образовательных организаций, общественных организаций, финансовых институтов и иных заинтересованных организаций.
Важным условием эффективности этой работы является координация усилий на основе единых целей и подходов к реализации различных инициатив и программ в области финансового просвещения. Объединенные усилия на систематической основе необходимо направить на формирование у населения города знаний, практических навыков и установок по распоряжению личными и семейными финансами.
В случае скоординированной работы всех заинтересованных лиц удастся добиться повышения финансовой грамотности и сформировать финансовую культуру у жителей города, улучшить конкурентоспособность финансового рынка и инвестиционную привлекательность города, так как высокий уровень финансовой грамотности населения, включая субъектов МСП, позволит органам местного самоуправления создавать условия для развития, введения новых продуктов и услуг, способствующих повышению благосостояния граждан и развитию бизнеса.
2. Анализ уровня финансовой грамотности населения города
Мероприятия по повышению финансовой грамотности населения в городе проводились с 2020 года в рамках основного мероприятия "Проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности населения города" муниципальной программы "Управление муниципальными финансами города Череповца" на 2020 - 2025 годы, утвержденной постановлением мэрии города Череповца от 16.10.2019 N 4937.
В 2021 году утверждена отдельная Программа по повышению финансовой грамотности населения в городе Череповце на 2021 - 2023 годы (распоряжение мэрии города от 31.05.2021 N 818-р).
В период 2021 - 2023 годов совместными действиями ответственных исполнителей указанной программы в части повышения финансовой грамотности достигнуты следующие результаты:
реализована программа по повышению финансовой грамотности населения в городе Череповце на 2021 - 2023 годы;
созданы:
отдельный раздел "Финансовая грамотность" на официальном сайте мэрии города (https://35cherepovets.gosuslugi.ru/ofitsialno/otkrytyy-byudzhet/finansovaya-gramotnost/), на странице которого оперативно размещается информация о проводимых мероприятиях, презентационный материал, информационные видеоролики и другая обучающая информация. Данный раздел также содержит контактную информацию лиц, которые дают ответы на возникающие вопросы граждан, связанные с проведением мероприятий;
чат-бот "О финансах Череповца";
"лента Дзен" (отдельный баннер), подборка новостей про дистанционное мошенничество (подгружается более 150 реальных материалов/фактов);
элементы финансовой грамотности включены в образовательные стандарты;
в олимпиадах, викторинах и онлайн-зачетах по финансовой грамотности среди школьников и студентов приняли участие свыше 12 тыс. человек;
совокупный охват информационно-коммуникационной кампанией в области финансового просвещения составил свыше 1810361 граждан (целевые аудитории: трудоспособное население, студенты и школьники, граждане старшего возраста, лица с ограниченными возможностями здоровья, граждане, попавшие в сложную финансовую ситуацию, представители малого и среднего предпринимательства), в том числе путем проведения мероприятий:
с использованием цифрового и онлайн-форматов (онлайн-уроки и обучающие вебинары по финансовой грамотности);
медийного продвижения информационных материалов по финансовой грамотности с использованием различных цифровых ресурсов, в том числе официальных сайтов - участников реализации Программы, социальных сетей, онлайн-игр по финансовой грамотности.
Таким образом, за период реализации Программы за 2021 - 2023 годы удалось добиться заметных успехов в сфере повышения финансовой грамотности.
Результаты опросов граждан показывают, что граждане с более высоким уровнем финансовой грамотности имеют более достоверные инфляционные ожидания, а значит, могут более рационально планировать свои финансы, молодые люди демонстрируют более рациональное и ответственное финансовое поведение, лучше разбираются в цифровых и инвестиционных финансовых инструментах (используют двойную аутентификацию при пользовании финансами онлайн).
Существенное влияние на это оказало внедрение финансовой грамотности в образовательный процесс.
Вместе с тем достигнутые результаты не в полной мере удовлетворяют цели формирования устойчивых моделей финансового поведения. Значительное число граждан не строит долгосрочные планы, не формирует сбережения в значимых объемах. И результаты опросов также показывают, что граждане желают больше знать и разбираться в сфере финансовой грамотности. Необходимо повышение информированности граждан об инструментах финансового рынка и навыков осознанного выбора этих инструментов.
Заметно меньшую финансовую компетентность проявляют граждане старшего возраста, граждане с невысоким уровнем доходов, низким уровнем образования.
Быстрое развитие цифровых технологий существенно изменило традиционные подходы к оказанию финансовых услуг. В настоящее время многие граждане в России могут совершать большинство финансовых операций в онлайн-режиме круглосуточно с помощью мобильных приложений. Развитие подобных решений, наряду с плюсами для потребителей финансовых услуг привело также к росту мошеннических действий с использованием цифровых технологий, увеличению доли нелегальных участников финансового рынка, осуществляющих деятельность посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В этой связи в рамках реализации Программы необходимо поставить задачу перехода от финансовой грамотности как набора знаний, умений и навыков к финансовой культуре, которая включает в себя ценности, установки и поведенческие практики, разделяемые определенным сообществом и медленно меняющиеся во времени. Для этого необходимо целенаправленное воздействие на все компоненты финансовой культуры через различные каналы коммуникации, образовательные организации, финансовые организации, добровольцев (волонтеров), гражданское общество.
Положительное влияние на уровень финансовой культуры будут оказывать опыт пользования разнообразными финансовыми продуктами и услугами, рост уровня доходов, повышение доступности финансовых услуг и вовлеченности граждан в операции на финансовом рынке. Важную роль в этих процессах будет играть клиентоориентированный и этичный бизнес, нацеленный на долгосрочные взаимовыгодные отношения с клиентами.
3. Цели, задачи и ожидаемые результаты реализации Программы
Целью настоящей Программы является формирование к 2030 году у большинства населения города ключевых элементов финансовой культуры (ценностей, установок и поведенческих практик), способствующих финансовому благополучию гражданина, семьи и общества, в том числе через формирование компетенций по финансовой грамотности, развитие финансового рынка и общественных институтов.
Формирование финансовой культуры должно служить интересам граждан, бизнеса и общества в целом, способствовать повышению его благосостояния, достижению национальных целей развития Российской Федерации и приоритетов. Повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры, прежде всего взрослых экономически активных граждан, помогут им принимать более осознанные и ответственные решения, что будет способствовать структурной трансформации российской экономики и ее более эффективному развитию.
В равной мере финансовая грамотность и финансовая культура важны для правильного поведения граждан в сфере общественных финансов.
Наиболее актуальными вопросами в этой сфере являются:
расширение долгосрочных инвестиций граждан в российскую экономику, в том числе с использованием механизма индивидуальных инвестиционных счетов, вовлечение граждан в долгосрочные сбережения с использованием пассивных инвестиционных стратегий при посредничестве управляющих компаний, негосударственных пенсионных фондов и страховщиков, долгосрочных безотзывных вкладов и сберегательных сертификатов;
поддержка формирования достаточного уровня сбережений граждан в кредитных организациях ("финансовые подушки безопасности"), в том числе для социально незащищенных категорий граждан, а также информирование об иных инструментах формирования долгосрочных накоплений;
развитие страхования жизни как долгосрочного инструмента защиты имущественных интересов граждан;
повышение доверия граждан к системе добровольного пенсионного страхования и их стимулирование к участию в программах негосударственного пенсионного обеспечения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи, направленные на решение задач, предусмотренных в паспорте Программы:
продвижение ценностей и установок финансовой культуры среди взрослых экономически активных граждан в целях выработки разумных поведенческих практик;
сохранение и развитие накопленного опыта в рамках системы образования по повышению финансовой грамотности детей и молодежи, дополнение образовательных программ элементами финансовой культуры;
использование различных каналов коммуникаций по актуальным вопросам финансовой грамотности и финансовой культуры в целях формирования и закрепления навыков осознанного финансового поведения граждан;
ведение целевой информационно-просветительской деятельности в отношении отдельных групп граждан;
обеспечение финансовой безопасности путем формирования у граждан правильных навыков, установок и поведенческих практик для защиты от возможных рисков в финансовой сфере, эффективного противодействия мошенничеству.
Для эффективного решения задач Программы необходимо обозначить следующие направления деятельности:
информационно-просветительская деятельность;
образовательная деятельность;
взаимодействие с финансовыми организациями;
взаимодействие с бизнесом;
взаимодействие с гражданским обществом и некоммерческими организациями;
поддержка гражданских инициатив и обеспечение открытости бюджетной информации.
Ожидаемый результат реализации Программы способствует достижению главной цели Стратегии - достижению необходимого уровня финансовой грамотности и финансовой культуры, отраженному в следующих характеристиках:
в сфере личных финансов:
планирование финансов, ведение учета личных доходов и расходов, умение ставить перед собой краткосрочные и долгосрочные финансовые цели и выстраивать траекторию достижения этих целей;
установка на рациональное и ответственное потребление во всех сферах жизнедеятельности, умение отказаться от "спонтанных трат";
осознанный выбор финансовой организации и умение проверить ее надежность, умение выбрать финансовые продукты, соответствующие жизненной ситуации и целям гражданина;
умение пользоваться основными платежными инструментами (банковские карты, "онлайн-банк", мобильные приложения, оплата товаров в обычном или интернет-магазине);
ответственное заимствование, умение оценить свои финансовые возможности при принятии решения о получении кредита (займа), дисциплинированное обслуживание кредитов (займов);
наличие установки на формирование сбережений для различных жизненных ситуаций (крупные покупки, непредвиденные трудности, будущая пенсия и др.) и умение реализовать эту установку;
формирование и поддержание резервного фонда ("финансовой подушки безопасности") на 3 - 6 месяцев;
понимание сущности инвестирования и его рисков, умение выбирать подходящие инвестиционные продукты с учетом приемлемого уровня риска, установка на диверсификацию и долгосрочность вложений;
умение управлять личными рисками, в том числе путем страхования, осознанный выбор подходящих страховых продуктов;
понимание сути инфляции, информированность о целевом показателе инфляции и его учет при формировании инфляционных ожиданий, потребительских и сберегательных стратегий;
в сфере общественных финансов:
понимание смысла уплаты налогов как источника доходов государства, благодаря которому оно предоставляет гражданам необходимые им блага;
установка на официальное трудоустройство, понимание взаимосвязи официальной зарплаты и уровня пенсионного обеспечения в будущем;
установка на соблюдение положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, ориентация на работу с официальной зарплатой или регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого;
выбор подходящего налогового режима для бизнеса, использование полагающихся налоговых льгот;
знания о бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, о структуре их доходов и направлениях расходов;
установка на участие в проектах инициативного бюджетирования, а также использование других инструментов участия граждан в бюджетном процессе;
использование полагающихся по закону государственных и муниципальных услуг и льгот;
в сфере финансовой безопасности:
понимание требований финансовой безопасности как личной ответственности потребителя, соблюдение правил финансовой безопасности, включая финансовую кибербезопасность, при управлении личными финансами, в том числе при использовании цифровых и платежных технологий;
умение распознавать и противостоять угрозе мошенничества;
умение осмотрительно относиться к размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет личных данных, в том числе финансовых, сокращать свой "цифровой след";
установка на взаимодействие с финансовыми организациями и правоохранительными органами в случае обнаружения мошеннических действий.
4. Сроки и контрольные этапы реализации Программы
4.1. Сроки реализации Программы: 2024 - 2030 годы. Сроки реализации Программы могут быть изменены в случае изменения законодательства.
4.2. Контрольным этапом реализации Программы является календарный год.
5. Основные направления мероприятий Программы
Программа и решение вышеперечисленных задач будут осуществляться путем выполнения Плана реализации программы "Повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения города Череповца на 2024 - 2030 годы" (далее - План мероприятий) согласно приложению 1 к настоящей Программе по направлениям:
информационно-просветительская деятельность;
образовательная деятельность;
подготовка кадров в сфере финансовой грамотности;
поддержка гражданских инициатив и обеспечение открытости бюджетной информации.
6. Механизм управления Программой
6.1. Программа реализуется уполномоченными органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями, некоммерческими организациями на условиях системного партнерства.
6.2. К реализации Программы привлекается широкий круг лиц, включая государственные учреждения, негосударственные образовательные и научные учреждения, коммерческие организации, общественные объединения, экспертное сообщество, волонтеров и иных лиц, заинтересованных в достижении целей Программы.
6.3. Общее руководство действиями ответственных исполнителей реализации Программы, определение стратегических направлений работы, координацию реализации мероприятий в сфере финансовой грамотности, определенных Программой, а также общий контроль за реализацией Программы осуществляет финансовое управление мэрии.
7. Обоснование объема финансовых ресурсов и источников финансирования, необходимых для реализации программы
7.1. Финансирование мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности в соответствии с Программой, обеспечивается за счет средств городского бюджета в рамках муниципальных программ, реализуемых управлением образования, финансовым управлением мэрии, АНО Агентство Городского Развития.
7.2. Содержание и объемы финансирования мероприятий уточняются и корректируются ежегодно при формировании городского бюджета на очередной финансовый год и на плановый период с учетом Плана мероприятий.
8. Анализ рисков и описание мер управления рисками реализации Программы
На реализацию Программы могут повлиять различные факторы риска, способные воздействовать как на ход, так и на результат реализации Программы.
8.1. Риски, связанные с законодательной и нормативной базой, нарушение сроков принятия необходимых нормативных правовых актов на местном уровне для обеспечения реализации Программы.
Меры управления риском: организация взаимодействия между заказчиком, основными исполнителями и участниками Программы в целях своевременного внесения предложений по внесению изменений в Программу и принятия необходимых правовых актов.
8.2. Организационные и управленческие риски, связанные с работой системы управления реализацией Программы, слабая координация между исполнителями Программы, образовательными организациями и другими участниками, в том числе в части получения методической поддержки, отставание от сроков реализации мероприятий.
Меры управления рисками: проработка регламента взаимодействия и Плана проведения заседаний, мониторинг эффективности реализации Программы и своевременное принятие мер по недопущению невыполнения задач Программы, организация взаимодействия всех участников реализации Программы на территории города.
8.3. Социальные риски, связанные с сопротивлением общественности предлагаемым изменениям в связи с недостаточными информированностью и освещением в средствах массовой информации целей, задач и планируемых в рамках Программы результатов.
Меры управления рисками: обеспечение постоянного и оперативного мониторинга реализации Программы, а также корректировки Программы на основе анализа данных мониторинга; учет возрастных и психолого-педагогических особенностей целевых групп при проведении мероприятий Программы; презентация Программы на муниципальных мероприятиях и в средствах массовой информации; широкое привлечение общественности к обсуждению целей, задач и механизмов реализации мероприятий в сфере повышения финансовой грамотности, а также публичное освещение хода и результатов реализации Программы.
8.4. Недостаточность ресурсных обеспечений мероприятий Программы.
Меры управления рисками: осуществление качественного планирования и распределения средств с учетом потребностей на методическое обеспечение педагогических работников, на обучающие и информационные материалы, на меры по популяризации мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности.
9. Мониторинг хода реализации и оценка эффективности исполнения Программы
9.1. Мониторинг хода реализации Программы (далее - мониторинг) ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений при исполнении Программы от ожидаемых результатов и представляет собой механизм оценки результативности выполнения мероприятий Программы с целью принятия в случае необходимости своевременных решений о внесении изменений в Программу.
Мониторинг осуществляется финансовым управлением мэрии 1 раз в полугодие на основе полугодовых отчетов о реализации Плана мероприятий Программы (далее - отчеты), представленных основными исполнителями Программы в соответствии с разделом 10 Программы.
При недостаточности проведения мероприятий в рамках реализации Плана мероприятий осуществляется оперативное взаимодействие с основными исполнителями и участниками Программы с целью выяснения причин невыполнения либо оперативной координации действий между исполнителями Программы.
Результативность исполнения Программы определяется финансовым управлением мэрии 1 раз в год в течение месяца с даты представления отчетов основными исполнителями Программы как степень выполнения мероприятий, указанных в приложении 1 к Программе, по формуле:
, где:
R - значение показателя результативности исполнения Программы;
I - количество исполненных мероприятий в отчетном году;
N - общее количество запланированных мероприятий Программы в отчетном году.
Степень результативности выполнения мероприятий Программы признается:
высокой, если значение показателя результативности выполнения мероприятий Программы составляет более 80%;
средней, если значение показателя результативности выполнения мероприятий Программы составляет от 60% до 80%;
низкой, если значение показателя результативности выполнения мероприятий Программы составляет менее 60%.
9.2. Оценка эффективности исполнения Программы (далее - оценка эффективности) осуществляется финансовым управлением мэрии на основе годовых отчетов о достижении целевых показателей реализации Программы в отношении мероприятий, реализованных основными исполнителями, представленных в соответствии с разделом 10 Программы.
Конечная оценка эффективности производится путем определения значений целевых показателей реализации Программы в динамике по истечении срока реализации Программы. Решение об эффективности/неэффективности исполнения Программы принимается финансовым управлением мэрии в 2030 году.
Целевыми показателями реализации Программы являются:
доля общеобразовательных организаций города, которые обеспечили включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования, - 100%;
доля обучающихся в общеобразовательных организациях, которые освоили элементы финансовой грамотности в рамках обучения по образовательным программам начального общего образования, образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования, - 100%;
количество проведенных мероприятий (олимпиад, конкурсов, фестивалей, чемпионатов, вебинаров, семинаров, лекций, мастер-классов и т.д.), направленных на повышение финансовой грамотности различных целевых групп населения, - фактический ежегодный прирост;
количество различных целевых групп граждан, охваченных мероприятиями (олимпиады, конкурсы, фестивали, чемпионаты, вебинары, семинары, лекции, мастер-классы и т.д.), направленными на повышение их финансовой грамотности, - фактический ежегодный прирост;
количество публикаций по тематике финансовой грамотности в различных сферах деятельности, размещенных в средствах массовой информации и на официальных цифровых ресурсах участников реализации Программы, направленных на повышение финансовой грамотности населения, - фактический ежегодный прирост;
количество информационно-просветительских материалов (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и т.д.), разработанных по тематике финансовой грамотности в различных сферах деятельности, - фактический ежегодный прирост.
10. Порядок направления и состав отчетности о реализации Программы
10.1. Основные исполнители Программы, определенные в соответствии с приложением 1 к Программе, представляют в финансовое управление мэрии не реже 1 раза в полугодие, до 13 числа месяца, следующего за отчетным периодом:
отчет о реализации Плана мероприятий Программы по форме согласно приложению 2 к Программе;
информацию о достижении целевых показателей реализации Программы в отношении мероприятий, реализованных основным исполнителем, по форме согласно приложению 2 к Программе.
10.2. При недостаточности сведений, предоставленных в соответствии с пунктом 10.1 настоящего постановления, финансовое управление мэрии вправе запрашивать у основных исполнителей и участников Программы дополнительную информацию о реализации Программы.
Приложение 1
к Программе
План
реализации программы "Повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения города Череповца на 2024 - 2030 годы"
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный исполнитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Информационно-просветительская деятельность | |||
(популяризация финансовой грамотности и финансовой культуры, формирование и закрепление знаний и навыков осознанного финансового поведения, продвижение ценностей и установок финансовой культуры в целях выработки разумных поведенческих практик граждан) | |||
1.1. |
Размещение информации по повышению финансовой грамотности и формированию финансовой культуры граждан с использованием различных каналов информирования, в том числе: |
|
|
- на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, социальных сетях, мессенджерах органов местного самоуправления, муниципальных учреждений |
Не реже 1 раза в месяц |
Основные исполнители Программы |
|
1.2. |
Информирование граждан о ценностях и установках, обеспечивающих финансовое благополучие граждан и финансовую безопасность, в том числе ответственное заимствование, культуру сбережений и инвестирования денежных средств, повышение доверия к финансовому рынку и осведомленности о возможности вложения денежных средств в российскую экономику, контроль за персональными рисками и их страхование, отказ от нелегальных или непонятных финансовых продуктов |
Не реже 1 раза в квартал |
Представители кредитных и страховых организаций (по согласованию); АНО Агентство Городского Развития; ИМА "Череповец". |
1.3. |
Продвижение знаний, умений и навыков безопасного пользования цифровыми и платежными технологиями, обеспечивающих кибербезопасность граждан |
Не реже 1 раза в квартал |
Основные исполнители и участники Программы; представители кредитных организаций (по согласованию) |
1.4. |
Продвижение ценностей и установок, обеспечивающих финансовое благополучие граждан и финансовую безопасность, в том числе ответственное заимствование, культуру сбережений и инвестирования денежных средств, повышение доверия к финансовому рынку и осведомленности о возможности вложения денежных средств в российскую экономику, контроль за персональными рисками и их страхование, отказ от нелегальных или непонятных финансовых продуктов |
Не реже 1 раза в квартал |
Представители кредитных и страховых организаций (по согласованию) |
1.5. |
Проведение информационных дней по финансовой грамотности и финансовой культуре |
Не реже 1 раза в полугодие |
Финансовое управление мэрии; управление образования мэрии (как соучастники, организатор Департамент финансов области) |
1.6. |
Обеспечение информирования граждан о важности роли общественных финансов в жизни граждан, о доступных мерах социальной поддержки, а также о взаимосвязи официальной заработной платы и уровня пенсионного обеспечения в будущем |
Не реже 1 раза в полугодие |
Финансовое управление мэрии; АНО Агентство Городского Развития; ИМА "Череповец" |
1.7. |
Проведение просветительских мероприятий по финансовой грамотности и финансовой культуре (лекции, видеоролики, игры, квесты, плакаты, круглые столы и др.) для: лиц предпенсионного и пенсионного возраста; субъектов малого и среднего предпринимательства, индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан; взрослого (экономически активного) населения |
Не реже 1 раза в квартал |
Основные исполнители и участники Программы; |
1.8. |
Проведение конкурсов проектов по финансовой грамотности и финансовой культуре на территории города |
Не реже 1 раза в год |
Управление образования мэрии |
1.9. |
Проведение информационных кампаний, направленных на повышение уровня финансовой грамотности и развитие финансовой культуры населения города |
Не реже 1 раза в квартал |
Основные исполнители и участники Программы |
1.10. |
Разработка и распространение информационно-просветительских материалов по тематике финансовой грамотности в различных сферах деятельности (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и т.д.) |
Не реже 1 раза в год |
Основные исполнители и участники Программы |
2. Образовательная деятельность | |||
(распространение и систематизация знаний по финансовой грамотности и создание предпосылок для формирования финансовой культуры) | |||
2.1. |
Внедрение образовательных программ, учебных и методических материалов, обеспечивающих формирование финансовой культуры, в систему образования, а также их своевременная актуализация |
Постоянно |
Управление образования мэрии; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Череповецкий государственный университет" (по согласованию); |
2.2. |
Содействие в проведении школьных олимпиад по финансовой грамотности, проведение студенческих олимпиад по финансовой грамотности |
Не реже 1 раза в полугодие |
Управление образования мэрии; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Череповецкий государственный университет" (по согласованию); профессиональные образовательные организации (по согласованию) |
2.3. |
Выявление лучших педагогических практик при преподавании финансовой грамотности посредством проведения конкурсов профессионального мастерства для педагогических работников, преподающих образовательные программы, содержащие элементы финансовой грамотности |
Не реже 1 раза в год |
Управление образования мэрии |
3. Поддержка гражданских инициатив и обеспечение открытости бюджетной информации | |||
3.1. |
Развитие инструментов участия граждан в бюджетном процессе путем: |
|
|
внедрения практик инициативного бюджетирования; |
Ежегодно |
Управление по работе с общественностью мэрии |
|
размещения актуальной информации о бюджетном процессе в открытом и понятном для широкого круга лиц формате; |
Постоянно |
Финансовое управление мэрии |
|
участия граждан в публичных слушаниях по проекту городского бюджета, отчету об исполнении городского бюджета |
Не реже 2 раз в год |
Финансовое управление мэрии |
|
|
|
|
Приложение 2
к Программе
Отчет (форма)
об исполнении Плана реализации Программы
"Повышение финансовой грамотности и формирование финансовой
культуры населения города Череповца на 2024 - 2030 годы"
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный исполнитель |
Результаты фактической реализации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. | ||||
1.1. |
|
|
|
|
2. | ||||
2.1. |
|
|
|
|
... |
... |
... |
... |
... |
Информация
о достижении целевых показателей реализации
Программы в отношении мероприятий,
реализованных основными исполнителями
Целевой показатель |
Плановое значение |
Фактическое значение |
1 |
2 |
3 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление мэрии города Череповца Вологодской области от 14 июня 2024 г. N 1572 "Об утверждении Программы по повышению финансовой грамотности и формированию финансовой культуры населения города Череповца на 2024 - 2030 годы"
Распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации г. Череповца (http://cherinfo-doc.ru) 14 июня 2024 г.