Ассоциация российских банков обращается по просьбе банков - членов АРБ по вопросу о порядке направления уведомлений в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон N 230-ФЗ) и Федерального закона от 4 августа 2023 года N 467-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон N 467-ФЗ).
Банки сообщают, что согласно полученным ими от судебных приставов разъяснениям в устной форме они лишаются права на подачу уведомления в соответствии с частью 4 статьи 2 Закона N 467-ФЗ, если не было направлено предварительное уведомление в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона N 467-ФЗ, согласно которой кредитные организации при наличии желания осуществлять взаимодействие с должниками и (или) иными лицами способами, предусмотренными пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 Закона N 230-ФЗ 1, обязаны направить простое письменное уведомление без приложения каких-либо документов.
Как следует из частей 3 и 4 статьи 17.1 Закона N 230-ФЗ, кредитная организация в случае принятия ею решения об осуществлении взаимодействия с должниками и (или) иными лицами способами, предусмотренными пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 Закона N 230-ФЗ, обязана направить в Федеральную службу судебных приставов уведомление о наличии необходимого для этого оборудования и программного обеспечения с приложением копий документов, подтверждающих наличие указанных оборудования и программного обеспечения. Закон N 230-ФЗ не содержит требования к кредитной организации, принявшей решение об осуществлении взаимодействия с должниками и (или) иными лицами способами, предусмотренными пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 Закона N 230-ФЗ, направить в ФССП России какие-либо предварительные уведомления о таком решении, а говорит лишь об обязанности направления уполномоченному органу уведомления о наличии оборудования и программного обеспечения (часть 4 статьи 17.1).
Согласно части 4 статьи 2 Закона N 467-ФЗ такое уведомление должно быть направлено в ограниченный срок - с 5 августа 2024 года по 4 сентября 2024 года.
При этом некоторые банки по не зависящим от них техническим причинам пропустили предусмотренный частью 3 статьи 2 Закона N 467-ФЗ тридцатидневный срок 2. В связи с этим согласно части 3 Закона N 467-ФЗ они лишены права взаимодействовать с должниками и иными лицами способами, предусмотренными пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 Закона N 230-ФЗ.
Таким образом, возник вопрос о соразмерности последствий, наступающих для кредитных организаций за нарушение предусмотренного частью 3 статьи 2 Закона N 467-ФЗ тридцатидневного срока для направления соответствующего уведомления.
Так, банки, имеющие намерение осуществлять взаимодействие с должниками и (или) иными лицами способами, предусмотренными пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 Закона N 230-ФЗ (что отвечает и интересам должников), и осуществившие закупку необходимого оборудования и программного обеспечения (что связано с достаточно большими расходами даже для крупных банков), не смогут реализовать право на взаимодействие с должниками и иными лицами указанными способами только лишь из-за пропуска вышеуказанного не столь продолжительного срока на подачу первого уведомления (пропуск срока, который может быть связан с изменениями бизнес-моделей; техническими причинами; необходимостью разрешения вопросов, связанных с поиском подходящих условий закупки оборудования / приобретения программного обеспечения и другими объективными обстоятельствами).
Представляется, что такое положение дел не соответствует как в целом успешному решению задачи оптимальной (прежде всего для заемщиков) организации осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц, так и в частности решения вопроса эффективного взаимодействия кредитных организаций с заемщиками вышеуказанными способами.
Рассматриваемое регулирование получения доступа кредитными организациями к осуществлению взаимодействия с должниками и (или) иными лицами способами, предусмотренными пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 Закона N 230-ФЗ, вызывает вопросы и в части разумности установления столь непродолжительного тридцатидневного срока на подачу первого уведомления, и целесообразности направления первого уведомления уполномоченному органу, и установления различного регламентирования порядка направления уведомлений Законом N 230-ФЗ и Законом N 467-ФЗ 3.
На основании изложенного, принимая во внимание важное практическое значение в оперативном разрешении вышеуказанного вопроса о порядке направления уведомлений с целью правомерного осуществления взаимодействия с должниками, просим высказать позицию о возможных путях разрешения возникшей проблемы, в т. ч. о целесообразности инициирования процесса внесения изменений в действующее законодательство (например, в часть 4 статьи 2 Закона N 467-ФЗ), в силу которых стало бы возможным для кредитных организаций подать уведомления о наличии оборудования и программного обеспечения, независимо от подачи уведомления, предусмотренного частью 3 статьи 2 Закона N 467-ФЗ.
При поддержке ФССП России позиции о целесообразности внесения соответствующих изменений в действующее законодательство Ассоциация будет готова принять активное участие в разработке данных изменений.
Письмо аналогичного содержания направлено в адрес Минюста России.
Ассоциация российских банков выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Федеральной службой судебных приставов по вопросам применения и совершенствования действующего законодательства.
------------------------------
1 Личные встречи, телефонные переговоры, SMS-сообщения, сообщения по электронной почте и др.
2 В течение тридцати дней со дня вступления в силу Закона N 467-ФЗ (1 февраля 2024 года).
3Закон N 230-ФЗ не устанавливает обязанность по направлению первого уведомления, а Закон N 467-ФЗ, основным назначением которого является внесение изменений в Закон N 230-ФЗ, отдельной нормой устанавливает положение, в силу которого направление первого уведомления становится обязательным.
------------------------------
Первый вице-президент |
Ю.И. Кормош |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 14 июня 2024 г. N А24-01/5-264 "О порядке направления уведомлений в соответствии с требованиями Федерального закона от 03.07.2016 г. N 230-ФЗ и Федерального закона от 04.08.2023 г. N 467-ФЗ"
Опубликование:
-